Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:07, курс лекций
Содержание и функции финансов предприятия. Принципы организации финансов предприятия. Управление финансами предприятия. Корпоративные риски. Управление капиталом организаций. Финансовый механизм инвестиционной деятельности предприятий. Финансовое планирование на предприятии.
Рис. 3. Источники инвестиций в оборотные активы предприятий
Таким образом, предприятиям предоставлено право самостоятельно маневрировать оборотными средствами в течение года. Они определяют плановую потребность в оборотных активах исходя из специфики своей деятельности, могут реализовать неиспользуемые материальные ценности сторонним организациям по рыночным ценам. Выручка от их реализации за минусом соответствующих затрат отражается в составе бухгалтерской прибыли. В распоряжении предприятий остается экономия, полученная от ускорения оборачиваемости оборотных активов в качестве их внутреннего финансового резерва. Недостаток собственных оборотных средств восполняется за счет чистой (нераспределенной) прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия после налогообложения. Чтобы выжить в рыночной среде, каждое предприятие обязано обеспечивать эффективное использование и ускорение оборачиваемости оборотных активов, поддерживать на достаточном уровне свою платежеспособность и ликвидность баланса.
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Содержание и значение финансового планирования
Понятие «планирование деятельности предприятия» может быть охарактеризовано с двух сторон: во-первых, с точки зрения теории фирмы и ее природы; во-вторых, конкретно-управленческой как одной из функций финансового менеджмента, т.е. умения предвидеть будущее фирмы и использовать это на практике. Оба аспекта планирования тесно взаимосвязаны. Возможность и необходимость последнего как определенного вида деятельности управленческого персонала обусловлены потребностями хозяйственной деятельности. С помощью планирования сводятся к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия для хозяйствующих субъектов. Кроме того, устраняются излишние транзакционные издержки внутри фирмы по торговым сделкам (контрактам), например на поиск покупателей и поставщиков, проведение переговоров о предмете сделки, оплату услуг консультантов и др.
В процессе планирования можно оценить:
1) уровень развития предприятия (экономический потенциал) и результаты его финансово-хозяйственной деятельности;
2) объем ресурсов (включая и финансовые), при которых могут быть
достигнуты цели предприятия;
3) отдачу вложенных предприятием в конкретные инвестиционные
программы (проекты) средств.
На основе системы долгосрочных и оперативных планов осуществляются организация запланированных работ, мотивация персонала, контроль результатов и их оценка на базе плановых показателей. Предприятие не в состоянии устранить предпринимательский риск, но может снизить его негативные последствия с помощью прогнозирования. Как показывает практика развитых стран, планирование создает для корпорации следующие преимущества:
дает возможность подготовиться к будущим неблагоприятным условиям в рыночной конъюнктуре;
позволяет оценить возникающие проблемы;
в стимулирует менеджеров к реализации своих решений;
улучшает координацию действий между структурными подразделениями предприятия;
обеспечивает предприятие полезной для него информацией;
способствует более эффективному использованию ресурсов и усилению контроля в корпорации.
Разработка предприятиями финансовых планов (бюджетов) занимает важное место в системе мер по стабилизации их денежного хозяйства. Определим основные понятия, связанные с финансовым планированием. Финансовый план — обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) периоды. Он включает в себя составление операционных и текущих бюджетов, а также прогнозы финансовых ресурсов на два-три года. В России он обычно составлялся в форме баланса доходов и расходов (на квартал, год, пятилетие).
Бюджет предприятия — оперативный финансовый план, составленный, как правило, на период до одного года и отражающий расходы и поступления средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике управления финансами фирмы используют два основных вида бюджетов — оперативный (текущий) и капитальный.
Бюджетирование — процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования (например, платежный баланс на предстоящий месяц).
Бюджетирование капитала — процесс разработки конкретных бюджетов по управлению капиталом предприятия — источниками формирования капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса), например прогноз баланса активов и пассивов на предстоящий период.
Бюджетный контроль — текущий контроль за исполнением отдельных показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.
Бюджет по балансовому листу — один из основных видов оперативного финансового плана предприятия, отражающий прогноз активов и пассивов бухгалтерского баланса на конец предстоящего квартала. Целью разработки такого бюджета является определение возможности прироста отдельных активов за счет предполагаемых источников финансирования по пассиву баланса. С помощью этого документа обеспечивается финансовая устойчивость предприятия в планируемом периоде.
Бизнес-план — основной документ, разрабатываемый предприятием и представляемый инвестору (кредитору) по реальному инвестиционному проекту или проекту санации данного предприятия при угрозе его банкротства. В этом документе в краткой форме и общепринятой последовательности разделов излагаются основные параметры проекта и финансовые показатели, связанные с его реализацией.
Смета — форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей, например смета затрат на производство и реализацию продукции, составляемая на год с поквартальной разбивкой.
Внутрифирменное финансовое планирование заключается в следующем:
намеченные стратегические цели предприятия оформляются в виде
финансово-экономических показателей: объема продаж, себестоимости
проданных товаров, прибыли, инвестиций, денежных потоков;
устанавливаются стандарты для поступления финансовой информации в форме финансовых планов и отчетов об их исполнении;
определяются приемлемые границы финансовых ресурсов, необходимых для реализации оперативных и долгосрочных планов предприятия;
оперативные финансовые планы (на месяц, квартал) предоставляют полезную информацию для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии.
В современных условиях роль финансового планирования принципиально изменилась по сравнению с той, что была характерна для централизованно управляемой экономики. Теперь предприятия сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение сегодня и на ближайшую перспективу. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы преуспеть в своей хозяйственной деятельности, а во-вторых, чтобы своевременно выполнять обязательства перед бюджетной системой, социальными фондами, банками, другими кредиторами и тем самым оградить себя от штрафных санкций. Для этого целесообразно заранее рассчитывать доходы и расходы, прибыль, учитывать последствия инфляции, изменения рыночной конъюнктуры, нарушения договорных обязательств партнерами. Основной целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков, формируемых за счет собственных, заемных и привлеченных с фондового рынка источников.
Финансовый план взаимосвязан с другими разделами бизнес-плана, т.е. с планами по производству продукции, закупкам материальных ресурсов, инвестициям, исследованиям и разработкам, рекламе и т.д. Назначение финансового плана — прогноз средне- и долгосрочной финансовой перспективы, а также определение текущих доходов и расходов. Среднесрочный финансовый план составляют, как правило, на год с распределением показателей по кварталам, долгосрочный — на ближайшие два-три года, текущий — на квартал с помесячной разбивкой доходов и расходов.
Важнейшими объектами финансового планирования являются:
выручка от реализации проданных товаров (услуг, работ);
прибыль и ее распределение по соответствующим направлениям;
фонды специального назначения и их использование (например, резервный фонд в акционерных обществах);
объем платежей в бюджет и социальные фонды;
объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;
плановая потребность в оборотных активах;
объем капитальных вложений и источники их финансирования и др.
В условиях конкурентной среды и прогнозируемого рынка сбыта товаров большое значение имеют перспективные финансовые планы, составляемые на сроки более одного года (на 2—3 года вперед), например разработка бизнес-плана инвестиционного проекта.
В любом случае основой финансовой стратегии предприятия остается самофинансирование. Оно складывается из собственных источников (чистой прибыли и амортизационных отчислений — более 50% объема денежных ресурсов), привлеченных средств, а иногда и государственных. Однако привлеченные средства (например, кредиты банков), являясь платными, существенно сужают рамки самофинансирования предприятия. Необходимость повышения доли собственных средств в общем объеме финансовых ресурсов должна побуждать предприятие осуществлять более гибкую техническую, кадровую, маркетинговую и финансовую политику. Для составления финансовых планов используют следующие информационные источники:
1) договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;
2) учетные данные;
3) результаты анализа бухгалтерской отчетности (формы № 1,2,4, 5)
и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц,
квартал, год);
4) прогнозные расчеты по реализации продукции потребителям на
основе заказов, прогнозов спроса на нее, уровня продажных цен и других условий рыночной конъюнктуры, включая поставку продукции за
наличные денежные средства и в порядке бартерного обмена. На базе
показателей сбыта рассчитывают объем производства, затраты на вы
пуск продукции, прибыль, рентабельность и иные показатели;
5) экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами РФ (налоговые ставки, тарифы отчислений в государственные внебюджетные фонды, порядок амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, минимальная месячная оплата труда и т.д.).
Разработанные на основе этих данных финансовые планы служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных и инновационных программ и проектов.
Принципы финансового планирования
Принципы финансового планирования базируются на общих принципах теории планирования в сложных системах.
Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер. Понятие «система» означает совокупность элементов (подразделений), взаимосвязь между ними, наличие единого направления их развития для достижения общих целей предприятия. Все это становится возможным в рамках вертикального единства предприятия.
Координация планов отдельных подразделений выражается в том, что нельзя планировать деятельность одних подразделений фирмы вне связи с другими; всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других подразделений. Следовательно, взаимосвязь и одновременность — главные черты координации планирования на предприятии.
Принцип участия означает, что каждый специалист фирмы становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой функции.
Принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования должен осуществляться систематически в рамках установленного цикла; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (план закупок — план производства — план по маркетингу). В то же время неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений внутренней обстановки требуют корректировки и уточнения планов фирмы.
Принцип гибкости тесно связан с предыдущим принципом и заключается в придании планам и процессу планирования в целом способности изменяться в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Поэтому планы должны содержать так называемые «резервы безопасности» (ресурсов, производственных мощностей и т.д.).
Принцип точности предполагает, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.
В развитие этих общих положений целесообразно выделить принципы непосредственно финансового планирования на предприятиях.
Принцип финансового соотношения сроков («золотое банковское правило») — получение и использование средств должны происходить в установленные сроки, капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств.
Принцип платежеспособности — планирование денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года. В данном случае у последнего должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечивать погашение краткосрочных обязательств.