Основные направления совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства в рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 08:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Цель исследования состояла во всестороннем анализе и разработке комплекса научно-обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию системы государственной поддержки аграрной сферы экономики.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы и решены следующие задачи:
обоснование роли и уточнение теоретических основ системы государственной поддержки аграрного производства в условиях рынка;
обобщение основных направлений, форм, принципов и методов государственной поддержки сельского хозяйства;
выявление тенденций развития и характеристика современного состояния сельскохозяйственного производства на федеральном и региональном уровне;
анализ практических аспектов государственной поддержки агарной сферы экономики в рамках реализации приоритетного национального проекта в РФ и Дагестане;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Организационные основы функционирования сельского хозяйства в современных условиях………………………………………….....7
Сельское хозяйство: сущность, структура, проблемы развития…………..7
Особенности регулирования сельского хозяйства России……………….22
Глава 2. Исследование современного состояния и тенденций развития сельского хозяйства на федеральном и региональном уровне……………33
2.1. Анализ современного состояния сельского хозяйства России…………...33
2.2. Особенности функционирования сельского хозяйства в РД……...………39
Глава 3. Основные направления совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства в рыночных условиях………………43
3.1. Формирование государственной политики регулирования сельского хозяйства России………………………………………………………………….43
3.2. Региональные особенности реформирования сельского хозяйства Дагестана………………………………………………………………………….49
Заключение………………………………………………………………………68
Список использованной литературы…………………………………………72

Файлы: 1 файл

страхование на фондовом рынке.doc

— 3.38 Мб (Скачать)

Момент нарушения  устойчивых связей в социальной системе  характеризует снижение её безопасности вплоть до кризисного уровня. Происходит ли выход из кризиса и переход  к равновесному состоянию на новом уровне за счёт стремлений каждого из участников социального (производственного) процесса или же этот выход предполагает прямое внешнее участие, зависит от уровня и степени активности внешней среды, в том числе государственного участия. Таким образом, безопасность социальной системы определяется не столько системой разрабатываемых будущих факторов и условий, сколько уже существующим, ранее созданным потенциалом жизнеспособности, а также внешним для системы безопасности условием – единством интересов участников и правильностью управления [2, с.54].

Всё вышесказанное  объективно может быть отнесено к  обеспечению экономической безопасности регионов России. В качестве критерия уравновешенности в данном случае может  рассматриваться уровень социально-экономического развития регионов, разрывы в котором не позволяют достичь оптимального обеспечения национальных интересов страны и приводят к обострению угроз безопасности развития общества и экономики. Экономическая безопасность регионов обеспечивается стабильностью, устойчивостью и способностью их экономических систем к саморазвитию и социально-экономическому прогрессу.

Ключевыми факторами, определяющими состояние экономики  региона, является его специализация  и структура хозяйства. Центральным  элементом здесь, также как и в целом для страны, является реальный сектор экономики, поскольку стабильность экономического развития определяется не процветанием финансово-спекулятивного сектора, а реальным производством благ, эффективной занятостью населения, удовлетворением его потребностей и сохранностью жизни.

Особенностью  современной региональной организации  реального сектора экономики  России является присутствие практически  во всех регионах страны предприятий  агропромышленного комплекса (АПК). При этом устойчивой тенденцией последних десятилетий стало нарастание проблем в области развития сельского хозяйства, продовольственной и экономической безопасности субъектов Российской Федерации. [15, с.64].

Аграрный  сектор в силу своей специфики  не может в условиях рынка на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Относительно низкодоходное сельское хозяйство, зависимое от природных факторов и имеющее ярко выраженный сезонный, цикличный характер воспроизводства, является отраслью, более отсталой в технологическом плане по сравнению с промышленностью и дающей меньшую отдачу на вложенный капитал.

Но АПК  – это не только производство, но и «среда обитания» значительной части населения. Уровень сельскохозяйственного производства напрямую влияет на состояние продовольственной безопасности страны. Стоящее на более низком уровне развития производительных сил сельское хозяйство является относительно статичной отраслью, медленнее, чем другие, приспосабливающейся к меняющимся экономическим и технологическим условиям. Поэтому аграрный сектор России традиционно занимает особое положение среди других отраслей народного хозяйства.

На рисунке 1 представлен комплекс проблем АПК  России, которые, на наш взгляд, могут  рассматриваться как источники  угроз экономической безопасности страны и её регионов.

Рис. 1. Основные проблемы АПК России [19, с.62]

В среднесрочном периоде наиболее существенные сдвиги в животноводстве будут сопряжены с интенсификацией  производства, которая будет связана  с обновлением породного состава скота, а также существенным ростом продуктивности коров. Наряду с качественными изменениями сформированы тенденции к концентрации производства, которые создают условия для рентабельного ведения отрасли и повышения конкурентоспособности животноводческой продукции, особенно в условиях вступления России в ВТО.

Объем производства скота и птицы на убой (в живом весе) в 2015 году к 2011 году, по оценке, вырастет на 20,1 процента. Основными подотраслями, влияющими на рост темпов производства продукции животноводства, остаются свиноводство и птицеводство. Поддерживаемое ростом потребления мясной продукции производство свинины в 2015 году по сравнению с 2011 годом вырастет на 24,1%, производство птицы – на 31,8 процента. Наряду с увеличением роста производства, все большее внимание в этих подотраслях уделяется модернизации производства на основе инновационного технологического развития. В перспективе в значительной степени выиграют предприятия, имеющие вертикально интегрированную структуру с собственной кормовой базой и перерабатывающими мощностями, что позволит увеличить конкурентоспособность продукции мяса птицы и свинины, а также сформировать систему сбыта продукции на экспорт, учитывая растущий экспортный потенциал. Доля импорта свинины в ресурсах в 2015 году составит 22% против 27% в 2011 году, птицы – 8,2% против 13,7 процента.

В отличие от производства свинины  и птицы, производство крупного рогатого скота остается более инертной отраслью. Продолжительность производственного  цикла вместе с ростом затрат на производство сказываются на цене конечного продукта, что в свою очередь отражается на объемах потребления говядины (в 2015 году на уровне 2011 года). Значительную долю в производстве говядины имеют хозяйства населения, где возможности по снижению себестоимости производства продукции за счет использования прогрессивных технологий и передового опыта ограничены.

Несмотря  на проблемы в предыдущие годы, препятствующие росту производства молока, в настоящее время, благодаря реализации мер государственной поддержки, ситуация в молочной отрасли достаточно стабильная. После продолжительной стагнации отрасли, рост производства молока в 2012 году, по оценке, составит 1,8%, а к 2015 году валовой надой вырастет на 8,9% по сравнению с 2011 годом.

В результате интенсификации производства, направленной на повышение генетического потенциала продуктивных качеств дойных коров и улучшения кормовой базы, в 2015 году прогнозируется увеличение надоя молока на одну корову по сравнению с 2011 годом на 7,8 процента.

Существенную  роль в снижении сезонности производства и повышению товарности производства молока сыграет федеральная поддержка в форме предоставления субсидий на 1 литр товарного молока с соответствующими качественными характеристиками, а также поддержка, осуществляемая в рамках ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в 2012-2014 г.».

Рост  производства сырьевой базы ведет к  увеличению производства молочной продукции. Уже к 2015 году производство цельномолочной продукции составит 17%, сыра – 18,7%, молока и сливок в твердых формах – 10 процентов.

Несмотря  на увеличение доли отечественной молочной продукции в ресурсах (79% в 2015 году) не исключается вероятность увеличения импорта белорусских продуктов по более низким ценам в беспошлинном режиме, чем у отечественных производителей, что будет негативно сказываться на эффективности производства молочных продуктов внутри страны.

Влияние импорта молочной продукции из стран  дальнего зарубежья будет нарастать к концу имплементационного периода (к 2016 году).

Фактор  ВТО в молочном секторе, с одной  стороны, приведет к давлению на закупочные цены на молоко, с другой стороны, окажет стимулирующее воздействие на потребление  молочной продукции за счет расширения предложения продуктов по доступным ценам. Рост потребления молока и молочных продуктов к 2015 году по отношению к 2011 году прогнозируется на уровне 4 процентов.

В случае развития неблагоприятных тенденций  на внутреннем рынке (усиление импорта, скромный рост потребления, ускорение процесса сворачивания производственной деятельности в хозяйствах населения, отказ от инвестирования в молочные проекты) рост производства молока в 2015 году относительно 2011 года составит 102,7 процента.

В среднесрочном периоде наиболее существенные сдвиги в животноводстве будут сопряжены с интенсификацией производства, которая будет связана с обновлением породного состава скота, а также существенным ростом продуктивности коров. Наряду с качественными изменениями сформированы тенденции к концентрации производства, которые создают условия для рентабельного ведения отрасли и повышения конкурентоспособности животноводческой продукции, особенно в условиях вступления России в ВТО.

Объем производства скота и птицы на убой (в живом весе) в 2015 году к 2011 году, по оценке, вырастет на 20,1 процента. Основными подотраслями, влияющими на рост темпов производства продукции животноводства, остаются свиноводство и птицеводство. Поддерживаемое ростом потребления мясной продукции производство свинины в 2015 году по сравнению с 2011 годом вырастет на 24,1%, производство птицы – на 31,8 процента. Наряду с увеличением роста производства, все большее внимание в этих подотраслях уделяется модернизации производства на основе инновационного технологического развития. В перспективе в значительной степени выиграют предприятия, имеющие вертикально интегрированную структуру с собственной кормовой базой и перерабатывающими мощностями, что позволит увеличить конкурентоспособность продукции мяса птицы и свинины, а также сформировать систему сбыта продукции на экспорт, учитывая растущий экспортный потенциал. Доля импорта свинины в ресурсах в 2015 году составит 22% против 27% в 2011 году, птицы – 8,2% против 13,7 процента.

В отличие от производства свинины  и птицы, производство крупного рогатого скота остается более инертной отраслью. Продолжительность производственного цикла вместе с ростом затрат на производство сказываются на цене конечного продукта, что в свою очередь отражается на объемах потребления говядины (в 2015 году на уровне 2011 года). Значительную долю в производстве говядины имеют хозяйства населения, где возможности по снижению себестоимости производства продукции за счет использования прогрессивных технологий и передового опыта ограничены.

Несмотря на проблемы в предыдущие годы, препятствующие росту производства молока, в настоящее время, благодаря реализации мер государственной поддержки, ситуация в молочной отрасли достаточно стабильная. После продолжительной стагнации отрасли, рост производства молока в 2012 году, по оценке, составит 1,8%, а к 2015 году валовой надой вырастет на 8,9% по сравнению с 2011 годом.

В результате интенсификации производства, направленной на повышение генетического  потенциала продуктивных качеств дойных коров и улучшения кормовой базы, в 2015 году прогнозируется увеличение надоя молока на одну корову по сравнению с 2011 годом на 7,8 процента.

Существенную  роль в снижении сезонности производства и повышению товарности производства молока сыграет федеральная поддержка  в форме предоставления субсидий на 1 литр товарного молока с соответствующими качественными характеристиками, а также поддержка, осуществляемая в рамках ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в 2012-2014 г.».

Рост  производства сырьевой базы ведет к  увеличению производства молочной продукции. Уже к 2015 году производство цельномолочной продукции составит 17%, сыра – 18,7%, молока и сливок в твердых формах – 10 процентов.

Несмотря  на увеличение доли отечественной молочной продукции в ресурсах (79% в 2015 году) не исключается вероятность увеличения импорта белорусских продуктов по более низким ценам в беспошлинном режиме, чем у отечественных производителей, что будет негативно сказываться на эффективности производства молочных продуктов внутри страны.

Влияние импорта молочной продукции из стран  дальнего зарубежья будет нарастать  к концу имплементационного периода (к 2016 году).

Фактор  ВТО в молочном секторе, с одной  стороны, приведет к давлению на закупочные цены на молоко, с другой стороны, окажет стимулирующее воздействие на потребление молочной продукции за счет расширения предложения продуктов по доступным ценам. Рост потребления молока и молочных продуктов к 2015 году по отношению к 2011 году прогнозируется на уровне 4 процентов.

В случае развития неблагоприятных тенденций  на внутреннем рынке (усиление импорта, скромный рост потребления, ускорение  процесса сворачивания производственной деятельности в хозяйствах населения, отказ от инвестирования в молочные проекты) рост производства молока в 2015 году относительно 2011 года составит 102,7 процента. В среднесрочном периоде наиболее существенные сдвиги в животноводстве будут сопряжены с интенсификацией производства, которая будет связана с обновлением породного состава скота, а также существенным ростом продуктивности коров. Наряду с качественными изменениями сформированы тенденции к концентрации производства, которые создают условия для рентабельного ведения отрасли и повышения конкурентоспособности животноводческой продукции, особенно в условиях вступления России в ВТО.

Объем производства скота и птицы на убой (в живом весе) в 2015 году к 2011 году, по оценке, вырастет на 20,1 процента. Основными подотраслями, влияющими на рост темпов производства продукции животноводства, остаются свиноводство и птицеводство. Поддерживаемое ростом потребления мясной продукции производство свинины в 2015 году по сравнению с 2011 годом вырастет на 24,1%, производство птицы – на 31,8 процента. Наряду с увеличением роста производства, все большее внимание в этих подотраслях уделяется модернизации производства на основе инновационного технологического развития. В перспективе в значительной степени выиграют предприятия, имеющие вертикально интегрированную структуру с собственной кормовой базой и перерабатывающими мощностями, что позволит увеличить конкурентоспособность продукции мяса птицы и свинины, а также сформировать систему сбыта продукции на экспорт, учитывая растущий экспортный потенциал. Доля импорта свинины в ресурсах в 2015 году составит 22% против 27% в 2011 году, птицы – 8,2% против 13,7 процента.

В отличие от производства свинины  и птицы, производство крупного рогатого скота остается более инертной отраслью. Продолжительность производственного  цикла вместе с ростом затрат на производство сказываются на цене конечного продукта, что в свою очередь отражается на объемах потребления говядины (в 2015 году на уровне 2011 года). Значительную долю в производстве говядины имеют хозяйства населения, где возможности по снижению себестоимости производства продукции за счет использования прогрессивных технологий и передового опыта ограничены.

Несмотря  на проблемы в предыдущие годы, препятствующие росту производства молока, в настоящее время, благодаря реализации мер государственной поддержки, ситуация в молочной отрасли достаточно стабильная. После продолжительной стагнации отрасли, рост производства молока в 2012 году, по оценке, составит 1,8%, а к 2015 году валовой надой вырастет на 8,9% по сравнению с 2011 годом.

В результате интенсификации производства, направленной на повышение генетического потенциала продуктивных качеств дойных коров и улучшения кормовой базы, в 2015 году прогнозируется увеличение надоя молока на одну корову по сравнению с 2011 годом на 7,8 процента.

Существенную  роль в снижении сезонности производства и повышению товарности производства молока сыграет федеральная поддержка  в форме предоставления субсидий на 1 литр товарного молока с соответствующими качественными характеристиками, а  также поддержка, осуществляемая в рамках ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в 2012-2014 г.».

Рост  производства сырьевой базы ведет к  увеличению производства молочной продукции. Уже к 2015 году производство цельномолочной продукции составит 17%, сыра – 18,7%, молока и сливок в твердых формах – 10 процентов.

Несмотря  на увеличение доли отечественной молочной продукции в ресурсах (79% в 2015 году) не исключается вероятность увеличения импорта белорусских продуктов по более низким ценам в беспошлинном режиме, чем у отечественных производителей, что будет негативно сказываться на эффективности производства молочных продуктов внутри страны.

Влияние импорта молочной продукции из стран  дальнего зарубежья будет нарастать к концу имплементационного периода (к 2016 году).

Фактор  ВТО в молочном секторе, с одной  стороны, приведет к давлению на закупочные цены на молоко, с другой стороны, окажет стимулирующее воздействие на потребление  молочной продукции за счет расширения предложения продуктов по доступным ценам. Рост потребления молока и молочных продуктов к 2015 году по отношению к 2011 году прогнозируется на уровне 4 процентов.

В случае развития неблагоприятных тенденций  на внутреннем рынке (усиление импорта, скромный рост потребления, ускорение процесса сворачивания производственной деятельности в хозяйствах населения, отказ от инвестирования в молочные проекты) рост производства молока в 2015 году относительно 2011 года составит 102,7 процента.


К началу реформ 1990-х гг. агропромышленный комплекс России уже находился в состоянии системного кризиса. После двадцатилетнего периода реформ государственный сектор в сельском хозяйстве резко сократился (до 10 %), частный, соответственно, возрос до 90 %, однако желаемые результаты экономического роста в аграрном секторе не были достигнуты. Форсированный переход к неолиберальной политике строительства рыночной экономики и непродуманная аграрная реформа обусловили спад объёмов производства продовольствия, обнищание населения, ухудшение демографической обстановки.

Следует отметить, что деятельность государства по поддержке аграрной сферы экономики  в России заметно активизировалась в последние годы. В 2006 г. был принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», определивший основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства в целях обеспечения населения продовольственными товарами и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений. В 2006–2007 гг. в число государственных приоритетов был включён национальный проект «Развитие АПК», призванный стимулировать развитие отечественного сельского хозяйства и стабильность агропродовольственного рынка.

Механизм  реализации мероприятий государственной поддержки был заложен в комплексную «Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы». В числе основных задач программы выделялись устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения, техническое и технологическое перевооружение АПК, достижение среднего уровня рентабельности по отрасли не менее 10 %, повышение производительности труда в сельском хозяйстве, сохранение и воспроизводство земельных и других природных ресурсов. Согласно программе, за пять лет её реализации финансирование из федерального бюджета должно было составить более 551 млрд руб., планировалось привлечь средства бюджетов регионов – 544,3 млрд руб., внебюджетных источников – 311 млрд руб.

Принимаемые в последние годы меры по поддержке  отечественного сельскохозяйственного  производства позволили несколько  стабилизировать ситуацию в отрасли. Однако, несмотря на определённые позитивные сдвиги в развитии АПК регионов, «то, что происходит в сельском обществе сегодня, можно определить как устойчивую системную деградацию» [3]. В настоящее время сельскохозяйственное производство России держится во многом за счёт интенсивной эксплуатации сельскохозяйственных рабочих и сельского населения, низкого уровня заработной платы при несвоевременных её выплатах.

Процессы  деградации идут вглубь – в базовые  составляющие производственного потенциала, в социальную сферу. Сложившаяся в аграрном секторе страны ситуация характеризуется падающей доходностью производства в отраслях АПК. Уровень рентабельности сельхоз организаций в 2008–2012 гг. оставался с учётом субсидий немногим более 10 %.

На рисунке 2 представлены результаты изменения  индекса финансового благополучия по сельскохозяйственным организациям РФ за 2006–2011 гг.

Рис. 2. Индекс финансового благополучия  сельскохозяйственных организаций в 2006–2011 гг. [17, с.48]

 

В соответствии с данной диаграммой можно  сделать вывод о том, что финансовая устойчивость сельскохозяйственных организаций России, оценённая по индексу финансового благополучия, начала падать в 2009–2010 гг., как раз совпав по времени с началом масштабного продвижения субсидирования процентных ставок в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК». Падение продолжалось и в 2008 г. В наиболее благоприятные 2007–2008 гг. состояние АПК можно было расценивать как начало финансового кризиса при сохранении реальных шансов восстановить платёжеспособность экономическими методами (без реорганизации) (-1000 < ИФБ < 0). Это положение предприятий агропромышленного сектора характеризуется неудовлетворительной структурой баланса, незначительным запасом финансовой прочности. В 2009– 2011 гг. сектору было уже недостаточно собственного потенциала для восстановления платёжеспособности и требовалось привлечение внешних источников финансирования (-2000 < ИФБ < -1000), что оказалось недостижимым в последующий период финансового кризиса в России.

Оценка  современного положения аграрных регионов России представлена в Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г.

В настоящее время в сельских районах  проживает около 27 % населения России. Сельское хозяйство в большинстве  административных районов по-прежнему остаётся основной сферой приложения труда жителей сельских территорий, вследствие чего сельскую экономику можно характеризовать как моно отраслевую. Такая ситуация обусловлена низким уровнем производительности труда в отрасли (по различным оценкам, в 8–10 раз ниже по сравнению с наиболее развитыми странами), рост которой сдерживается не только инвестиционно-технологическими факторами, но и неразвитостью на селе альтернативной сферы деятельности, призванной сосредоточить избыточную рабочую силу, высвобождаемую из аграрного производства.

В сельском хозяйстве имеет место  значительно больший спад инвестиций, чем в среднем по экономике  страны. Больше критического уровня задолженность  сельскохозяйственных организаций, превышающая  размер прибыли почти в 20 раз. Размер оплаты труда в сельском хозяйстве в два раза ниже по отношению к среднему по всем видам деятельности. Уровень жизни сельского населения остаётся крайне низким, увеличивается разрыв между городом и селом по уровню доходов. Так, если в 1997 г. среднедушевые располагаемые ресурсы сельских домашних хозяйств достигали 69 % городского уровня, то в 2009 г. они составили 61 %.

Бедность, разрушающая трудовой и генетический потенциал села, остаётся массовым явлением. Можно сказать, что бедность концентрируется на сельских территориях, на которые приходится 42 % всего малоимущего (по располагаемым ресурсам) населения России, тогда как на долю сельского населения приходится 27 % общей численности населения страны [4].

В настоящее время в стране насчитывается 1800 сельских районов, однако 424 района относятся к зоне сельскохозяйственного запустения, где не используется более 60 % сельскохозяйственных угодий. Если в среднем по стране районы сельскохозяйственного запустения составляют 21 % от общего числа районов, то в Смоленской, Брянской, Тверской, Новгородской областях, Чеченской республике и Бурятии число подобных районов превышает 50 % от общего числа в регионе. Следует отметить, что районы сельскохозяйственного запустения имеются даже в Московской, Ленинградск

. Диверсификация  аграрной экомики региона – это путь к созданию дополнительных рабочих мест, преодолению бедности, социальному прогрессу села.

Важнейшим моментом является формирование экономически целесообразной рыночной инфраструктуры в АПК регионов. В агропромышленном рынке выделяются три основные проблемы, напрямую связанные с несовершенством рыночной инфраструктуры, обслуживающей агропромышленный комплекс: отсутствие финансирования, сбыта и информационная неосведомлённость. Схематично они представлены на рисунке 3 [6].


 

В соответствии с данной диаграммой можно сделать вывод о том, что финансовая устойчивость сельскохозяйственных организаций России, оценённая по индексу финансового благополучия, начала падать в 2009–2010 гг., как раз совпав по времени с началом масштабного продвижения субсидирования процентных ставок в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК». Падение продолжалось и в 2008 г. В наиболее благоприятные 2007–2008 гг. состояние АПК можно было расценивать как начало финансового кризиса при сохранении реальных шансов восстановить платёжеспособность экономическими методами (без реорганизации) (-1000 < ИФБ < 0). Это положение предприятий агропромышленного сектора характеризуется неудовлетворительной структурой баланса, незначительным запасом финансовой прочности. В 2009– 2011 гг. сектору было уже недостаточно собственного потенциала для восстановления платёжеспособности и требовалось привлечение внешних источников финансирования (-2000 < ИФБ < -1000), что оказалось недостижимым в последующий период финансового кризиса в России.

Оценка современного положения аграрных регионов России представлена в Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. [31, с.87].

В настоящее  время в сельских районах проживает  около 27 % населения России. Сельское хозяйство в большинстве административных районов по-прежнему остаётся основной сферой приложения труда жителей сельских территорий, вследствие чего сельскую экономику можно характеризовать как моно отраслевую. Такая ситуация обусловлена низким уровнем производительности труда в отрасли (по различным оценкам, в 8–10 раз ниже по сравнению с наиболее развитыми странами), рост которой сдерживается не только инвестиционно-технологическими факторами, но и неразвитостью на селе альтернативной сферы деятельности, призванной сосредоточить избыточную рабочую силу, высвобождаемую из аграрного производства. В сельском хозяйстве имеет место значительно больший спад инвестиций, чем в среднем по экономике страны. Больше критического уровня задолженность сельскохозяйственных организаций, превышающая размер прибыли почти в 20 раз. Размер оплаты труда в сельском хозяйстве в два раза ниже по отношению к среднему по всем видам деятельности. Уровень жизни сельского населения остаётся крайне низким, увеличивается разрыв между городом и селом по уровню доходов. Так, если в 1997 г. среднедушевые располагаемые ресурсы сельских домашних хозяйств достигали 69 % городского уровня, то в 2009 г. они составили 61 %. Бедность, разрушающая трудовой и генетический потенциал села, остаётся массовым явлением. Можно сказать, что бедность концентрируется на сельских территориях, на которые приходится 42 % всего малоимущего (по располагаемым ресурсам) населения России, тогда как на долю сельского населения приходится 27 % общей численности населения страны [4]. В настоящее время в стране насчитывается 1800 сельских районов, однако 424 района относятся к зоне сельскохозяйственного запустения, где не используется более 60 % сельскохозяйственных угодий. Если в среднем по стране районы сельскохозяйственного запустения составляют 21 % от общего числа районов, то в Смоленской, Брянской, Тверской, Новгородской областях, Чеченской республике и Бурятии число подобных районов превышает 50 % от общего числа в регионе. Следует отметить, что районы сельскохозяйственного запустения имеются даже в Московской, Ленинградской областях и других регионах с развитым крупным капиталистическим сельским хозяйством. Запустение является следствием того, что в указанных регионах фактически не работает 40–50 % сельхоз организаций и 70–80 % крестьянских (фермерских) хозяйств, за которыми закреплены земли сельскохозяйственного назначения.

Информация о работе Основные направления совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства в рыночных условиях