Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:08, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является исследование обращения наличных денег с разных сторон. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть понятие налично-денежного обращения;
Определить состояние налично-денежного обращения в России на современном этапе;
Раскрыть сущность регулирования налично-денежного обращения и его инструменты.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ 5
1.1 Организация налично-денежного обращения 5
1.2 Порядок расчетов наличными деньгами в РФ 8
1.3 Прогнозирование налично-денежного обращения 12
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ
НАЛИЧНО - ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИИ 16
2.1 Структура наличной денежной массы в обращении 16
2.2 Состояние денежной сферы в настоящее время 20
ГЛАВА III. РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛИЧНО – ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ 26
3.1 Эмиссия наличных денег 26
3.2 Денежно – кредитная политика. Принципы денежно - кредитной
политики на среднесрочную перспективу 31
3.3 Цели и инструменты денежно – кредитной политики в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
Список использованной литературы 48
Предполагаемое постепенное
Денежная госграмма на 2010-2012 годы представлена в четырех вариантах, соответствующих вариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-201 2 годы (таблица 6).
Расчеты по программе на 2010-2012 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, а также динамике валютного курса, заложенного в прогнозы изменения платежного баланса. В зависимости от сценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в узком определении в 2010 году может составить 8-17%, в 2011 году- 1 1-1 9%, в 2012 году-13-19%,
Для первого варианта денежной программы на протяжении всего прогнозного периода увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) является основным источником роста денежной базы, второй - четвертый варианты программы разработаны в предположении о росте чистых международных резервов (ЧМР) в 2010-2012 годах, который по этим вариантам станет основным источником увеличения денежной базы.
В рамках первого варианта денежной программы в 2010 году ожидается снижение чистых международных резервов на 0,2 трлн, рублей и увеличение ЧВА на 0,7 трлн. рублей. Объем чистого кредита расширенному правительству в этом варианте программы в 2010 году может вырасти на 2,3 трлн. рублей, а объем чистого кредита банкам - снизиться на 1,2 трлн, рублей.
Исходя из прогноза платежного баланса в условиях этого варианта ЧМР увеличиваются в 2011 году на 0,1 трлн. рублей, в 2012 году - на 0,3 трлн. рублей. При этом чистые внутренние активы увеличиваются ежегодно на 0,5 трлн. рублей. В 2011 - 2012 годах для обеспечения такой динамики предусматривается ежегодное повышение объема чистого кредита расширенному правительству примерно на 0,6 трлн. рублей при незначительном увеличении чистого кредита банкам.
По второму варианту программы, параметры которого соответствуют проекту федерального бюджета на соответствующий период, в 2010 году прогнозируется рост ЧМР на 0,5 трлн рублей, С учетом оценки денежной базы это потребует увеличения ЧВА на 0,2 трлн, рублей. Ожидается, что в структуре ЧВА чистый кредит расширенному правительству возрастет на 1,8 трлн. р/блей, а чистый кредит банкам снизится на 1,3 трлн, рублей.
Таблица 6
Прогноз показателей денежной программы на 2010-2012 годы (млрд. рублей) *
|
01.012010 (оценка) |
2010 год |
2011 год |
2012 год | |||||||||
59,5 долларов США за барреель |
I вариант (45 долларов США за баррель) |
II вариант (58 долларов США за баррель) |
III вариант (68 долларов США за баррель) |
IV вариант (80 долларов США за баррель) |
I вариант (45 долларов США за баррель) |
II вариант (59 долларов США за баррель) |
III вариант (74 доллара США за баррель) |
IV вариант (87 долларов США за баррель |
I вариант (45 долларов США за баррель) |
II вариант (60 долларов США за баррель) |
III вариант (81 доллар США за баррель) |
IV вариант (95 долларов США за баррель) | |
Денежная база (узкое определение) |
5008 |
5428 |
5710 |
5789 |
5858 |
6002 |
6566 |
6790 |
6973 |
6780 |
7617 |
7929 |
8305 |
- Наличные деньги в обращении (вне банка России) |
4909 |
5321 |
5597 |
5674 |
5741 |
5885 |
6436 |
6654 |
6831 |
6649 |
7466 |
7766 |
8133 |
- Обязательные резервы |
99 |
107 |
113 |
115 |
117 |
117 |
130 |
136 |
141 |
131 |
151 |
163 |
172 |
Чистые международные резервы |
12095 |
11858 |
12549 |
13246 |
14142 |
11968 |
13185 |
14752 |
16756 |
12268 |
14074 |
16706 |
19891 |
- в млрд. долларов США |
411 |
403 |
427 |
451 |
481 |
407 |
449 |
502 |
570 |
417 |
479 |
568 |
677 |
Чистые внутренние активы |
-7086 |
-6430 |
-6840 |
-7457 |
-8284 |
-5966 |
-6619 |
-7962 |
-9784 |
-5488 |
-6458 |
-8777 |
-11586 |
Чистый кредит расширенному правительству |
-4867 |
-2593 |
-3104 |
-3359 |
-4011 |
-1947 |
-2345 |
-3353 |
-4789 |
-1309 |
-1615 |
-3370 |
-5443 |
- чистый кредит федеральному правительству |
-4047 |
-1723 |
-2184 |
-2439 |
-3091 |
-1027 |
-1375 |
-2383 |
-3819 |
-339 |
-595 |
-2350 |
-4423 |
Остатки средств консолидированных бюджетов субъектов РФ о гос. Внебюджетных фондов на счетах в Банке России |
-820 |
-870 |
-920 |
-920 |
-920 |
-920 |
-970 |
-970 |
-970 |
-970 |
-1020 |
-1020 |
-1020 |
Чистый кредит банкам |
159 |
-1088 |
-1100 |
-1555 |
-1746 |
-1025 |
-1431 |
-1816 |
-2154 |
-976 |
-1827 |
-2053 |
-2454 |
- валовый кредит банкам |
1355 |
1022 |
952 |
924 |
829 |
951 |
905 |
878 |
788 |
861 |
830 |
800 |
750 |
Корреспондентские счета кредитных организаций , депозиты банков в Банке России и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности |
-1195 |
-2110 |
-2051 |
-2478 |
-2575 |
-1976 |
-2336 |
-2694 |
-2942 |
-1836 |
-2657 |
-2853 |
-3204 |
Прочие чистые неклассифицированные активы |
-2379 |
-2749 |
-2636 |
-2543 |
-2527 |
-2994 |
-2843 |
-2793 |
-2840 |
-3204 |
-3016 |
-3354 |
-3689 |
*Показатели программы
рассчитываемые по
В 2011 году по данному сценарию предполагается увеличение ЧМР на 0,6 трлн. рублей, что потребует увеличения чистых внутренних активов на 0,2 трлн. рублей. Исходя из оценки прироста чистого кредита расширенному правительству на 0,8 трлн, рублей, чистый кредит банкам может сократиться на 0,3 трлн, рублей. В 2012 году предусматривается, что рост денежной базы будет обеспечен за счет увеличения ЧМР на 0,9 трлн. рублей и ЧВА - на 0,2 трлн рублей. При этом в структуре прироста чистых внутренних активов изменение чистого кредита расширенному правительству и чистого кредита банкам ожидается примерно таким же, как в 201 1 году.
По третьему и четвертому вариантам денежной программы прогнозируемое увеличение ЧМР в 2010-2012 годах превышает объем, требуемый для обеспечения прироста денежной базы, что предопределяет абсолютное снижение чистых внутренних активов.
Согласно третьему варианту в 2010 году прогнозируется увеличение ЧМР на 1,2 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,4 трлн. рублей. В этих условиях чистый кредит расширенному правительству увеличится на 1,5 трлн, рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,7 трлн, рублей, В 2011 и 2012 годах данный вариант денежной программы предусматривает увеличение ЧМР на 1,5 и 2,0 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,5 и 0,8 трлн, рублей соответственно. При параметрах, соответствующих данному варианту, чистый кредит расширенному правительству в 2011-2012 годах практически не изменится. Для обеспечения прогнозируемой динамики потребуется снижение чистого кредита банкам примерно на 0,3 трлн. рублей в 201 1 году и на 0,2 трлн. рублей в 2012 году.
Четвертый вариант программы предполагает в 2010 году рост ЧМР почти на 2 трлн. рублей и снижение ЧВА на 1,2 трлн, рублей. При этом чистый кредит расширенному правительству увеличится на 0,9 трлн, рублей, а чистый кредит банкам сократится на 1,9 трлн. рублей, В 201 1 и 2012 годах рост ЧМР составит 2,6 и 3,1 трлн. рублей, что повлечет за собой сокращение ЧВА на 1,5 и 1,8 трлн. рублей соответственно. Условия данного варианта предполагают возможность значительного роста бюджетных доходов по сравнению с другими вариантами программы. Поэтому ожидается, что чистый кредит расширенному правительству снизится в 201 1 году на 0 8 трлн. рублей и в 201 2 году - на 0,7 трлн. рублей. Снижение чистого кредита банкам составит 0,4 трлн. рублей в 2011 году и 0,3 трлн. рублей в 201 2 году.
Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния на состояние денежно-кредитной сферы ключевых внутренних и внешних факторов. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.
2. Политика валютного курса
Политика валютного курса Банка России в 2010-2012 годах будет направлена на сглаживание существенных колебаний курса рубля к корзине основных мировых валют. В этот период Банк России видит своей задачей создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе инфляционного таргетирования при постепенном сокращении прямого вмешательства в процессы курсообразования. При этом параметры курсообразования при переходе к новой модели денежно-кредитной политики будут определяться с учетом задач по сдерживанию инфляции и обеспечению условий для диверсификации экономики.
По мере снижения участия Банка России в курсообразовании на внутреннем валютном рынке повышается актуальность задачи обеспечения необходимого качества управления валютными рисками участниками рынка. Решение задач в данной сфере будет осуществляться как за счет содействия созданию механизмов управления валютным риском, так и путем нормативного регулирования деятельности кредитных организаций.
В качестве операционного ориентира при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США. При этом сохранится действующий механизм ограничения волатильности валютного курса, включающий правило автоматического изменения границ плавающего интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины в зависимости от объема интервенций, осуществленных Банком России.
В течение переходного периода подобный подход позволит постепенно повышать степень зависимости курса рубля от изменений рыночной конъюнктуры, что даст возможность участникам рынка адаптироваться к плавающему валютному курсу
На протяжении переходного периода порядок проведения интервенции Банка России на внутреннем валютном рынке будет включать совершение операций как на границах, так и внутри плавающего интервала значений стоимости бивалютной корзины. Направление и объем интервенций внутри плавающего интервала стоимости бивалютной корзины будут определяться с учетом факторов формирования платежного баланса, проводимой бюджетной политики и состояния внешних и внутренних финансовых рынков. Применение указанного механизма будет направлено на сглаживание воздействия внешних конъюнктурных шоков и возникающих диспропорций платежного баланса на динамику курса рубля.
Таким образом, долгосрочные тенденции
изменения курса рубля будут
определяться балансом внешнеторговых
операций, а также динамикой
3. Инструменты денежно-кредитной политики и их использование
В среднесрочной перспективе
По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.
В случае образования существенного дефицита ликвидности банковского сектора Банк России продолжит использование всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспечение (прежде всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.
При этом в среднесрочной перспективе политика Банка России будет направлена на дальнейшее повышение потенциала обеспеченных залогами инструментов рефинансирования в рамках реализации перехода к механизму рефинансирования кредитных организаций с использованием единого пула обеспечения. Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для кредитных организаций, в частности за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования.
При формировании избыточного денежного предложения Банк России будет использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с ОБР и операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжит проведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного «связывания» свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности депозитные аукционы, а также инструменты постоянного действия - депозитные операции по фиксированным процентным ставкам.
В 2010-2012 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Правительством Российской Федерации как в области развития финансового рынка, так и в области реализации курсовой политики. В частности, введенный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве дополнительного канала предоставления ликвидности. В то же время потенциал данного инструмента существенно ограничивается параметрами Федерального бюджета.
Кроме того, Банком России совместно с Минфином России будет осуществляться разработка мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что должно способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.
Банк России в 2010 году и в период 201 1 и 2012 годов продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.
В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы российских кредитных организаций и с учетом других факторов Банк России при необходимости должен принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего компенсировать ликвидность кредитным организациям при выполнении ими обязательных резервных требований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наличное денежное обращение является важнейшей составной частью экономики страны и основой социальной стабильности. Увеличение наличного денежного оборота носит объективный характер и зависит от динамики основных макроэкономических показателей: ВВП, денежных доходов населения, оборота розничной торговли, индекса потребительских цен, обменного курса; а также связано с изменением Банком России методов регулирования количества наличных денег в обращении.
В своей курсовой работе я раскрыла понятие наличного денежного обращения. Оно представляет собой непрерывное движение наличных денег, выполняющих функции средства обращения и платежа, опосредствующее оплату товаров, оказываемых услуг, а так же другие платежи.
Наличное обращение очень
Существует разнообразный
Информация о работе Организация налично-денежного обращения в России