Понятие межбюджетных отношений и их роль в социально-экономических процессах страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:52, курсовая работа

Краткое описание

Межбюджетные отношения - отношения между двумя уровнями бюджетной системы, касающиеся выравнивания бюджетной обеспеченности, предоставления иных дотаций и субсидий их вышестоящего бюджета, нормативов отчислений от регулирующих налогов.
Целями организации системы межбюджетных отношений могут быть: выравнивание бюджетной обеспеченности, стимулирование роста налогового потенциала, финансовое управление территориальным развитием, снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3
1. ПОНЯТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ РОЛЬ В
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ СТРАНЫ…………....4
2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………………………………………………..….9
3. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНЫХ ФОНДОВ И РЕЗЕРВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ…….….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……………..…17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………....19

Файлы: 1 файл

МОЯ Готовая контрольная финансы и кредиты.docx

— 56.08 Кб (Скачать)

Собственный капитал предприятия  представляет собой разницу между  суммой активов и суммой внешних  обязательств предприятия. Его величина может быть определена только расчетно на основе данных баланса.

Капиталу любого предприятия  присущи, по крайней мере, две особенности. Во-первых, он всегда выступает в  роли источника активов хозяйственной  единицы, а, следовательно, неосязаем (его  нельзя потрогать руками). Во-вторых, капитал отнюдь не является синонимом понятия «собственные средства», в его состав входят только те собственные средства, которые изменяют свою форму (из денежной переходят в материальную и наоборот), а не расходуются предприятием безвозвратно.

Собственный капитал подразделяется на постоянный (уставный) и переменный.

Уставный капитал - это  сумма вкладов первоначально  инвестированных собственниками в  имущество предприятия для обеспечения  его уставной деятельности. Его размер всегда четко определен в учредительных  документах предприятия. Уставный капитал - основа всей деятельности любого предприятия, имеет важное экономическое значение. Он так же является -- основным первоначальным источником собственных средств  предприятия. Уставной капитал - источник формирования основного и оборотного капитала, которые в свою очередь  направляются на приобретение основных производственных фондов, нематериальных активов, оборотных средств .

Переменная часть его  во многом зависит от финансовых результатов  деятельности предприятия. За счет него формируется резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль.

Резервный капитал - денежный фонд предприятия, который образуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами. Источником его образования являются отчисления от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Величина резервного капитала должна быть не менее 15%, но и не более 25% от уставного капитала, при этом сумма отчислений не должна превышать 50% налогооблагаемой прибыли. Резервный капитал - это страховой капитал предприятия, предназначенный для возмещения убытков от хозяйственной деятельности, а также для выплаты доходов инвесторам и кредиторам в случае, если на эти цели не хватает прибыли. Средства резервного капитала

выступают гарантией бесперебойной  работы предприятия и соблюдения интересов третьих лиц. Наличие  такого источника предает последним  уверенность в погашении предприятием своих обязательств.

Наличие резервного фонда  является важнейшим условием обеспечения  устойчивого финансового состояния  предприятия. К числу резервных  фондов денежных средств относятся  также резервы под обесценение  вложений в ценные бумаги, выкупной фонд, отложенный фонд и другие, создаваемые  в акционерных обществах для  погашения облигаций и выкупа акций .

В отличие от резервного понятие добавочного капитала гражданским  законодательством не определено. Понятие  добавочного капитала раскрывается нормативными документами по бухгалтерскому учету. Добавочный капитал является одним из источников собственных  средств организации. Он образуется в процессе хозяйственной деятельности предприятия в результате прироста стоимости активов предприятия, а также в результате присоединения  к активам безвозмездно полученного  имущества производственного назначения. Добавочный капитал формируется  в результате переоценки отдельных  статей вне оборотных активов, а также за счет эмиссионного дохода и безвозмездно полученных денежных и материальных ценностей на производственные нужды. Он может быть использован на погашение сумм снижения стоимости имущества, выявившихся по результатам его переоценки, на погашение убытков, возникших в результате безвозмездной передачи имущества другим предприятиям и лицам, на увеличение уставного капитала, на погашение убытков, выявленных по результатам работы предприятия за отчетный год.

Добавочный капитал включает в себя капитал переоценки, эмиссионный  доход, капитал накопления.

Капитал переоценки - прирост  стоимости имущества в результате переоценок основных средств и незавершенного строительства организации, производимых по решениям правительства.

Эмиссионный доход - полученные денежные средства и имущество в  сумме повышения их величины над  стоимостью переданных акций.

Капитал накопления - прирост  активов в результате инвестиционной деятельности организации, профинансированной за счет прибыли.

Нераспределенная прибыль - чистая прибыль, которая используется на накопление имущества предприятия, направляется на пополнение оборотных  средств и другие нужды или  направляется на формирование специальных  фондов: фонда накопления, фонда  потребления и других целевых  фондов.

Инвестиционный фонд предназначен для развития производства. В нем  концентрируются:

Амортизационный фонд создается  в процессе использования капитала и по своей экономической сущности предназначен для финансирования простого воспроизводства основных фондов

Фонд накопления - денежные средства, предназначенные для развития и расширения производства. Использование  этих средств связано как с  развитием основного производства в целях увеличения имущества  предприятия, так и с финансовыми вложениями для извлечения прибыли.

Заемные и привлеченные источники.

Роль этого фонда очевидна. Истина в этом случае такова: предприятие  должно иметь возможность и обязано  за счет собственной прибыли и  других источников обеспечить прирост  оборотных средств и финансирование капитальных вложений. Это должно всегда учитываться предприятием при  распределении чистой прибыли и  решении вопроса о том, какая  часть ее должна быть направлена на выплату дивидендов и на развитие производства.

Целевое финансирование и  поступления - средства предназначенные  для строительства и содержания социальных объектов, а также поступления  на эти цели от юридических и физических лиц. Средства предприятиям могут также  выделяться из бюджета, отраслевых и  межотраслевых фондов.

Валютный фонд формируется  на предприятиях, получающих валютную выручку от экспортных операций и  для импортных операций. Этот фонд не имеет самостоятельного целевого значения. Он выделяется постольку, поскольку операции в валютой имеют свои особенности. В этих целях предприятием в коммерческих банках, имеющих лицензию Центрального Банка, для проведения валютных операций открываются валютные счета.

Вторая группа денежных фондов предприятия - это фонды заемных  средств. В условиях рыночной экономики  ни одно предприятие не может обходиться без заемных средств. Многообразие фондов дает возможность использовать их в различных ситуациях. Заемные  средства в нормальных экономических  условиях способствуют повышению эффективности  производства. Заемные средства - часть  оборотных средств, полученных предприятием в порядке краткосрочного банковского  кредита. Их наличие обуславлива6ется тем, что собственные средства покрывают  лишь минимальную потребность предприятия, необходимую для нормального  осуществления его деятельности. Дополнительная потребность, возникающая  в связи с перевыполнением  плана производства, задержкой в  отправке готовой продукции, неравномерностью хода производства или поставок сырья, носит временный характер и может покрываться краткосрочными кредитами банков.

Кредит - ссуда в денежной или натуральной форме, предоставляемая  одним юридическим или физическим лицом - кредитору, другому лицу - заемщику.

К заемным средствам кроме  кредитов относят лизинг. Лизинг - пользование  юридическим или физическим лицом  не принадлежащими ему средствами труда  вместо приобретения их в свою собственность; одна из форм кредитования товаров  длительного пользования.

Факторинг является разновидностью посреднической деятельности, при которой  фирма-посредник (факторинговая компания) за определенную плату получает от предприятия право взыскивать и зачислять на его счет причитающиеся ему от покупателей суммы денег (право инкассировать дебиторскую задолженность). Одновременно с этим посредник кредитует оборотный капитал клиента и принимает на себя его кредитный и валютный риски.

Третья группа денежных фондов - это фонды привлеченных средств. Они имеют двойственных характер. С одной стороны, эти средства находятся в обороте предприятия, а с другой - они принадлежат  его работникам (дивиденды и фонд потребления). Подтверждает их двойственность то, что, во-первых, в балансе предприятия  они находятся в пятом разделе  пассива, то есть среди краткосрочных  обязательств, а во-вторых, при некоторых  расчетах они исключаются из обязательств предприятия.

Фонд потребления денежный фонд, образуемый за счет чистой прибыли  предприятия, представляющий собой  совокупность прямых и косвенных  выплат работникам предприятия независимо от их организационно-правовой формы  собственности.

Фонд потребления предназначен для выплаты дивидендов, для уплаты в ряде случаев штрафов, пени, за нарушения по вине предприятия. Начисление оплаты труда работников автор выделяет в отдельный оперативный фонд .

Фонд потребления - это  денежные средства, направляемые на социальные нужды, финансирование объектов непроизводственной сферы, единовременное поощрение, выплаты  компенсационного характера и другие аналогичные цели.

Оперативные денежные фонды  предприятия, образующие четвертую  группу денежных фондов, создаются  им периодически для оперативного управления финансовыми ресурсами. Эти фонды  денежных средств могут создаваться  на всех предприятиях. К ним относят  фонд оплаты труда, фонд для платежей в бюджет, фонд для освоения новой  техники, отчислений вышестоящей организации.

Выделяют так же еще  один фонд - фонд возмещения, обеспечивающий покрытие затрат на простое воспроизводство  и начисление износа. Сюда входят арендная плата и амортизационные отчисления.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Бюджетная политика государства - главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации  финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления  бюджетных расходов, при организации  межбюджетных отношений. Бюджетная  политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и  определяет не только текущую структуру  расходов бюджетов, но и перспективы  использования бюджетных средств  для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления  налоговой политики, проведения государственной  инвестиционной политики, при выработке  бюджетной политики в отношении  приоритетных отраслей и видов деятельности.

Важнейшей составной частью бюджетной политики страны выступает, как уже отмечено, концепция межбюджетных отношений. На ее основе разрабатываются  подходы к разграничению доходных и расходных полномочий между  уровнями власти, определению критериев  и методов предоставления финансовой помощи на базе условий функционирования бюджетной системы. Иными словами, совершенствуются финансово-бюджетные  отношения между федеральными, региональными  и местными органами власти, что  является одним из главных факторов политико-экономического развития России и, следовательно, успеха реализации бюджетной  политики. Во-первых, обоснованное разграничение  их доходных полномочий - это обязательное условие эффективного сбора налогов  и оптимизации налоговой нагрузки на различные сегменты экономики, включая  ее частный сектор. Во-вторых, понятное разграничение расходных полномочий определяет эффективность общественного  сектора и меру его воздействия  на экономику, в особенности на формирование хозяйственной инфраструктуры. В-третьих, предоставление финансовой помощи через межбюджетные отношения сглаживает социально-экономические различия между регионами, способствует выравниванию и ускорению хозяйственного развития. В-четвертых, отлаженные финансовые отношения между уровнями власти являются условием укрепления государственности и упрочения правопорядка, безопасности общества.

Межбюджетные отношения  обусловлены действием двух основных факторов. Во-первых, как часть распределительных  отношений они порождены неравномерностью размещения доходных источников и потребителей финансовых ресурсов по регионам страны. Во-вторых, их наличие связано с  функционированием органов государственной  власти и местного самоуправления, обеспечивающих иерархические интересы граждан.

 Федеральное устройство  государства вносит существенную  специфику в функционирование  финансовой системы, определяя  круг доходных и расходных  полномочий как центральной власти, так и властей субъектов Федерации.

Межбюджетные отношения  тесно связаны с региональной политикой. Финансовая составляющая региональной политики не ограничивается межбюджетными  отношениями и включает в себя инвестиции из федерального бюджета, а  также основную часть его прямых расходов (средства федерального бюджета  расходуются на конкретных территориях).

Формирование денежных фондов предприятия начинается с момента  его организации и является важнейшей  стороной его деятельности. Эти фонды  в большинстве своем отражаются в бухгалтерском балансе организации.

Информация о работе Понятие межбюджетных отношений и их роль в социально-экономических процессах страны