Пенсионная реформа в России и ее роль в повышении финансового обеспечения пенсионеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить аспекты и основные направления реформирования российской системы пенсионного обеспечения;
- изучить создание и размещение пенсионных резервов;
- рассмотреть основные направления повышения эффективности расходов бюджета ПФРФ.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы ПФ РФ и его роль в проведении пенсионной реформы в РФ
1.1 Развитие системы пенсионного страхования в России
1.2 Социально-экономическая сущность ПФ РФ, его роль в финансовой системе РФ и в проведении пенсионной реформы в РФ
1.3 Источники и направления расходования средств ПФРФ
2. Анализ деятельности ПФРФ
2.3 Оценка деятельности ПФР3. Совершенствование пенсионной системы Российской Федерации
3.2 Тенденции развития пенсионной системы
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа финансы.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

Введение

1.  Теоретические основы ПФ РФ и его роль в проведении пенсионной реформы в РФ

1.1 Развитие системы  пенсионного страхования в России

1.2 Социально-экономическая  сущность ПФ РФ, его роль в  финансовой системе РФ и в  проведении пенсионной реформы  в РФ

1.3 Источники и направления  расходования средств ПФРФ

2.  Анализ деятельности ПФРФ

2.3 Оценка деятельности  ПФР3.  Совершенствование пенсионной системы Российской Федерации

3.2 Тенденции развития  пенсионной системы

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Пенсионный фонд имеет  огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его  является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных  благ путем перераспределения и  накопления средств во времени и  в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных  пособий, пенсий людям которые в  силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его важное социальное значение.

Актуальностью темы рассмотренной в контрольной работе является, то, что для рядового гражданина страны процедура макроэкономического планирования и формирования сбалансированного бюджета кажется весьма далекой от его повседневных нужд и забот. А между тем вся текущая жизнь любого сколько-нибудь серьезного финансового учреждения, а тем более столь сложного и социально значимого, как Пенсионный фонд РФ, непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетный параметры.

Пенсионный фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий. Выплачиваемые  пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению – обеспечивать достойный уровень жизни людям не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ, и что такая задача только ему под силу, так как бюджет Российской Федерации не справляется даже с собственными задачами и переложение такой задачи на его плечи оказалось бы непосильной ношей для него.

Целью работы является определение  направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.

Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие  задачи:

- изучить аспекты и  основные направления реформирования  российской системы пенсионного обеспечения;

- изучить создание  и размещение пенсионных резервов;

- рассмотреть основные  направления повышения эффективности  расходов бюджета ПФРФ.

Предмет исследования —  финансы Пенсионного фонда РФ и его роль в финансировании социальной сферы.

Объект исследования — Пенсионный фонд Российской Федерации.

Теоретической основой написания контрольной работы послужили работы таких авторов как А.К.Соловьев, Г.Б.Поляк, В.М.Родионова, О.В.Врублевская, А.И.Архипов, В.А.Слепов, А.А.Беленчук, А.И.Лушин, А.М.Годин, В.П.Горегляд, И.В.Подпорина, периодические издания и другие источники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы Пенсионного фонда Российской  Федерации и его роль в проведении  пенсионной реформы в РФ 

1.1 Развитие  системы пенсионного страхования в России

Система пенсионного  обеспечения России, как и любая  форма социально-экономических отношений, переживала определенные этапы своего развития, начиная от введения данного  вида социального страхования в  российскую систему социального  обеспечения населения и его развития до современных форм.

До революции 1917 года право на государственное пенсионное обеспечение в России имели только государственные чиновники. В 20-е  годы перечень лиц, имеющих право  на получение пенсии, был значительно  расширен. В 1932 году пенсионное обеспечение по старости охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства и законодательно были введены пенсионные возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. С тех пор эти границы не менялись. В 1936 году после принятия Конституции СССР пенсионное обеспечение стало всеобщим для рабочих и служащих.

В последующие годы принимались  законы о государственных пенсиях, в результате которых к середине 60х годов в России (как части  бывшего СССР) сложилась государственная  система всеобщего пенсионного обеспечения к старости для работающего населения, которая модифицировалась многократно. В связи с постоянной нехваткой трудовых ресурсов в 60х годах в основном принимались законы и постановления о мерах по повышению материальной заинтересованности трудоспособных пенсионеров по старости в продолжении работы после назначения пенсии.

К 80-ым годам XX века пенсионная система  СССР сформировалась к тому виду, который  сохранился до периода демократических  реформ (перенеся отдельные черты  и на современную российскую пенсионную систему). К тому времени пенсионное обеспечение в СССР осуществлялось в форме обязательного государственного социального страхования трудового населения страны. Средства на пенсионное страхование аккумулировались в Фонде государственного социального страхования, через который образовывались и использовались средства государственного социального страхования. Фонд был консолидирован в государственном бюджете и включался в него по доходам и расходам. Основным источником доходов Фонда государственного социального страхования являлись страховые взносы, уплачиваемые предприятиями, организациями, учреждениями на сумму начисленной заработной платы своих работников. Расходы по уплате страховых взносов хозяйствующих предприятий и организаций включались в себестоимость продукции, работ и услуг, в бюджетных учреждениях – в состав сметных назначений.

В Российской Федерации право и  гарантии пенсионного обеспечения  установлены Конституцией РФ: “Российская  Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты”[1]. “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность”[2].

Новый этап пенсионной реформы начался в России в 2002 году. Основная цель - достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. Суть пенсионной реформы состоит в постепенном переходе от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.

Необходимость в пенсионной реформе  возникла из-за ухудшения демографической  ситуации в России. Соотношение количества пенсионеров к количеству работающих с каждым годом увеличивается, число пенсионеров растёт, а количество трудоспособного населения неуклонно снижается.

Пенсионная реформа базируется на действующих с 2002 года федеральных  законах «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»

В современном обществе объективно существуют отдельные слои населения, испытывающие потребность во временной или постоянной материальной поддержке, реализуемой через систему социального обеспечения.

Социальное обеспечение - система  материального обеспечения определенных категорий лиц, неспособных, либо испытывающих значительные затруднения самостоятельно обеспечить свое существование[3].

Основной формой социального обеспечения  является социальное страхование, представляющее собой систему материального обеспечения населения страны, основанную на принципах страхования. Ведущая роль в процессе российского государственного социального страхования принадлежит Пенсионному фонду России, управляющему финансами пенсионного обеспечения в стране.

Наряду с бюджетным финансированием  и внебюджетными социальными  фондами дополнительным источником средств, направляемых на цели социального  развития, являются негосударственные  пенсионные фонды (НПФ), функционирующие на добровольной коммерческой основе. Начало деятельности НПФ связано с принятием 16 сентября 1992 г. Указа Президента Российской Федерации "О негосударственных пенсионных фондах".

С помощью НПФ обеспечиваются дополнительные возможности Государственного пенсионного фонда. Негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников пенсионного фонда

Государственное пенсионное страхование - вид страхования, осуществляемого за счет обязательных страховых взносов работодателей и граждан, с целью обеспечения граждан трудовыми пенсиями по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях".

Пенсионное обеспечение производится в виде выплаты пенсий отдельным  категориям лиц при наличии оснований, установленных действующим законодательством. Основанием для пенсионного обеспечения  являются различные юридические факты: достижение определенного возраста; наступление инвалидности; смерть кормильца; длительное выполнение определенной профессиональной деятельности (выслуга лет)[4].

Задачи системы пенсионного  обеспечения:

1. Материальное обеспечение проживания  и защита от бедности при  наступлении старости, и в других, установленных законодательством  случаях;

2. Предоставление гарантированного  дохода по завершении трудовой  деятельности, размер которого обычно составляет определенную сумму, пропорционально сумме заработка, выплачиваемого непосредственно перед выходом на пенсию;

3. Защита дохода, получаемого в  виде пенсии, от последующего  снижения реального уровня жизни  в результате инфляции.

Экономическая сущность пенсионного  страхования проявляется через  его функцию: обеспечение посредством  финансового механизма образования  и использования Пенсионного  фонда в целях выплат пенсий определенным социальным группам общества. Под  финансовым механизмом пенсионного страхования следует понимать действие законов, подзаконных актов и инструкций государственных финансовых органов по образованию и использованию денежного Пенсионного фонда. Денежный характер Пенсионного фонда позволяет организовать его эффективное функционирование, так как его формирование происходит в процессе перераспределения валового внутреннего продукта общества. 

 

1.2 Социально экономическая  сущность ПФ РФ, его роль в  финансовой системе РФ и в  проведении пенсионной реформы  в РФ

Среди всех субъектов пенсионного  страхования ведущее место принадлежит  Пенсионному фонду России.

Пенсионный фонд – самостоятельное  финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление финансами  пенсионного обеспечения в стране[5].

Пенсионный фонд РФ образован 22 декабря 1990 года посредством выделения  из Фонда государственного социального  страхования СССР. Учредителем Пенсионного  фонда РФ являлся Верховный Совет РСФСР. Пенсионный фонд РФ подконтролен и подотчетен Государственной Думе Российской Федерации, которая утверждает и годовой бюджет Пенсионного фонда РФ, и отчет о его исполнении[6].

Пенсионный фонд РФ выполняет  отдельные банковские операции в  порядке, установленном действующим  на территории Российской Федерации  законодательством о банках и  банковской деятельности.

Пенсионный фонд РФ и  его денежные средства находятся  в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

ПФ РФ осуществляет ряд  социально значимых функций:

Информация о работе Пенсионная реформа в России и ее роль в повышении финансового обеспечения пенсионеров