Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:57, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: исследовать экономическую целесообразность формирования и специфику использования средств Стабилизационного фонда РФ.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих функциональных задач:
1. Охарактеризовать теоретические основы создания и функционирования стабилизационных фондов в экономике государства.
2. Проанализировать особенности, динамику и проблемы создания и функционирования Стабилизационного фонда РФ.
3. Определить и разработать перспективные направления и механизмы совершенствования Стабилизационного фонда РФ.
Введение
1. Теоретические основы создания и функционирования стабилизационных фондов в экономике государства
1.1. Понятие, сущность, виды, функции и роль организации и использования стабилизационного фонда на государственном уровне
1.2. Правовые и методологические механизмы организации, управления и использования стабилизационного фонда
2. Анализ создания и функционирования Стабилизационного фонда РФ
2.1. Особенности, динамика и проблемы создания и функционирования Стабилизационного фонда РФ: формирования и использования средств фонда
2.2. Особенности, динамика и проблемы создания и функционирования Стабилизационного фонда Пермского края: формирования и использования средств фонда
3. Перспективные направления и механизмы совершенствования деятельности Стабилизационного фонда РФ
3.1. Определение перспективных направлений совершенствования функционирования Стабилизационного фонда РФ
3.2. Разработка механизмов совершенствования деятельности Стабилизационного фонда РФ по формированию и использованию им денежных средств
Выводы и предложения
Список использованных источников
Содержание
Введение
1. Теоретические основы создания и функционирования стабилизационных фондов в экономике государства
1.1. Понятие, сущность, виды, функции и роль организации и использования стабилизационного фонда на государственном уровне
1.2. Правовые и методологические механизмы организации, управления и использования стабилизационного фонда
2. Анализ создания и функционирования Стабилизационного фонда РФ
2.1. Особенности, динамика и проблемы создания и функционирования Стабилизационного фонда РФ: формирования и использования средств фонда
2.2. Особенности, динамика и проблемы создания и функционирования Стабилизационного фонда Пермского края: формирования и использования средств фонда
3. Перспективные направления и механизмы совершенствования деятельности Стабилизационного фонда РФ
3.1. Определение перспективных направлений совершенствования функционирования Стабилизационного фонда РФ
3.2. Разработка механизмов совершенствования деятельности Стабилизационного фонда РФ по формированию и использованию им денежных средств
Выводы и предложения
Список использованных источников
В деструктивных условиях мирового финансового кризиса 2008-2011 гг. основой того, что Российская федерация вышла из кризиса быстрее и с более выгодной позицией, чем развитые страны стало своевременное создание и рациональное использование Стабилизационного фонда РФ [12, с. 13].
Основными целями создания стабилизационных фондов во всем мире являются сглаживание доходов и расходов государственного бюджета и накопление средств для будущих поколений, когда месторождения, приносящие доход (основа Стабилизационного фонда РФ продажа за рубеж энергетических ресурсов) будут исчерпаны. Для России данная процедура достаточно новое и малоизученное, и актуальное явление, так как в потенциале несет в себе как большие перспективы (цены на нефть на мировом рынке продолжают расти), при правильном расчете и проектировании, так и возможные проблемы (при резком падении цен на нефть, неконструктивном расходовании средств фонда, при и т.д.), что требует особого внимания к динамике формирования и расходования стабилизационного фонда России.
При этом можно констатировать недостаточное использование российским законодателем мирового опыта создания и функционирования подобных фондов, что также актуализирует значимость исследуемой в данной работе проблематики.
Цель данной курсовой работы: исследовать экономическую целесообразность формирования и специфику использования средств Стабилизационного фонда РФ.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих функциональных задач:
1. Охарактеризовать теоретические основы создания и функционирования стабилизационных фондов в экономике государства.
2. Проанализировать особенности, динамику и проблемы создания и функционирования Стабилизационного фонда РФ.
3. Определить и разработать перспективные направления и механизмы совершенствования Стабилизационного фонда РФ.
Объект исследования: Стабилизационный фонд РФ: экономическая целесообразность формирования и специфика использования средств.
Предмет исследования: особенности, проблемы и перспективы совершенствования деятельности Стабилизационного фонда РФ через формирование им и использование денежных средств.
Методы исследования: контент-анализ, имеющейся специальной литературы, а так же других, дополнительных материалов: печатных и электронных источников: газет, журналов, электронных баз, специализированной документации, законодательньно-нормативных актов и статистических данных; системный подход в его субъектно-объектном и структурно-функциональном аспектах; эволюционный подход, позволяющий выявить внутренние закономерности развития объекта исследования; метод экспертных оценок, позволяющий обобщить данные, полученные эмпирическим путем; сравнительный анализ, дающий возможность анализировать различные экономические показатели; использование схем, таблиц, графиков для большей наглядности и информативности выводов и анализа проводимого в данной курсовой работе исследовании.
При написании работы использовались монографии, учебная литература, законодательные акты РФ, государственные Программы по исследуемой проблеме, периодика и статистика выборочно (за последние три года).
Данная курсовая работа состоит из: введения, трех глав (теоретико-методологической, исследовательской (аналитической) и проектной (представляющей направления и механизмы по решению выявленных проблем при учете имеющихся перспектив), выводов и предложений и списка использованных источников.
Государственный инвестиционно-накопительный фонд – обособленная совокупность денежных средств (фонд), образуемая в рамках федерального бюджета, для целей содействия реализации основополагающих конституционных прав граждан Российской Федерации8, финансирования дефицита федерального бюджета, реализации социально значимых, наукоемких и экономически эффективных инвестиционных проектов [11, с. 34].
Бюджетные стабилизационные фонды существуют в целом ряде стран (территорий), где в экономике существенную роль играет добыча полезных ископаемых, в основном — углеводородного сырья.
Появление первых государственных инвестиционно-накопительных институтов в мире принято относить в 1953 году, когда было создано «Управление Инвестиций Кувейта» [12, с. 14]. Впоследствии, уже в 80-х гг. 20 века, опыт создания инвестиционно-накопительных фондов был признан успешным и к настоящему времени в мире функционирует около 40 национальных инвестиционно-накопительных структур, среди которых особое место занимают «Постоянный Фонд Аляски» и «Государственный пенсионный фонд – Глобал». Данные фонды являются мировыми лидерами по доходности и надежности инвестиций и качеству корпоративного управления и часто служат эталоном для вновь создаваемых инвестиционно- накопительных механизмов.
В соответствии с основными функциями, которые призваны выполнять стабилизационные фонды в мировой практике, эти структуры можно разделить на три группы (см. табл. 1) [9, с. 17].
Таблица 1. - Функции стабилизационных фондов стран (территорий), имеющих значительный сырьевой сектор экономики
Тип фонда, примеры | Функции | Источники ресурсов | Способы аккумулирования/размещения средств |
Бюджетные стабилизационные фонды (Фонд макроэкономической стабилизации, Венесуэла) | Основная — компенсация влияния на бюджет снижения мировых цен на сырье, дополнительная — регулирование эмиссии | Часть рентных платежей при превышении мировыми ценами на соответствующий вид сырья порогового значения | Средства на счетах, иностранные активы |
Фонды будущих поколений (Государственный нефтяной фонд, Норвегия; Резервный фонд для будущих поколений, Кувейт; Нефтяной фонд, Оман) | Накопление средств для компенсации долгосрочных негативных сдвигов в ресурсной базе бюджета и/или его социальных обязательствах | Рентные платежи, доходы от финансовых инвестиций за счет средств фондов, в ряде случаев — другие доходы (от приватизации, прочих видов налогов и др.) | Иностранные активы, в ряде случаев — внутренние инвестиции вне нефтяной промышленности |
Распределительные фонды (Постоянный фонд Аляски) | Основная — обеспечение участия граждан в получении доходов от природной ренты, дополнительная — долгосрочное накопление средств | Рентные платежи, доходы от инвестиций за счет средств фондов | Средства на счетах, иностранные активы |
Собственно бюджетные стабилизационные фонды (в узком определении). Они формируются для обеспечения текущей сбалансированности бюджетов в условиях изменяющейся внешнеэкономической конъюнктуры, а также для регулирования эмиссии (пример — венесуэльский Фонд макроэкономической стабилизации). В период благоприятной ценовой конъюнктуры такие фонды наполняются за счет отчислений от рентных платежей (причем обеспечивается пропорциональность таких отчислений от уровня цен мирового рынка). В условиях низких цен мирового рынка аккумулированные средства используются для финансирования бюджетных расходов.
Именно к этому типу фондов, в соответствии со своим нынешним статусом, относится Стабилизационный фонд Российской Федерации.
Фонды будущих поколений. Такие фонды ориентированы на накопление ресурсов на длительную перспективу — обеспечение бюджетных расходов в условиях исчерпания запасов полезных ископаемых, ухудшения демографического баланса и др. Помимо отчислений рентных платежей (как правило, фиксированных и/или в меньшей степени, чем в предыдущем варианте, зависящих от мировых цен), значимую роль для формирования таких фондов играют доходы от инвестирования накопленных средств. В ряде случаев (кувейтский Фонд для будущих поколений, норвежский Государственный нефтяной фонд) масштабы таких доходов сопоставимы или даже превосходят поступления, непосредственно связанные с природной рентой. Кроме того, в отдельных странах (кувейтский Фонд будущих поколений) в такие фонды зачисляются все виды доходов бюджета при достижении профицита, средства от приватизации государственного имущества и т.п.
Средства таких фондов активно инвестируются в финансовые активы (как правило, зарубежные). Их использование в рамках текущего бюджетного процесса законодательно ограничено или запрещено. В ряде случаев ресурсы бюджетных фондов будущих поколений инвестируются в национальную экономику (с ограничениями для нефтяного сектора — кувейтский Фонд будущих поколений, Нефтяной фонд Омана).
Фонды, предназначенные для аккумулирования и распределения природной ренты среди населения (пример — Постоянный фонд Аляски). В эти фонды на постоянной основе направляются платежи за использование природных ресурсов, которые затем распределяются по индивидуальным счетам граждан. В ряде случаев средства таких фондов инвестируются в зарубежные финансовые активы и не полностью выплачиваются гражданам (аккумулируются), что сближает данные фонды с фондами будущих поколений.
Так сбережения или средства стабилизационного фонда, формируемые полупринудительным образом, помимо сглаживания расходов в периоды низких цен на экспортируемые ресурсы могут быть использованы для погашения внешнего долга страны. По соображениям, аналогичным приведенным выше, более привлекательна ситуация, когда накопленные сбережения используются не для плановых выплат по внешнему долгу, осуществляя таким образом переложение обязательств бюджета на стабилизационный фонд, а повышают благосостояние будущих поколений через внеплановое сокращение и выкуп долгового бремени [14, с.21].
Стабилизационный фонд можно формировать и другим способом – накапливая его с нуля перечислением средств в годы благоприятной конъюнктуры или при помощи регулярных выплат. В такой ситуации фонд формируется следующим образом: все дополнительные доходы свыше базового уровня перечисляются в фонд в благоприятные периоды; когда же доходы низки, часть расходов покрывается отчислениями из фонда, при условии, что в фонде есть средства.
Решение простой модели расходования и сбережения средств без ограничения ликвидности, то есть с возможностью займа средств, когда это необходимо, - это осуществление расходов на одном и том же уровне (в предположении равенства нормы дисконтирования и процентной ставки). В ситуации, когда правительство сталкивается с ограничением ликвидности, то есть не может занимать в периоды неблагоприятной конъюнктуры, при продолжительных отрицательных шоках доходов после исчерпания средств стабилизационного фонда перечислений из него в бюджет не будет, то есть расходы придется сократить до уровня получаемых доходов, которые в этот период низки. Это будет продолжаться до наступления благоприятной ситуации.
Другим, более сложным вариантом формирования стабилизационного фонда является прогнозирование будущих доходов. Предыдущие рассуждения были основаны на том, что случайный характер реализации доходов плохо прогнозируем, и правительство не формирует ожиданий на счет будущих доходов. Если же средний уровень цен и доходов можно спрогнозировать достаточно точно, например, учитывая в формуле отчислений в стабилизационный фонд тренды движения цен и доходов, то использование дополнительной информации в условной формуле формирования стабилизационного фонда позволяет дополнительно снизить возможность неблагоприятной ситуации, когда и доходы и сбережения низки, то есть повысить действенность фонда [14, с.26].
В целом, несмотря на кажущуюся простоту самой идеи формирования стабилизационного фонда – как механизма накопления дополнительных доходов с целью их расходования в неблагоприятных ситуациях, на практике организовать эффективный механизм формирования и использования сбережений достаточно сложно. В условиях ограниченности средств правительства и наличия значительного количества случайных факторов, влияющих на доходы бюджета, простые механизмы (формулы) формирования фонда оказываются недейственными и решают задачу сглаживания расходов только в относительно благоприятных (фонд формируется с начала длительного периода высоких доходов) и предсказуемых условиях.