Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 08:11, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Цель исследования состояла во всестороннем анализе и разработке комплекса научно-обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию системы государственной поддержки аграрной сферы экономики.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы и решены следующие задачи:
обоснование роли и уточнение теоретических основ системы государственной поддержки аграрного производства в условиях рынка;
обобщение основных направлений, форм, принципов и методов государственной поддержки сельского хозяйства;
выявление тенденций развития и характеристика современного состояния сельскохозяйственного производства на федеральном и региональном уровне;
анализ практических аспектов государственной поддержки агарной сферы экономики в рамках реализации приоритетного национального проекта в РФ и Дагестане;
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Организационные основы функционирования сельского хозяйства в современных условиях………………………………………….....7
Сельское хозяйство: сущность, структура, проблемы развития…………..7
Особенности регулирования сельского хозяйства России……………….22
Глава 2. Исследование современного состояния и тенденций развития сельского хозяйства на федеральном и региональном уровне……………33
2.1. Анализ современного состояния сельского хозяйства России…………...33
2.2. Особенности функционирования сельского хозяйства в РД……...………39
Глава 3. Основные направления совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства в рыночных условиях………………43
3.1. Формирование государственной политики регулирования сельского хозяйства России………………………………………………………………….43
3.2. Региональные особенности реформирования сельского хозяйства Дагестана………………………………………………………………………….49
Заключение………………………………………………………………………68
Список использованной литературы…………………………………………72
Источник: Составлена автором по материалам официальных документов [1,2,3,4] и результатам монографических исследований.
Анализ официальных документов даёт основание для вывода, что в общепринятом понимании государственное регулирование сельского хозяйства представляет собой упорядоченную деятельность государства по формированию макроэкономических условий для удовлетворения потребностей населения страны в необходимых продуктах питания преимущественно отечественного производства.
Однако, такая
трактовка понятия «
Доминантой современного государственного управления является обеспечение реализации социально – экономической функции деревни и отчасти экологической, рекреационной. Рассматривая в этом контексте российскую модель государственного регулирования сельского хозяйства, следует отметить, что в настоящее время в её основе заложен механизм комплексного стимулирования процесса производства [2, с.14] и поддержки развития сельской инфраструктуры.
Меры государственной поддержки сельского хозяйства, осуществляемые в рамках государственной программы развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы [4] по целевому признаку можно типологизировать следующим образом:
- формирование
макроэкономических условий
- дотации, компенсации и страховые платежи;
- компенсация
издержек и субсидирование
- ценовое
и таможенно – тарифное
- финансовая поддержка рыночных программ, субсидирование, хранение и транспортировка сельскохозяйственной продукции;
- финансирование
развития производственной
- финансирование развития сельской социальной инфраструктуры;
- софинансирование
ведомственных отраслевых и
Объём государственной
поддержки российского
Следует сказать,
что в мире применяется две
системы государственной
Европейская модель господдержки в значительной степени носит социально – экономический характер, так как меры Единой сельскохозяйственной политики ЕС направлены на поддержку сельскохозяйственного производства и развитие сельских территорий. В 2009 г. аграрный бюджет Евросоюза достиг 56 млрд. евро или более 50% всего бюджета ЕС, равного 141 млрд. евро [16, с. 17]. В настоящее время большинство стран Европейского союза выступают за сохранение после 2013 г. «сильной Единой сельскохозяйственной политики» и не поддерживают снижение доли аграрного бюджета ЕС до 31% [26]. Опросы общественного мнения, проведённые в Евросоюзе компанией «Евробарометр», выявили, что 72% опрошенных граждан во всех 27 странах - членах ЕС считают необходимым сохранить или увеличить финансовую помощь фермерам в ближайшие десять лет [12, с.19].
Североамериканская модель государственной поддержки сельского хозяйства носит ярко выраженный рыночный характер. Меры государственной поддержки сельского хозяйства ориентированы на повышение экономической эффективности сельскохозяйственного производства, конкурентоспособности американской сельскохозяйственной продукции, поддержку продвижения американских аграрных товаров на мировых рынках. Хотя в структуре мер государственной поддержки американского сельского хозяйства есть социальные сельскохозяйственные программы. В ближайшие 10 лет планируется снизить прямые платежи фермерам и госсубсидии на страхование посевов. Экономия за десять лет составит 10,3 млрд. долл. Однако правительство США намерено ежегодно выделять 234,5 млн. долл. [35, с. 21] для помощи в продвижении американской сельскохозяйственной продукции на мировой аграрный рынок. Таким образом, конкурентно – ориентированная модель господдержки сохранится и в ближайшие десять лет.
Современная российская модель государственной поддержки сельского хозяйства может быть отнесена к европейской системе государственной поддержки сельского хозяйства, которая направлена на сохранение экономической и социально – экологической роли деревни в жизни общества. Однако, ещё первый российский экономист – аграрник отмечал, что общество станет богатым, если оно станет больше заботиться о «невещественном богатстве» [10, с. 75].
Иначе говоря, устойчивое развитие сельскохозяйственных территорий и производства не может быть сведено только к хозяйственной деятельности, инфраструктурному обустройству сельской местности и природоохранным мероприятиям. Государственная поддержка должна быть направлена и на развитие, поддержание культурно – исторической функции села, сохранение сельского образа жизни. В этой связи по нашему мнению под понятием «государственное регулирование сельского хозяйства» следует понимать упорядоченную деятельность государства по формированию макроэкономических, правовых и информационных условий для удовлетворения населения страны в необходимых продуктах питания преимущественно отечественного производства, поддержание сохранения культурно – исторических и духовно – нравственных основ нации.
Сущность государственного регулирования сельского хозяйства раскрывается в его принципах и функциях. Позитивный опыт государственного регулирования свидетельствует, что эффективная реализация программ развития сельского хозяйства достигается тогда, когда система госрегулирования формируется на основе реализации определённых принципов. Результаты изучения опыта формирования и функционирования современной государственной поддержки сельского хозяйства в нашей стране и зарубежом позволяют выделить общие и отраслевые принципы, обеспечивающие устойчивое ведение сельскохозяйственной деятельности. К числу общих принципов государственного регулирования экономикой, и в том числе её аграрным сектором, в обществе рыночного капитализма можно отнести: неприкосновенность и защита прав собственности, обеспечение безопасности хозяйственной деятельности, поддержание социальной справедливости, обеспечение территориальной целостности, равноудалённость рыночных агентств от государственных институтов, принимающих экономико-политические решения, адаптивность политических и экономических институтов госрегулирования к уровню экономического развития страны, общества.
Перечисленные выше принципы государственного регулирование являются базовыми, универсальными для разработки промышленной, аграрной и других направлений экономической политики государства. Однако для обеспечения экономически эффективного и устойчивого развития отраслевых секторов национальной экономики необходимы и отраслевые, дифференцированные принципы. Для целей организации государственного регулирования сельского хозяйства целесообразно применять следующие принципы:
- комплексность;
- целостность;
- селективность;
- приоритетность;
- концентрация цели и ориентиров;
- прозрачность и равнодоступность ресурсов и информации;
- гарантированность
исполнения обязательств
- дифференциация управления;
- нормативно – правовая обеспеченность;
- оптимальность;
- оперативность.
Для реализации
выше перечисленных принципов
На конец 2009 г. государственную поддержку получали 460 тыс. малых и средних форм хозяйствования [16, с.22] для которых основным направлением государственной поддержки субсидирование процентной ставки. Объём субсидируемых кредитов для малых форм агробизнеса составил в 2009 г. 48,3 млрд. рублей [16, с.31].
Реализация принципов целостности, селективности и приоритетности так же заложена в программе государственной поддержки сельского хозяйства, которая охватывает всех участников «продовольственной цепочки» [25, с.35], а так же учитывается при выделении приоритетных отраслей и направлений для государственного финансирования, при поддержке финансирования уже действующих инвестиционных проектов.
Реализация других, выделенных нами принципов государственного регулирования сельского хозяйства обеспечивается тем, что в настоящее время: сформированы критерии оценки результативности, использования средств федерального бюджета, приняты целевые ориентиры реализации госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008 – 2012 гг., критерии оценки состояния продовольственной безопасности (концентрация цели и ориентиров) [4, с.59]; созданы – реестр бюджетополучателей, включающий около 500 тыс. сельскохозяйственных товаропроизводителей, получающих государственную поддержку, реестр инвестиционных проектов (прозрачность и равнодоступность государственных ресурсов), реестр подведомственных учреждений, реестр федеральной собственности; идёт подготовка принятия концепции устойчивого развития сельских территорий, ведомственных программ по птицеводству, семеноводству, инфраструктурному и логистическому обеспечению рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия, продолжается совершенствование земельного законодательства (нормативно – правовая обеспеченность). Начиная с 2009 г. введена практика подготовки субъектами Российской Федерации «паспортов регионов», ежегодно заключаются соглашения Минсельхоза России с регионами, внесены предложения в Правительство Российской Федерации по включению в перечень критериев оценки эффективности оценки управленческой деятельности руководителей регионов, показателей по производству продукции сельского хозяйства и социальному развитию села (гарантированность исполнения обязательств государства). Разрабатывается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации Система государственного информационного обеспечения, на которую возлагается выполнение информационно – аналитических и контрольных функций, дистанционного зондирования земли, обеспечение равнодоступности информации. В настоящее время утверждены прогнозные балансы по мясу, молоку, сахару, зерну, организуется разработка и контроль региональных балансов по основным видам сельскохозяйственной продукции. С учётом рыночной ситуации на зерновом рынке в 2009 – 2010 маркетинговом году Министерство сельского хозяйства России рекомендовало изменять структуру посевных площадей в пользу кормовых культур. В 2010 году посевные площади под этими культурами увеличились на 22%. Эти государственные меры принимались Минсельхозом России в рамках реализации принципа оптимальности. Реализация принципов оперативности напрямую зависит от скорости выполнения организационно – процедурных мероприятий, обеспечивающих своевременное получение средств поддержки сельскохозяйственными товаропроизводителями и т.п. В 2010 году субсидии регионам из федерального бюджета стали поступать на 2 месяца раньше, чем в 2009 г. К середине второго квартала 2010 года субъекты Российской Федерации получили 1/3 годовых лимитов государственного финансирования сельскохозяйственной деятельности. Российские регионы дифференцируются по своему биоклиматическому потенциалу, роли на аграрном рынке страны. Это требует дифференцированного подхода к управлению, который был реализован путём разграничения полномочий трех уровней управления сельскохозяйственным производством в рамках механизма государственного регулирования сельского хозяйства (табл. 2).
Таблица 2
Разграничение функций государственного управления по госрегулированию сельского хозяйства
Федеральный уровень |
Региональный уровень |
Муниципальный уровень | |
1 |
2 |
3 | |
Определение общих принципов организации и формирования методов управления агропродовольственной политикой в Российской Федерации. Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов управления и должностных лиц на всех уровнях власти. Осуществление исполнительно распорядительных и контрольных полномочий по вопросам реализации целевых программ в АПК в отношении региональных образований. Разработка и реализация мер государственного регулирования продовольственного обеспечения населения страны на основе общих принципов агропродовольственной политики, исходя из задач агропродовольственной безопасности. Анализ и оценка состояния отраслей АПК, выявление тенденций их развития. Создание ресурсного потенциала, необходимого для расширенного воспроизводства. Разработка и осуществление мер по привлечению в агропромышленный сектор квалифицированных трудовых ресурсов. Стимулирование экономического роста перспективных агропромышленных предприятий всех форм собственности. Обеспечение из бюджетных средств дотациями и кредитными ресурсами сельскохозяйственных товаропроизводителей. Формирование федерального и региональных продовольственных фондов. |
Создание условий для возможности реализации целевых программ в АПК на региональном и муниципальных уровнях. Содействие муниципальным образованиям в реализации программно целевого метода управления агропродовольственной политикой. Правовое регулирование региональных и муниципальных вопросов организации метода управления агропродовольственной политикой в субъектах Российской Федерации. Осуществление исполнительно - распорядительных и контрольных полномочий по вопросам реализации целевых программ в АПК в отношении муниципальных образований. Систематическое предоставление отчетности о ходе реализации программы управления агропродовольственной политикой в вышестоящий федеральный орган власти. |
Исполнение программно - целевого управления агропродовольственной политикой на муниципальном уровне. Контроль за исполнением программно - целевого управления АПК. Систематическое предоставление отчётности о ходе реализации программы управления агропродовольственной политикой в вышестоящий региональный орган власти. | |
Источник: Скрынник Е. О реализации государственной программы развития сельского хозяйства в 2011 году и предварительные данные за 2012 год / Е. скрынник // Экономист. – 2012. – № 12. – с. 17–31.
По данным Минсельхоза РФ разделение функций управления, повышение эффективности выполнения контрольно – надзорных функций позволило только в области ветеринарного надзора снизить нагрузку на бизнес в 8 – 10 раз [26, с.18].
Предлагаемая нами трактовка понятия «государственное регулирование сельского хозяйства» предполагает дополнение выше представленных принципов принципом «историзма», который заключается в том, что при проведении мер государственного регулирования сельского хозяйства государство обязано поддерживать исторически сложившийся сельский образ жизни. Только такой комплексный подход к организации государственной поддержки сельского хозяйства России позволяет сформировать в нашей стране высокоэффективный, конкурентоспособный аграрный строй.
Глава 2. Исследование современного состояния и тенденций развития сельского хозяйства на федеральном и региональном уровне
2.1. Анализ современного состояния сельского хозяйства России
В 2005 г. Правительством Российской Федерации были предприняты существенные изменения в политике государственного регулирования социально-экономического развития страны. Осуществив выбор национальных приоритетов, государство дало толчок положительной динамике изменений благосостояния и качества жизни населения нашей страны. В число таких приоритетов входил и приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Комплекс организационно – экономических мер, принятых правительством в рамках ПНП «Развитие АПК» и получивших своё развитие в программных мероприятиях Государственной программы развития сельского хозяйства на период 2008 – 2012 гг. позволили сельскохозяйственному производству поддерживать устойчивую динамику экономического роста (табл. 3).
Таблица 4
Динамика объёма продукции сельского хозяйства России
Годы |
Показатели | |
Объём продукции сельского хозяйства, млрд. руб. *) |
Рост по сравнению с предыдущим годом, % **) | |
2008 |
1651,8 |
– |
2009 |
1711,3 |
3,6 |
2010 |
1931,3 |
3,4 |
2011 |
2461,4 |
10,8 |
2012 |
2551,7 |
1,2 |