Основные направления совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства в рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 08:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Цель исследования состояла во всестороннем анализе и разработке комплекса научно-обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию системы государственной поддержки аграрной сферы экономики.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы и решены следующие задачи:
обоснование роли и уточнение теоретических основ системы государственной поддержки аграрного производства в условиях рынка;
обобщение основных направлений, форм, принципов и методов государственной поддержки сельского хозяйства;
выявление тенденций развития и характеристика современного состояния сельскохозяйственного производства на федеральном и региональном уровне;
анализ практических аспектов государственной поддержки агарной сферы экономики в рамках реализации приоритетного национального проекта в РФ и Дагестане;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Организационные основы функционирования сельского хозяйства в современных условиях………………………………………….....7
Сельское хозяйство: сущность, структура, проблемы развития…………..7
Особенности регулирования сельского хозяйства России……………….22
Глава 2. Исследование современного состояния и тенденций развития сельского хозяйства на федеральном и региональном уровне……………33
2.1. Анализ современного состояния сельского хозяйства России…………...33
2.2. Особенности функционирования сельского хозяйства в РД……...………39
Глава 3. Основные направления совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства в рыночных условиях………………43
3.1. Формирование государственной политики регулирования сельского хозяйства России………………………………………………………………….43
3.2. Региональные особенности реформирования сельского хозяйства Дагестана………………………………………………………………………….49
Заключение………………………………………………………………………68
Список использованной литературы…………………………………………72

Файлы: 1 файл

страхование на фондовом рынке.doc

— 3.38 Мб (Скачать)

В сельском хозяйстве 70 % технического парка находится  на пределе физического срока  эксплуатации. По данным Росстата, производство уборочной техники сворачивается, лизинговые схемы не работают из-за затоваривания на складах и неплатёжеспособности клиентов. Вместе с выбытием основных фондов растёт безработица среди сельскохозяйственных рабочих, падает спрос на финансовые услуги. Количество сельских населённых пунктов с числом жителей менее 10 человек увеличилось между переписями населения 2002 и 2010 гг. с 34 до 36,2 тысяч. Растёт число сёл, где население вообще отсутствует. При этом вакантные производственные места осваивают низкоквалифицированные мигранты из азиатской части СНГ. В пространственном размещении масштабы сельского хозяйства стремительно сокращаются. Доля продукции сельского хозяйства в структуре ВВП снизилась с 14,4 % в 1991 г. до 4,5 % в 2009 г. [12, с.60]. В инвестировании в сельское хозяйство развиваются межотраслевые диспропорции. Производительность труда и эффективность инвестиций поставлены в прямую зависимость от цен на энергоносители  и урожаи сельскохозяйственных культур. Возникает опасность хронического дефицита продовольствия на внутреннем рынке ввиду сокращения масштабов производства сельскохозяйственных культур. Таким образом, ситуация в отечественном агрокомплексе далека от пороговых показателей. Для него характерны отсутствие реальных, чётких и ясных представлений о направлениях и путях развития АПК, низкая степень управляемости на федеральном, региональном и местном уровнях, недостаток средств на создание эффективной инфраструктуры и конкурентоспособного производства. В целях повышения экономической безопасности аграрных регионов необходимо выбрать приоритет развития сельских территорий как способ эффективного вложения капитала, приводящий к развитию производительных сил. При этом особое значение имеют разработка и осуществление стратегии диверсификации АПК российских регионов. Россия располагает не только большими сельскохозяйственными ресурсами, но и их разнообразием, что позволяет развивать производство самых различных видов продовольствия, производить сельскохозяйственную технику, оборудование, минеральные удобрения, заниматься селекцией новых пород животных и сортов сельскохозяйственных культур. Приоритетом должно стать возрождение и развитие на селе перерабатывающих производств. Диверсификация аграрной экономики региона – это путь к созданию дополнительных рабочих мест, преодолению бедности, социальному прогрессу села.

Важнейшим моментом является формирование экономически целесообразной рыночной инфраструктуры в АПК регионов. В агропромышленном рынке выделяются три основные проблемы, напрямую связанные с несовершенством рыночной инфраструктуры, обслуживающей агропромышленный комплекс: отсутствие финансирования, сбыта и информационная неосведомлённость. Схематично они представлены на рисунке 3 [24, с.18].

Анализ структуры  агропромышленного производства в развитых странах показывает, что сельское хозяйство опирается на прочный фундамент инфраструктуры. В её технологической части – прогрессивные аграрные технологии, машины, оборудование, надёжное электро-, газо-, теплоснабжение и связь.             

В сфере капитальных  услуг – высокоэффективное строительство  и ремонт производственных, гражданских  объектов и дорог, мелиорация и ирригация, инженерное обустройство территорий. В области производства – лизинг машин и оборудования, их обслуживание и ремонт, услуги по выполнению сельхоз работ (от полного цикла до отдельных видов), внесение удобрений и средств защиты растений, санитарно-ветеринарное, биотехнологическое обслуживание и др. В сфере обеспечения – горюче-смазочные материалы, запасные части и комплектующие, племенной и семенной материал и ряд других позиций. В социальной сфере – образование, здравоохранение, питание и остальной комплекс социальных услуг, а в области финансово-экономического и правового обслуживания – предоставление гарантий банков на инвестиции, кредитование капитальных затрат и оборотных средств, все виды страхования, услуги аудита, адвокатуры и иное правовое обслуживание.

Рис. 3. Проблемное поле агропромышленного рынка [17, с.75]

 

Регион является не только производителем, но и потребителем продукции, обеспечивающей формирование необходимых ресурсов воспроизводства. Поэтому важно определить партнёров, с которыми экономически выгодно устанавливать постоянные связи. Каждый товаропроизводитель, предлагающий свой товар, хочет быть уверенным в том, что этот товар будет реализован и что для этого в регионе могут быть созданы благоприятные условия. Ими могут быть, в частности, приемлемые тарифы для перевозки и хранения товаров, надёжная инфраструктура, сводящая потери к минимуму. Формирование такой инфраструктуры как непременного условия нормализации дел в АПК требует скоординированных усилий на федеральном и региональном уровнях, объединения административного ресурса с возможностями сельхозпредприятий.

На региональном уровне в качестве инфраструктурных центров услуг должны стать комплексные агропромышленные сервисные компании. Акционерами таких объединений могут стать фермерские хозяйства и акционерные общества, а также предприятия ТЭК, связи, строительства и т.д. при условии, что блокирующий пакет (не менее 25 % + 1 акция) в уставном капитале компаний должен быть у сельхозпроизводителей. Все взаимоотношения комплексных сервисных компаний со своими партнёрами из АПК должны строиться исключительно на договорных началах и в объёмах, обусловленных интересами и заявками потребителей этих услуг. Наличие блокирующего пакета акций сервисных компаний у непосредственных производителей сельскохозяйственной продукции, их участие в советах директоров компаний дадут гарантию разумной ценовой политики и взаимовыгодных отношений.

Районные  сервисные компании для решения  вопросов регионального уровня формируют  региональные компании инфраструктуры АПК, участниками которых могут  стать региональные энергетические, строительные и иные предприятия, заинтересованные в расширении сельскохозяйственного производства и готовые вести взаиморасчёты с компаньонами, а также банки, страховые и иные фирмы. При этом контрольный пакет акций должен оставаться во владении районных сервисных компаний [7, с. 64].

Создание  такой системы организации инфраструктурного  обслуживания АПК позволит приступить к техническому и технологическому перевооружению хозяйств и предприятий  АПК и достичь конкурентоспособного сельскохозяйственного производства с минимальным участием государства и бюджетных средств. Следует подчеркнуть, что организация такой системы снизу, т.е. при полной подотчётности федерального и регионального уровней непосредственным производителям, даже при использовании административного ресурса органов исполнительной власти практически сводит на нет возможность её обюрокрачивания и инерционности.

Возрождение сельского хозяйства следует  осознать как общенациональную задачу. Сегодня важно, чтобы совместными  усилиями власти, науки и практики была разработана стратегия аграрного развития страны, и центральное место в ней должен занять крестьянин, его образ жизни, экономические интересы. Трансформация сравнительных преимуществ сельского хозяйства любого региона России в его конкурентные преимущества в глобальной экономике может быть осуществлена лишь на основе использования комплексной стратегии развития АПК, в основу которой должна быть положена система воспроизводства факторов производительности в сельском хозяйстве, их восприимчивости сельскими товаропроизводителями и доступности для них. Без этого сложно говорить о позитивных перспективах развития АПК страны в контексте повышения уровня её экономической безопасности в условиях глобализации мировой экономики.

    1. Особенности регулирования сельского хозяйства России

Современная экономическая теория рассматривает  государство как базовый институт рыночного капитализма, который наряду с институтами рынка участвует в процессе развития экономической деятельности человека.

Отличительной особенностью этого института рыночного хозяйства является то, что государство обладает приоритетным правом, свободно и добровольно признаваемым всеми рыночными субъектами, воздействовать на хозяйственные процессы в форме компенсации «провалов» рынка, а так же путём применения силы для защиты легальных правомочий собственности и их изменений, происходящих вследствие добровольных обменов, тем самым, предотвращая масштабные применения не рыночных альтернатив для организации трансакций.

 В этом  случае издержки применения компенсаций и силы оказываются минимальными в сравнении с издержками других институтов, обладающих потенциалом, позволяющим применять принуждение и силу для реализации своих экономических интересов, но который добровольно не признается рыночными агентами.

Инструментами реализации приоритетного права государства являются прямые и косвенные методы воздействия государства на экономику.

В рамках представленного  выше императива государства государственное регулирование экономикой следует рассматривать как институциональную систему, органично сочетающую прямые и косвенные методы, обеспечивающие воздействие государства на рыночные силы и факторы, определяющие динамику и векторы их развития, в целях достижения одной или нескольких главных приоритетных социально – экономических задач развития государства, общества и экономики.

Общая целевая  направленность государственного регулирования  сельского хозяйства определяется сегодня следующим образом:

- стабилизация  сельскохозяйственного производства, формирование организационных, экономических и правовых условий для ведения эффективного конкурентоспособного сельского хозяйства;

- обеспечение  социального возрождения российского  села и повышение качества  жизни населения, проживающего  на сельских территориях; 

- формирование  развитого национального аграрного рынка и его продуктовых сегментов для обеспечения физической и экономической доступности продукции сельского хозяйства и продовольствия для населения, других потребителей;

- восстановление  и поддержание логистического  равновесия природной среды, включенной в технологические процессы сельскохозяйственного производства.

В научной  литературе и в официальных документах широко употребляется понятие «государственная поддержка (регулирование)» и «аграрная политика».

По своей  сущности эти экономические понятия близки, так как с методологической точки зрения отражают, характеризуют экономическую деятельность государства, связанную с обеспечением населения страны продовольствием.

Последовательная  связь государственного регулирования  и аграрной политики представлена на рисунке 1.

Рис. 4. Последовательная связанность государственного регулирования сельского хозяйства и аграрной политики [13, с.23]

 

Сходство  и различие между государственным  регулированием сельского хозяйства и аграрной политикой проявляются в их целях (табл. 1)

Таблица 1

Основные  цели государственного регулирования  сельского хозяйства и государственной  аграрной политики Российской Федерации 

Государственное регулирование сельского хозяйства

Государственная аграрная политика

  1. Обеспечение объёмов производства сельскохозяйственной продукции, достаточных для удовлетворения потребности населения в продуктах питания преимущественно за счёт внутренних ресурсов.
  2. Формирование эффективного и конкурентоспособного сельскохозяйственного производства.
  3. Обеспечение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе роста доходов, доступности кредитных ресурсов.
  4. Обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства.
  5. Обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей и технико-технологической модернизации сельского хозяйства.
  6. Стимулирование развития институтов и инфраструктуры аграрного рынка и его отдельных продуктовых сегментов.
  7. Внешнеторговое и антимонопольное регулирование.
  8. Обеспечение устойчивого развития сельских территорий, повышение занятости и уровня
  1. Повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров.
  2. Обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышение уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве.
  3. Сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов.
  4. Формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка.
  5. Создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объёма инвестиций в сфере сельского хозяйства.
  6. Наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную

жизни сельского  населения.

  1. Сохранение и воспроизводство использованных в сельском хозяйстве ресурсов природной среды.
  2. Обеспечение снижения уровня сельскохозяйственных рисков.
  3. Предоставление консультационной помощи сельхозтоваропроизводителям, стимулирование инновационной деятельности, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства.
  4. Информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.

продукцию, сырьё  и индексом цен (товаров) на промышленную продукцию (услуги) используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание приоритета индексов таких цен (тарифов).

  1. Стимулирование инновационной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие научного обеспечения сельского хозяйства.
  2. Кадровое обеспечение сельского хозяйства.
  3. Разграничение полномочий и регулирующих функций между уровнями управления по реализации государственной аграрной политики.
  4. Регулирование межотраслевых экономических отношений.
  5. Обеспечение эффективного использования земельно - имущественного комплекса сельского хозяйства.

Информация о работе Основные направления совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства в рыночных условиях