Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:28, курсовая работа
Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить аспекты и основные направления реформирования российской системы пенсионного обеспечения;
- изучить создание и размещение пенсионных резервов;
- рассмотреть основные направления повышения эффективности расходов бюджета ПФРФ.
Введение
1. Теоретические основы ПФ РФ и его роль в проведении пенсионной реформы в РФ
1.1 Развитие системы пенсионного страхования в России
1.2 Социально-экономическая сущность ПФ РФ, его роль в финансовой системе РФ и в проведении пенсионной реформы в РФ
1.3 Источники и направления расходования средств ПФРФ
2. Анализ деятельности ПФРФ
2.3 Оценка деятельности ПФР3. Совершенствование пенсионной системы Российской Федерации
3.2 Тенденции развития пенсионной системы
Заключение
Список использованных источников и литературы
- учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
- назначение и выплата пенсий;
- назначение и реализация
социальных выплат отдельным
категориям граждан (ветеранам,
- персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;
- взаимодействие с
- выдача сертификатов на
С 1 января 2007г вступил в силу ФЗ №256 от 29 декабря 2006г «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Величина материнского капитала ежегодно индексируется государством (в 2007г он составлял 250тыс руб., а в 2010г 343 378руб 80коп). В 2011 году величина материнского капитала выросла до 365 тысяч 700 рублей. Право на получение материнского капитала предоставляется только один раз, эти средства могут направляться на улучшение жилищных условий, получения образования ребенком и формирование накопительной части трудовой пенсии для женщины;
- управление средствами
- реализация программы
Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
В структуре Пенсионного фонда - 7 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов[7].
Система управления Пенсионного фонда РФ имеет разветвленную структуру, которая приведена в Приложении 1.
Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением Пенсионного фонда РФ и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.
В состав правления Пенсионного
фонда РФ входят по должности председатель,
который назначается и
Правление Пенсионного фонда РФ, на которое возложена основная функция по управлению пенсионным обеспечением в России несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФРФ. Оно определяет перспективные и текущие задачи ПФРФ и утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) структурных органов ПФРФ, отчеты об их исполнении, а также их структуру и штаты. Правление Пенсионного фонда РФ назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей отделений Пенсионного фонда РФ, утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФРФ, издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности Пенсионного фонда РФ и решает другие вопросы, отнесенные к компетенции Пенсионного фонда РФ[8].
1.3 Источники и направления расходования средств ПФРФ
Формированию доходной базы Пенсионного фонда РФ отведено ключевое место в российской системе государственного социального страхования. До 2010 г средства, используемые на выплату трудовых пенсий, формировались за счет двух основных источников. Первый – единый социальный налог, это, по существу, бывшие обязательные страховые взносы, предназначенные для выплаты трудовых пенсий. Доходы в виде страховых взносов принято называть собственными доходами фонда обязательного пенсионного страхования. Второй – дотация за счет средств федерального бюджета.
До 1 января 2010 г трудовая пенсия по старости состояла из трех частей: базовая часть (гарантируется государством и её размер устанавливается законодательством в виде фиксированной суммы), страховая часть (дифференцированная часть, зависящая от результатов труда конкретного человека), и накопительная часть (образуется только у граждан 1967г рождения и моложе).
Тарифы страховых взносов для лиц 1967г рождения и моложе приведены на рисунке 1.
Рис. 1 Тарифы страховых взносов
А для лиц 1966г рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы поступали на страховую часть трудовой пенсии.
С 1января 2010г базовая часть трудовой пенсии по старости в РФ перешла в страховую часть трудовой пенсии в виде фиксированного базового размера. Это в свою очередь дало возможность сделать ещё одно важное изменение: до сих пор базовая и страховая части пенсии индексировались в отдельности и по разным правилам. С 2010г индексируется вся пенсия целиком в соответствии с ростом заработной платы, но не выше роста доходов Пенсионного фонда в расчете на одного пенсионера.
С 1января 2010г работодатели вместо единого социального налога уплачивают страховые взносы в государственные внебюджетные фонды: в Пенсионный фонд РФ, Федеральные фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования. В 2010г разбивка 20% взносов в Пенсионный фонд РФ изменилась и составляет: на финансирование страховой части для лиц 1966г рождения и старше уплачивается вся сумма взносов – 20%, а у лиц 1967г рождения и моложе страховая часть составляет 14%, а накопительная – 6%.
С 2011 года совокупный платеж составил 34% от фонда оплаты труда, в том числе в ПФ РФ – 26%, ФСС – 2.9%, ФФОМС – 3.1%, ТФОМС – 2.0% Если годовая зарплата сотрудника превышает 415 тысяч рублей, сверх этой суммы страховые взносы уплачиваться не будут. В итоге взносы в ПФ РФ с 2011г составят 26% для лиц 1966г рождения и старше, а для граждан 1967г рождения и моложе 6% на накопительную часть и 20% на страховую.
На 2011 - 2012 годы установлен пониженный тариф страховых взносов в ПФР для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих определенные виды деятельности.
В Закон о страховых взносах в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС внесено дополнение, предусматривающее возможность применения льготных тарифов организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, основным видом деятельности которых являются, в частности: производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство, производство машин и оборудования, образование, строительство и т.д. (всего перечень содержит 36 позиций).
Для указанных лиц
на 2011 год устанавливается пониженный
тариф страховых взносов в
ПФР – 18% (общий тариф – 26%). В
остальные фонды размеры
Таблица 1 Тарифы страховых взносов
Таким образом, у граждан 1967г рождения и моложе, а так же у всех участников программы государственного софинансирования пенсий, независимо от возраста, формируется помимо страховой части накопительная часть пенсии. Средства пенсионных накоплений учитываются отдельно от страховой части. По решению гражданина они передаются в доверительное управление управляющей компании или в негосударственный пенсионный фонд и инвестируются в предусмотренные законом финансовые инструменты, обеспечивающие сохранность и их увеличение в долгосрочной перспективе.
В России фонд обязательного пенсионного страхования так же пополняется ассигнованиями из федерального бюджета, объясняется это возложением на данный фонд тех затрат, которые не являются страховыми пенсионными расходами. К ним относятся нерабочие периоды, связанные с материнством и уходом за малолетними детьми, инвалидами, долгожителями, служба в силовых ведомствах и др.
Таким образом, средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет:
· взносов работодателей;
· взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
· страховых взносов иных категорий работающих граждан;
· ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий отдельным категориям граждан;
· средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
· доходов от эмиссии ценных бумаг;
· добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
· доходов от капитализации средств Пенсионного фонда РФ и других поступлений.
Расходная часть бюджета Пенсионного фонда РФ включает в себя финансирование мероприятий по управлению процессом государственного пенсионного страхования в России, и прежде всего, средства, аккумулированные в бюджете Пенсионного фонда РФ, расходуются на выплату государственных пенсий.
К числу расходов Пенсионного фонда РФ относят:
1. выплату в соответствии с
действующим на территории
2. оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
3. доставка и пересылка пенсий;
4. финансовое и материально-
5. другие мероприятия, связанные с деятельностью Пенсионного фонда РФ[10].
Основное направление расходования средств Пенсионного фонда РФ – финансирование выплаты государственных пенсий. Ключевое место в процессе определения потребностей финансовых средств для выплаты пенсий при планировании расходной части бюджета Пенсионного фонда РФ занимает расчет размера государственных пенсий, финансируемых из Пенсионного фонда РФ.
Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда РФ на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.
Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда РФ в полном объеме. Эти средства расходуются в следующем порядке:
на возмещение недостатка
средств бюджета Пенсионного
фонда РФ на выплату страховой
части трудовой пенсии; на дополнительное
повышение базовой части
Порядок использования временных свободных средств Пенсионного фонда РФ определяется федеральным законом. Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда РФ определяется в соответствии с законодательством РФ.
Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда РФ создается резерв, формирование и расходование которого определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда РФ.
Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ.
Пенсионное обеспечение - базовая и одна из самых важных социальных гарантий, которая непосредственно касается интересов нетрудоспособного населения России, составляющего около трети жителей страны.
Качественные и количественные характеристики государственного пенсионного обеспечения свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития общества и государства. Вместе с тем показатели структуры и функционирования государственной пенсионной системы во многом определяют её устойчивость и динамику экономического и социального развития.