Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:11, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие такого понятия как профицит государственного бюджета и Стабилизационный фонд Российской федерации как инструмент макроэкономического регулирования.
Для достижения этой цели необходимо определить: что такое бюджет государства, дать понятие Стабилизационному фонду; рассмотреть из каких источников формируется Стабилизационный фонд РФ; показать, на что расходуются основные средства и доходы фонда.
Введение 3
1. Глава 1. Бюджет государства
1.1 Сущность и функции бюджета государства 5
1.2 Дефицит и профицит бюджета, его балансирование 8
1.3 Стабилизационный фонд как стратегический резерв РФ 14
2. Глава 2.Динамика изменения Стабилизационного фонда
2.1 Стабилизационный фонд как инструмент регулирования российской экономики 16
2.2 Динамика изменения Стабилизационного фонда 21
2.3 Распределение Стабилизационного фонда РФ 24
3. Глава 3 Предложения использования средств Стабилизационного фонда РФ.
3.1 Предложения по возможному использования средств Стабилизационного фонда РФ. 26
3.2 Мои предложения по возможному использования средств Стабилизационного фонда РФ. 29
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Содержание
Введение
1. Глава 1. Бюджет государства
1.1 Сущность и функции бюджета государства 5
1.2 Дефицит и профицит бюджета, его балансирование
1.3 Стабилизационный фонд как стратегический резерв РФ 14
2. Глава 2.Динамика изменения Стабилизационного фонда
2.1 Стабилизационный фонд как инструмент регулирования российской экономики
2.2 Динамика изменения Стабилизационного фонда
2.3 Распределение Стабилизационного фонда РФ
3. Глава 3 Предложения использования средств Стабилизационного фонда РФ.
3.1 Предложения по возможному использования средств Стабилизационного фонда РФ.
3.2 Мои предложения по возможному использования средств Стабилизационного фонда РФ.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Вмешательство государства в процессы экономической жизни в условиях рынка предполагает обязательное наличие некоторых финансовых и материальных ресурсов.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий. Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета).
В 2004 г. был создан Стабилизационный фонд Российской Федерации как продолжение бюджета развития.
По замыслу экономистов Фонд должен способствовать стабильности экономического развития страны, являться одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшать инфляционное давление.
Актуальность темы обусловлена тем, что каждый стерилизуемый рубль потенциально означает для государства упущенную выгоду. Получить эту выгоду можно, только наладив эффективное распределение бюджетных средств.
Целью данной работы является раскрытие такого понятия как профицит государственного бюджета и Стабилизационный фонд Российской федерации как инструмент макроэкономического регулирования.
Для достижения этой цели необходимо определить: что такое бюджет государства, дать понятие Стабилизационному фонду; рассмотреть из каких источников формируется Стабилизационный фонд РФ; показать, на что расходуются основные средства и доходы фонда.
1.1.Сущность и функции бюджета государства
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Бюджет – категория свойственная различным отношениям. Его возникновения и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.
Бюджет выполняет следующие задачи:
Перераспределение ВВП;
Государственное регулирование и стимулирование экономики;
Финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов.
Перераспределение ВВП через бюджет имеет 2 взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно стадии:
1. Образование доходов бюджета;
2. Использование бюджетных средств (расходы бюджета).
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного саморегулирования.
Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения.
Неналоговые доходы бюджета образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.
Структура доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни – косвенные налоги и налоги с юридических лиц.[1]
Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетов.
Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
1.2.Дефицит и профицит бюджета, его балансирование
При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. В том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.
Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.
В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.
Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны.[2]
Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада.[3]
Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, — это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом.[4]
Сбалансированность бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.
Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним — несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета — обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны.
Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие — при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов.