Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:28, курсовая работа
Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить аспекты и основные направления реформирования российской системы пенсионного обеспечения;
- изучить создание и размещение пенсионных резервов;
- рассмотреть основные направления повышения эффективности расходов бюджета ПФРФ.
Введение
1. Теоретические основы ПФ РФ и его роль в проведении пенсионной реформы в РФ
1.1 Развитие системы пенсионного страхования в России
1.2 Социально-экономическая сущность ПФ РФ, его роль в финансовой системе РФ и в проведении пенсионной реформы в РФ
1.3 Источники и направления расходования средств ПФРФ
2. Анализ деятельности ПФРФ
2.3 Оценка деятельности ПФР3. Совершенствование пенсионной системы Российской Федерации
3.2 Тенденции развития пенсионной системы
Заключение
Список использованных источников и литературы
В целях государственного
управления финансовыми ресурсами
пенсионного обеспечения
В 2006г профицит бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации утвержден в сумме 76,98 млрд. рублей.
Профицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год утвержден в сумме 131,78 млрд. рублей.
Профицит бюджета Фонда в 2008 году утвержден в сумме 507,37 млрд. рублей. Предельный объем профицита бюджета Фонда в части не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий. 11,96 млрд. рублей
Профицит бюджета Фонда в 2009 году утвержден в сумме 241,47 млрд. рублей. Предельный объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий утвержден в сумме 4,504 млрд. рублей.
Рис. 6 Величина дефицита / профицита
бюджета Пенсионного Фонда
Профицит бюджета Пенсионного фонда в 2006 году исполнен на 130,3%, в 2007 – на 121,7%, в 2008 г. – на 73,4% в 2009 г. – на 88,6%.
Таблица 4 Показатели бюджета Пенсионного Фонда, млрд. руб
Показатель |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | ||||||
Утв. |
Исп. |
Утв. |
Исп. |
Утв. |
Исп. |
Утв |
Исп. |
Утв. |
Исп. |
||
Доходы |
1566,44 |
1637,58 |
1914,13 |
1946,82 |
2621,08 |
2730,17 |
3282,95 |
3222,65 |
4680,04 |
- |
|
Расходы |
1489,47 |
1537,26 |
1782,35 |
1786,46 |
2113,71 |
2357,48 |
3041,79 |
3008,66 |
4398,04 |
- |
|
Величина дефицита / профицита |
76,98 |
100,32 |
131,78 |
160,36 |
507,37 |
372,38 |
241,47 |
213,99 |
282,00 |
- |
Анализ данных показывает, что в 2006г доходы Пенсионного Фонда превысили утвержденный показатель на 4,54%, а расходы на 3,21%; в 2007г доходы - на 1,71%, а расходы на 0,23%; в 2008г доходы - на 4,16%, а расходы на 11,53%; а в 2009г утвержденные доходы недоисполнены на 1,84%, а расходы на 1,09%.
В целом за рассматриваемый период бюджет Пенсионного Фонда был как утвержден, так и исполнен с профицитом.
В результате мероприятий по повышению пенсий в 2009 году средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 1,72 тысячи рублей, или на 35% и на конец года составил 6,63 тысячи рублей. В частности, с 1 марта 2009 года установлен размер базовой части трудовой пенсии по старости в сумме 1,95 тысячи рублей с ростом на 8,7% и с 1 декабря - 2,56 тысячи рублей с ростом на 31,4%, одновременно повышены размеры всех других базовых частей трудовых пенсий (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца). Кроме того, с 1 августа 2009 года проведена индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%, а с 1 апреля 2009 г проведено дополнительное увеличение страховой части трудовой пенсии на 17,5%[11].
Размеры ежемесячных денежных выплат инвалидам, ветеранам и другим категориям граждан были увеличены с 1 апреля 2009 года на 13%.
На конец 2009 года общий уровень доходов с учетом установленных ежемесячных денежных выплат и дополнительного ежемесячного материального обеспечения составил в среднем у инвалидов и участников Великой Отечественной войны - 20 тысяч рублей, а у инвалидов, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - 14 тысяч рублей.
Расходы на обеспечение текущей деятельности Фонда составили 61,9миллиарда рублей, или 97,7% к бюджетным назначениям. При этом расходы на содержание органов Фонда за 2009 год составили 59,8 миллиарда рублей (97,9% к бюджетным назначениям) или 2% от общих расходов Фонда (2008 год -2,1%).
В целом, индексация пенсий в 2009 году осуществлялась темпами, опережающими рост заработной платы.
Среднегодовой размер трудовой пенсии по старости превысил прожиточный минимум пенсионера более чем в 1,3 раза. Средний размер социальной пенсии на конец года достиг величины прожиточного минимума пенсионера в РФ и составил 4,24 тысячи рублей.
Фактическое исполнение бюджета фонда за 2009 год по доходам составило 3 миллиарда 222,6 миллиона рублей (101,9% к бюджетным назначениям) и по расходам - 3,008 миллиарда рублей (98,5%). За 2009 год бюджет фонда исполнен с дефицитом в сумме 36,8 миллиарда рублей по текущим обязательствам и профицитом в сумме 250,8 миллиарда рублей по накопительной составляющей бюджета.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые фонду в соответствии с законодательством РФ, поступили в полном объеме в сумме 1 триллиона 944,2 миллиарда рублей. В том числе на выплату базовой части трудовой пенсии было направлено 984,4 миллиарда рублей, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, дополнительного материального обеспечения, пособий и других социальных выплат - 560,5 миллиарда рублей, на покрытие дефицита бюджета фонда - 399,3миллиарда рублей.
Средства федерального бюджета, передаваемые фонду на осуществление ежемесячных денежных выплат и выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения (инвалидам, ветеранам, Героям Советского Союза, Героям РФ и другим категориям граждан), поступили в сумме 272,74миллиарда рублей (100% к бюджетным назначениям).
Доходы бюджета фонда,
связанные с формированием
Для возмещения потерь, возникших при инвестировании фондом сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в фонд за 2007 год, в соответствии с распоряжением Правительства РФ, Минфином России в 2009 году в бюджет фонда перечислены средства федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов в размере 9,7 миллиарда рублей.
Объем пенсионных накоплений увеличился за отчетный период на 250,8 миллиарда рублей (в 1,3 раза) и по состоянию на 1 января 2009 года составил 975,8 миллиарда рублей, в том числе средства пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление управляющим компаниям - 414,2миллиарда рублей, из них государственной управляющей компании - 401,6 миллиарда рублей; средства пенсионных накоплений, не переданные в доверительное управление управляющим компаниям, - 561,6 миллиарда рублей, из них направленные на временное размещение в разрешенные законодательством РФ виды активов - 308 миллиардов рублей.
В 2009 году в бюджет Фонда поступило 2,6 миллиарда рублей дополнительных страховых взносов в рамках реализации программы государственного софинансирования пенсий.
Таким образом, проанализировав динамику доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2006-2009г, можно выявить тенденцию увеличения средств федерального бюджета в финансировании пенсионной. Основными причинами увеличения доли средств федерального бюджета в бюджете ПФР являются: возложение на ПФР дополнительных функций по осуществлению отдельных выплат нестрахового характера, финансируемых за счет средств федерального, низкий удельный вес учитываемой заработной платы в ВВП и ее доли в доходах населения и, соответственно, низкий объем поступлений ЕСН и страховых взносов, изменение с 2008 года тарифов страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии с 4 % до 6 %, несовершенство законодательства в части администрирования страховых платежей, а также взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (в том числе просроченной).
Рассмотрим динамику базовой, страховой и накопительной части пенсии. Для базовой части пенсии характерна тенденция к снижению выплат, таким образом, правительство пытается снизить нагрузку на федеральный бюджет, и перейти к 2010 страховому принципу формирования пенсий, что прослеживается в тенденции роста взносов страховой и накопительной части пенсии.
В структуре расходов
бюджета пенсионного фонда
3. Совершенствование пенсионной
системы Российской Федерации
3.1 Тенденции развития пенсионной системы
По прогнозным оценкам, разбалансированность бюджета ПФР достигает своего максимума около 1,2% ВВП в начале 2020-х гг. При этом, если в 2010г. несбалансированность составила около 18% общего объема средств, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, то к 2025г. этот показатель возрастет почти в 5 раз и превысит 85%. Источником покрытия несбалансированности по действующему законодательству являются средства федерального бюджета, что позволяет говорить не о дефиците пенсионного бюджета, а лишь о финансовой необеспеченности страховых пенсионных обязательств государства. В то же время с точки зрения госбюджетных отношений, следует отметить, что темпы роста расходных обязательств федерального бюджета на покрытие дефицита пенсионной системы вплоть до середины 2020-х гг. будут опережать темпы роста заработной платы в стране, а в последующем – темпы роста цен. Причин для этой негативной тенденции много, и они обусловлены всеми выделенными выше факторами, однако наиболее существенный вклад в нарастание несбалансированности ПФР вносит фактор снижения доли налогово-страховых отчислений на пенсионные цели, определенными действующим налоговым законодательством.
В долгосрочной перспективе
при страховании параметров начисления
страховых взносов объем
Разница в динамике показателей обусловлена относительным увеличением к 2027г. части страховых взносов, отчисляемых на накопительную часть трудовой пенсии в пользу лиц 1967г. рождения, доля которых достигнет 100% застрахованных лиц трудоспособного возраста к этой дате.
Финансирование базовой части трудовой пенсии из средств федерального бюджета при условии поддержания в долгосрочной перспективе среднего размера социальной пенсии на уровне прожиточного минимума пенсионера (ПМП), соответствующего повышению размеров базовых частей трудовых пенсий по росту ПМП, сократится с 8,7% фонда оплаты труда в 2011г. до 2,1% в 2050г., т.е. в 4,1 раза.
Государственные обязательства
по выплате страховой части
В результате этой тенденции к 2050г. финансирование пенсионной системы почти полностью отходит от страховых принципов, так как 86% доходов будут составлять не страховые поступления, а средства федерального бюджета.
Другая тенденция связана с индексацией пенсионных прав, которые ограничены индексом роста доходов ПФР в расчете на каждого пенсионера. С самого начала реформы она отстает от темпов роста среднемесячной заработной платы в стране. Так, только за период 2002-2007 гг. накопленное отставание превысило 1,5 раза.
Однако начиная с 2012г. основным фактором, оказывающим влияние на снижение темпа роста доходов ПФР в расчете на каждого пенсионера, становится не увеличение относительной численности пенсионеров (в 1,72 раза за период с 2010 по 2050г.) и не увеличение относительного объема страховых взносов, отвлекаемых на формирование пенсионных накоплений в пользу лиц 1967г. рождения и моложе (вдвое за период 2010-2025 гг.), а более чем 25-кратное снижение эффективного тарифа страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в условиях роста заработной платы и сохранения регрессионной шкалы базы начисления страховых взносов.
Программа повышения развития уровня благосостояния получателей трудовых пенсий должна предусматривать перерасчет накопленных пенсионных прав (валоризацию), приобретенных к началу пенсионной реформы 2002г. Финансирование валоризации и связанных с ее проведением расходов, включая последующие индексации трудовой пенсии, в дальнейшем будет осуществляться из федерального бюджета.