Основы организации финансов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:07, курс лекций

Краткое описание

Содержание и функции финансов предприятия. Принципы организации финансов предприятия. Управление финансами предприятия. Корпоративные риски. Управление капиталом организаций. Финансовый механизм инвестиционной деятельности предприятий. Финансовое планирование на предприятии.

Файлы: 1 файл

Фин_среда_доп мат-л.doc

— 501.00 Кб (Скачать)

Нематериальные активы отражаются в учете и отчетности в виде сум­мы затрат на их приобретение, изготовление и расходов по их дове­дению до состояния, в котором они пригодны для полезного использо­вания. Указанные активы могут выбывать с предприятия вследствие про­дажи (реализации), списания по причине нецелесообразности дальней­шего применения, вложений в капитал других предприятий, безвозмез­дной передачи, вкладов в совместную деятельность.

Первоначальную стоимость нематериальных активов равномерно (ежемесячно) переносят на издержки производства или обращения по нормам, определяемым предприятием, исходя из установленного срока их полез­ного использования. Для нематериальных активов, по которым это сде­лать невозможно, нормы переноса определяют в расчете на десять лет (но не более срока деятельности предприятия). Источниками финансирова­ния приобретения нематериальных активов являются амортизационные отчисления, поступающие в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг) на расчетный счет предприятия, чистая прибыль, остающа­яся в распоряжении предприятия, средства, поступающие с фондового рынка от продажи ценных бумаг, кредиты коммерческих банков и др.

Конечный эффект от использования нематериальных активов выражается в общих результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия — снижении затрат на производство и реализацию продук­ции, увеличении объема продаж и прибыли за отчетный период по срав­нению с базисным, улучшении платежеспособности и финансовой ус­тойчивости. В связи с этим основной принцип управления динамикой нематериальных активов состоит в том, что темпы роста объема продаж и прибыли должны в любом случае опережать темпы роста нематери­альных активов за расчетный период (квартал, год). Доходность нема­териальных активов за период может быть значительно повышена за счет ускорения их оборачиваемости и увеличения рентабельности продаж. Оба фактора могут быть приведены в действие через позитивное влия­ние нематериальных активов на качество продукции, расширение рынка сбыта, снижение затрат всех видов ресурсов.

Наряду с вложением средств в основные средства и нематериальные активы временно свободные денежные ресурсы предприятия могут быть использованы и для приобретения различных финансовых активов — дол­го- и краткосрочных ценных бумаг, обращающихся на финансовом рынке.

Основные цели финансовых инвестиций предприятий следующие:

        получение дополнительного дохода в виде процентов и дивидендов по приобретенным облигациям и акциям;

        размещение временно свободных денежных средств на депозитных счетах для избежания инфляционных потерь и получения приемлемого дохода с минимальным риском;

        приобретение акций предприятий — поставщиков и потребителей, что позволяет установить определенный контроль за их деятельностью
и добиваться преимуществ в обеспечении собственного производства
сырьем, материалами, комплектующими изделиями, а также создавать
более управляемую сбытовую сеть;

        приобретение акций родственных и других высокодоходных пред­приятий с целью их поглощения или установления контроля, позволя­ющего максимизировать собственную финансовую доходность;

        приобретение векселей коммерческих банков и других эмитентов ускорения расчетов, минимизации финансовых издержек при осуществ­лении расчетов и налогов.

Финансовые вложения — относительно новый объект финансового управления для российских предприятий, что требует глубоких знаний в области теории и практики портфельных инвестиций, процедур их реализации в соответствующих торговых системах.

 

Инвестиции в оборотные активы

В краткосрочной стратегии предприятия важное место занимают про­блемы достаточности оборотных активов, механизм их планирования и пополнения, оценка эффективности использования. Оборотные средства предприятий имеют двойственную экономическую природу: с одной сто­роны, они представляют собой значительную часть имущества предпри­ятия, воплощенного в материально-производственных запасах, незакон­ченных расчетах, остатках денежных средств и краткосрочных финансо­вых вложениях, с другой — это часть капиталов (пассивов), обеспечиваю­щих непрерывность процесса производства и реализации продукции.

Инвестиции в оборотные активы отражаются во втором разделе бухгал­терского баланса, а источники их финансирования — в третьем («Капи­тал и резервы») и пятом («Краткосрочные обязательства»).

Для оборотных средств как части авансированного капитала харак­терны следующие особенности:

        они должны быть вложены заранее, т.е. авансированы до получе­ния дохода (выручки от продажи товаров);

        оборотные средства в качестве наиболее ликвидных ресурсов не рас­ходуются и не потребляются, но они должны постоянно возобновляться в хозяйственном обороте;

        абсолютная потребность в оборотных средствах зависит от объема
хозяйственной деятельности, условий снабжения и сбыта и должна поэтому регулироваться.

При недостатке или неэффективном использовании оборотных средств финансовое состояние предприятия ухудшается, что непосред­ственно сказывается на его платежеспособности и в итоге приводит к несостоятельности (банкротству). В России современный период характеризуется утратой предприятиями значительной части собственных оборотных средств и, следовательно, непрекращающимся платежным кризисом. Важнейшими причинами, генерирующими данный процесс, являются высокая инфляция, обесценивающая будущие доходы, отсут­ствие механизма пополнения оборотных средств, частичная потеря уп­равляемости финансами предприятий.

Инфляционный эффект утраты оборотных активов возникает по двум причинам: из-за запаздывания последующих расходов относительно получаемых доходов и затрат на формирование запасов; из-за инфля­ционного роста прибыли, значительная часть которой изымается в виде налогов в бюджетную систему.

Если инфляция носит умеренный характер — не более 10—12% в год (т.е. она предсказуема), то можно с достаточной степенью точности пред­видеть ее влияние на величину оборотных активов. Последние непос­редственно вовлекаются в процесс производства и сбыта продукции. Поэтому концепция управления оборотными активами сводится к обес­печению предприятия минимальным объемом денежных ресурсов для поддержания его постоянной платежеспособности (ликвидности). Она включает в себя следующие элементы: учет всех составляющих оборот­ных активов на каждую отчетную дату; анализ состояния и причин, в силу которых возникла необеспеченность предприятия данными сред­ствами; внедрение в практику работы его экономических служб совре­менных методов управления оборотными средствами; контроль за текущим состоянием их важнейших элементов в процессе производственно-коммерческой деятельности.

Полный цикл оборота рассматриваемых активов характеризует вре­мя движения средств предприятия и зависит от скорости производства и реализации продукции.

Формула движения оборотных активов следующая:

где Д — денежные средства, авансированные в оборотные активы; МПЗ — материально-производственные запасы; НЗП — незавершенное произ­водство; ГП — готовая продукция на складе и в отгрузке;

Здесь АД — изменение величины оборотных активов. При АД < 0 предприятие убыточно, при АД > 0 оборотный капитал моментно увеличива­ется на сумму нераспределенной прибыли.

Анализ состояния оборотных активов, их отдельных элементов (за­пасов сырья и материалов, незавершенного производства, готовой про­дукции на складе, дебиторской задолженности и т.д.), а также показате­лей оборачиваемости позволяет:

а)              повысить эффективность использования денежных ресурсов в текущей (операционной) деятельности предприятия;

б)              определить ликвидность его баланса, т.е. возможность своевремен­но погасить краткосрочные обязательства;

в)              выяснить, во что вкладывается чистый оборотный капитал (собственные оборотные средства) в течение финансового цикла для оценки
избытка или недостатка отдельных элементов оборотных средств.

Оборотные средства рекомендуется поддерживать на минимальном, но достаточном уровне. Это необходимо для того, чтобы обеспечить сни­жение доли наименее ликвидных элементов оборотных активов и уско­рение их оборачиваемости.

Чистый оборотный капитал (ЧОК), или собственные оборотные сред­ства (СОС), отражает разницу между оборотными активами и кратко­срочными обязательствами. Наличие ЧОК — необходимое условие обес­печения финансовой устойчивости предприятия. Минимальное значе­ние этого показателя составляет 10% общего объема оборотных акти­вов. Чем выше данный показатель, тем устойчивее финансовое состоя­ние предприятия и тем больше у него возможностей для проведения независимой финансовой политики.

Для анализа важно изучить динамику величины собственных оборот­ных средств, принимая во внимание соотношение между дебиторской и кредиторской задолженностями поставщикам за сырье и материалы. Ког­да наблюдается уменьшение собственных оборотных средств, но изменяется соотношение между дебиторской и кредиторской задолженнос­тями по товарным операциям, можно предположить, что предприятие в значительной степени финансирует свои оборотные активы за счет крат­косрочных банковских кредитов. Если же показатели оборачиваемости оборотных активов не улучшаются, то уменьшение величины собствен­ных оборотных средств свидетельствует о неэффективном управлении текущими активами и увеличении риска в деятельности предприятия. Напротив, если предприятие поддерживает высокий уровень оборачи­ваемости оборотных активов (40—60 дней), то это свидетельствует об их рациональном использовании. Для нормальной деятельности предпри­ятия оборотные активы должны быть на всех стадиях производственно­го цикла и во всех формах (денежной, производительной и товарной). Отсутствие любого элемента оборотных активов на одной из стадий при­водит к риску остановки производства.

Если товар продается в кредит, то предприятию необходимы оборот­ные средства для поддержания дебиторской задолженности до тех пор, пока покупатель не внесет плату за продукцию (услуги). Полный цикл оборота рассматриваемых активов измеряется временем с момента за­купки сырья и материалов у поставщиков (оплаты кредиторской задол­женности) до оплаты готовой продукции покупателями (погашения де­биторской задолженности). Однако предприятие далеко не всегда полу­чает денежные средства от покупателей (клиентов) на момент платежа поставщикам за сырье и материалы. Поэтому и возникает проблема опе­ративного управления оборотными активами.

В условиях конкуренции каждое предприятие заинтересовано в том, чтобы добиться приемлемого объема производства и продаж и тем са­мым упрочить свои позиции на рынке. Для достижения этого необходи­мы адекватные материальные и финансовые ресурсы. Масштабы их при­влечения зависят от текущих и перспективных целей предприятия.

На практике различают состав и структуру оборотных активов. Со­став оборотных активов — это совокупность составляющих их элемен­тов (рис. 2). Структура оборотных средств характеризует удельный вес каждой статьи в их общем объеме. Она складывается под влиянием ряда отраслевых и иных факторов:

        производственных — состава и структуры затрат на производство, его типа, характера выпускаемой продукции, длительности технологи­ческого процесса и др.;

        особенностей закупок материальных ресурсов — периодичности, регулярности, комплектности поставок, вида транспорта, удельного веса
комплектующих изделий в объеме потребления и т.д.;

        форм расчетов с потребителями товаров (услуг);

        спроса на продукцию данного предприятия, который влияет на объем готовой продукции и дебиторской задолженности.

Рис. 2. Состав оборотных средств предприятия

Поскольку финансовые обязательства оплачиваются наличными деньгами, поступающими на расчетный счет, то наиболее важный эле­мент оборотных активов — это наличные денежные средства. Финан­систам предприятий необходимо обеспечить достаточный объем налич­ных денег к моменту наступления платежей по обязательствам государ­ству и партнерам. Управление наличными денежными средствами пре­следует три главные цели: увеличение скорости поступления наличнос­ти снижение времени для осуществления платежей; повышение отдачи от вложенных наличных денег.

Высокая ставка банковского процента приводит к необходимости регулирования денежных операций прежде всего за счет выручки от продажи товаров и услуг. Структура оборотных средств отражает также специфику операционного цикла. Она показывает, какая часть оборот­ных активов финансируется за счет собственных, а какая — за счет заем­ных средств. Величина собственных оборотных средств отражает осо­бенности и длительность финансового цикла.

Операционным циклом называют промежуток времени, в течение кото­рого оборотные активы совершают полный оборот. Финансовый цикл — это отрезок времени, в течение которого собственные оборотные средст­ва совершают однократный оборот. В случаях, когда их величина отри­цательна, понятия финансового цикла не существует. Для анализа обо­ротных активов необходимо рассмотреть соотношение длительностей операционного и финансового циклов, а также сравнить между собой пе­риоды оборота отдельных составляющих элементов — материально-про­изводственных запасов, дебиторской и кредиторской задолженности. Об­щая продолжительность указанных циклов связана со спецификой рабо­ты предприятий, в частности с технологическими особенностями и сложившимися взаимоотношениями с поставщиками и покупателями, но также может отражать и недостатки в управлении оборотными активами.

По источникам формирования инвестиции в оборотные активы классифицируются на собственные, привлеченные и заемные средства (рис. 3). За счет собственных оборотных средств покрывается действитель­ная потребность предприятия в денежных ресурсах, обеспечивающая непрерывность процесса производства и реализации продукции на про­тяжении всего года, а привлеченных и заемных источников — дополни­тельная потребность для образования сезонных запасов материальных ценностей и покрытия затрат в процессе производства, а также вызывае­мая колебаниями рыночной конъюнктуры (платежеспособным спросом покупателей). Высокая мобильность средств предприятий достигается в сфере обращения, где функционируют краткосрочные активы. Они фор­мируются, как правило, за счет собственных средств предприятий. Крат­косрочные кредиты предоставляются последним на коммерческой осно­ве путем заключения с банками кредитных договоров на условиях их целевого использования, обеспеченности, срочности и платности в пре­делах кредитных ресурсов, мобилизуемых на местах, а также приобрета­емых у других банков.

Информация о работе Основы организации финансов предприятия