Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 08:11, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Цель исследования состояла во всестороннем анализе и разработке комплекса научно-обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию системы государственной поддержки аграрной сферы экономики.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы и решены следующие задачи:
обоснование роли и уточнение теоретических основ системы государственной поддержки аграрного производства в условиях рынка;
обобщение основных направлений, форм, принципов и методов государственной поддержки сельского хозяйства;
выявление тенденций развития и характеристика современного состояния сельскохозяйственного производства на федеральном и региональном уровне;
анализ практических аспектов государственной поддержки агарной сферы экономики в рамках реализации приоритетного национального проекта в РФ и Дагестане;
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Организационные основы функционирования сельского хозяйства в современных условиях………………………………………….....7
Сельское хозяйство: сущность, структура, проблемы развития…………..7
Особенности регулирования сельского хозяйства России……………….22
Глава 2. Исследование современного состояния и тенденций развития сельского хозяйства на федеральном и региональном уровне……………33
2.1. Анализ современного состояния сельского хозяйства России…………...33
2.2. Особенности функционирования сельского хозяйства в РД……...………39
Глава 3. Основные направления совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства в рыночных условиях………………43
3.1. Формирование государственной политики регулирования сельского хозяйства России………………………………………………………………….43
3.2. Региональные особенности реформирования сельского хозяйства Дагестана………………………………………………………………………….49
Заключение………………………………………………………………………68
Список использованной литературы…………………………………………72
Источник: Данные Российской сельскохозяйственной академии 2011, МСХ России, расчеты автора.
Количественная оценка фактического уровня государственной поддержки сельского хозяйства с желаемым дает отрицательные значения объема господдержки. Так, например, по расчетам профессора Н.А. Борхунова общий объем финансовой бюджетной поддержки производства по условиям 2009 г. должен был составить 328,4 млрд. руб. [32, с.72], тогда как из федерального бюджета (ФБ) было выделено 138,3 млрд. руб. Если учесть то, что средства из федерального бюджета на развитие сельского хозяйства представляются российским регионам на условиях софинансирования, то общие расходы на аграрный сектор экономики России составили в 2009 г. 276,6 млрд. руб. или 84,2% от нормативно необходимой суммы. Недофинансирование отрасли сказывается на ее институциональных и экономических параметрах (табл. 14).
Таблица 14
Показатели организационно-экономического состояния сельского хозяйства России
1995 г. |
2000 г. |
2006 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |
Число хозяйтсв, ед. |
26897 |
28469 |
26579 |
23969 |
22980 |
22500 |
Удельный вес прибыльных хозяйств, % к общ. числу |
43 |
47 |
58 |
75 |
78 |
74,6 |
Источник: Данные Российской сельскохозяйственной академии
Как видно из данных, приведенных в таблице 15 за 2000 – 2010 гг. число сельскохозяйственных предприятий сократилось на 21%, а удельный вес прибыльных хозяйств в общей их численности увеличился в 1,6 раза. Причем если за 2000 – 2006 гг. среднегодовой рост доли прибыльных хозяйств составлял 1,8%, то в период 2006 г. по 2010 г., включительно, среднегодовые темпы прироста прибыльных предприятий в их общей численности составляли 3,3%, что мы связываем с началом реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2009 – 2013 годы [2; с.44]. Таким образом, переход к рынку – необходимое, но не достаточное условие повышения экономической эффективности сельского хозяйства. Требуется еще научнообоснованная и ресурсообеспеченная государственная политика регулирования сельскохозяйственного производства. Однако, несмотря на масштабное увеличение расходов бюджетов всех уровней на развитие сельского хозяйства, основным источником финансирования продолжают оставаться собственные средства сельскохозяйственных производителей товаров, а так же заемные и прочие привлеченные средства (табл. 15).
Таблица 15
Источники формирования инвестиций в основной капитал на развитие аграрного сектора экономики России, %.
Все источники финансирования, из них: |
отрасли |
1995 г. |
2000 г. |
2006 г. |
2009 г. |
Собственные средства предприятий и организаций |
АПК |
56,3 |
67,1 |
60,9 |
45,7 |
сельское хозяйство |
56,3 |
73,3 |
59,8 |
39,6 | |
Средства федерального бюджета |
АПК |
- |
3,9 |
2,2 |
1,5 |
сельское хозяйство |
16,8 |
9,1 |
3,8 |
0,6 | |
Средства бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов |
АПК |
- |
4,3 |
3,3 |
1,4 |
сельское хозяйство |
13,8 |
10,9 |
6,8 |
1,5 | |
Заемные и прочие Привлеченные средства |
АПК |
- |
24,7 |
33,6 |
51,4 |
сельское хозяйство |
13,1 |
6,7 |
32,7 |
58,3 |
Источник: Данные Российской сельскохозяйственной академии, 2010
Так, в 2009 г. собственн ыми средствами осуществляли финансирование 39,6% предприятий и организаций в сельском хозяйстве, в АПК – 45,7%. Заемные и прочие привлеченные средства, соответственно, составили 58,3% в сельском хозяйстве и 51,4% в АПК. Средства федерального бюджета, направленные в качестве инвестиций в основной капитал в 2009 г. составили лишь 0,6% в сельском хозяйстве и 1,5% в АПК (табл. 16). Средства бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, направленные на эти нужды в 2009 г., также малы и составили 1,5% в сельском хозяйстве и 1,4% в АПК. Проблема обеспечения сельскохозяйственных производителей товаров финансовыми ресурсами всегда являлась фактором, сдерживающие темпы аграрного развития. Во многом эта финансовая проблема сельского хозяйства объясняется диспаритетом цен, инфляционным налогом и другими общеизвестными макроэкономическими факторами, которые и определяют в современных условиях дефицит собственных средств у сельскохозяйственных производителей товаров, что заставляет их выходить на рынки заимствований. Поэтому не случайно бюджетное субсидирование процентных ставок по кредитам является приоритетным направлением Государственной поддержки сельского хозяйства России. В 2010 г. государственные субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным на срок до 10 лет и по кредитам, полученным на срок до 1 года, составили 57,97 млрд. руб. [27, с.53], что составило 63,9% от всей суммы бюджетных ассигнований, направленных на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в виде субсидий (табл. 16).
Таблица 16
Финансовое обеспечение производителей товаров в 2010 г. в виде субсидий
N п/п |
Виды бюджетных ассигнований |
Сумма, млрд. руб. |
Удельный вес в % к сумме |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам на срок до 10 лет |
41,32 |
45,54 |
2 |
Субсидирование процентных ставок по кредитам; полученным на срок до 1 года |
16,65 |
18,35 |
3 |
Субсидии на развитие малых форм хозяйствования в АПК |
5,98 |
6,59 |
4 |
Субсидии на развитие промышленного рыболовства |
0,12 |
0,13 |
5 |
Субсидии на поддержку развития растениеводства |
4,49 |
4,95 |
6 |
Субсидии на поддержку животноводства |
5,74 |
6,33 |
7 |
Субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ |
6,55 |
7,22 |
8 |
Субсидии на развитие консультационной помощи |
0,19 |
0,21 |
9 |
Компенсация части затрат на приобретение средств химизации |
9,69 |
10,68 |
10 |
Итого |
90,73 |
100,0 |
Источник: Составлена и рассчитаны автором по данным МСХ России
В 2011 г. объем субсидирования процентных ставок по кредитам увеличится до 80 млрд. руб., что составит 74,3% финансового обеспечения АПК Российской Федерации из федерального бюджета. Как свидетельствуют результаты нашего исследования, начиная с периода реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и до настоящего времени, основу государственной поддержки национального сельского хозяйства составляет механизм комплексного стимулирования воспроизводственного процесса. Такая методическая основа государственного финансирования отечественных сельскохозяйственных производителей товаров, а так же государственный приоритет масштабной поддержки программ кредитования в аграрном секторе экономики предопределяет, что в качестве показателя, наиболее полно характеризующего производственно-экономическую эффективность их деятельности, целесообразно принять показатели кредитоспособности организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК, на основании значений которых они группируются в однородные группы. Одним из таких группированных показателей может быть принят показатель «коэффициент задолженности» (Кз). В зависимости от принимаемых значений коэффициента задолженности сельскохозяйственные товаропроизводители делятся на три группы [21, с.54]:
– в первую группу входят товаропроизводители, являющиеся стандартными заемщиками (Кз ≤ 0,5);
– вторая группа включает организации и малые формы хозяйствования в АПК, относящиеся к удовлетворительным заемщикам (1 ≥ Кз > 0,5);
– в третью
группу входят сельскохозяйственные товаропроизводители
по показателям своей
В результате такой группировки выделяются три однородные группы предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК, а так же потребительских кооперативов (табл. 17), для которых определяется объем государственной поддержки в соответствии с уровнем их кредитоспособности.
Таблица 17
Группировка сельскохозяйственных организаций (N=777) РД по уровню кредитоспособности
Показатели |
Ед. изм. |
Порядковый номер группы (i) | ||
i1 |
i2 |
i3 | ||
<span class="dash0 |