Основы организации финансов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:07, курс лекций

Краткое описание

Содержание и функции финансов предприятия. Принципы организации финансов предприятия. Управление финансами предприятия. Корпоративные риски. Управление капиталом организаций. Финансовый механизм инвестиционной деятельности предприятий. Финансовое планирование на предприятии.

Файлы: 1 файл

Фин_среда_доп мат-л.doc

— 501.00 Кб (Скачать)

Рис. 3. Источники инвестиций в оборотные активы предприятий

Таким образом, предприятиям предоставлено право самостоятельно маневрировать оборотными средствами в течение года. Они определя­ют плановую потребность в оборотных активах исходя из специфики своей деятельности, могут реализовать неиспользуемые материальные ценности сторонним организациям по рыночным ценам. Выручка от их реализации за минусом соответствующих затрат отражается в составе бухгалтерской прибыли. В распоряжении предприятий остается эконо­мия, полученная от ускорения оборачиваемости оборотных активов в качестве их внутреннего финансового резерва. Недостаток собственных оборотных средств восполняется за счет чистой (нераспределенной) прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия после налогообло­жения. Чтобы выжить в рыночной среде, каждое предприятие обязано обеспечивать эффективное использование и ускорение оборачиваемос­ти оборотных активов, поддерживать на достаточном уровне свою пла­тежеспособность и ликвидность баланса.

 

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Содержание и значение финансового планирования

Понятие «планирование деятельности предприятия» может быть охарактеризовано с двух сторон: во-первых, с точки зрения теории фирмы и ее природы; во-вторых, конкретно-управленческой как одной из функ­ций финансового менеджмента, т.е. умения предвидеть будущее фирмы и использовать это на практике. Оба аспекта планирования тесно взаи­мосвязаны. Возможность и необходимость последнего как определен­ного вида деятельности управленческого персонала обусловлены потреб­ностями хозяйственной деятельности. С помощью планирования сво­дятся к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия для хозяйствующих субъектов. Кроме того, устраняются из­лишние транзакционные издержки внутри фирмы по торговым сделкам (контрактам), например на поиск покупателей и поставщиков, проведе­ние переговоров о предмете сделки, оплату услуг консультантов и др.

В процессе планирования можно оценить:

1) уровень развития предприятия (экономический потенциал) и результаты его финансово-хозяйственной деятельности;

2)   объем ресурсов (включая и финансовые), при которых могут быть
достигнуты цели предприятия;

3)   отдачу вложенных предприятием в конкретные инвестиционные
программы (проекты) средств.

На основе системы долгосрочных и оперативных планов осуществ­ляются организация запланированных работ, мотивация персонала, кон­троль результатов и их оценка на базе плановых показателей. Предпри­ятие не в состоянии устранить предпринимательский риск, но может снизить его негативные последствия с помощью прогнозирования. Как показывает практика развитых стран, планирование создает для корпо­рации следующие преимущества:

        дает возможность подготовиться к будущим неблагоприятным ус­ловиям в рыночной конъюнктуре;

        позволяет оценить возникающие проблемы;

        в стимулирует менеджеров к реализации своих решений;

        улучшает координацию действий между структурными подразде­лениями предприятия;

        обеспечивает предприятие полезной для него информацией;

        способствует более эффективному использованию ресурсов и уси­лению контроля в корпорации.

Разработка предприятиями финансовых планов (бюджетов) занимает важное место в системе мер по стабилизации их денежного хозяйства. Определим основные понятия, связанные с финансовым планировани­ем. Финансовый план — обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) периоды. Он вклю­чает в себя составление операционных и текущих бюджетов, а также про­гнозы финансовых ресурсов на два-три года. В России он обычно состав­лялся в форме баланса доходов и расходов (на квартал, год, пятилетие).

Бюджет предприятия — оперативный финансовый план, составлен­ный, как правило, на период до одного года и отражающий расходы и поступления средств по текущей, инвестиционной и финансовой дея­тельности предприятия. В практике управления финансами фирмы ис­пользуют два основных вида бюджетов — оперативный (текущий) и ка­питальный.

Бюджетирование — процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования (например, платеж­ный баланс на предстоящий месяц).

Бюджетирование капитала — процесс разработки конкретных бюдже­тов по управлению капиталом предприятия — источниками формирова­ния капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса), на­пример прогноз баланса активов и пассивов на предстоящий период.

Бюджетный контроль — текущий контроль за исполнением отдельных показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.

Бюджет по балансовому листу — один из основных видов оператив­ного финансового плана предприятия, отражающий прогноз активов и пассивов бухгалтерского баланса на конец предстоящего квартала. Це­лью разработки такого бюджета является определение возможности при­роста отдельных активов за счет предполагаемых источников финанси­рования по пассиву баланса. С помощью этого документа обеспечивает­ся финансовая устойчивость предприятия в планируемом периоде.

Бизнес-план — основной документ, разрабатываемый предприятием и представляемый инвестору (кредитору) по реальному инвестицион­ному проекту или проекту санации данного предприятия при угрозе его банкротства. В этом документе в краткой форме и общепринятой после­довательности разделов излагаются основные параметры проекта и фи­нансовые показатели, связанные с его реализацией.

Смета — форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей, например смета затрат на производство и реализацию продукции, составляемая на год с поквар­тальной разбивкой.

Внутрифирменное финансовое планирование заключается в следующем:

        намеченные стратегические цели предприятия оформляются в виде
финансово-экономических показателей: объема продаж, себестоимости
проданных товаров, прибыли, инвестиций, денежных потоков;

        устанавливаются стандарты для поступления финансовой инфор­мации в форме финансовых планов и отчетов об их исполнении;

        определяются приемлемые границы финансовых ресурсов, необходи­мых для реализации оперативных и долгосрочных планов предприятия;

        оперативные финансовые планы (на месяц, квартал) предоставля­ют полезную информацию для разработки и корректировки общефир­менной финансовой стратегии.

В современных условиях роль финансового планирования принципиально изменилась по сравнению с той, что была характерна для централизованно управляемой экономики. Теперь предприятия сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение сегодня и на ближайшую перспективу. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы преуспеть в своей хозяйственной деятельности, а во-вто­рых, чтобы своевременно выполнять обязательства перед бюджетной системой, социальными фондами, банками, другими кредиторами и тем самым оградить себя от штрафных санкций. Для этого целесообразно заранее рассчитывать доходы и расходы, прибыль, учитывать последствия инфляции, изменения рыночной конъюнктуры, нарушения дого­ворных обязательств партнерами. Основной целью финансового пла­нирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины де­нежных потоков, формируемых за счет собственных, заемных и привле­ченных с фондового рынка источников.

Финансовый план взаимосвязан с другими разделами бизнес-плана, т.е. с планами по производству продукции, закупкам материальных ре­сурсов, инвестициям, исследованиям и разработкам, рекламе и т.д. На­значение финансового плана — прогноз средне- и долгосрочной финан­совой перспективы, а также определение текущих доходов и расходов. Среднесрочный финансовый план составляют, как правило, на год с распределением показателей по кварталам, долгосрочный — на ближайшие два-три года, текущий — на квартал с помесячной разбивкой доходов и расходов.

Важнейшими объектами финансового планирования являются:

        выручка от реализации проданных товаров (услуг, работ);

        прибыль и ее распределение по соответствующим направлениям;

        фонды специального назначения и их использование (например, ре­зервный фонд в акционерных обществах);

        объем платежей в бюджет и социальные фонды;

        объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;

        плановая потребность в оборотных активах;

        объем капитальных вложений и источники их финансирования и др.

В условиях конкурентной среды и прогнозируемого рынка сбыта то­варов большое значение имеют перспективные финансовые планы, со­ставляемые на сроки более одного года (на 2—3 года вперед), например разработка бизнес-плана инвестиционного проекта.

В любом случае основой финансовой стратегии предприятия остает­ся самофинансирование. Оно складывается из собственных источников (чистой прибыли и амортизационных отчислений — более 50% объема денежных ресурсов), привлеченных средств, а иногда и государственных. Однако привлеченные средства (например, кредиты банков), являясь платными, существенно сужают рамки самофинансирования предприя­тия. Необходимость повышения доли собственных средств в общем объе­ме финансовых ресурсов должна побуждать предприятие осуществлять более гибкую техническую, кадровую, маркетинговую и финансовую политику. Для составления финансовых планов используют следующие информационные источники:

1) договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;

2)   учетные данные;

3)   результаты анализа бухгалтерской отчетности (формы № 1,2,4, 5)
и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц,
квартал, год);

4)   прогнозные расчеты по реализации продукции потребителям на
основе заказов, прогнозов спроса на нее, уровня продажных цен и дру­гих условий рыночной конъюнктуры, включая поставку продукции за
наличные денежные средства и в порядке бартерного обмена. На базе
показателей сбыта рассчитывают объем производства, затраты на вы­
пуск продукции, прибыль, рентабельность и иные показатели;

5)   экономические нормативы, утверждаемые законодательными ак­тами РФ (налоговые ставки, тарифы отчислений в государственные вне­бюджетные фонды, порядок амортизационных отчислений, учетная став­ка банковского процента, минимальная месячная оплата труда и т.д.).

Разработанные на основе этих данных финансовые планы служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных и инновационных программ и проектов.

 

Принципы финансового планирования

Принципы финансового планирования базируются на общих прин­ципах теории планирования в сложных системах.

Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер. Понятие «система» означает совокупность элемен­тов (подразделений), взаимосвязь между ними, наличие единого направ­ления их развития для достижения общих целей предприятия. Все это становится возможным в рамках вертикального единства предприятия.

Координация планов отдельных подразделений выражается в том, что нельзя планировать деятельность одних подразделений фирмы вне связи с другими; всякие изменения в планах одних структурных единиц дол­жны быть отражены в планах других подразделений. Следовательно, вза­имосвязь и одновременность — главные черты координации планирова­ния на предприятии.

Принцип участия означает, что каждый специалист фирмы становит­ся участником плановой деятельности независимо от должности и вы­полняемой функции.

Принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирова­ния должен осуществляться систематически в рамках установленного цикла; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (план закупок — план производства — план по маркетингу). В то же время неопределенность внешней среды и наличие непредусмот­ренных изменений внутренней обстановки требуют корректировки и уточнения планов фирмы.

Принцип гибкости тесно связан с предыдущим принципом и заклю­чается в придании планам и процессу планирования в целом способнос­ти изменяться в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Поэтому планы должны содержать так называемые «резервы безопасно­сти» (ресурсов, производственных мощностей и т.д.).

Принцип точности предполагает, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позво­ляют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

В развитие этих общих положений целесообразно выделить принци­пы непосредственно финансового планирования на предприятиях.

Принцип финансового соотношения сроков («золотое банковское правило») — получение и использование средств должны происходить в установленные сроки, капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств.

Принцип платежеспособности — планирование денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года. В данном случае у последнего должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечивать погашение краткосрочных обязательств.

Информация о работе Основы организации финансов предприятия