Пенсионная реформа в России и ее роль в повышении финансового обеспечения пенсионеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить аспекты и основные направления реформирования российской системы пенсионного обеспечения;
- изучить создание и размещение пенсионных резервов;
- рассмотреть основные направления повышения эффективности расходов бюджета ПФРФ.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы ПФ РФ и его роль в проведении пенсионной реформы в РФ
1.1 Развитие системы пенсионного страхования в России
1.2 Социально-экономическая сущность ПФ РФ, его роль в финансовой системе РФ и в проведении пенсионной реформы в РФ
1.3 Источники и направления расходования средств ПФРФ
2. Анализ деятельности ПФРФ
2.3 Оценка деятельности ПФР3. Совершенствование пенсионной системы Российской Федерации
3.2 Тенденции развития пенсионной системы
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа финансы.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

В целях государственного управления финансовыми ресурсами  пенсионного обеспечения образован  государственный внебюджетный Пенсионный фонд РФ. С точки зрения его экономического содержания – это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Организационная структура Пенсионного фонда РФ, его региональных и территориальных органов характеризуется сложной системой финансовых отношений. Движение финансовых ресурсов ПФРФ является центральным звеном функционирования всей государственной пенсионной системы.

2. Анализ деятельности  Пенсионного фонда РФ

2.1 Оценка деятельности Пенсионного Фонда РФ

В 2006г профицит бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации утвержден в сумме 76,98 млрд. рублей.

Профицит бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации на 2007 год утвержден в сумме 131,78 млрд. рублей.

Профицит бюджета Фонда  в 2008 году утвержден в сумме 507,37 млрд. рублей. Предельный объем профицита бюджета Фонда в части не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий. 11,96 млрд. рублей

Профицит бюджета Фонда  в 2009 году утвержден в сумме 241,47 млрд. рублей. Предельный объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий утвержден в сумме 4,504 млрд. рублей.

Рис. 6 Величина дефицита / профицита  бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации, млрд. руб.

Профицит бюджета Пенсионного  фонда в 2006 году исполнен на 130,3%, в 2007 – на 121,7%, в 2008 г. – на 73,4% в 2009 г. –  на 88,6%.

Таблица 4 Показатели бюджета Пенсионного Фонда, млрд. руб

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Утв.

Исп.

Утв.

Исп.

Утв.

Исп.

Утв

Исп.

Утв.

Исп.

 

Доходы

1566,44

1637,58

1914,13

1946,82

2621,08

2730,17

3282,95

3222,65

4680,04

-

 

Расходы

1489,47

1537,26

1782,35

1786,46

2113,71

2357,48

3041,79

3008,66

4398,04

-

 

Величина дефицита / профицита

76,98

100,32

131,78

160,36

507,37

372,38

241,47

213,99

282,00

-

 

Анализ данных показывает, что в 2006г доходы Пенсионного  Фонда превысили утвержденный показатель на 4,54%, а расходы на 3,21%; в 2007г доходы - на 1,71%, а расходы на 0,23%; в 2008г доходы - на 4,16%, а расходы на 11,53%; а в 2009г утвержденные доходы недоисполнены на 1,84%, а расходы на 1,09%.

В целом за рассматриваемый  период бюджет Пенсионного Фонда  был как утвержден, так и исполнен с профицитом.

В результате мероприятий  по повышению пенсий в 2009 году средний  размер трудовой пенсии по старости увеличился на 1,72 тысячи рублей, или на 35% и на конец года составил 6,63 тысячи рублей. В частности, с 1 марта 2009 года установлен размер базовой части трудовой пенсии по старости в сумме 1,95 тысячи рублей с ростом на 8,7% и с 1 декабря - 2,56 тысячи рублей с ростом на 31,4%, одновременно повышены размеры всех других базовых частей трудовых пенсий (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца). Кроме того, с 1 августа 2009 года проведена индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%, а с 1 апреля 2009 г проведено дополнительное увеличение страховой части трудовой пенсии на 17,5%[11].

Размеры ежемесячных  денежных выплат инвалидам, ветеранам  и другим категориям граждан были увеличены с 1 апреля 2009 года на 13%.

На конец 2009 года общий  уровень доходов с учетом установленных ежемесячных денежных выплат и дополнительного ежемесячного материального обеспечения составил в среднем у инвалидов и участников Великой Отечественной войны - 20 тысяч рублей, а у инвалидов, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - 14 тысяч рублей.

Расходы на обеспечение  текущей деятельности Фонда составили 61,9миллиарда рублей, или 97,7% к бюджетным  назначениям. При этом расходы на содержание органов Фонда за 2009 год  составили 59,8 миллиарда рублей (97,9% к бюджетным назначениям) или 2% от общих расходов Фонда (2008 год -2,1%).

В целом, индексация пенсий в 2009 году осуществлялась темпами, опережающими рост заработной платы.

Среднегодовой размер трудовой пенсии по старости превысил прожиточный  минимум пенсионера более чем  в 1,3 раза. Средний размер социальной пенсии на конец года достиг величины прожиточного минимума пенсионера в РФ и составил 4,24 тысячи рублей.

Фактическое исполнение бюджета фонда за 2009 год по доходам  составило 3 миллиарда 222,6 миллиона рублей (101,9% к бюджетным назначениям) и по расходам - 3,008 миллиарда рублей (98,5%). За 2009 год бюджет фонда исполнен с дефицитом в сумме 36,8 миллиарда рублей по текущим обязательствам и профицитом в сумме 250,8 миллиарда рублей по накопительной составляющей бюджета.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые фонду в соответствии с законодательством РФ, поступили в полном объеме в сумме 1 триллиона 944,2 миллиарда рублей. В том числе на выплату базовой части трудовой пенсии было направлено 984,4 миллиарда рублей, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, дополнительного материального обеспечения, пособий и других социальных выплат - 560,5 миллиарда рублей, на покрытие дефицита бюджета фонда - 399,3миллиарда рублей.

Средства федерального бюджета, передаваемые фонду на осуществление ежемесячных денежных выплат и выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения (инвалидам, ветеранам, Героям Советского Союза, Героям РФ и другим категориям граждан), поступили в сумме 272,74миллиарда рублей (100% к бюджетным назначениям).

Доходы бюджета фонда, связанные с формированием средств  для финансирования накопительной  части трудовых пенсий, за 2009 год  составили 282,9 миллиарда рублей (98% к  бюджетным назначениям), из них поступление  страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии 266,6 миллиарда (102,6% к бюджетным назначениям).

Для возмещения потерь, возникших  при инвестировании фондом сумм страховых  взносов на финансирование накопительной  части трудовой пенсии, поступивших  в фонд за 2007 год, в соответствии с распоряжением Правительства РФ, Минфином России в 2009 году в бюджет фонда перечислены средства федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов в размере 9,7 миллиарда рублей.

Объем пенсионных накоплений увеличился за отчетный период на 250,8 миллиарда рублей (в 1,3 раза) и по состоянию на 1 января 2009 года составил 975,8 миллиарда рублей, в том числе средства пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление управляющим компаниям - 414,2миллиарда рублей, из них государственной управляющей компании - 401,6 миллиарда рублей; средства пенсионных накоплений, не переданные в доверительное управление управляющим компаниям, - 561,6 миллиарда рублей, из них направленные на временное размещение в разрешенные законодательством РФ виды активов - 308 миллиардов рублей.

В 2009 году в бюджет Фонда  поступило 2,6 миллиарда рублей дополнительных страховых взносов в рамках реализации программы государственного софинансирования пенсий.

Таким образом, проанализировав  динамику доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2006-2009г, можно выявить тенденцию увеличения средств федерального бюджета в финансировании пенсионной. Основными причинами увеличения доли средств федерального бюджета в бюджете ПФР являются: возложение на ПФР дополнительных функций по осуществлению отдельных выплат нестрахового характера, финансируемых за счет средств федерального, низкий удельный вес учитываемой заработной платы в ВВП и ее доли в доходах населения и, соответственно, низкий объем поступлений ЕСН и страховых взносов, изменение с 2008 года тарифов страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии с 4 % до 6 %, несовершенство законодательства в части администрирования страховых платежей, а также взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (в том числе просроченной).

Рассмотрим динамику базовой, страховой и накопительной  части пенсии. Для базовой части  пенсии характерна тенденция к снижению выплат, таким образом, правительство  пытается снизить нагрузку на федеральный бюджет, и перейти к 2010 страховому принципу формирования пенсий, что прослеживается в тенденции роста взносов страховой и накопительной части пенсии.

В структуре расходов бюджета пенсионного фонда России преобладают расходы на выплату  трудовой пенсии (80%), социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам, досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии пенсионерам за пределами России (2%). Что касается доли базовой, страховой и накопительной части в расходах Пенсионного Фонда, то складывается тенденция к уменьшению расходов на выплату базовой части пенсии, в то время как расходы на страховую и накопительную части имеют тенденцию к увеличению. В структуре пенсии большую часть занимает страховая составляющая, далее базовая и накопительная части.

 
3. Совершенствование пенсионной системы Российской Федерации

3.1 Тенденции развития пенсионной системы

По прогнозным оценкам, разбалансированность бюджета ПФР  достигает своего максимума около 1,2% ВВП в начале 2020-х гг. При  этом, если в 2010г. несбалансированность составила около 18% общего объема средств, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, то к 2025г. этот показатель возрастет почти в 5 раз и превысит 85%. Источником покрытия несбалансированности по действующему законодательству являются средства федерального бюджета, что позволяет говорить не о дефиците пенсионного бюджета, а лишь о финансовой необеспеченности страховых пенсионных обязательств государства. В то же время с точки зрения госбюджетных отношений, следует отметить, что темпы роста расходных обязательств федерального бюджета на покрытие дефицита пенсионной системы вплоть до середины 2020-х гг. будут опережать темпы роста заработной платы в стране, а в последующем – темпы роста цен. Причин для этой негативной тенденции много, и они обусловлены всеми выделенными выше факторами, однако наиболее существенный вклад в нарастание несбалансированности ПФР вносит фактор снижения доли налогово-страховых отчислений на пенсионные цели, определенными действующим налоговым законодательством.

В долгосрочной перспективе  при страховании параметров начисления страховых взносов объем средств, поступающих в систему обязательного  пенсионного страхования, так называемый эффективный тариф страховых  взносов, из-за роста размера заработной платы будет сокращаться с 11,45% в 2011г. до 0,59% в 2050г., т.е. почти в 20 раз. Еще больше сократится эффективный тариф взносов на страховую составляющую трудовой пенсии – с 8,8% в 2011г. до 0,3% в 2050г., т.е. более чем в 25 раз.

Разница в динамике показателей  обусловлена относительным увеличением к 2027г. части страховых взносов, отчисляемых на накопительную часть трудовой пенсии в пользу лиц 1967г. рождения, доля которых достигнет 100% застрахованных лиц трудоспособного возраста к этой дате.

Финансирование базовой  части трудовой пенсии из средств федерального бюджета при условии поддержания в долгосрочной перспективе среднего размера социальной пенсии на уровне прожиточного минимума пенсионера (ПМП), соответствующего повышению размеров базовых частей трудовых пенсий по росту ПМП, сократится с 8,7% фонда оплаты труда в 2011г. до 2,1% в 2050г., т.е. в 4,1 раза.

Государственные обязательства  по выплате страховой части трудовой пенсии будут увеличиваться, опережая рост доходов ПФР, исходя из взносов  на страховую часть трудовых пенсий и темпов роста зарплаты. Однако суммы текущих поступлений в бюджет ПФР по актуарным расчетам будут сокращаться по причине резкого сокращения числа занятых трудовой деятельностью. Возникающую разницу придется покрывать за счет средств федерального бюджета в возрастающем размере с 1,5% фонда заработной платы в 2011г. до 4,1% к 2022г.

В результате этой тенденции  к 2050г. финансирование пенсионной системы  почти полностью отходит от страховых  принципов, так как 86% доходов будут  составлять не страховые поступления, а средства федерального бюджета.

Другая тенденция связана  с индексацией пенсионных прав, которые  ограничены индексом роста доходов  ПФР в расчете на каждого пенсионера. С самого начала реформы она отстает  от темпов роста среднемесячной заработной платы в стране. Так, только за период 2002-2007 гг. накопленное отставание превысило 1,5 раза.

Однако начиная с 2012г. основным фактором, оказывающим влияние  на снижение темпа роста доходов  ПФР в расчете на каждого пенсионера, становится не увеличение относительной численности пенсионеров (в 1,72 раза за период с 2010 по 2050г.) и не увеличение относительного объема страховых взносов, отвлекаемых на формирование пенсионных накоплений в пользу лиц 1967г. рождения и моложе (вдвое за период 2010-2025 гг.), а более чем 25-кратное снижение эффективного тарифа страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в условиях роста заработной платы и сохранения регрессионной шкалы базы начисления страховых взносов.

Программа повышения  развития уровня благосостояния получателей трудовых пенсий должна предусматривать перерасчет накопленных пенсионных прав (валоризацию), приобретенных к началу пенсионной реформы 2002г. Финансирование валоризации и связанных с ее проведением расходов, включая последующие индексации трудовой пенсии, в дальнейшем будет осуществляться из федерального бюджета.

Информация о работе Пенсионная реформа в России и ее роль в повышении финансового обеспечения пенсионеров