Основные направления совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства в рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 08:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Цель исследования состояла во всестороннем анализе и разработке комплекса научно-обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию системы государственной поддержки аграрной сферы экономики.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы и решены следующие задачи:
обоснование роли и уточнение теоретических основ системы государственной поддержки аграрного производства в условиях рынка;
обобщение основных направлений, форм, принципов и методов государственной поддержки сельского хозяйства;
выявление тенденций развития и характеристика современного состояния сельскохозяйственного производства на федеральном и региональном уровне;
анализ практических аспектов государственной поддержки агарной сферы экономики в рамках реализации приоритетного национального проекта в РФ и Дагестане;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Организационные основы функционирования сельского хозяйства в современных условиях………………………………………….....7
Сельское хозяйство: сущность, структура, проблемы развития…………..7
Особенности регулирования сельского хозяйства России……………….22
Глава 2. Исследование современного состояния и тенденций развития сельского хозяйства на федеральном и региональном уровне……………33
2.1. Анализ современного состояния сельского хозяйства России…………...33
2.2. Особенности функционирования сельского хозяйства в РД……...………39
Глава 3. Основные направления совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства в рыночных условиях………………43
3.1. Формирование государственной политики регулирования сельского хозяйства России………………………………………………………………….43
3.2. Региональные особенности реформирования сельского хозяйства Дагестана………………………………………………………………………….49
Заключение………………………………………………………………………68
Список использованной литературы…………………………………………72

Файлы: 1 файл

страхование на фондовом рынке.doc

— 3.38 Мб (Скачать)

Источник: Составлена автором по данным Минсельхоза РФ [12] и Росстата [29,30]

В 2012 г. Российская Федерация экспортировала сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров на сумму 10 млрд. долл. [12, с.22], тогда как в 2011 г. сельхозэкспорт составил 9,3 млрд. долл., а в 2008 г. был на уровне 5 млрд. долл. [25, с.32]. Достигнутые производственные результаты, цели и задачи, стоящие перед российским сельским хозяйством [12, с.27], определяют высокие требования к материально-технической базе аграрного сектора экономики России, её количественным и качественным параметрам. В 2012 г. продолжила развиваться тенденция уменьшения парка сельскохозяйственной техники (табл. 11).

Таблица 11

Парк сельскохозяйственной техники, тыс. шт

Наименование  техники

Годы

2012 г. в  % к 2011 г.

2011

2012

Тракторы

520,0

520,0

100,0

Зерноуборочные  комбайны

138,0

136,8

99,1

Кормоуборочные  комбайны

32,9

26,9

81,8

Свеклоуборочные комбайны

6,1

4,7

77,0


Источник: Составлена автором по данным Минсельхоза РФ [12] и Росстата [29,30]

Основной  причиной такого положение является сохранение на низком уровне коэффициента обновления сельскохозяйственной техники. В 2012 г. коэффициент обновления тракторов составил 2% (при нормативном значении 6,6%), а коэффициенты обновления комбайнов зерноуборочных и комбайнов кормоуборочных были на уровне 4,2% и 3,4% соответственно (при нормативе 8,6% и 12,8% соответственно) [12, с.23]. Анализ данных Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по наличию сельскохозяйственной техники в начале 2010 г. позволяет сделать вывод о продолжении тенденции снижения технической обеспеченности сельского хозяйства страны. Наши расчёты показывают, что численность тракторов в настоящее время составляет 96,6% от уровня 2012 г., кормоуборочных комбайнов – 93,3%, культиваторов – 97,6%, сеялок – 97,0%. Рассматриваемые тенденции привели к снижению уровня обеспеченности сельского хозяйства техникой в 1,1 – 12,3 раза. Падение мировых сельскохозяйственных цен, макроэкономические условия мирового финансово-экономического кризиса оказали своё влияние на экономику сельского хозяйства. По отчётным данным Минсельхоза Российской Федерации за 2012 г. рентабельность сельскохозяйственного производства составила 12% (15,3% в 2011 г.), а доля убыточных хозяйств в их общей численности достигла 25,4% (21,7% в 2011 г.) [12, с.23]. Сложившееся положение потребует определённых мер государственной поддержки, направленных на повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей. Сохранение экономического роста в сельском хозяйстве, укрепление позиций отечественных сельхозтоваропроизводителей на национальном и мировом аграрных рынках во многом обусловлено проведёнными Правительством в 2012 г. мерами государственного регулирования сельского хозяйства. Так, например, взвешенные меры таможенно-тарифного регулирования позволили в 2012 г. сократить импорт мяса на 30%, в том числе объём импорта мяса птицы на 20%. Таможенно-тарифное регулирование сахарного рынка позволило увеличить посевные площади под сахарной свеклой на 24% и обеспечить рентабельность её возделывания на уровне 20% [12, с.23]. Сохранение действующих внешнеэкономических мер регулирования рынка молока позволит, по оценкам Министерства сельского хозяйства России к 2014 г., увеличить объём производства молока в стране до 33 млн. тонн. и сократить объём импорта – до 16,6% [12, с.23].

 

2.2. Особенности функционирования сельского хозяйства в РД

Сельское  хозяйство в Республике Дагестан, где более 60% населения проживает на селе, является системообразующей и одной из наиболее крупных отраслей экономики РД, на долю которой приходится свыше 25% валового регионального продукта, где занято более четверти работающих в сфере материального производства. В последние годы в развитии аграрного сектора республики достигнуты определенные положительные результаты: среднегодовой рост валовой продукции сельского хозяйства составил 10%, отмечается увеличение объемов производства основных видов продукции. Аграрные реформы, проводимые в регионе, позволили создать основы многоукладной экономики в сельском хозяйстве, осуществить земельные преобразования, наметить структурные изменения, касающиеся места АПК в экономике Дагестана, состава производителей товаров, а также отраслевой и продуктовой структуры сельскохозяйственного производства. Хотя, необходимо отметить, аграрные преобразования, начатые в республике в 1992г., проводились в тяжелой социально-экономической обстановке. По данным Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан объем производства продукции в регионе по итогам 2011 года составил 29382 млн. рублей (табл. 1) и увеличился по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 13%. В 2012 году объем производства валовой продукции сельского хозяйства увеличился на 7,1% по сравнению с 2011г. и составил по предварительной оценке 34,6 млрд. рублей. Причем, как видно из таблицы 1, рост стоимости продукции за последние 7 лет обеспечивался, главным образом, за счет увеличения стоимости продукции растениеводства, темп прироста которой в 2010г. составил 22,1%, в 2011г. - 14,5%, а процент прироста стоимости продукции животноводства составил только 14,0% и 12,0% соответственно. За период с 2005г. по 2011г. в структуре продукции произошло изменение в сторону приоритета продукции растениеводства (рис. 2), на долю которой в 2005 году приходилось 37,2% общего объема продукции сельского хозяйства, а в 2010г. и 2011г. соответственно 52,6% и 53,2%.

Таблица 12

Производство продукции хозяйствами всех категорий в РД, млн. рублей

 

1990г.

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

Продукция сельского

хозяйства: в фактических ценах

1568,5

2548

8199

12183

14000,5

19201

21944

25925

29382

в % к предыдущему году

   

321,8

148,5

115,0

137,1

114,3

118,1

113,3

Продукция растениеводства: в фактических ценах

669,5

744

3051

5305

6128

10711

11175

13651

15635

в % к предыдущему году

   

410

173,8

115,5

174,8

104,3

122,1

114,5

Продукция животноводства: в фактических ценах

899

1805

5148

6878

7872,5

8490

10769

12274

13747

в % к предыдущему году

   

285,2

133,6

114,4

107,8

126,8

114,0

112,0


Источник: составлено и рассчитано по данным Территориального органа Федеральной  службы государственной статистики по РД и Министерства сельского хозяйства РД (www.mcxdag.ru).

В среднесрочном периоде наиболее существенные сдвиги в животноводстве будут сопряжены с интенсификацией производства, которая будет связана с обновлением породного состава скота, а также существенным ростом продуктивности коров. Наряду с качественными изменениями сформированы тенденции к концентрации производства, которые создают условия для рентабельного ведения отрасли и повышения конкурентоспособности животноводческой продукции, особенно в условиях вступления России в ВТО.

Объем производства скота и птицы на убой (в живом весе) в 2015 году к 2011 году, по оценке, вырастет на 20,1 процента. Основными подотраслями, влияющими на рост темпов производства продукции животноводства, остаются свиноводство и птицеводство. Поддерживаемое ростом потребления мясной продукции производство свинины в 2015 году по сравнению с 2011 годом вырастет на 24,1%, производство птицы – на 31,8 процента. Наряду с увеличением роста производства, все большее внимание в этих подотраслях уделяется модернизации производства на основе инновационного технологического развития. В перспективе в значительной степени выиграют предприятия, имеющие вертикально интегрированную структуру с собственной кормовой базой и перерабатывающими мощностями, что позволит увеличить конкурентоспособность продукции мяса птицы и свинины, а также сформировать систему сбыта продукции на экспорт, учитывая растущий экспортный потенциал. Доля импорта свинины в ресурсах в 2015 году составит 22% против 27% в 2011 году, птицы – 8,2% против 13,7 процента.

В отличие от производства свинины и птицы, производство крупного рогатого скота остается более  инертной отраслью. Продолжительность  производственного цикла вместе с ростом затрат на производство сказываются на цене конечного продукта, что в свою очередь отражается на объемах потребления говядины (в 2015 году на уровне 2011 года). Значительную долю в производстве говядины имеют хозяйства населения, где возможности по снижению себестоимости производства продукции за счет использования прогрессивных технологий и передового опыта ограничены.

Несмотря  на проблемы в предыдущие годы, препятствующие росту производства молока, в настоящее  время, благодаря реализации мер  государственной поддержки, ситуация в молочной отрасли достаточно стабильная. После продолжительной стагнации отрасли, рост производства молока в 2012 году, по оценке, составит 1,8%, а к 2015 году валовой надой вырастет на 8,9% по сравнению с 2011 годом.

В результате интенсификации производства, направленной на повышение генетического потенциала продуктивных качеств дойных коров и улучшения кормовой базы, в 2015 году прогнозируется увеличение надоя молока на одну корову по сравнению с 2011 годом на 7,8 процента.

Существенную  роль в снижении сезонности производства и повышению товарности производства молока сыграет федеральная поддержка в форме предоставления субсидий на 1 литр товарного молока с соответствующими качественными характеристиками, а также поддержка, осуществляемая в рамках ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в 2012-2014 г.».

Рост  производства сырьевой базы ведет к  увеличению производства молочной продукции. Уже к 2015 году производство цельномолочной продукции составит 17%, сыра – 18,7%, молока и сливок в твердых формах – 10 процентов.

Несмотря  на увеличение доли отечественной молочной продукции в ресурсах (79% в 2015 году) не исключается вероятность увеличения импорта белорусских продуктов по более низким ценам в беспошлинном режиме, чем у отечественных производителей, что будет негативно сказываться на эффективности производства молочных продуктов внутри страны.

Влияние импорта молочной продукции из стран  дальнего зарубежья будет нарастать к концу имплементационного периода (к 2016 году).

Фактор  ВТО в молочном секторе, с одной  стороны, приведет к давлению на закупочные цены на молоко, с другой стороны, окажет стимулирующее воздействие на потребление молочной продукции за счет расширения предложения продуктов по доступным ценам. Рост потребления молока и молочных продуктов к 2015 году по отношению к 2011 году прогнозируется на уровне 4 процентов.

В случае развития неблагоприятных тенденций  на внутреннем рынке (усиление импорта, скромный рост потребления, ускорение процесса сворачивания производственной деятельности в хозяйствах населения, отказ от инвестирования в молочные проекты) рост производства молока в 2015 году относительно 2011 года составит 102,7 процента.

В среднесрочном периоде наиболее существенные сдвиги в животноводстве будут сопряжены с интенсификацией производства, которая будет связана с обновлением породного состава скота, а также существенным ростом продуктивности коров. Наряду с качественными изменениями сформированы тенденции к концентрации производства, которые создают условия для рентабельного ведения отрасли и повышения конкурентоспособности животноводческой продукции, особенно в условиях вступления России в ВТО.

Объем производства скота и птицы на убой (в живом весе) в 2015 году к 2011 году, по оценке, вырастет на 20,1 процента. Основными подотраслями, влияющими на рост темпов производства продукции животноводства, остаются свиноводство и птицеводство. Поддерживаемое ростом потребления мясной продукции производство свинины в 2015 году по сравнению с 2011 годом вырастет на 24,1%, производство птицы – на 31,8 процента. Наряду с увеличением роста производства, все большее внимание в этих подотраслях уделяется модернизации производства на основе инновационного технологического развития. В перспективе в значительной степени выиграют предприятия, имеющие вертикально интегрированную структуру с собственной кормовой базой и перерабатывающими мощностями, что позволит увеличить конкурентоспособность продукции мяса птицы и свинины, а также сформировать систему сбыта продукции на экспорт, учитывая растущий экспортный потенциал. Доля импорта свинины в ресурсах в 2015 году составит 22% против 27% в 2011 году, птицы – 8,2% против 13,7 процента.

В отличие от производства свинины  и птицы, производство крупного рогатого скота остается более инертной отраслью. Продолжительность производственного цикла вместе с ростом затрат на производство сказываются на цене конечного продукта, что в свою очередь отражается на объемах потребления говядины (в 2015 году на уровне 2011 года). Значительную долю в производстве говядины имеют хозяйства населения, где возможности по снижению себестоимости производства продукции за счет использования прогрессивных технологий и передового опыта ограничены.

Несмотря  на проблемы в предыдущие годы, препятствующие росту производства молока, в настоящее время, благодаря реализации мер государственной поддержки, ситуация в молочной отрасли достаточно стабильная. После продолжительной стагнации отрасли, рост производства молока в 2012 году, по оценке, составит 1,8%, а к 2015 году валовой надой вырастет на 8,9% по сравнению с 2011 годом.

В результате интенсификации производства, направленной на повышение генетического потенциала продуктивных качеств дойных коров и улучшения кормовой базы, в 2015 году прогнозируется увеличение надоя молока на одну корову по сравнению с 2011 годом на 7,8 процента.

Существенную  роль в снижении сезонности производства и повышению товарности производства молока сыграет федеральная поддержка  в форме предоставления субсидий на 1 литр товарного молока с соответствующими качественными характеристиками, а также поддержка, осуществляемая в рамках ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в 2012-2014 г.».

Рост  производства сырьевой базы ведет к  увеличению производства молочной продукции. Уже к 2015 году производство цельномолочной продукции составит 17%, сыра – 18,7%, молока и сливок в твердых формах – 10 процентов.

Несмотря  на увеличение доли отечественной молочной продукции в ресурсах (79% в 2015 году) не исключается вероятность увеличения импорта белорусских продуктов по более низким ценам в беспошлинном режиме, чем у отечественных производителей, что будет негативно сказываться на эффективности производства молочных продуктов внутри страны.

Влияние импорта молочной продукции из стран  дальнего зарубежья будет нарастать к концу имплементационного периода (к 2016 году).

Фактор  ВТО в молочном секторе, с одной  стороны, приведет к давлению на закупочные цены на молоко, с другой стороны, окажет стимулирующее воздействие на потребление молочной продукции за счет расширения предложения продуктов по доступным ценам. Рост потребления молока и молочных продуктов к 2015 году по отношению к 2011 году прогнозируется на уровне 4 процентов.

В случае развития неблагоприятных тенденций  на внутреннем рынке (усиление импорта, скромный рост потребления, ускорение  процесса сворачивания производственной деятельности в хозяйствах населения, отказ от инвестирования в молочные проекты) рост производства молока в 2015 году относительно 2011 года составит 102,7 процента.

В среднесрочном периоде наиболее существенные сдвиги в животноводстве будут сопряжены с интенсификацией производства, которая будет связана с обновлением породного состава скота, а также существенным ростом продуктивности коров. Наряду с качественными изменениями сформированы тенденции к концентрации производства, которые создают условия для рентабельного ведения отрасли и повышения конкурентоспособности животноводческой продукции, особенно в условиях вступления России в ВТО.

Объем производства скота и птицы на убой (в живом весе) в 2015 году к 2011 году, по оценке, вырастет на 20,1 процента. Основными подотраслями, влияющими на рост темпов производства продукции животноводства, остаются свиноводство и птицеводство. Поддерживаемое ростом потребления мясной продукции производство свинины в 2015 году по сравнению с 2011 годом вырастет на 24,1%, производство птицы – на 31,8 процента. Наряду с увеличением роста производства, все большее внимание в этих подотраслях уделяется модернизации производства на основе инновационного технологического развития. В перспективе в значительной степени выиграют предприятия, имеющие вертикально интегрированную структуру с собственной кормовой базой и перерабатывающими мощностями, что позволит увеличить конкурентоспособность продукции мяса птицы и свинины, а также сформировать систему сбыта продукции на экспорт, учитывая растущий экспортный потенциал. Доля импорта свинины в ресурсах в 2015 году составит 22% против 27% в 2011 году, птицы – 8,2% против 13,7 процента.

В отличие от производства свинины  и птицы, производство крупного рогатого скота остается более инертной отраслью. Продолжительность производственного цикла вместе с ростом затрат на производство сказываются на цене конечного продукта, что в свою очередь отражается на объемах потребления говядины (в 2015 году на уровне 2011 года). Значительную долю в производстве говядины имеют хозяйства населения, где возможности по снижению себестоимости производства продукции за счет использования прогрессивных технологий и передового опыта ограничены.

Несмотря  на проблемы в предыдущие годы, препятствующие росту производства молока, в настоящее  время, благодаря реализации мер  государственной поддержки, ситуация в молочной отрасли достаточно стабильная. После продолжительной стагнации отрасли, рост производства молока в 2012 году, по оценке, составит 1,8%, а к 2015 году валовой надой вырастет на 8,9% по сравнению с 2011 годом.

В результате интенсификации производства, направленной на повышение генетического потенциала продуктивных качеств дойных коров и улучшения кормовой базы, в 2015 году прогнозируется увеличение надоя молока на одну корову по сравнению с 2011 годом на 7,8 процента.

Существенную  роль в снижении сезонности производства и повышению товарности производства молока сыграет федеральная поддержка  в форме предоставления субсидий на 1 литр товарного молока с соответствующими качественными характеристиками, а  также поддержка, осуществляемая в рамках ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в 2012-2014 г.».

Рост  производства сырьевой базы ведет к  увеличению производства молочной продукции. Уже к 2015 году производство цельномолочной продукции составит 17%, сыра – 18,7%, молока и сливок в твердых формах – 10 процентов.

Несмотря  на увеличение доли отечественной молочной продукции в ресурсах (79% в 2015 году) не исключается вероятность увеличения импорта белорусских продуктов по более низким ценам в беспошлинном режиме, чем у отечественных производителей, что будет негативно сказываться на эффективности производства молочных продуктов внутри страны.

Влияние импорта молочной продукции из стран  дальнего зарубежья будет нарастать к концу имплементационного периода (к 2016 году).

Фактор  ВТО в молочном секторе, с одной  стороны, приведет к давлению на закупочные цены на молоко, с другой стороны, окажет стимулирующее воздействие на потребление молочной продукции за счет расширения предложения продуктов по доступным ценам. Рост потребления молока и молочных продуктов к 2015 году по отношению к 2011 году прогнозируется на уровне 4 процентов.

В случае развития неблагоприятных тенденций  на внутреннем рынке (усиление импорта, скромный рост потребления, ускорение процесса сворачивания производственной деятельности в хозяйствах населения, отказ от инвестирования в молочные проекты) рост производства молока в 2015 году относительно 2011 года составит 102,7 процента.


В 2011г. достигнуто увеличение производства по некоторым  видам сельскохозяйственных культур по сравнению с 2010 годом. Так, произведено 831,6 тыс. тонн овощей, что составило 101,6% к прошлогоднему уровню, 93,3 тыс. тонн плодов, что на 10,6 тыс. тонн больше аналогичного показателя предыдущего года, винограда - 118,4 тыс. тонн, что в 1,8 раза или на 18,7% больше уровня 2010г.

Практически не изменился за год показатель по производству картофеля. Рост производства обусловлен, главным образом, увеличением урожайности культур.

Производство  зерновых культур в 2011г. сократилось, что обусловлено уменьшением их урожайности, сокращением площади земель под зерновыми, неудовлетворительной работой по поддержанию плодородия земель, связанной с внесением товаропроизводителями всех видов удобрений.

Источник: рассчитано по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РД.

Рис. 5. Структура производства продукции в хозяйствах всех категорий в РД; в % к итогу

На 1 января 2012г. численность КРС в хозяйствах всех производителей товаров РД составила 905,5 тыс. голов, что на 10% больше показателя предыдущего года. В 2005-2011гг. во всех категориях хозяйств сохранилась тенденция увеличения поголовья скота, кроме свиней, но при этом удельный вес скота в организациях сокращается на фоне его увеличения в индивидуальном секторе. В 2005-2011гг. отмечалось увеличение продуктивности коров молочного стада и яйценосности кур-несушек. Средний удой на одну корову в 2011 году достиг 1033 кг, что составило 106,8% уровня 2010 года; средняя яйценосность кур-несушек в предприятиях возросла на 14%, составив по итогам 2011 года 315 шт. В последние годы оснащенность сельского хозяйства республики техникой имеет неуклонную тенденцию к сокращению. По данным Министерства сельского хозяйства РД все время снижалось количество тракторов, автомобилей, комбайнов и другой техники (рис. 5, 6).

1995

1996

1997

1998

1999

200

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2010

2011


Источник: данные Министерства сельского хозяйства  Республики Дагестан

Рис. 6. Динамика количества комбайнов в хозяйствах Республики Дагестан

 

1995

1996

1997

1998

1999

200

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2010

2011


Источник: данные Министерства сельского хозяйства  РД

Рис. 7. Динамика количества тракторов и грузовых

  автомобилей в хозяйствах РД

Аграрный  сектор республики в последние годы демонстрирует относительно высокие темпы развития.

Вместе с  тем в сельском хозяйстве региона  существует еще много нерешенных проблем. Аграрный кризис в республике, как и в стране в целом, не преодолен. Не многим предприятиям удалось приспособиться к рыночным условиям хозяйствования и перейти к новым нетрадиционным формам деятельности. В критическом состоянии остается материально-техническая база сельского хозяйства и социальная сфера села.

Хотя в  последние годы в аграрной сфере  удалось переломить ситуацию к лучшему  и обеспечить рост производства продукции, но он не удовлетворяет требованиям потребительского рынка и необходимости уменьшения продовольственной зависимости.

Глава 3. Основные направления совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства в рыночных условиях

3.1. Формирование государственной  политики регулирования сельского  хозяйства России

Общая целевая  направленность современной российской модели государственного регулирования сельского хозяйства может быть определена следующим образом:

– надежное обеспечение  страны продовольствием за счет отечественного производства на основе создания макроэкономических и институциональных условий для конкурентного ведения сельского хозяйства;

– формирование условий, обеспечивающих государственной  управление устойчивостью национального  аграрного рынка и его отраслевых секторов для обеспечения межотраслевой  паритетности и надежного снабжения  населения страны продовольствием;

– обеспечение экономического и физического доступа всех доходных групп населения к качественному продовольствию;

– восстановление и поддержка почвенного плодородия, обеспечение воспроизводства природных  ресурсов сельского, местного и рыбного  хозяйства и охраны окружающей среды.

Целевая доминанта  государственного регулирования сельскохозяйственного производства требует соответствующего финансового обеспечения (табл. 13).

Таблица 13

Расходы федерального бюджета на развитие сельского хозяйства

 

2005 г.

2006 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г. (план)

Расходы ФБ, млрд. руб. (в  текущих ценах)

24,5

25,9

67,2

138,3

190,1

107,6

Удельный вес в общем  объеме расходов ФБ, %

0,9

0,7

1,2

1,97

2,1

1,1

Информация о работе Основные направления совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства в рыночных условиях