Стабилизационный фонд России и его использование

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 07:11, реферат

Краткое описание

Стабилизационный фонд Российской Федерации (далее - «Фонд»), основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).

Оглавление

1. Введение.
2. Стабилизационный фонд России и его использование
3. Резервный фонд России и его использование
4. Фонд национального благосостояния России и его использование
5. Заключение
6. Список литературы
Приложение № 1
Приложение № 2

Файлы: 1 файл

Стабфонд.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

Министерство  финансов Российской Федерации 

Всероссийская государственная  налоговая академия 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат  

По  дисциплине «Финансы, денежное обращение  и кредит» 

На  тему «Стабилизационный фонд России и его использование» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                             Выполнила: Толкачева Ю. А. 

                                                           Группа: НЗ - 301 

                                                                                Проверил:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2010

 

Содержание.

1. Введение.

2. Стабилизационный  фонд России и его использование

3. Резервный  фонд России и его использование

4. Фонд национального благосостояния России и его использование

5. Заключение

6. Список литературы

Приложение № 1

Приложение № 2

 

Введение.

Предназначение  Фонда.

Стабилизационный  фонд Российской Федерации (далее - «Фонд»), основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван  обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).

Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

Порядок формирования и использования стабилизационного фонда первоначально регулировалась главой 13.1 «Стабилизационный фонд Российской Федерации» Бюджетного кодекса РФ. С 1 января 2008 года данный раздел утратил силу, и вместо него кодекс был дополнен главой 13.2 «Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета».  

 

Стабилизационный  фонд (СФ) — специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики.

Стабилизационный  фонд выполняет следующие функции:

  • является встроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными и общеупотребительными, как прогрессивный налог и пособие по безработице);
  • обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам;
  • может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.

По сути, это  финансовые активы, которыми напрямую распоряжается правительство, а не Федеральное Собрание посредством бюджета.

С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (3 069 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.). Общий объём средств, которые будут зачисляться на счёт нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру валового внутреннего продукта (ВВП): на 2008 год — 6,1 % ВВП, на 2009 год — 5,5 %, на 2010 год — 4,5 %, а после 2010 года данный объём фиксируется в размере 3,7 % ВВП.

Управление средствами Фонда

Прежде всего, необходимо провести чёткую границу  между управлением средствами Стабфонда  и их использованием. Исходя из предназначения Фонда — служить стратегическим финансовым резервом страны, основными задачами управления являются защита его средств от обесценивания и обеспечение их высокой ликвидности. Обеспечение же высокой доходности от размещения средств, как правило, связано с большим риском, что входит в противоречие с изначальной функцией Фонда. Согласно постановлению Правительства, Минфин может управлять средствами Фонда двумя способами (как каждым в отдельности, так и одновременно):

  • путём приобретения за счёт средств Фонда иностранной  валюты в долларах США, евро и фунтах стерлингов Соединённого королевства и её размещения на счетах по учёту средств Стабфонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование средствами ЦБ уплачивает проценты, установленные договором банковского счёта;
  • путём приобретения за счёт средств Фонда долговых обязательств иностранных государств.

Перечень государств и требования к их долговым обязательствам определяет Правительство, а Минфин разрабатывает нормативную валютную структуру средств Фонда, нормативы  минимального и максимального сроков до погашения выпусков долговых обязательств, порядок расчёта и зачисления процентов и порядок взаимодействия с Федеральным казначейством при проведении операций. 24 июля 2006 начался процесс перевода всех средств Фонда в иностранную валюту и 16 октября 2006 этот процесс был завершён. С тех пор средства размещаются на валютных счетах ЦБ по мере их поступления. В настоящее время (актуальность — май 2007) средства Фонда размещаются согласно следующей валютной структуре: доллар и евро — по 45 %, фунт — 10 %. Срок до погашения долговых обязательств на день их приобретения (день формирования портфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в годах): 0,25 — 3. ЦБ ежегодно уплачивает проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств (к ним отнесены ценные бумаги правительств США, Великобритании и некоторых стран ЕС).

Динамика изменений.

Динамика  изменения стабилизационного  фонда РФ

Дата в миллиардах 
долларов США
в миллиардах 
рублей
01.01.2008 156,81 3 849,11
01.12.2007 144,43 3 517,05
01.11.2007 147,60 3 649,25
01.10.2007 141,05 3 519,09
01.09.2007 132,91 3 409,07
01.08.2007 127,48 3 263,56
01.07.2007 121,68 3 141,35
01.06.2007 116,85 3 026,68
01.05.2007 113,70 2 920,50
01.04.2007 108,11 2 812,21
01.03.2007 103,55 2 708,85
01.02.2007 99,77 2 647,21
01.01.2007 89,13 2 346,92
01.12.2006 83,21 2 189,52
01.11.2006 76,62 2 049,30
01.10.2006 70,73 1 894,09
01.09.2006 64,73 1 730,64
01.08.2006 82,14 2 207,33

 

В конце 2004-го размер средств Фонда превысил уровень  в 500 млрд рублей, и на следующий год часть суммы превышения была направлена на выплату внешнего долга и покрытие дефицита Пенсионного фонда в следующих объёмах:

  • 93,5 млрд рублей (эквивалент 3,3 млрд долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом;
  • 430,1 млрд рублей (эквивалент 15 млрд долларов США) — на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;
  • 123,8 млрд рублей (эквивалент 4,3 млрд долларов США) — на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998—1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;
  • 30 млрд рублей (эквивалент 1,04 млрд долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.

В 2006-м на схожие цели было потрачено 605 млрд, а в 2007 году — 12 млрд рублей.

На момент разделения фонда на 1 февраля 2008 года фонд составлял 3 852 млрд рублей.

За период с  24 июля 2006 года (дата начала инвестирования средств стабфонда) по 15 декабря 2007 года общий доход от инвестирования составил 174,78 млрд руб. (за год с 15 декабря 2006 года по 15 декабря 2007 года — 151,89 млрд руб.). Доходность от инвестирования в долларах США составила за год 10,94 % годовых, в рублях — около 5 %.

С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (3 069 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.). Общий объём средств, которые будут зачисляться на счёт нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру валового внутреннего продукта (ВВП): на 2008 год — 6,1 % ВВП, на 2009 год — 5,5 %, на 2010 год — 4,5 %, а после 2010 года данный объём фиксируется в размере 3,7 % ВВП.

 

 

Резервный Фонд Российской Федерации.

Резервный фонд представляет собой часть средств  федерального бюджета, подлежащих обособленному  учёту и управлению в целях  осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения  указанного трансферта.

21 апреля 2010 г.  председатель правительства РФ В. В. Путин подписал постановление правительства России о том, что до 1 февраля 2012 года министерство финансов не будет обязано публиковать в Интернете данные о величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, сведения об объёмах поступивших на их счета средств, о том, где они размещены и как используются. Некоторые экономисты считают, что отказ от публикации этих сведений связан с быстрым сокращением средств обоих фондов.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объёме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объёма валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния России.

Резервный фонд формируется за счет:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
  • доходов от управления средствами Резервного фонда.

История изменения совокупного  объёма средств Резервного фонда Российской Федерации:

Дата в млрд. рублей в млрд. долларов США
01.09.2010 1 228,93 40,08
01.08.2010 1 225,17 40,59
01.07.2010 1 226,57 39,32
01.06.2010 1 197,66 39,27
01.05.2010 1 188,70 40,59
01.04.2010 1 553,28 52,90
01.03.2010 1 763,89 58,90
01.02.2010 1 823,26 59,91
01.01.2010 1 830,51 60,52
01.12.2009 2 238,58 75,07
01.11.2009 2 242,09 77,18
01.10.2009 2 298,00 76,37
01.09.2009 2 706,82 85,74
01.08.2009 2 811,34 88,53
01.07.2009 2 957,54 94,52
01.06.2009 3 127,93 100,95
01.05.2009 3 551,47 106,81
01.04.2009 4 117,67 121,06
01.03.2009 4 869,74 136,33
01.02.2009 4 863,80 137,34
01.01.2009 4 027,64 137,09
01.12.2008 3 661,37 132,63
01.11.2008 3 572,78 134,60
01.10.2008 3 559,19 140,98
01.09.2008 3 504,62 142,60
01.08.2008 3 040,37 129,68
01.07.2008 3 056,52 130,30
01.06.2008 3 069,94 129,32
01.05.2008 3 069,47 129,80
01.04.2008 3 068,43 130,48
01.03.2008 3 082,28 127,81
01.02.2008 3 057,85 125,19

Информация о работе Стабилизационный фонд России и его использование