Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:07, курс лекций
Содержание и функции финансов предприятия. Принципы организации финансов предприятия. Управление финансами предприятия. Корпоративные риски. Управление капиталом организаций. Финансовый механизм инвестиционной деятельности предприятий. Финансовое планирование на предприятии.
Теория портфеля. Одно из правил работы с финансовыми инструментами гласит, что нельзя вкладывать все средства в активы одного вида. Оно опирается на концепции дохода и риска и реализуется в теории инвестиционного портфеля, родоначальником которой является Г. Марковиц (лауреат Нобелевской премии 1990 г.). Под инвестиционным портфелем принято понимать некую совокупность ценных бумаг, принадлежащую физическому или юридическому лицу и выступающую как целостный объект управления.
Структура портфеля выражает определенное сочетание интересов эмитентов и инвесторов, а также консолидирует риски по отдельным видам ценных бумаг (акциям, облигациям и т.д.).
Смысл формирования портфеля состоит в максимизации благосостояния акционеров путем улучшения условий инвестирования, т.е. придания инвестиционному процессу характеристик, которые не достижимы при вложении средств в ценные бумаги одного вида. Состав и структуру портфеля ставят в зависимость от целей инвесторов, и их предпочтений. Оптимальным считается портфель, включающий до 15 видов ценных бумаг. Излишняя диверсификация может привести к снижению качества управления им.
Концепция дисконтирования. Появление понятий «неопределенность» и «риск», не поддающихся измерению и оценке с помощью традиционных методов, потребовало создания адекватного математического аппарата, поскольку практически все финансовые решения связаны с прогнозированием будущих поступлений или выплат. Впервые методика анализа дисконтированных денежных потоков была изложена Д.Б. Ульямсом в работе «Теория стоимости инвестиций» (1938). М. Дж. Гордон в 1960-е гг. впервые применил этот метод в управлении финансами корпораций для моделирования цены собственного капитала.
Концепция временной стоимости денег или дисконтирования базируется на трех основных понятиях: цена капитала, риск и инфляция. При определении цены капитала в первую очередь предлагается исходить из оценки упущенных возможностей от альтернативных способов его вложения. Степень риска инвестиций оценивается с помощью методов математической статистики. Инфляция как макроэкономическое явление представляется в виде национальных индексов.
Теория структуры капитала. Трактовка цели фирмы, как удовлетворение интересов собственников, с развитием фондового рынка становится более конкретной – это максимизация цены акций или цены компании. Исследования факторов, влияющих на цену компании, привели нобелевских лауреатов Ф. Модильяни и М. Миллера к выводу о том, что стоимость любой фирмы определяется исключительно ее будущими доходами и не зависит от структуры капитала. (Опубликование работы этих авторов в 1958 г. считается поворотным моментом в развитии теории капитала и его структуры).
Подход к структуре капитала с точки зрения его источников важен именно для принятия финансовых решений, поскольку позволяет ответить на основные вопросы управления финансами: откуда получить и как разместить финансовые ресурсы. Вывод М. Миллера и Ф. Модильяни был сделан для предприятия, действующего в условиях идеального рынка капиталов при значительном количестве ограничений. Впоследствии теория структуры капитала усовершенствовалась и самими авторами, и их оппонентами, однако и в настоящее время считается, что в развитии этого научного направления сделаны лишь первые шаги.
Теория агентских отношений. Влияние неоинституционалистской теории выразилось в том, что критерий экономии на трансакционных издержках впоследствии нашел широкое применение при принятии решений о выборе оптимальной организационной формы предприятия и его финансовой структуры (создании холдингов, групп и других корпоративных структур). Идея о воздействии общественных институтов на распределение информации на рынке и внутри фирмы нашла свое отражение и дальнейшее развитие в другой основополагающей области финансового менеджмента — теории агентских отношений и теории асимметричной информации, которые нацелены на разрешение проблемы разделения функций владения собственностью и контроля.
Наемные менеджеры (или агенты), в компетенцию которых входит принятие важных управленческих решений, обладают большим объемом информации о предприятии, но далеко не всегда действуют в интересах максимизации благосостояния собственников (или принципалов). В результате возникают так называемые «агентские конфликты». Другим источником такого рода конфликтов является дифференциация интересов собственников и кредиторов.
Основные положения теорий агентских отношений и асимметричной информации были разработаны в трудах Е.Ф. Фама, М. Джессинга, У. Меклинга, посвященных изучению форм и способов сглаживания конфликтов в интересах собственников.
Наиболее полно и подробно новейшие теории управления финансами освещены в зарубежных учебниках и монографиях, многие из которых переведены на русский язык. Среди них следует выделить труды Ф. Модильяни, М. Миллера, Ю. Бригхэма, Л. Гапенски, Дж.К. Ван Хор-на, У. Шарпа и др. Однако в России сегодня ощущается недостаток в разработках отечественных ученых, которые знают особенности национального экономического, политического и корпоративного развития нашей страны. Правда первый успешный опыт, прошедший проверку временем и практикой, уже есть, например издание серии учебников под ред. Е.С. Стояновой, В.В. Ковалева и др.
В самом общем виде управление финансами можно определить как специфическую область управленческой деятельности, связанную с целенаправленной организацией денежных потоков предприятия, формированием капитала, денежных доходов и фондов, необходимых для достижения стратегических целей развития предприятия. Объектом управления являются финансовые отношения, финансовые ресурсы и их источники.
Функции финансового менеджмента правомерно систематизировать следующим образом:
планирование — стратегическое и текущее финансовое планирование; составление различных смет и бюджетов для любых мероприятий; участие в определении ценовой политики, прогнозировании сбыта, формировании условий договоров (контрактов); оценка возможных изменений структуры (слияний или разделений);
организация — создание органов управления финансами, финансовых служб, установление взаимосвязи между подразделениями последних, определение их задач и функций;
регулирование финансовых потоков — управление денежными средствами, портфелем ценных бумаг, заемными средствами и т.д.;
защита активов — управление рисками; выбор оптимального их способа снижения;
учет, контроль и анализ — установление учетной политики: обработка и представление учетной информации в виде финансовой отчетности; анализ и интерпретация результатов; сопоставление отчетных данных с планами и стандартами; внутренний аудит.
Основными задачами управления финансами предприятия можно считать:
обеспечение сбалансированности движения материальных и денежных потоков;
достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости;
обеспечение источниками финансирования — поиск внутренних и внешних кратко- и долгосрочных его источников, оптимального сочетания последних, минимизирующего финансовые издержки и увеличивающего рентабельность собственного капитала;
эффективное использование финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей предприятия.
Доходы от грамотно и эффективно ведущегося бизнеса, как правило, превышают расходы, но основная проблема финансирования любого предприятия заключается, как известно, в запаздывании получения доходов относительно расходов. Последние необходимо произвести сейчас, а доходы, ради извлечения которых их осуществляют, будут поступать только в будущем, часто весьма отдаленном. Кроме того, предприятию может просто не хватать собственных доходов. Это наблюдается, например, при расширяющемся бизнесе, а для финансирования происходящего роста нужно непрерывно привлекать и обслуживать заемные средства. Итак, первая задача заключается в необходимости планирования потребности в капитале для достижения поставленных целей, определении источников его поступления и направления использования. Вторая задача – это реализация финансовых решений краткосрочного характера, т.е управление ликвидностью компании через планирование и управление денежными потоками, которые обеспечивают осуществление своевременных текущих платежей кредиторам и поставщикам, что является основным условием долгосрочного успеха в бизнесе. Еще одна задача — это анализ прогнозируемой отчетности, который позволит рассчитать ликвидность, плечо финансового рычага, размер собственных оборотных средств, и, исходя из этого, оценить финансовое состояние в будущем с различных точек зрения.
Решение комплекса поставленных задач приводит к необходимости финансового планирования и формирования системы бюджетирования на предприятии. Последняя включает составление бюджетов доходов и расходов, а также движения денежных средств (кассовый бюджет) в виде детального графика денежных выплат кредиторам и инкассации поступлений во времени на основе точных дат.
В условиях рыночной экономики происходит смещение акцента с чисто производственного на финансовое планирование. В стремлении максимизировать прибыль любое предприятие независимо от его размеров сталкивается с необходимостью планирования и регулирования своих доходов и расходов. Действительно, для поддержания, а тем более развития любого бизнеса непрерывно требуются средства, чтобы профинансировать капитальные затраты, расходы на зарплату, материалы, товары и другие прямые и накладные расходы.
Конкретные формы и методы реализации названных функций и решения поставленных задач определяются финансовой политикой предприятия, основными элементами которой являются:
учетная политика;
кредитная политика;
политика управления денежными средствами;
политика в отношении управления издержками;
дивидендная политика.
Учетную политику предприятие должно строить в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета. При определении кредитной политики решается вопрос об обеспеченности оборотными средствами, в частности о размере собственных оборотных средств и потребности в займах (коммерческих, краткосрочных, банковских кредитах). В случае необходимости привлечения долгосрочного кредита изучают структуру капитала и финансовую устойчивость предприятия.
Политика управления денежными средствами направлена на установление системы планирования и контроля за поступлениями и выплатами.
Дивидендная политика должна уравновешивать интересы собственников, менеджеров и кредиторов в соответствии с теорией агентских отношений и целью максимизации цены предприятия. На практике применяют следующие варианты этой политики:
выплаты постоянного процента от прибыли — преимущество метода
заключается в его простоте; он выгоден акционерам в период роста прибыли, так как с увеличением последней поднимаются размеры дивидендов, но противоречит их интересам при ее снижении (дивиденды падают);
фиксация размера дивидендных выплат на каждую акцию — в пользу этого метода говорит его простота и то, что он сглаживает рыночные колебания, против него тот факт, что при снижении прибыли предприятие оказывается без прибыли;
выплата гарантированного минимума и экстрадивидендов;
выплата дивидендов по остаточному принципу — характерна для РФ и других стран с недостаточно развитым фондовым рынком, экономика которых переживает тяжелый финансовый кризис;
выплата дивидендов в виде постоянного процента от прибыли —
предпочтительна, когда прибыль компании устойчива и обнаруживает
тенденцию к росту;
постоянное увеличение дохода на одну акцию — оправдывает себя в период высокой инфляции;
выплата дивидендов акциями (капитализация дивидендов) — облегчает решение проблем ликвидности и инвестиций.
Основой при разработке финансовой политики предприятия может служить Приказ Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 г. № 118 «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия».
Главное назначение финансового менеджмента — построение эффективной системы управления финансами, обеспечивающей достижение тактических и стратегических целей деятельности предприятия. Организация управления финансами на конкретных объектах зависит от ряда факторов: формы собственности, организационно-правового статуса, отраслевых и технологических особенностей, размера предприятия.
Исходя из объема и сложности решаемых задач, финансовая служба предприятия может быть представлена финансовым управлением (на крупных предприятиях), финансовым отделом (на средних предприятиях) либо одним лишь финансовым директором или главным бухгалтером, который занимается не только вопросами бухгалтерского учета, но и финансовой стратегией (на малых предприятиях). Примерная структура финансовой службы показана на рис. 1.
Рис. 1. Примерная структура финансовой службы
На бухгалтерию возлагается обязанность вести финансовый и налоговый учет хозяйственных операций предприятия и формировать публичную финансовую отчетность в соответствии с установленными стандартами и требованиями.
Качество финансового управления определяется уровнем бухгалтерского и управленческого учетов. Для того чтобы управление было эффективным, оно должно опираться на разнообразную и достоверную информацию о состоянии как внутренней, так и внешней среды и оперативном влиянии ее отдельных факторов на общее финансовое положение, своевременно определять отклонения в плановых показателях от реальных. Сосредоточивая свое внимание на отклонениях, менеджеры могут «управлять» ими, занимаясь именно теми показателями, которые больше всего нуждаются в улучшении. В финансовые отчеты организаций должны включаться такие основные показатели, как прибыльность, использование активов, инновации.