Основы организации финансов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:07, курс лекций

Краткое описание

Содержание и функции финансов предприятия. Принципы организации финансов предприятия. Управление финансами предприятия. Корпоративные риски. Управление капиталом организаций. Финансовый механизм инвестиционной деятельности предприятий. Финансовое планирование на предприятии.

Файлы: 1 файл

Фин_среда_доп мат-л.doc

— 501.00 Кб (Скачать)

Теория портфеля. Одно из правил работы с финансовыми инструментами гласит, что нельзя вкладывать все средства в активы одного вида. Оно опирается на концепции дохода и риска и реализуется в теории инвестиционного портфеля, родоначальником которой является Г. Марковиц (лауреат Нобелевской премии 1990 г.). Под инвестиционным порт­фелем принято понимать некую совокупность ценных бумаг, принадле­жащую физическому или юридическому лицу и выступающую как целостный объект управления.

Структура портфеля выражает определенное сочетание интересов эмитентов и инвесторов, а также консолидирует риски по отдельным видам ценных бумаг (акциям, облигациям и т.д.).

Смысл формирования портфеля состоит в максимизации благососто­яния акционеров путем улучшения условий инвестирования, т.е. прида­ния инвестиционному процессу характеристик, которые не достижимы при вложении средств в ценные бумаги одного вида. Состав и структуру портфеля ставят в зависимость от целей инвесторов, и их предпочтений. Оптимальным считается портфель, включающий до 15 видов ценных бу­маг. Излишняя диверсификация может привести к снижению качества управления им.

Концепция дисконтирования. Появление понятий «неопределенность» и «риск», не поддающихся измерению и оценке с помощью традиционных методов, потребовало создания адекватного математического аппарата, поскольку практически все финансовые решения связаны с прогнозиро­ванием будущих поступлений или выплат. Впервые методика анализа дис­контированных денежных потоков была изложена Д.Б. Ульямсом в рабо­те «Теория стоимости инвестиций» (1938). М. Дж. Гордон в 1960-е гг. впервые применил этот метод в управлении финансами корпораций для моделирования цены собственного капитала.

Концепция временной стоимости денег или дисконтирования бази­руется на трех основных понятиях: цена капитала, риск и инфляция. При определении цены капитала в первую очередь предлагается исходить из оценки упущенных возможностей от альтернативных способов его вло­жения. Степень риска инвестиций оценивается с помощью методов ма­тематической статистики. Инфляция как макроэкономическое явление представляется в виде национальных индексов.

Теория структуры капитала. Трактовка цели фирмы, как удовлетво­рение интересов собственников, с развитием фондового рынка становит­ся более конкретной – это максимизация цены акций или цены компа­нии. Исследования факторов, влияющих на цену компании, привели нобелевских лауреатов Ф. Модильяни и М. Миллера к выводу о том, что стоимость любой фирмы определяется исключительно ее будущи­ми доходами и не зависит от структуры капитала. (Опубликование ра­боты этих авторов в 1958 г. считается поворотным моментом в развитии теории капитала и его структуры).

Подход к структуре капитала с точки зрения его источников важен именно для принятия финансовых решений, поскольку позволяет отве­тить на основные вопросы управления финансами: откуда получить и как разместить финансовые ресурсы. Вывод М. Миллера и Ф. Модиль­яни был сделан для предприятия, действующего в условиях идеального рынка капиталов при значительном количестве ограничений. Впослед­ствии теория структуры капитала усовершенствовалась и самими авто­рами, и их оппонентами, однако и в настоящее время считается, что в развитии этого научного направления сделаны лишь первые шаги.

Теория агентских отношений. Влияние неоинституционалистской теории выразилось в том, что критерий экономии на трансакционных издержках впоследствии нашел широкое применение при принятии ре­шений о выборе оптимальной организационной формы предприятия и его финансовой структуры (создании холдингов, групп и других корпо­ративных структур). Идея о воздействии общественных институтов на распределение информации на рынке и внутри фирмы нашла свое отражение и дальнейшее развитие в другой основополагающей области фи­нансового менеджмента — теории агентских отношений и теории асим­метричной информации, которые нацелены на разрешение проблемы разделения функций владения собственностью и контроля.

Наемные менеджеры (или агенты), в компетенцию которых входит принятие важных управленческих решений, обладают большим объе­мом информации о предприятии, но далеко не всегда действуют в инте­ресах максимизации благосостояния собственников (или принципалов). В результате возникают так называемые «агентские конфликты». Дру­гим источником такого рода конфликтов является дифференциация интересов собственников и кредиторов.

Основные положения теорий агентских отношений и асимметрич­ной информации были разработаны в трудах Е.Ф. Фама, М. Джессинга, У. Меклинга, посвященных изучению форм и способов сглаживания кон­фликтов в интересах собственников.

Наиболее полно и подробно новейшие теории управления финанса­ми освещены в зарубежных учебниках и монографиях, многие из кото­рых переведены на русский язык. Среди них следует выделить труды Ф. Модильяни, М. Миллера, Ю. Бригхэма, Л. Гапенски, Дж.К. Ван Хор-на, У. Шарпа и др. Однако в России сегодня ощущается недостаток в разработках отечественных ученых, которые знают особенности нацио­нального экономического, политического и корпоративного развития нашей страны. Правда первый успешный опыт, прошедший проверку временем и практикой, уже есть, например издание серии учебников под ред. Е.С. Стояновой, В.В. Ковалева и др.

В самом общем виде управление финансами можно определить как специфическую область управленческой деятельности, связанную с целе­направленной организацией денежных потоков предприятия, формиро­ванием капитала, денежных доходов и фондов, необходимых для дости­жения стратегических целей развития предприятия. Объектом управ­ления являются финансовые отношения, финансовые ресурсы и их источники.

Функции финансового менеджмента правомерно систематизировать следующим образом:

        планирование — стратегическое и текущее финансовое планирова­ние; составление различных смет и бюджетов для любых мероприятий; участие в определении ценовой политики, прогнозировании сбыта, фор­мировании условий договоров (контрактов); оценка возможных изме­нений структуры (слияний или разделений);

        организация — создание органов управления финансами, финансо­вых служб, установление взаимосвязи между подразделениями после­дних, определение их задач и функций;

        регулирование финансовых потоков — управление денежными сред­ствами, портфелем ценных бумаг, заемными средствами и т.д.;

        защита активов — управление рисками; выбор оптимального их спо­соба снижения;

        учет, контроль и анализ — установление учетной политики: обра­ботка и представление учетной информации в виде финансовой отчетности; анализ и интерпретация результатов; сопоставление отчетных дан­ных с планами и стандартами; внутренний аудит.

Основными задачами управления финансами предприятия можно счи­тать:

        обеспечение сбалансированности движения материальных и денеж­ных потоков;

        достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости;

        обеспечение источниками финансирования — поиск внутренних и внешних кратко- и долгосрочных его источников, оптимального сочета­ния последних, минимизирующего финансовые издержки и увеличива­ющего рентабельность собственного капитала;

        эффективное использование финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей предприятия.

Доходы от грамотно и эффективно ведущегося бизнеса, как правило, превышают расходы, но основная проблема финансирования любого предприятия заключается, как известно, в запаздывании получения до­ходов относительно расходов. Последние необходимо произвести сей­час, а доходы, ради извлечения которых их осуществляют, будут посту­пать только в будущем, часто весьма отдаленном. Кроме того, предприя­тию может просто не хватать собственных доходов. Это наблюдается, например, при расширяющемся бизнесе, а для финансирования проис­ходящего роста нужно непрерывно привлекать и обслуживать заемные средства. Итак, первая задача заключается в необходимости планирова­ния потребности в капитале для достижения поставленных целей, опре­делении источников его поступления и направления использования. Вторая задача – это реализация финансовых решений краткосрочного характера, т.е управление ликвидностью компании через планирование и управление денежными потоками, которые обеспечивают осуществ­ление своевременных текущих платежей кредиторам и поставщикам, что является основным условием долгосрочного успеха в бизнесе. Еще одна задача — это анализ прогнозируемой отчетности, который позволит рас­считать ликвидность, плечо финансового рычага, размер собственных оборотных средств, и, исходя из этого, оценить финансовое состояние в будущем с различных точек зрения.

Решение комплекса поставленных задач приводит к необходимости финансового планирования и формирования системы бюджетирования на предприятии. Последняя включает составление бюджетов доходов и расходов, а также движения денежных средств (кассовый бюджет) в виде детального графика денежных выплат кредиторам и инкассации поступ­лений во времени на основе точных дат.

В условиях рыночной экономики происходит смещение акцента с чисто производственного на финансовое планирование. В стремлении максимизировать прибыль любое предприятие независимо от его раз­меров сталкивается с необходимостью планирования и регулирования своих доходов и расходов. Действительно, для поддержания, а тем более развития любого бизнеса непрерывно требуются средства, чтобы про­финансировать капитальные затраты, расходы на зарплату, материалы, товары и другие прямые и накладные расходы.

Конкретные формы и методы реализации названных функций и ре­шения поставленных задач определяются финансовой политикой пред­приятия, основными элементами которой являются:

        учетная политика;

        кредитная политика;

        политика управления денежными средствами;

        политика в отношении управления издержками;

        дивидендная политика.

Учетную политику предприятие должно строить в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета. При определении кредитной политики решается вопрос об обеспеченности оборотными средствами, в частности о размере собственных оборотных средств и потребности в займах (коммерческих, краткосрочных, банковских кре­дитах). В случае необходимости привлечения долгосрочного кредита изучают структуру капитала и финансовую устойчивость предприятия.

Политика управления денежными средствами направлена на установ­ление системы планирования и контроля за поступлениями и выплатами.

Дивидендная политика должна уравновешивать интересы собствен­ников, менеджеров и кредиторов в соответствии с теорией агентских отношений и целью максимизации цены предприятия. На практике при­меняют следующие варианты этой политики:

        выплаты постоянного процента от прибыли — преимущество метода
заключается в его простоте; он выгоден акционерам в период роста прибыли, так как с увеличением последней поднимаются размеры дивидендов, но противоречит их интересам при ее снижении (дивиденды падают);

        фиксация размера дивидендных выплат на каждую акцию — в пользу этого метода говорит его простота и то, что он сглаживает рыночные колебания, против него тот факт, что при снижении прибыли предприя­тие оказывается без прибыли;

        выплата гарантированного минимума и экстрадивидендов;

        выплата дивидендов по остаточному принципу — характерна для РФ и других стран с недостаточно развитым фондовым рынком, эконо­мика которых переживает тяжелый финансовый кризис;

        выплата дивидендов в виде постоянного процента от прибыли —
предпочтительна, когда прибыль компании устойчива и обнаруживает
тенденцию к росту;

        постоянное увеличение дохода на одну акцию — оправдывает себя в период высокой инфляции;

        выплата дивидендов акциями (капитализация дивидендов) — об­легчает решение проблем ликвидности и инвестиций.

Основой при разработке финансовой политики предприятия может служить Приказ Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 г. № 118 «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия».

Главное назначение финансового менеджмента — построение эффективной системы управления финансами, обеспечивающей достижение тактических и стратегических целей деятельности предприятия. Орга­низация управления финансами на конкретных объектах зависит от ряда факторов: формы собственности, организационно-правового статуса, отраслевых и технологических особенностей, размера предприятия.

Исходя из объема и сложности решаемых задач, финансовая служба предприятия может быть представлена финансовым управлением (на крупных предприятиях), финансовым отделом (на средних предприя­тиях) либо одним лишь финансовым директором или главным бухгал­тером, который занимается не только вопросами бухгалтерского учета, но и финансовой стратегией (на малых предприятиях). Примерная структура финансовой службы показана на рис. 1.

Рис. 1. Примерная структура финансовой службы

На бухгалтерию возлагается обязанность вести финансовый и нало­говый учет хозяйственных операций предприятия и формировать публичную финансовую отчетность в соответствии с установленными стан­дартами и требованиями.

Качество финансового управления определяется уровнем бухгалтер­ского и управленческого учетов. Для того чтобы управление было эф­фективным, оно должно опираться на разнообразную и достоверную информацию о состоянии как внутренней, так и внешней среды и опе­ративном влиянии ее отдельных факторов на общее финансовое поло­жение, своевременно определять отклонения в плановых показателях от реальных. Сосредоточивая свое внимание на отклонениях, менеджеры могут «управлять» ими, занимаясь именно теми показателями, которые больше всего нуждаются в улучшении. В финансовые отчеты организа­ций должны включаться такие основные показатели, как прибыльность, использование активов, инновации.

Информация о работе Основы организации финансов предприятия