Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 08:11, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Цель исследования состояла во всестороннем анализе и разработке комплекса научно-обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию системы государственной поддержки аграрной сферы экономики.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы и решены следующие задачи:
обоснование роли и уточнение теоретических основ системы государственной поддержки аграрного производства в условиях рынка;
обобщение основных направлений, форм, принципов и методов государственной поддержки сельского хозяйства;
выявление тенденций развития и характеристика современного состояния сельскохозяйственного производства на федеральном и региональном уровне;
анализ практических аспектов государственной поддержки агарной сферы экономики в рамках реализации приоритетного национального проекта в РФ и Дагестане;
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Организационные основы функционирования сельского хозяйства в современных условиях………………………………………….....7
Сельское хозяйство: сущность, структура, проблемы развития…………..7
Особенности регулирования сельского хозяйства России……………….22
Глава 2. Исследование современного состояния и тенденций развития сельского хозяйства на федеральном и региональном уровне……………33
2.1. Анализ современного состояния сельского хозяйства России…………...33
2.2. Особенности функционирования сельского хозяйства в РД……...………39
Глава 3. Основные направления совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства в рыночных условиях………………43
3.1. Формирование государственной политики регулирования сельского хозяйства России………………………………………………………………….43
3.2. Региональные особенности реформирования сельского хозяйства Дагестана………………………………………………………………………….49
Заключение………………………………………………………………………68
Список использованной литературы…………………………………………72
В сельском хозяйстве 70 % технического парка находится на пределе физического срока эксплуатации. По данным Росстата, производство уборочной техники сворачивается, лизинговые схемы не работают из-за затоваривания на складах и неплатёжеспособности клиентов. Вместе с выбытием основных фондов растёт безработица среди сельскохозяйственных рабочих, падает спрос на финансовые услуги. Количество сельских населённых пунктов с числом жителей менее 10 человек увеличилось между переписями населения 2002 и 2010 гг. с 34 до 36,2 тысяч. Растёт число сёл, где население вообще отсутствует. При этом вакантные производственные места осваивают низкоквалифицированные мигранты из азиатской части СНГ. В пространственном размещении масштабы сельского хозяйства стремительно сокращаются. Доля продукции сельского хозяйства в структуре ВВП снизилась с 14,4 % в 1991 г. до 4,5 % в 2009 г. [12, с.60]. В инвестировании в сельское хозяйство развиваются межотраслевые диспропорции. Производительность труда и эффективность инвестиций поставлены в прямую зависимость от цен на энергоносители и урожаи сельскохозяйственных культур. Возникает опасность хронического дефицита продовольствия на внутреннем рынке ввиду сокращения масштабов производства сельскохозяйственных культур. Таким образом, ситуация в отечественном агрокомплексе далека от пороговых показателей. Для него характерны отсутствие реальных, чётких и ясных представлений о направлениях и путях развития АПК, низкая степень управляемости на федеральном, региональном и местном уровнях, недостаток средств на создание эффективной инфраструктуры и конкурентоспособного производства. В целях повышения экономической безопасности аграрных регионов необходимо выбрать приоритет развития сельских территорий как способ эффективного вложения капитала, приводящий к развитию производительных сил. При этом особое значение имеют разработка и осуществление стратегии диверсификации АПК российских регионов. Россия располагает не только большими сельскохозяйственными ресурсами, но и их разнообразием, что позволяет развивать производство самых различных видов продовольствия, производить сельскохозяйственную технику, оборудование, минеральные удобрения, заниматься селекцией новых пород животных и сортов сельскохозяйственных культур. Приоритетом должно стать возрождение и развитие на селе перерабатывающих производств. Диверсификация аграрной экономики региона – это путь к созданию дополнительных рабочих мест, преодолению бедности, социальному прогрессу села.
Важнейшим моментом является формирование экономически целесообразной рыночной инфраструктуры в АПК регионов. В агропромышленном рынке выделяются три основные проблемы, напрямую связанные с несовершенством рыночной инфраструктуры, обслуживающей агропромышленный комплекс: отсутствие финансирования, сбыта и информационная неосведомлённость. Схематично они представлены на рисунке 3 [24, с.18].
Анализ структуры агропромышленного производства в развитых странах показывает, что сельское хозяйство опирается на прочный фундамент инфраструктуры. В её технологической части – прогрессивные аграрные технологии, машины, оборудование, надёжное электро-, газо-, теплоснабжение и связь.
В сфере капитальных
услуг – высокоэффективное
Рис. 3. Проблемное поле агропромышленного рынка [17, с.75]
Регион является не только производителем, но и потребителем продукции, обеспечивающей формирование необходимых ресурсов воспроизводства. Поэтому важно определить партнёров, с которыми экономически выгодно устанавливать постоянные связи. Каждый товаропроизводитель, предлагающий свой товар, хочет быть уверенным в том, что этот товар будет реализован и что для этого в регионе могут быть созданы благоприятные условия. Ими могут быть, в частности, приемлемые тарифы для перевозки и хранения товаров, надёжная инфраструктура, сводящая потери к минимуму. Формирование такой инфраструктуры как непременного условия нормализации дел в АПК требует скоординированных усилий на федеральном и региональном уровнях, объединения административного ресурса с возможностями сельхозпредприятий.
На региональном уровне в качестве инфраструктурных центров услуг должны стать комплексные агропромышленные сервисные компании. Акционерами таких объединений могут стать фермерские хозяйства и акционерные общества, а также предприятия ТЭК, связи, строительства и т.д. при условии, что блокирующий пакет (не менее 25 % + 1 акция) в уставном капитале компаний должен быть у сельхозпроизводителей. Все взаимоотношения комплексных сервисных компаний со своими партнёрами из АПК должны строиться исключительно на договорных началах и в объёмах, обусловленных интересами и заявками потребителей этих услуг. Наличие блокирующего пакета акций сервисных компаний у непосредственных производителей сельскохозяйственной продукции, их участие в советах директоров компаний дадут гарантию разумной ценовой политики и взаимовыгодных отношений.
Районные сервисные компании для решения вопросов регионального уровня формируют региональные компании инфраструктуры АПК, участниками которых могут стать региональные энергетические, строительные и иные предприятия, заинтересованные в расширении сельскохозяйственного производства и готовые вести взаиморасчёты с компаньонами, а также банки, страховые и иные фирмы. При этом контрольный пакет акций должен оставаться во владении районных сервисных компаний [7, с. 64].
Создание
такой системы организации
Возрождение сельского хозяйства следует осознать как общенациональную задачу. Сегодня важно, чтобы совместными усилиями власти, науки и практики была разработана стратегия аграрного развития страны, и центральное место в ней должен занять крестьянин, его образ жизни, экономические интересы. Трансформация сравнительных преимуществ сельского хозяйства любого региона России в его конкурентные преимущества в глобальной экономике может быть осуществлена лишь на основе использования комплексной стратегии развития АПК, в основу которой должна быть положена система воспроизводства факторов производительности в сельском хозяйстве, их восприимчивости сельскими товаропроизводителями и доступности для них. Без этого сложно говорить о позитивных перспективах развития АПК страны в контексте повышения уровня её экономической безопасности в условиях глобализации мировой экономики.
Современная экономическая теория рассматривает государство как базовый институт рыночного капитализма, который наряду с институтами рынка участвует в процессе развития экономической деятельности человека.
Отличительной особенностью этого института рыночного хозяйства является то, что государство обладает приоритетным правом, свободно и добровольно признаваемым всеми рыночными субъектами, воздействовать на хозяйственные процессы в форме компенсации «провалов» рынка, а так же путём применения силы для защиты легальных правомочий собственности и их изменений, происходящих вследствие добровольных обменов, тем самым, предотвращая масштабные применения не рыночных альтернатив для организации трансакций.
В этом
случае издержки применения
Инструментами реализации приоритетного права государства являются прямые и косвенные методы воздействия государства на экономику.
В рамках представленного выше императива государства государственное регулирование экономикой следует рассматривать как институциональную систему, органично сочетающую прямые и косвенные методы, обеспечивающие воздействие государства на рыночные силы и факторы, определяющие динамику и векторы их развития, в целях достижения одной или нескольких главных приоритетных социально – экономических задач развития государства, общества и экономики.
Общая целевая направленность государственного регулирования сельского хозяйства определяется сегодня следующим образом:
- стабилизация
сельскохозяйственного
- обеспечение
социального возрождения
- формирование развитого национального аграрного рынка и его продуктовых сегментов для обеспечения физической и экономической доступности продукции сельского хозяйства и продовольствия для населения, других потребителей;
- восстановление и поддержание логистического равновесия природной среды, включенной в технологические процессы сельскохозяйственного производства.
В научной литературе и в официальных документах широко употребляется понятие «государственная поддержка (регулирование)» и «аграрная политика».
По своей сущности эти экономические понятия близки, так как с методологической точки зрения отражают, характеризуют экономическую деятельность государства, связанную с обеспечением населения страны продовольствием.
Последовательная связь государственного регулирования и аграрной политики представлена на рисунке 1.
Рис. 4. Последовательная связанность государственного регулирования сельского хозяйства и аграрной политики [13, с.23]
Сходство и различие между государственным регулированием сельского хозяйства и аграрной политикой проявляются в их целях (табл. 1)
Таблица 1
Основные
цели государственного регулирования
сельского хозяйства и
Государственное регулирование сельского хозяйства |
Государственная аграрная политика |
|
|
жизни сельского населения.
|
продукцию, сырьё и индексом цен (товаров) на промышленную продукцию (услуги) используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание приоритета индексов таких цен (тарифов).
|