Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:57, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: исследовать экономическую целесообразность формирования и специфику использования средств Стабилизационного фонда РФ.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих функциональных задач:
1. Охарактеризовать теоретические основы создания и функционирования стабилизационных фондов в экономике государства.
2. Проанализировать особенности, динамику и проблемы создания и функционирования Стабилизационного фонда РФ.
3. Определить и разработать перспективные направления и механизмы совершенствования Стабилизационного фонда РФ.
Введение
1. Теоретические основы создания и функционирования стабилизационных фондов в экономике государства
1.1. Понятие, сущность, виды, функции и роль организации и использования стабилизационного фонда на государственном уровне
1.2. Правовые и методологические механизмы организации, управления и использования стабилизационного фонда
2. Анализ создания и функционирования Стабилизационного фонда РФ
2.1. Особенности, динамика и проблемы создания и функционирования Стабилизационного фонда РФ: формирования и использования средств фонда
2.2. Особенности, динамика и проблемы создания и функционирования Стабилизационного фонда Пермского края: формирования и использования средств фонда
3. Перспективные направления и механизмы совершенствования деятельности Стабилизационного фонда РФ
3.1. Определение перспективных направлений совершенствования функционирования Стабилизационного фонда РФ
3.2. Разработка механизмов совершенствования деятельности Стабилизационного фонда РФ по формированию и использованию им денежных средств
Выводы и предложения
Список использованных источников
- неразвитость индикативного планирования: для осуществления нового масштабного промышленного развития необходима координация в развитии сопряженных отраслей, поставщиков и потребителей, согласование кластерных, долгосрочных стратегий развития с селективной государственной политикой в рамках соответствующих государственных программ;
- недостаточная защита прав собственности;
- слабость антимонопольного регулирования: локальные монополии и олигополии стремятся установить максимально возможные цены, добиваясь наиболее высокой рентабельности.
Эффективная антимонопольная политика призвана предотвращать сговор крупных предприятий во избежание роста цен.
Устранение рассмотренных барьеров, эффективное использование средств Резервного фонда позволит максимально ускорить экономические темпы развития и перейти от сырьевой к инновационной модели роста.
На основе исследования особенностей, проблем и перспектив совершенствования деятельности Стабилизационного фонда РФ через формирование им и использование денежных средств, были сделаны следующие выводы и предложения:
- Бюджетные стабилизационные фонды существуют в целом ряде стран (территорий), где в экономике существенную роль играет добыча полезных ископаемых, в основном — углеводородного сырья.
- Государственный инвестиционно-накопительный фонд – обособленная совокупность денежных средств (фонд), образуемая в рамках федерального бюджета, для целей содействия реализации основополагающих конституционных прав граждан Российской Федерации8, финансирования дефицита федерального бюджета, реализации социально значимых, наукоемких и экономически эффективных инвестиционных проектов.
- В соответствии с основными функциями, которые призваны выполнять стабилизационные фонды в зарубежных странах, эти структуры можно разделить на три группы: собственно бюджетные стабилизационные фонды, фонды будущих поколений, фонды, предназначенные для аккумулирования и распределения природной ренты среди населения.
- В целом, несмотря на кажущуюся простоту самой идеи формирования стабилизационного фонда – как механизма накопления дополнительных доходов с целью их расходования в неблагоприятных ситуациях, на практике организовать эффективный механизм формирования и использования сбережений достаточно сложно. В условиях ограниченности средств правительства и наличия значительного количества случайных факторов, влияющих на доходы бюджета, простые механизмы (формулы) формирования фонда оказываются недейственными и решают задачу сглаживания расходов только в относительно благоприятных и предсказуемых условиях, что необходимо предусматривать России, которая находится именно в такой ситуации.
- Таким образом, стабфонд является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров».
- В РФ стабфонд был создан 23 декабря 2003 на основе федерального закона «О внесении дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части создания Стабилизационного Фонда РФ» №184-ФЗ, в соответствии с которым в Бюджетный Кодекс РФ была введена глава 13.1 «Стабилизационный Фонд Российской Федерации», а 1 января 2004 года был учрежден собственно «Стабилизационный Фонд Российской Федерации».
- С 2008 года Стабилизационный фонд прекратил свое существование, «Стабилизационный фонд Российской Федерации» был реформирован и разделен на две составляющие – «Резервный фонд» и «Фонд будущих поколений» (впоследствии – «Фонд национального благосостояния»), составляющих на текущий момент времени целостную систему государственных инвестиционно-накопительных фондов Российской Федерации, которые росли практически непрерывен вместе с ценами на нефть.
- Наибольший массив стабфонда РФ вложен в ценные бумаги США..
- Основными аргументами против инвестирования доли конъюнктурных бюджетных доходов в экономику нашей страны являются их негативное воздействие на инфляционные процессы, снижение интереса к высокорентабельному инвестированию отечественного производства со стороны частного сектора. Аргументом же за инвестирование внутри страны служат доводы о «дорогих» кредитах. Между тем динамика роста Фонда по сравнению с зарубежным опытом в России носит деструктивный характер.
- Очевидно неэффективное формирование средств стабфонда РФ. Рассмотрим специфику использования средств стабфонда.
- Так во главу угла при размещении стабилизационного фонда ставилась не эффективность использования данных общенациональных финансовых средств, а гарантия их возврата. Из этого следует вывод, что если решения, касающееся стабилизационного фонда, находится вне экономических приоритетов, то они находится в сфере политики РФ.
- В выше рассмотренных условиях, ми при выявленных тенденциях актуально, для того чтобы выйти из экономического кризиса не опираясь на поддержку федеральных властей, больше уделяющих внимание решению политических, а не экономических проблем страны, создания по примеру федерального региональных стабилизационных фондов, что уже происходит. Такие фонды есть в основном в стабильно развивающихся регионах, к их числу относится Пермский край.
- Резервный фонд Пермского края формируется за счет остатков с прошлого года, перевыполнения доходов бюджета и экономии, которая возникает в процессе исполнения бюджета. (неформально он существует с 2006 г., формально с 2009 г.)
- Так, именно благодаря федеральному и региональным стабфондам РФ удалось выстоять в кризис с меньшими потерями, чем у развитых стран и сохранить потенциал послекризисного развития и модернизации с большим потенциалом.
- Перспективные направления и механизмы совершенствования Стабилизационного фонда РФ, через оптимизацию его деятельности и оптимизацию формирования им и использование денежных средств:
- поступления средств из Резервного Фонда в экономику следует увязывать не с покрытием текущих расходов бюджета, способных усилить инфляцию на потребительском рынке, а с финансированием слабо влияющих на её рост долгосрочных инвестиционных проектов.
- наиболее эффективным методом использования ресурсов Резервного фонда РФ является проведение государственной селективной экономической политики, направленной на повышение привлекательности инновационной деятельности внутри страны для инвесторов, поощрение развития приоритетных отраслей реальной экономики, что не имеет существенных инфляционных последствий.
1. Приказ Министерства финансов РФ от 14 февраля 2008 г. № 25 н «Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства при проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния»
2. Приказ Министерства финансов РФ от 17 января 2008 г. № 12 «Об утверждении нормативов минимального и максимального сроков до погашения долговых обязательств иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков, международных финансовых организаций, в которые могут размещаться средства Резервного фонда»
3. Приказ Министерства финансов РФ от 14 февраля 2008 г. № 25 н «Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства при проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния»
4. Приказ Министерства финансов РФ от 24 января 2008 г. № 26 «Об утверждении нормативных долей разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Фонда национального благосостояния и Порядка расчета фактических долей разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Фонда национального благосостояния и их приведения в соответствие с нормативными долями».
5. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2007 г. № 892 «О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния».
6. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 955 «О порядке управления средствами Резервного фонда» и Постановление Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния» и др.
7. Закон Пермского края от 12.10.2007 № 111-ПК «О бюджетном процессе в Пермском крае» (Собрание законодательства Пермского края, 30.11.2007, № 11; 30.06.2008, № 6; 03.11.2008, № 11; 19.12.2008, № 12.
8. Антипина О. Резервный фонд Пермского края /// http://bujet.ru/ (20.07.2009.)
9. Ведеев А., Кудрин А., Солнцев О. Возможные стратегии использования Стабилизационного фонда РФ для предотвращения кризисных ситуаций. М.: «Тройка-Диалог». 2007. – 300 с.
10. Гвоздева Е. Фонд про запас // Новый Компаньон, 2010. № 77.
11. Дворецкий В.М. История становления и развития государственных инвестиционно-накопительных фондов Российской Федерации: статья // Бизнес в законе, 2008. № 3. –С. 34-38.
12. Дворецкий В.М. Финансово-правовое регулирование деятельности государственных инвестиционно-накопительных фондов Российской Федерации, США и Норвегии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университета) МИД России, 2009. – 40 с.
13. Иванов А. Не постигнет ли стабилизационный фонд России судьба "золота партии" в СССР? // Независимое аналитическое обозрение. 2009. № 2. С. 21-24.
14. Кадочников П.Теоретические аспекты создания стабилизационного фонда и оптимальные правила его создания и накопления средств // RECEP, 2007. № 7. - С.21-26.
15. Минфин: бюджет выполняется, Стабфонд наполняется // "IBK.ru" , 2010. от 14.05.
16. На 1 июня 2011 года Резервный фонд РФ составил 745,86 млрд рублей, Фонд национального благосостояния - 2,6 трлн рублей //Интернет ресурс: http://www.finam.ru/ (01.06.2011 16:49)
17. Нодь П.Й. Альтернативные подходы к теории ренты // Вестник ИНЖЭКОНа, 2010. - № 3(38). – С.25-27.
18. Нодь П.Й. Институциональный и функциональный подходы к формированию рентных доходов государства // Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты): Материалы международной научно-практической конференции (27 декабря 2010 года): В 5-х частях. – Ч.4. / Отв. ред. В.И. Долгий. - Саратов: Изд-во «КУБиК», 2011. –С. 34-43
19. Орлова Н. Куда уходит стабфонд РФ // Регионы, 2011. № 1. -С. 11-13.
20. Перспективы создания стабилизационного фонда в РФ / Под ред. А. Золотарева, С. Дробышевский, П. Кадочников М.: Институт экономики переходного периода , 2009. – 240 с.
21. После истощения стабфонда Россия станет брать в долг // GZT.RU (30.01.2010)
22. Росстат: Профицит консолидированного бюджета России в январе составил 468,8 млрд рублей // "Российская газета" - www.rg.ru (31.03.2011)
23. Синельников С. Стабилизационный фонд РФ повышение эффективности формирования и использования // Власть, 2007. № .10.- С. 11-12.
24. Смирнов К. Президент представил бюджетное послание на 2010-2012 годы // Регионы , 2009. от 26.05. №93
25. Сусаров А. Группа экономистов предлагает коренным образом изменить налоговую систему страны // Время новостей, 2010. 10.11.
26. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление. — М.: Ассоциация авторов и издателей “Тандем”. Издательство “ЭКМОС”, 2008.
27. Фатулла А. Кто будет оплачивать долги // Финансовый эксперт, 2011. №1. - С. 9-10.
28. Шинкарук Е.В. Бюджетное планирование в условиях рыночной экономики / Современные проблемы и перспективы развития финансовой и кредитной сфер экономики России XXI века: сборник научных статей/ под науч. ред. проф. Ю.В. Рожкова, проф. В.Ф. Бадюкова, проф И.М. Соломко. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2008. – С. 108-112.
2