Организация бэк-офиса в брокерско-дилерской компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:50, контрольная работа

Краткое описание

Система клиринга и расчетов по ценным бумагам является важной составляющей в инфраструктуре рынка капитала. Эффективная система расчетов позволяет участникам рынка четко определить и затем выполнить взаимные обязательства, затратив при этом минимум средств и максимально снизив риски. Уверенность в надежном расчетном механизме является основополагающим условием эффективного функционирования рынка капитала. Основным низовым звеном системы клиринга и расчетов является бэк-офис брокерско-дилерской компании, и именно он будет объектом исследования в моей курсовой работе.

Оглавление

Введение. ................................................................................................................3
Глава 1. Функции бэк-офиса..................................................................................4
1.1.Понятие бэк-офиса............................................................................................4
1.2.Основные этапы проведения сделок с ценными бумагами...........................6
Глава 2.Организация внутреннего учета. ...........................................................10
2.1.Исполнение и учет сделок бэк-офисом.........................................................10
2.2.Требования, предъявляемые к ведению и организации внутреннего учета
операций с ценными бумагами. ...........................................................................12
2.3.Внутренний учет сделок с ценными бумагами. ...........................................13
Заключение. ............................................................................................................25
Список литературы. .............................................................................................27

Файлы: 1 файл

БЭК ОФИС.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УФИМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ  И СЕРВИСА

 

                                                                             Кафедра Ф и БД

 

 

К О Н Т  Р О Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А

по дисциплине Биржи и биржевое дело

            Организация бэк-офиса в брокерско-дилерской компании

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Выполнила:

                                                                                           Поздеева А.И.

                                                                                             Группа ФЗ-5

                                                                                                 Проверил:

 

 

 

Уфа 2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. ................................................................................................................3

Глава 1. Функции бэк-офиса..................................................................................4

1.1.Понятие бэк-офиса............................................................................................4

1.2.Основные этапы проведения сделок с ценными бумагами...........................6

Глава 2.Организация внутреннего  учета. ...........................................................10

2.1.Исполнение и учет  сделок бэк-офисом.........................................................10

2.2.Требования, предъявляемые  к ведению и организации внутреннего  учета

операций с ценными  бумагами. ...........................................................................12

2.3.Внутренний учет  сделок с ценными бумагами. ...........................................13

Заключение. ............................................................................................................25

Список  литературы. .............................................................................................27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Система  клиринга  и  расчетов  по  ценным  бумагам  является  важной составляющей  в  инфраструктуре  рынка  капитала.  Эффективная  система  расчетов позволяет  участникам  рынка  четко  определить  и  затем  выполнить  взаимные обязательства,  затратив  при  этом  минимум  средств  и  максимально  снизив  риски. Уверенность в надежном расчетном механизме является основополагающим условием эффективного функционирования рынка капитала.

     Основным  низовым  звеном  системы  клиринга  и расчетов  является  бэк-офис брокерско-дилерской  компании,  и  именно  он  будет  объектом  исследования  в  моей курсовой  работе.  Ведь  эффективность  организации  и  учета  сделок  с  ценными бумагами – ключевой момент в деятельности участников фондового рынка, который показывает уровень профессионализма.

     О  функциях  бэк-офиса  в  брокерско-дилерской  компании  и  задачах,  стоящих перед ним должны  знать не  только работники  самого учетного подразделения, но и специалисты из смежных областей. От этого будет зависеть исполнение обязательств по  сделкам  и  эффективность  работы  всей  компании  в  целом,  которая  приобретает ключевое значение на фоне сокращающегося числа брокерских компаний. Ведь четкое и своевременное исполнение принятых на  себя обязательств – залог  стабильности и выживания на рынке.

   Особое  внимание  будет  уделено  организации  внутреннего  учета, поскольку,  неэффективная  и  непродуманная  организация  внутреннего  учета  в брокерско-дилерской  компании  остается  и  по  сей  день "камнем  преткновения"  всей деятельности участников фондового рынка.

   

 

 

ГЛАВА 1. ФУНКЦИИ БЭК-ОФИСА

 

1.1.Понятие бэк-офиса

 

       На  основе анализа экономической литературы можно сделать  вывод, что, в основном, используются два подхода к определению понятия бэк-офис: организационный и функциональный.

       Примером  первого  может  служить  трактовка,  которую  предлагает «Международный  словарь  менеджмента»: «бэк-офис – деятельность  в  сфере

финансовых  услуг  и  операций,  предоставляемых,  в  частности,  банками,  которая  не влечет за собой прямых контактов с потребителем этих услуг и может быть удалена от него территориально». Здесь делается акцент на том, какое место занимает бэк-офис в структуре брокерско-дилерской компании, как осуществляется взаимодействие между данным подразделением и клиентурой.

        Функциональный  подход  был  использован,  например,  в "Стандартах внутреннего  учета  операций  с  ценными  бумагами  для  брокеров  и  дилеров – членов НАУФОР": "бэк-офис – подразделение,  ответственное  лицо  или  группа  лиц,  на которых возложена функция ведения внутреннего учета операций с ценными бумагами брокера  или  дилера".  А  также  в "Универсальном  бизнес – словаре",  где  бэк-офис определяется как "подразделение брокерской компании, выполняющее документарные операции, расчеты для обслуживания сделок".

         Остановимся более подробно на каждом из них. Итак, организационный подход. В процессе своей работы бэк-офис взаимодействует с множеством других отделов и подразделений  компании  по  ценным  бумагам,  как  то:  торговый  отдел (front office), бухгалтерия,  депозитарий (если  компания  имеет  лицензию  на  осуществление депозитарной деятельности), отдел контроля и внутреннего аудита. Внешние контакты осуществляются по следующим направлениям: контрагенты по  сделкам, финансовые институты, осуществляющие деятельность на рынке ценных бумаг (фондовые биржи, депозитарии, расчетно-клиринговые учреждения, регистраторы), внебиржевой рынок, государственные  регулятивные  органы.  Также  одним  из  важнейших  направлений являются взаимоотношения с клиентурой по вопросам проведения операций с ценными бумагами  и  их  документального  сопровождения,  осуществляемого  бэк-офисом. Рассмотрение  места  бэк-офиса  в  структуре  брокерско-дилерской  компании  весьма полезно,  поскольку  подводит  нас  к  определению  цели  работы  бэк-офиса,  которая заключается,  в  первую  очередь,  в  оказании  документальной  и  информационной поддержки  торговому  отделу, в эффективном и квалифицированном обслуживании процесса исполнения  сделок. На  это  также  указывает  и  сам  термин  бэк-офис (back-office).  Ведь "back" в  переводе  с  английского  может  трактоваться  не  только  как "отдаленный", но и, что более точно отражает его суть, как "оказывающий поддержку".

           Теперь вернемся к функциональному подходу. Место бэк-офиса в компании по ценным бумагам определяется его функциональным назначением, которое включает в себя:

1.  расчетно-клиринговую   функцию:  оформление  договоров  и  исполнение

обязательство по сделке;

2.  учетную функцию:  внутренний учет операций с  ценными бумагами, ценных бумаг и денежных средств, как собственных, так и клиентских;

3.  информационно-аналитическую   функцию:  а)  формирование  достоверной

отчетности о состоянии  собственного портфеля и денежных средств, выделенных на  его  формирование,  а  также  отчетности  о  состоянии  денежных  средств  и портфелей клиентов; б) предоставление клиентам периодической отчетности  о  проведенных  за  его  счет  операциях  и  об  остатках  принадлежащих клиенту денежных средств и ценных бумаг.

4.  контрольную функцию:  осуществление строгого временного  контроля над каждым этапом  прохождения  сделки  с  целью  избежания  ошибок,  которые  увеличивают себестоимость операций инвестиционной компании за счет наложенных штрафов;

5.  функцию  финансового   планирования:  а)  планирование  накладных  расходов,

осуществляемых  при  исполнении  сделок;  б)  установление  лимитов  денежных средств и ценных бумаг, которыми может оперировать торговый отдел (front office) в  тот  или  иной  момент  времени;  в)  планирование  финансовых  потоков – оптимизация графиков движения ценных бумаг и денежных средств.

            Как видно из выше перечисленного бэк-офис – это не "второстепенный отдел", а подразделение, осуществляющее основную деятельность компании. Поэтому можно оспаривать положение о том, что бэк-офис является только затратным центром и не приносит прибыли, поскольку он помогает сохранить то, что приносят фирме брокеры, трейдеры и другие "добытчики", - прибыль и хорошую репутацию.

             Главными  задачами,  решаемыми  бэк-офисом  в  процессе  его  деятельности, являются формирование полной и достоверной информации о результатах операций с ценными  бумагами,  необходимой  для  оперативного  руководства  и  управления компанией,  для  составления  точной  и  своевременной  отчетности  перед  клиентами, своевременного  предупреждения  негативных  явлений  в  деятельности  компании  на рынке ценных бумаг.

 

1.2.Основные  этапы проведения сделок с  ценными бумагами.

           Для  того,  чтобы  четко  представлять  работу  бэк-офиса,  необходимо

проанализировать жизненный  цикл сделки с ценными бумагами, т.е. основные этапы ее проведения.

Итак,  основной  процесс  сделки  с  ценными  бумагами  включает  в  себя

следующие этапы:

·  заключение сделки (составление договора);

·  сверка параметров заключенной сделки;

·  клиринг;

·  исполнение сделки.

 

1.2.1.Заключение  сделки.

          Договор может  составляться  непосредственно  между  инвесторами  либо  опосредоваться профессиональными  участниками  рынка  ценных  бумаг (брокерами,  дилерами).  В сделках купли-продажи брокеры могут выступать либо в качестве комиссионеров на основании  договора  комиссии, либо  в качестве  поверенных  на  основании договора поручения.

          Итогом  первого  этапа  сделки  является  составление  каждым  из  ее  участников своих  внутренних  учетных  документов,  отражающих  факт  заключения  сделки  и  ее основные параметры. Все остальные этапы сделки происходят позднее. День их совершения принято соотносить с днем первого этапа – днем «Т».

 

 1.2.2.Сверка параметров заключенной сделки.

        Второй  этап  сделки  именуется «сверкой» (trade matching). Задача  этого  этапа заключается  в  предоставлении  сторонам  возможности  урегулировать все случайные расхождения  в  понимании  сути  и  предмета  заключенной  сделки.  Это  особенно актуально на тех рынках, где сделки заключаются устно.

         После  того,  как  сделка  заключена,  стороны  должны  обменяться

дополнительными письменными  сверочными документами, в которых дублируются все существенные параметры сделки. К таким параметрам обычно относят:

·  идентификационный  номер покупателя и продавца;

·  идентификационный номер клиента;

 

· идентификационный номер ценной бумаги, присвоенный согласно Международной системе идентификации и нумерации ценных бумаг ISIN, количество ценных бумаг;

·  цена и валюта расчета;

·  общая сумма сделки;

·  дата заключения сделки и дата расчета;

·  начисленные проценты;

·  условия перерегистрации.

 

1.2.3.Клиринг.

       Этап клиринга включает в себя несколько процедур:

1)анализ  итоговых  сверочных  документов  на  их  подлинность  и  правильность оформления;

2)вычисление  денежных  сумм,  которые  подлежат  переводу,  и  количества  ценных бумаг, которые должны быть поставлены по итогам сделки. Здесь производится четкое определение  и  вычисление  взаимных  требований  и  обязательства  продавца  и покупателя.  Процедура  вычислений – самая  важная  во  всем  этапе  клиринга.

3)третья процедура  клиринга  состоит в оформлении расчетных документов,  которые направляются  на  исполнением  в  расчетную  систему  и  систему,  обеспечивающую поставку ценных бумаг. Количество оформляемый расчетных документов, указанные в них  суммы (количество  ценных  бумаг)  и  определение  сторон  для  осуществления платежей и поставок зависят от того, какой из способов взаимозачета применялся на предыдущей стадии.

 

1.2.4.Исполнение  сделки.

Исполнение  предполагает  денежный  платеж  и поставку  ценных  бумаг.  День исполнения сделки всегда фиксируется при  заключении  соответствующего договора. Но чаще профессиональные участники рынка ценных бумаг устанавливают такой срок между  заключением  и  исполнением  сделки,  который  определяется  и  действует  на существующем рынке как бы "по умолчанию", в соответствии с правилами и обычаями. Согласно  рекомендациям  "Группы  тридцати"  окончательный  расчет  должен производиться  не  позднее "Т+3"  дня (третий  рабочий  день  после  даты  заключения сделки), а также применяться скользящая система расчетов, которая предполагает, что для каждого дня заключения сделки существует день расчета.

Информация о работе Организация бэк-офиса в брокерско-дилерской компании