Организация налично-денежного обращения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является исследование обращения наличных денег с разных сторон. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть понятие налично-денежного обращения;
Определить состояние налично-денежного обращения в России на современном этапе;
Раскрыть сущность регулирования налично-денежного обращения и его инструменты.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ 5
1.1 Организация налично-денежного обращения 5
1.2 Порядок расчетов наличными деньгами в РФ 8
1.3 Прогнозирование налично-денежного обращения 12
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ
НАЛИЧНО - ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИИ 16
2.1 Структура наличной денежной массы в обращении 16
2.2 Состояние денежной сферы в настоящее время 20
ГЛАВА III. РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛИЧНО – ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ 26
3.1 Эмиссия наличных денег 26
3.2 Денежно – кредитная политика. Принципы денежно - кредитной
политики на среднесрочную перспективу 31
3.3 Цели и инструменты денежно – кредитной политики в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
Список использованной литературы 48

Файлы: 1 файл

Организация налично-денежного обращения в России.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

2) Перечисление в установленном порядке наличных денег из резервных фондов в оборотную кассу (эмиссия) или наоборот (изъятие);

3) Подкрепление в установленном  порядке из своих резервных  фондов денежными знаками и  монетой в адрес других резервных  фондов;

4) Выдача денежных знаков и монет коммерческим банкам;

5) Прием от коммерческих банков  в оборотную кассу излишков  денежной наличности;

6) Выполнение операций по поручению  ЦБ;

7) Ведение учета и отчетности  по эмиссионным операциям.

Резервный фонд РКЦ – это место хранения денежных знаков, которые могут быть выпущены в обращение при возникающей потребности в них. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, т.к. они являются резервом, следовательно, не совершают движения. Для получения разрешения на создание этих фондов Главным управлением должны быть представлены в Банк России ходатайство об открытии резервных фондов, а также паспорт денежного хранилища, который подлежит регистрации в Банке России. Основанием для создания фондов является сообщение Банка России Главному управлению о регистрации паспорта денежного хранилища.

Через оборотную кассу РКЦ наличные деньги непосредственно вводятся в  оборот. Но при этом коммерческие банки  также сдают полученные ими деньги в оборотную кассу. Если количество выданных денег равно количеству полученных от коммерческих банков, эмиссии не происходит. При превышении поступления денег над выдачей их из оборотной кассы происходит изъятие денег из обращения. В этом случае избыточную сумму денег переводят из оборотной кассы РКЦ в резервный фонд. Отличие резервных фондов от оборотной кассы состоит в том, что денежные билеты и монеты не являются деньгами в обращении, хранятся и учитываются отдельно от наличной оборотной кассы и служат резервом на случай необходимости подкрепления оборотной кассы.

Резервными фондами РКЦ распоряжаются  региональные управления Центрального банка. Если в процессе действия банковского  мультипликатора у большинства  коммерческих банков возрастут свободные  резервы и соответственно увеличится их потребность в наличных деньгах, а поступление денег в их операционные кассы не возрастет, РКЦ вынужден будет увеличить выпуск наличных денег в обращение. Для этого на основе разрешения регионального управления Центрального банка РКЦ переводит наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ, т.е. производит эмиссионную операцию.

Однако при осуществлении эмиссии  одним РКЦ другой может в то же время изъять аналогичную сумму  наличных денег, и общая масса  их в обращении не изменится. В  Правлении Центрального банка составляется ежедневный эмиссионный баланс, который отражает, произошла ли на данный день эмиссия наличных денег в стране.

Эмиссионный баланс банка России –  характеристика состояния денежного  обращения в стране. Эмиссионный  баланс учитывает операции по выпуску денег в обращение и их изъятию из обращения. Составляется на основе дебетовых и кредитовых авизо, поступающих от территориальных учреждений Банка России. В балансе ежедневно отражаются общие суммы вложения денег из оборотной кассы в резервные фонды и подкрепления кассы из фондов. Состав денег учитывается в балансе по итогам операций за месяц на основе подтверждений территориальных учреждений Банка России о вложенных и изъятых в отчетном месяце из резервных фондов банкнот и монеты в повалютной разбивке, с разделением банкнот на годные и ветхие.

Из таблицы 5 видно, что налично-денежное обращение начинается в расчётно-кассовых центрах Центрального банка РФ. Наличные деньги переводятся из их резервных  фондов в оборотные кассы, тем  самым они поступают в обращение. Из оборотных касс РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков. Часть этих денег банки могут передавать друг другу на платной основе, но большая часть наличных денег выдается клиентам – юридическим и физическим лицам (либо в кассы предприятий и организаций, либо непосредственно населению).

Часть наличных денег, находящихся  в кассах предприятий и организаций, используется для расчетов между  ними, но большая часть передается населению в виде различных видов  денежных доходов (заработной платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмещений, выплаты дивидендов, поступлений от продажи ценных бумаг и т.д.).

Следовательно, наличные деньги трансформируются из безналичных, которые находятся  на счетах в коммерческих банках. При эмиссии безналичных денег в результате действия банковского мультипликатора происходит и эмиссия наличных денег.

 

Таблица 5

Схема налично-денежного  обращения (на примере России)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Денежно-кредитная политика. Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу

Под денежно-кредитной (монетарной) политикой  понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых  правительством в денежно-кредитной  сфере с целью регулирования  экономики. Осуществляет ее центральный  банк. Процесс денежно-кредитного регулирования включает 2 этапа. На первом - центральный банк воздействует на параметры денежно-кредитной сферы. На втором - измененные параметры передаются в сферу производства. Соответственно различают промежуточные и конечные цели денежно - кредитной политики. Конечными целями являются: устойчивые темпы экономического роста, высокий уровень занятости населения, относительно стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса страны. Приоритетной целью денежно-кредитной политики является стабилизация уровня цен в стране.

Основными инструментами денежно-кредитной  политики ЦБ являются: установка нормы  обязательного банковского резерва (какую часть своих средств  коммерческие банки должны держать  в Центральном банке для обеспечения резерва); регулирование официальной учётной ставки (под какие проценты Центральный банк даёт кредиты другим банкам); операции на открытом рынке (покупка и продажа государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств); валютные интервенции (покупка и продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарное предложение денег).

Устанавливая размер резервов, Центральный  банк регулирует денежные потоки. Так  при увеличении обязательных резервов уменьшаются активы банков, и они вынуждены увеличивать проценты, под которые они выдают кредиты организациям и частным лицам. Обычно норма банковского резерва повышается для поддержания ликвидности банковской системы в условиях экономического кризиса (страховка на случай, если большое число вкладчиков одновременно пойдут забирать свои деньги из банка).

Выбор конкретных инструментов денежно-кредитной  политики осуществляется с учетом особенностей национальной финансовой системы, в  частности положения в ней  банков, степени развитости инструментов денежного рынка, степени включения денежного рынка в процесс интеграции. Адекватность мер по регулированию денежного обращения этим параметрам обеспечивается их постоянной эволюцией. Так, изменения в банковской системе меняют типы учреждений, операций подлежащих регулированию, а также каналы, по которым соответствующие регулирующие меры доходят до экономических агентов. Это меняет эффективность используемых инструментов, требует изменения их соотношения или разработки новых инструментов регулирования.

В «Основных направлениях единой государственной  денежно-кредитной политики на 2010 год  и период 2011 и 2012 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед  Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.

Установление целевых ориентиров прироста потребительских цен в рамках трехлетнего скользящего периода, превышающего продолжительность основных лагов в действии трансмиссионного механизма денежной политики, позволяет учитывать влияние динамики денежного предложения и решений о корректировке его годовой траектории на инфляцию за пределами одного календарного года. Кроме того, объявление среднесрочной стратегии денежно-кредитной политики способствует стабилизации инфляционных ожиданий экономических агентов, в том числе в условиях непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера.

В предстоящий трехлетний период главной  целью единой государственной денежно-кредитной  политики остается снижение инфляции до 9-10% в 2010 году и 5-7% в 2012 году. При сохранении антиинфляционной направленности денежно-кредитной политики действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования в краткосрочном периоде в значительной степени будут связаны с минимизацией негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику и банковский сектор.

Банк России исходит из общих  с Правительством Российской Федерации  оценок внешних и внутренних условий  функционирования российской экономики  и, соответственно, вариантов ее развития в 2010 году и на период до 2012 года. В предстоящий период Банк России усилит акцент на удержании инфляции на траектории ее последовательного снижения. Для снижения инфляции Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики.

В предстоящий период Банк России предполагает завершить создание условий для применения режима инфляционного таргетирования и перекода к свободному плаванию курса рубля.

Установленный в январе 2009 года широкий  диапазон допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины позволяет Банку России значительно сократить свое участие на внутреннем валютном рынке с целью курсообразования. Динамика обменного курса рубля будет определяться главным образом действием фундаментальных макроэкономических факторов. В рамках выбранного режима валютной политики Банк России будет использовать валютные резервы, обеспечивая сохранение их объёма на уровне, необходимом для позитивной оценки долгосрочной платежеспособности России.

Сокращение объема интервенций  Банка России на внутреннем валютном рынке может существенно повлиять на динамику международных резервов Российской Федерации и уменьшить влияние чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования на рост денежного предложения,  с целью обеспечения соответствия объема денежной массы спросу на деньги Банк России продолжит использовать операции по рефинансированию банков. Это даст возможность более эффективно контролировать динамику денежного предложения, а также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции, формировании монетарных условий функционирования экономики и инфляционных ожиданий экономических агентов.

На успешность денежно-кредитной  политики будет влиять проведение консервативной бюджетной политики при улучшении внутригодовой равномерности расходования бюджетных средств

По мере замедления инфляционных процессов   Банк   России   намерен   снижать ставки по своим операциям. Все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки Банка России по основным рыночным инструментам рефинансирования банков.

В рамках системы управления ликвидностью Банк России продолжит расширять  доступ кредитных организаций к  инструментам рефинансирования. При  дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка и его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.

В то же время решения по использованию  инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься  в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка. При необходимости Банк России будет применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности бан-ковского сектора.

Банк России также будет использовать инструменты денежно-кредитного регулирования для сохранения стабильности банковской и платежной систем, в первую очередь поддерживая достаточный уровень ликвидности в банковском секторе.

Для обеспечения перехода к режиму таргетирования инфляции Банк России будет развивать систему экономического прогнозирования и анализа мер денежно-кредитной политики, совершенствовать методы моделирования экономических процессов. Особое значение Банк России придает обеспечению прозрачности проводимой денежно-кредитной политики путем разъяснения широкой общественности причин и ожидаемых последствий принимаемых мер.

 

 

3.3 Цели и инструменты  денежно-кредитной политики в  2010 году и на период 2011 и 2012 годов

1. Количественные ориентиры денежно-кредитной  политики и денежная программа.

В соответствии со сценарными условиями  функционирования российской экономики  и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов Правительство  Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010 году до 9-10%, в 2011 году - до 7-8%, в 201 2 году - до 5-7% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 8,5-9,5% в 2010 году, 6,5-7,5% в 2011 году и 4,5-6,5% в 2012 году.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, положенному в основу проекта федерального бюджета, в 2010 году ожидается восстановление положительных темпов экономического роста. Оживление экономики, а также возобновление роста цен на активы обусловят увеличение трансакционной составляющей спроса на деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствовать росту спроса на национальную валюту как на средство сбережения. В этой связи диапазон изменения темпов прироста денежного агрегата М2 в 2010 году в зависимости от вариантов развития экономики может составить 8-18%

Информация о работе Организация налично-денежного обращения в России