Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 08:11, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Цель исследования состояла во всестороннем анализе и разработке комплекса научно-обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию системы государственной поддержки аграрной сферы экономики.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы и решены следующие задачи:
обоснование роли и уточнение теоретических основ системы государственной поддержки аграрного производства в условиях рынка;
обобщение основных направлений, форм, принципов и методов государственной поддержки сельского хозяйства;
выявление тенденций развития и характеристика современного состояния сельскохозяйственного производства на федеральном и региональном уровне;
анализ практических аспектов государственной поддержки агарной сферы экономики в рамках реализации приоритетного национального проекта в РФ и Дагестане;
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1 Организационные основы функционирования сельского хозяйства в современных условиях………………………………………….....7
Сельское хозяйство: сущность, структура, проблемы развития…………..7
Особенности регулирования сельского хозяйства России……………….22
Глава 2. Исследование современного состояния и тенденций развития сельского хозяйства на федеральном и региональном уровне……………33
2.1. Анализ современного состояния сельского хозяйства России…………...33
2.2. Особенности функционирования сельского хозяйства в РД……...………39
Глава 3. Основные направления совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства в рыночных условиях………………43
3.1. Формирование государственной политики регулирования сельского хозяйства России………………………………………………………………….43
3.2. Региональные особенности реформирования сельского хозяйства Дагестана………………………………………………………………………….49
Заключение………………………………………………………………………68
Список использованной литературы…………………………………………72
Источник: Составлена автором по данным Минсельхоза РФ [12] и Росстата [29,30]
В 2012 г. Российская Федерация экспортировала сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров на сумму 10 млрд. долл. [12, с.22], тогда как в 2011 г. сельхозэкспорт составил 9,3 млрд. долл., а в 2008 г. был на уровне 5 млрд. долл. [25, с.32]. Достигнутые производственные результаты, цели и задачи, стоящие перед российским сельским хозяйством [12, с.27], определяют высокие требования к материально-технической базе аграрного сектора экономики России, её количественным и качественным параметрам. В 2012 г. продолжила развиваться тенденция уменьшения парка сельскохозяйственной техники (табл. 11).
Таблица 11
Парк сельскохозяйственной техники, тыс. шт
Наименование техники |
Годы |
2012 г. в % к 2011 г. | |
2011 |
2012 | ||
Тракторы |
520,0 |
520,0 |
100,0 |
Зерноуборочные комбайны |
138,0 |
136,8 |
99,1 |
Кормоуборочные комбайны |
32,9 |
26,9 |
81,8 |
Свеклоуборочные комбайны |
6,1 |
4,7 |
77,0 |
Источник: Составлена автором по данным Минсельхоза РФ [12] и Росстата [29,30]
Основной причиной такого положение является сохранение на низком уровне коэффициента обновления сельскохозяйственной техники. В 2012 г. коэффициент обновления тракторов составил 2% (при нормативном значении 6,6%), а коэффициенты обновления комбайнов зерноуборочных и комбайнов кормоуборочных были на уровне 4,2% и 3,4% соответственно (при нормативе 8,6% и 12,8% соответственно) [12, с.23]. Анализ данных Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по наличию сельскохозяйственной техники в начале 2010 г. позволяет сделать вывод о продолжении тенденции снижения технической обеспеченности сельского хозяйства страны. Наши расчёты показывают, что численность тракторов в настоящее время составляет 96,6% от уровня 2012 г., кормоуборочных комбайнов – 93,3%, культиваторов – 97,6%, сеялок – 97,0%. Рассматриваемые тенденции привели к снижению уровня обеспеченности сельского хозяйства техникой в 1,1 – 12,3 раза. Падение мировых сельскохозяйственных цен, макроэкономические условия мирового финансово-экономического кризиса оказали своё влияние на экономику сельского хозяйства. По отчётным данным Минсельхоза Российской Федерации за 2012 г. рентабельность сельскохозяйственного производства составила 12% (15,3% в 2011 г.), а доля убыточных хозяйств в их общей численности достигла 25,4% (21,7% в 2011 г.) [12, с.23]. Сложившееся положение потребует определённых мер государственной поддержки, направленных на повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей. Сохранение экономического роста в сельском хозяйстве, укрепление позиций отечественных сельхозтоваропроизводителей на национальном и мировом аграрных рынках во многом обусловлено проведёнными Правительством в 2012 г. мерами государственного регулирования сельского хозяйства. Так, например, взвешенные меры таможенно-тарифного регулирования позволили в 2012 г. сократить импорт мяса на 30%, в том числе объём импорта мяса птицы на 20%. Таможенно-тарифное регулирование сахарного рынка позволило увеличить посевные площади под сахарной свеклой на 24% и обеспечить рентабельность её возделывания на уровне 20% [12, с.23]. Сохранение действующих внешнеэкономических мер регулирования рынка молока позволит, по оценкам Министерства сельского хозяйства России к 2014 г., увеличить объём производства молока в стране до 33 млн. тонн. и сократить объём импорта – до 16,6% [12, с.23].
2.2. Особенности функционирования сельского хозяйства в РД
Сельское хозяйство в Республике Дагестан, где более 60% населения проживает на селе, является системообразующей и одной из наиболее крупных отраслей экономики РД, на долю которой приходится свыше 25% валового регионального продукта, где занято более четверти работающих в сфере материального производства. В последние годы в развитии аграрного сектора республики достигнуты определенные положительные результаты: среднегодовой рост валовой продукции сельского хозяйства составил 10%, отмечается увеличение объемов производства основных видов продукции. Аграрные реформы, проводимые в регионе, позволили создать основы многоукладной экономики в сельском хозяйстве, осуществить земельные преобразования, наметить структурные изменения, касающиеся места АПК в экономике Дагестана, состава производителей товаров, а также отраслевой и продуктовой структуры сельскохозяйственного производства. Хотя, необходимо отметить, аграрные преобразования, начатые в республике в 1992г., проводились в тяжелой социально-экономической обстановке. По данным Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан объем производства продукции в регионе по итогам 2011 года составил 29382 млн. рублей (табл. 1) и увеличился по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 13%. В 2012 году объем производства валовой продукции сельского хозяйства увеличился на 7,1% по сравнению с 2011г. и составил по предварительной оценке 34,6 млрд. рублей. Причем, как видно из таблицы 1, рост стоимости продукции за последние 7 лет обеспечивался, главным образом, за счет увеличения стоимости продукции растениеводства, темп прироста которой в 2010г. составил 22,1%, в 2011г. - 14,5%, а процент прироста стоимости продукции животноводства составил только 14,0% и 12,0% соответственно. За период с 2005г. по 2011г. в структуре продукции произошло изменение в сторону приоритета продукции растениеводства (рис. 2), на долю которой в 2005 году приходилось 37,2% общего объема продукции сельского хозяйства, а в 2010г. и 2011г. соответственно 52,6% и 53,2%.
Таблица 12
Производство продукции хозяйствами всех категорий в РД, млн. рублей
1990г. |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. | |
Продукция сельского хозяйства: в фактических ценах |
1568,5 |
2548 |
8199 |
12183 |
14000,5 |
19201 |
21944 |
25925 |
29382 |
в % к предыдущему году |
321,8 |
148,5 |
115,0 |
137,1 |
114,3 |
118,1 |
113,3 | ||
Продукция растениеводства: в фактических ценах |
669,5 |
744 |
3051 |
5305 |
6128 |
10711 |
11175 |
13651 |
15635 |
в % к предыдущему году |
410 |
173,8 |
115,5 |
174,8 |
104,3 |
122,1 |
114,5 | ||
Продукция животноводства: в фактических ценах |
899 |
1805 |
5148 |
6878 |
7872,5 |
8490 |
10769 |
12274 |
13747 |
в % к предыдущему году |
285,2 |
133,6 |
114,4 |
107,8 |
126,8 |
114,0 |
112,0 |
Источник: составлено и рассчитано по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РД и Министерства сельского хозяйства РД (www.mcxdag.ru).
В среднесрочном периоде наиболее существенные сдвиги в животноводстве будут сопряжены с интенсификацией производства, которая будет связана с обновлением породного состава скота, а также существенным ростом продуктивности коров. Наряду с качественными изменениями сформированы тенденции к концентрации производства, которые создают условия для рентабельного ведения отрасли и повышения конкурентоспособности животноводческой продукции, особенно в условиях вступления России в ВТО. Объем производства скота и птицы на убой (в живом весе) в 2015 году к 2011 году, по оценке, вырастет на 20,1 процента. Основными подотраслями, влияющими на рост темпов производства продукции животноводства, остаются свиноводство и птицеводство. Поддерживаемое ростом потребления мясной продукции производство свинины в 2015 году по сравнению с 2011 годом вырастет на 24,1%, производство птицы – на 31,8 процента. Наряду с увеличением роста производства, все большее внимание в этих подотраслях уделяется модернизации производства на основе инновационного технологического развития. В перспективе в значительной степени выиграют предприятия, имеющие вертикально интегрированную структуру с собственной кормовой базой и перерабатывающими мощностями, что позволит увеличить конкурентоспособность продукции мяса птицы и свинины, а также сформировать систему сбыта продукции на экспорт, учитывая растущий экспортный потенциал. Доля импорта свинины в ресурсах в 2015 году составит 22% против 27% в 2011 году, птицы – 8,2% против 13,7 процента. В отличие от производства свинины и птицы, производство крупного рогатого скота остается более инертной отраслью. Продолжительность производственного цикла вместе с ростом затрат на производство сказываются на цене конечного продукта, что в свою очередь отражается на объемах потребления говядины (в 2015 году на уровне 2011 года). Значительную долю в производстве говядины имеют хозяйства населения, где возможности по снижению себестоимости производства продукции за счет использования прогрессивных технологий и передового опыта ограничены. Несмотря на проблемы в предыдущие годы, препятствующие росту производства молока, в настоящее время, благодаря реализации мер государственной поддержки, ситуация в молочной отрасли достаточно стабильная. После продолжительной стагнации отрасли, рост производства молока в 2012 году, по оценке, составит 1,8%, а к 2015 году валовой надой вырастет на 8,9% по сравнению с 2011 годом. В результате интенсификации производства, направленной на повышение генетического потенциала продуктивных качеств дойных коров и улучшения кормовой базы, в 2015 году прогнозируется увеличение надоя молока на одну корову по сравнению с 2011 годом на 7,8 процента. Существенную роль в снижении сезонности производства и повышению товарности производства молока сыграет федеральная поддержка в форме предоставления субсидий на 1 литр товарного молока с соответствующими качественными характеристиками, а также поддержка, осуществляемая в рамках ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в 2012-2014 г.». Рост производства сырьевой базы ведет к увеличению производства молочной продукции. Уже к 2015 году производство цельномолочной продукции составит 17%, сыра – 18,7%, молока и сливок в твердых формах – 10 процентов. Несмотря на увеличение доли отечественной молочной продукции в ресурсах (79% в 2015 году) не исключается вероятность увеличения импорта белорусских продуктов по более низким ценам в беспошлинном режиме, чем у отечественных производителей, что будет негативно сказываться на эффективности производства молочных продуктов внутри страны. Влияние импорта молочной продукции из стран дальнего зарубежья будет нарастать к концу имплементационного периода (к 2016 году). Фактор ВТО в молочном секторе, с одной стороны, приведет к давлению на закупочные цены на молоко, с другой стороны, окажет стимулирующее воздействие на потребление молочной продукции за счет расширения предложения продуктов по доступным ценам. Рост потребления молока и молочных продуктов к 2015 году по отношению к 2011 году прогнозируется на уровне 4 процентов. В случае развития неблагоприятных тенденций на внутреннем рынке (усиление импорта, скромный рост потребления, ускорение процесса сворачивания производственной деятельности в хозяйствах населения, отказ от инвестирования в молочные проекты) рост производства молока в 2015 году относительно 2011 года составит 102,7 процента. В среднесрочном периоде наиболее существенные сдвиги в животноводстве будут сопряжены с интенсификацией производства, которая будет связана с обновлением породного состава скота, а также существенным ростом продуктивности коров. Наряду с качественными изменениями сформированы тенденции к концентрации производства, которые создают условия для рентабельного ведения отрасли и повышения конкурентоспособности животноводческой продукции, особенно в условиях вступления России в ВТО. Объем производства скота и птицы на убой (в живом весе) в 2015 году к 2011 году, по оценке, вырастет на 20,1 процента. Основными подотраслями, влияющими на рост темпов производства продукции животноводства, остаются свиноводство и птицеводство. Поддерживаемое ростом потребления мясной продукции производство свинины в 2015 году по сравнению с 2011 годом вырастет на 24,1%, производство птицы – на 31,8 процента. Наряду с увеличением роста производства, все большее внимание в этих подотраслях уделяется модернизации производства на основе инновационного технологического развития. В перспективе в значительной степени выиграют предприятия, имеющие вертикально интегрированную структуру с собственной кормовой базой и перерабатывающими мощностями, что позволит увеличить конкурентоспособность продукции мяса птицы и свинины, а также сформировать систему сбыта продукции на экспорт, учитывая растущий экспортный потенциал. Доля импорта свинины в ресурсах в 2015 году составит 22% против 27% в 2011 году, птицы – 8,2% против 13,7 процента. В отличие от производства свинины и птицы, производство крупного рогатого скота остается более инертной отраслью. Продолжительность производственного цикла вместе с ростом затрат на производство сказываются на цене конечного продукта, что в свою очередь отражается на объемах потребления говядины (в 2015 году на уровне 2011 года). Значительную долю в производстве говядины имеют хозяйства населения, где возможности по снижению себестоимости производства продукции за счет использования прогрессивных технологий и передового опыта ограничены. Несмотря на проблемы в предыдущие годы, препятствующие росту производства молока, в настоящее время, благодаря реализации мер государственной поддержки, ситуация в молочной отрасли достаточно стабильная. После продолжительной стагнации отрасли, рост производства молока в 2012 году, по оценке, составит 1,8%, а к 2015 году валовой надой вырастет на 8,9% по сравнению с 2011 годом. В результате интенсификации производства, направленной на повышение генетического потенциала продуктивных качеств дойных коров и улучшения кормовой базы, в 2015 году прогнозируется увеличение надоя молока на одну корову по сравнению с 2011 годом на 7,8 процента. Существенную роль в снижении сезонности производства и повышению товарности производства молока сыграет федеральная поддержка в форме предоставления субсидий на 1 литр товарного молока с соответствующими качественными характеристиками, а также поддержка, осуществляемая в рамках ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в 2012-2014 г.». Рост производства сырьевой базы ведет к увеличению производства молочной продукции. Уже к 2015 году производство цельномолочной продукции составит 17%, сыра – 18,7%, молока и сливок в твердых формах – 10 процентов. Несмотря на увеличение доли отечественной молочной продукции в ресурсах (79% в 2015 году) не исключается вероятность увеличения импорта белорусских продуктов по более низким ценам в беспошлинном режиме, чем у отечественных производителей, что будет негативно сказываться на эффективности производства молочных продуктов внутри страны. Влияние импорта молочной продукции из стран дальнего зарубежья будет нарастать к концу имплементационного периода (к 2016 году). Фактор ВТО в молочном секторе, с одной стороны, приведет к давлению на закупочные цены на молоко, с другой стороны, окажет стимулирующее воздействие на потребление молочной продукции за счет расширения предложения продуктов по доступным ценам. Рост потребления молока и молочных продуктов к 2015 году по отношению к 2011 году прогнозируется на уровне 4 процентов. В случае развития неблагоприятных тенденций на внутреннем рынке (усиление импорта, скромный рост потребления, ускорение процесса сворачивания производственной деятельности в хозяйствах населения, отказ от инвестирования в молочные проекты) рост производства молока в 2015 году относительно 2011 года составит 102,7 процента. В среднесрочном периоде наиболее существенные сдвиги в животноводстве будут сопряжены с интенсификацией производства, которая будет связана с обновлением породного состава скота, а также существенным ростом продуктивности коров. Наряду с качественными изменениями сформированы тенденции к концентрации производства, которые создают условия для рентабельного ведения отрасли и повышения конкурентоспособности животноводческой продукции, особенно в условиях вступления России в ВТО. Объем производства скота и птицы на убой (в живом весе) в 2015 году к 2011 году, по оценке, вырастет на 20,1 процента. Основными подотраслями, влияющими на рост темпов производства продукции животноводства, остаются свиноводство и птицеводство. Поддерживаемое ростом потребления мясной продукции производство свинины в 2015 году по сравнению с 2011 годом вырастет на 24,1%, производство птицы – на 31,8 процента. Наряду с увеличением роста производства, все большее внимание в этих подотраслях уделяется модернизации производства на основе инновационного технологического развития. В перспективе в значительной степени выиграют предприятия, имеющие вертикально интегрированную структуру с собственной кормовой базой и перерабатывающими мощностями, что позволит увеличить конкурентоспособность продукции мяса птицы и свинины, а также сформировать систему сбыта продукции на экспорт, учитывая растущий экспортный потенциал. Доля импорта свинины в ресурсах в 2015 году составит 22% против 27% в 2011 году, птицы – 8,2% против 13,7 процента. В
отличие от производства свинины
и птицы, производство крупного рогатого
скота остается более инертной отраслью.
Продолжительность производстве Несмотря на проблемы в предыдущие годы, препятствующие росту производства молока, в настоящее время, благодаря реализации мер государственной поддержки, ситуация в молочной отрасли достаточно стабильная. После продолжительной стагнации отрасли, рост производства молока в 2012 году, по оценке, составит 1,8%, а к 2015 году валовой надой вырастет на 8,9% по сравнению с 2011 годом. В результате интенсификации производства, направленной на повышение генетического потенциала продуктивных качеств дойных коров и улучшения кормовой базы, в 2015 году прогнозируется увеличение надоя молока на одну корову по сравнению с 2011 годом на 7,8 процента. Существенную
роль в снижении сезонности производства
и повышению товарности производства
молока сыграет федеральная поддержка
в форме предоставления субсидий
на 1 литр товарного молока с соответствующими
качественными Рост производства сырьевой базы ведет к увеличению производства молочной продукции. Уже к 2015 году производство цельномолочной продукции составит 17%, сыра – 18,7%, молока и сливок в твердых формах – 10 процентов. Несмотря на увеличение доли отечественной молочной продукции в ресурсах (79% в 2015 году) не исключается вероятность увеличения импорта белорусских продуктов по более низким ценам в беспошлинном режиме, чем у отечественных производителей, что будет негативно сказываться на эффективности производства молочных продуктов внутри страны. Влияние импорта молочной продукции из стран дальнего зарубежья будет нарастать к концу имплементационного периода (к 2016 году). Фактор ВТО в молочном секторе, с одной стороны, приведет к давлению на закупочные цены на молоко, с другой стороны, окажет стимулирующее воздействие на потребление молочной продукции за счет расширения предложения продуктов по доступным ценам. Рост потребления молока и молочных продуктов к 2015 году по отношению к 2011 году прогнозируется на уровне 4 процентов. В случае развития неблагоприятных тенденций на внутреннем рынке (усиление импорта, скромный рост потребления, ускорение процесса сворачивания производственной деятельности в хозяйствах населения, отказ от инвестирования в молочные проекты) рост производства молока в 2015 году относительно 2011 года составит 102,7 процента. |
В 2011г. достигнуто увеличение производства по некоторым видам сельскохозяйственных культур по сравнению с 2010 годом. Так, произведено 831,6 тыс. тонн овощей, что составило 101,6% к прошлогоднему уровню, 93,3 тыс. тонн плодов, что на 10,6 тыс. тонн больше аналогичного показателя предыдущего года, винограда - 118,4 тыс. тонн, что в 1,8 раза или на 18,7% больше уровня 2010г.
Практически не изменился за год показатель по производству картофеля. Рост производства обусловлен, главным образом, увеличением урожайности культур.
Производство зерновых культур в 2011г. сократилось, что обусловлено уменьшением их урожайности, сокращением площади земель под зерновыми, неудовлетворительной работой по поддержанию плодородия земель, связанной с внесением товаропроизводителями всех видов удобрений.
Источник: рассчитано по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РД.
Рис. 5. Структура производства продукции в хозяйствах всех категорий в РД; в % к итогу
На 1 января 2012г. численность КРС в хозяйствах всех производителей товаров РД составила 905,5 тыс. голов, что на 10% больше показателя предыдущего года. В 2005-2011гг. во всех категориях хозяйств сохранилась тенденция увеличения поголовья скота, кроме свиней, но при этом удельный вес скота в организациях сокращается на фоне его увеличения в индивидуальном секторе. В 2005-2011гг. отмечалось увеличение продуктивности коров молочного стада и яйценосности кур-несушек. Средний удой на одну корову в 2011 году достиг 1033 кг, что составило 106,8% уровня 2010 года; средняя яйценосность кур-несушек в предприятиях возросла на 14%, составив по итогам 2011 года 315 шт. В последние годы оснащенность сельского хозяйства республики техникой имеет неуклонную тенденцию к сокращению. По данным Министерства сельского хозяйства РД все время снижалось количество тракторов, автомобилей, комбайнов и другой техники (рис. 5, 6).
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
200 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2010 |
2011 |
Источник: данные Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан
Рис. 6. Динамика количества комбайнов в хозяйствах Республики Дагестан
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
200 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2010 |
2011 |
Источник: данные Министерства сельского хозяйства РД
Рис. 7. Динамика количества тракторов и грузовых
автомобилей в хозяйствах РД
Аграрный сектор республики в последние годы демонстрирует относительно высокие темпы развития.
Вместе с тем в сельском хозяйстве региона существует еще много нерешенных проблем. Аграрный кризис в республике, как и в стране в целом, не преодолен. Не многим предприятиям удалось приспособиться к рыночным условиям хозяйствования и перейти к новым нетрадиционным формам деятельности. В критическом состоянии остается материально-техническая база сельского хозяйства и социальная сфера села.
Хотя в последние годы в аграрной сфере удалось переломить ситуацию к лучшему и обеспечить рост производства продукции, но он не удовлетворяет требованиям потребительского рынка и необходимости уменьшения продовольственной зависимости.
Глава 3. Основные направления совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства в рыночных условиях
3.1. Формирование государственной
политики регулирования
Общая целевая направленность современной российской модели государственного регулирования сельского хозяйства может быть определена следующим образом:
– надежное обеспечение страны продовольствием за счет отечественного производства на основе создания макроэкономических и институциональных условий для конкурентного ведения сельского хозяйства;
– формирование
условий, обеспечивающих государственной
управление устойчивостью национального
аграрного рынка и его
– обеспечение экономического и физического доступа всех доходных групп населения к качественному продовольствию;
– восстановление
и поддержка почвенного плодородия,
обеспечение воспроизводства
Целевая доминанта
государственного регулирования сельскохозяйстве
Таблица 13
Расходы федерального бюджета на развитие сельского хозяйства
2005 г. |
2006 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. (план) | |
Расходы ФБ, млрд. руб. (в текущих ценах) |
24,5 |
25,9 |
67,2 |
138,3 |
190,1 |
107,6 |
Удельный вес в общем объеме расходов ФБ, % |
0,9 |
0,7 |
1,2 |
1,97 |
2,1 |
1,1 |