Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:57, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: исследовать экономическую целесообразность формирования и специфику использования средств Стабилизационного фонда РФ.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих функциональных задач:
1. Охарактеризовать теоретические основы создания и функционирования стабилизационных фондов в экономике государства.
2. Проанализировать особенности, динамику и проблемы создания и функционирования Стабилизационного фонда РФ.
3. Определить и разработать перспективные направления и механизмы совершенствования Стабилизационного фонда РФ.
Введение
1. Теоретические основы создания и функционирования стабилизационных фондов в экономике государства
1.1. Понятие, сущность, виды, функции и роль организации и использования стабилизационного фонда на государственном уровне
1.2. Правовые и методологические механизмы организации, управления и использования стабилизационного фонда
2. Анализ создания и функционирования Стабилизационного фонда РФ
2.1. Особенности, динамика и проблемы создания и функционирования Стабилизационного фонда РФ: формирования и использования средств фонда
2.2. Особенности, динамика и проблемы создания и функционирования Стабилизационного фонда Пермского края: формирования и использования средств фонда
3. Перспективные направления и механизмы совершенствования деятельности Стабилизационного фонда РФ
3.1. Определение перспективных направлений совершенствования функционирования Стабилизационного фонда РФ
3.2. Разработка механизмов совершенствования деятельности Стабилизационного фонда РФ по формированию и использованию им денежных средств
Выводы и предложения
Список использованных источников
Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Фонда национального благосостояния на счетах в иностранной валюте в Банке России, пересчитанного в доллары США, за период с 15 января по 31 мая 2011 г. составила 0,33 млрд долларов США, что эквивалентно 9,15 млрд рублей. Курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных счетах за период с 1 января по 31 мая 2011 г. составила отрицательную величину (-)79,50 млрд рублей, а курсовая разница от переоценки средств фонда, размещенных на депозитах в долларах США во Внешэкономбанке - (-)15,06 млрд рублей [16].
Так во главу угла при размещении стабилизационного фонда ставилась не эффективность использования данных общенациональных финансовых средств, а гарантия их возврата. Из этого следует вывод, что если решения, касающееся стабилизационного фонда, находится вне экономических приоритетов, то они находится в сфере политики РФ.
В выше рассмотренных условиях, ми при выявленных тенденциях актуально, для того чтобы выйти из экономического кризиса не опираясь на поддержку федеральных властей, больше уделяющих внимание решению политических, а не экономических проблем страны, создания по примеру федерального региональных стабилизационных фондов, что уже происходит. Такие фонды есть в основном в стабильно развивающихся регионах, к их числу относится Пермский край. Ниже в следующей части работы, проанализируем особенности, динамику и проблемы создания и функционирования Стабилизационного фонда Пермского края: формирования и использования средств фонда.
Задумываться о формировании бюджетного резерва в Пермском крае начали еще в 2006 г. из-за того, что в собственных доходах региона все больший объем стали занимать налог на прибыль и налог на добычу полезных ископаемых, которые имеют сильно выраженный конъюнктурный характер. Для Пермского края это была особенно опасная тенденция, так как основными налогоплательщиками являются предприятия, чья продукция идет на экспорт, и падение цен на мировых рынках тут же отражается на краевом бюджете.
Между тем доходы (в основном на нефть и др. энергоресурсы, а также калийные удобрения) росли очень хорошими темпами у края и была реальная возможность резервировать средства на черный день, но права создавать резервные фонды у регионов тогда еще не было. Поэтому в Пермском крае поступали другим образом, в Правительстве края рассчитывали доходную часть бюджета по пессимистическому сценарию, заранее понимая, что будут дополнительные доходы. А затем в процессе исполнения бюджета эти дополнительные доходы оставляли на остатках, не пуская на покрытие расходов. Чтобы не возникало противоречий с муниципалитетами — так как дотацию в Правительстве Пермского края считали как 18 % от запланированных доходов и установили, что от суммы перевыполнения эти 18 % также отходили муниципалитетам. Это было первое направление работы по формированию резервов [8].
Второе же направление стабфонда Пермского края заключалось в следующем: Правительство края разрешило бюджетополучателям средства, не использованные в текущем году, использовать в следующем. Поэтому у них не было стимулов все потратить в конце финансового года. В течение двух лет — 2007 и 2008 — в Пермском крае проводили именно такую политику. Сэкономленные средства размещали на депозитах в коммерческих банках, заработав на этом в 2008 году 1,2 млрд руб., а за I квартал 2009 года — более 500 млн руб. В итоге в конце 2008 г. в бюджете сформировался профицит в размере 15 млрд руб. — это самый большой по объему профицит среди всех субъектов Федерации.
За первый квартал 2009 г. в бюджет поступило лишь около 70 % доходов от уровня прошлого года. В условиях сокращения доходной части бюджета остатки прошлого 2008 года направили на обеспечение текущих расходных обязательств, 1,7 млрд руб. перенесли на расходы 2010 г., заложив таким образом определенный резерв на следующий год [8].
Предоставление регионам права создавать резервные фонды с 2009 г. по сути стало законодательным подтверждением эффективности той бюджетной политики, которую проводили в Пермском крае в предыдущие годы. Сейчас внесены поправки в региональное законодательство Пермского края, заложившие официальную возможность формирования резервного фонда. В законе прописано, что все дополнительные доходы, полученные в течение года, будут зачисляться в резервный фонд Пермского края. Там же определены возможные направления расходования средств: во-первых, замещение выпадающих доходов в процессе исполнения бюджета и, во-вторых, использование их в качестве источника покрытия дефицита при формировании бюджета [8].
Так в Законе Пермского края от 12.10.2007 № 111-ПК «О бюджетном процессе в Пермском крае» (Собрание законодательства Пермского края, 30.11.2007, № 11; 30.06.2008, № 6; 03.11.2008, № 11; 19.12.2008, № 12, часть II) внесены следующие изменения и дополнения:
Он дополнен статьей 14.1 следующего содержания:
«Статья 14.1. Резервный фонд Пермского края
1. В бюджете Пермского края может быть предусмотрено создание резервного фонда Пермского края.
Средства Резервного фонда Пермского края отражаются в составе источников финансирования дефицита бюджета.
2. Размер Резервного фонда Пермского края устанавливается законом о бюджете в абсолютной сумме до 5 млрд.рублей.
3. Резервный фонд Пермского края формируется в текущем финансовом году за счет части средств на счете бюджета Пермского края на начало года, не имеющих целевого назначения.
Источником формирования указанного фонда могут быть поступления налоговых и неналоговых доходов сверх утвержденного бюджета и сокращение расходов бюджета Пермского края текущего финансового года.
4. Средства Резервного фонда Пермского края могут размещаться на банковских депозитах в соответствии со статьей 48 настоящего Закона.
В случае недостаточности доходов бюджета Пермского края средства Резервного фонда Пермского края могут использоваться для финансового обеспечения бюджетных обязательств, предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам.
Средства Резервного фонда Пермского края могут служить источником финансирования дефицита бюджета Пермского края на очередной финансовый год и плановый период.
5. Решение об использовании средств Резервного фонда Пермского края для финансового обеспечения бюджетных обязательств, предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам в случае недостаточности доходов бюджета Пермского края принимается Правительством Пермского края.
Использование средств Резервного фонда в качестве источника финансирования дефицита бюджета Пермского края на очередной финансовый год и плановый период утверждается законом о бюджете Пермского края.
6. Исполнение, учет движения средств Резервного фонда Пермского края осуществляет Министерство финансов Пермского края.
7. Правительство Пермского края ежеквартально и по итогам года информирует Законодательное Собрание Пермского края об использовании средств Резервного фонда Пермского края.
Таким образом, краевой резервный фонд предлагается формировать за счет остатков с прошлого года, перевыполнения доходов бюджета и экономии, которая возникает в процессе исполнения бюджета. Максимальный объем фонда предлагается установить на уровне 10 млрд руб. Использовать резервные средства можно будет исключительно на погашение дефицита, а также закрытие расходных обязательств, предусмотренных бюджетом на соответствующий финансовый год. Причем принятие соответствующего решения предлагается отдать на откуп правительству Пермского края.
При формировании резервного фонда точно так же будут проводиться конкурсы по размещению средств на счетах банка. Поскольку это будет отдельная строка в региональном бюджете, средствами фонда будут распоряжаться законодатели.
Однако, первые опасения по поводу последствий реализации этой инициативы выразили ревизоры. По словам заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Пермского края В. Шуклецова, может возникнуть ситуация, когда формирование доходной части будет сознательно занижаться. Кроме того, полагает ревизор, недостаточно раскрыто понятие экономии бюджета. «Не приведет ли это к блокировке расходов?» — обеспокоился Шуклецов.
Пермские депутаты, в свою очередь, усмотрели в законопроекте желание краевого правительства узаконить для себя дополнительные полномочия и предусмотреть возможность самостоятельно, без согласия законодателей, распоряжаться значительной частью бюджетных средств.
«Некоторые действия краевого правительства свидетельствуют как раз об этом», — заявил председатель Законодательного собрания Пермского края Н. Девяткин. В качестве примера он привел самостоятельное решение исполнительной власти об изменении программы автодорожного строительства (удлинение ее сроков, увеличение объемов финансирования, изменение объектов строительства). Существование резервного фонда, по логике Девяткина, позволило бы правительству самостоятельно, без согласования с депутатским корпусом профинансировать эту программу [10].
Между тем условия мирового финансового кризиса, когда и на федеральном и на региональном уровне существовали проблемы дефицита бюджетов, необходимости поддержки отечественной экономики (в частности банковского сектора и рынка ценных бумаг, национальной валюты) и проблемы непредвиденной социальной поддержки граждан, которые в результате кризиса, в результате массовых увольнений, понижения уровня жизни, роста цен и тд. Оказались в трудной жизненной ситуации, для повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации к кризисным явлениям в экономике необходимо было предусмотреть в бюджетном законодательстве норму об обязательном формировании стабилизационных фондов в субъектах Российской Федерации, особенно в субъектах имеющих моноотраслевую структуру экономики.
Так именно благодаря федеральному и региональным стабфондам РФ удалось выстоять в кризис с меньшими потерями, чем у развитых стран и сохранить потенциал послекризисного развития и модернизации с большим потенциалом.
В следующей части работы определим и разработаем перспективные направления и механизмы совершенствования Стабилизационного фонда РФ, через оптимизацию его деятельности и оптимизацию формирования им и использование денежных средств.
Анализ отечественной экономической литературы позволил выявить разнообразие мнений, касающихся вопросов использования средств, хранящихся в Резервном фонде РФ. Концептуальное различие взглядов заключается в необходимости и возможности использования полученных от продажи сырьевых ресурсов доходы внутри страны или же только за ее пределами. Основными аргументами против инвестирования доли конъюнктурных бюджетных доходов в экономику нашей страны являются их негативное воздействие на инфляционные процессы, снижение интереса к высокорентабельному инвестированию отечественного производства со стороны частного сектора. Аргументом же за инвестирование внутри страны служат доводы о «дорогих» кредитах [18, с. 43].
Основные направления использования средств стабфонда РФ, накопленных в виду высоких мировых цен на нефть, предлагаемые различными авторами: погашение внешнего долга, выплата пенсий, инвестиции в нефтяной сектор, инвестиции в национальную экономику с ограничением для нефтяного сектора, инвестиции в зарубежные финансовые активы с выплатой дивидендов гражданам, государственные закупки импортных товаров для национальной экономики, кредитование частных компаний через госбанки, кредитование научно-исследовательских, конструкторских организаций в целях ускорения НТП и повышения эффективности народного хозяйства [17, с. 26].
Следует согласиться с предложениями многих экономистов, что поступления средств из Резервного Фонда в экономику следует увязывать не с покрытием текущих расходов бюджета, способных усилить инфляцию на потребительском рынке, а с финансированием слабо влияющих на её рост долгосрочных инвестиционных проектов. При проведении такой политики ресурсы направляются в первую очередь в приоритетные отрасли экономики, что дает ясный сигнал рынку относительно выбранных экономических целей и задач.
Таким образом, использование стабилизационных фондов как института экспортно-сырьевой модели позволяет поддерживать финансовую стабильность экономической системы, иметь свободные средства для развития инновационного потенциала и осуществления промышленной модернизации в условиях высокой зависимости от внешней конъюнктуры рынков, неопределенности и цикличности развития.
По моему мнению, наиболее эффективным методом использования ресурсов Резервного фонда РФ является проведение государственной селективной экономической политики, направленной на повышение привлекательности инновационной деятельности внутри страны для инвесторов, поощрение развития приоритетных отраслей реальной экономики, что не имеет существенных инфляционных последствий. Для перехода к данной политике необходимы коренные преобразования институциональных основ в организации работы экономических органов власти, масштабное развитие инфраструктуры финансирования: специальных банков развития, предприятий с рисковым капиталом и государственных гарантийных фондов.
Кроме того, необходимо снять ряд ограничений, барьеров, которые не позволяют эффективно использовать дополнительные доходы государства для роста предложения и развития экономики. Сегодня негативное влияние оказывают:
- инфраструктурные ограничения: отсутствие промышленных площадок, железнодорожных путей сообщения, трудности обеспечения электроэнергией, газом; длительная бюрократическая процедура согласования проектов;