Оценка стоимости предприятия (бизнеса) с применением методов сравнительного подхода

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 21:36, контрольная работа

Краткое описание

Переход нашей страны к рыночной экономике потребовал углубленного развития ряда новых областей науки и практики. Процесс приватизации, возникновение фондового рынка, развитие системы страхования, переход коммерческих банков к выдаче кредитов под залог имущества формирует потребность в новой услуге – оценке стоимости предприятия (бизнеса), определении рыночной стоимости его капитала.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и цели оценки стоимости предприятия (бизнеса) 5
2. Основные принципы оценки стоимости предприятия (бизнеса) 10
3. Этапы процесса оценки стоимости предприятия (бизнеса) 14
4. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) с применением метода сравнительного (рыночного) подхода 19
Заключение 21
Список литературы

Файлы: 1 файл

оценка стоимости предприятия.docx

— 50.95 Кб (Скачать)

Принцип замещения – максимальная стоимость предприятия, определенная наименьшей ценой, по которой может  быть приобретен другой объект с эквивалентной  полезностью.

Принцип ожидания или приведения. Рыночная стоимость предприятия (бизнеса) определяется тем, во сколько в настоящее  время оцениваются прогнозируемые будущие выгоды (доходы). Рыночная стоимость  бизнеса определяется его ожидаемой  полезностью для собственника.

  1. Принципы, связанные с эксплуатацией предприятия, особенностями бизнеса.

Принцип вклада. Рыночная стоимость  предприятия (бизнеса) определяется совокупностью  факторов производства, вкладом каждого  фактора в формирование дохода предприятия. Включение любого дополнительного  актива в совокупность факторов производства экономически целесообразно и ведет  к увеличению его рыночной стоимости, если получаемый прирост стоимости  больше затрат на приобретение этого  актива.

Принцип остаточной продуктивности. Каждый фактор должен быть оплачен  из доходов, создаваемых данной деятельностью.

Принцип сбалансированности (пропорциональности). Предприятие  – это система, а одной из закономерностей  развития и существования системы  является сбалансированность, пропорциональность ее элементов.

Принцип возрастающих и уменьшающихся  доходов (предельная производительность). Исходя из предыдущего принципа изменение  того или иного фактора производства приведет к изменению стоимости  объекта оценки. Принцип возрастающих и уменьшающихся доходов гласит, что по мере добавления ресурсов к  основным факторам производства чистые доходы будут увеличиваться более  быстрыми темпами по сравнению с  темпами роста затрат вплоть до той  точки, начиная с которой общие  доходы хотя и растут, однако уже  замедляющимися темпами.

Принцип экономической величины (экономического размера) – это оптимальный  характерный размер объекта оценки, который наилучшим способом соответствует  рыночным предпочтениям, преобладающим  на данном рынке. Отклонение от экономического размера, как правило, приводит к  снижению привлекательности и стоимости  объекта.

Принцип экономического разделения – это такое сочетание имущественных  прав, связанных с объектом оценки, при котором обеспечивается оптимальная  структура текущих и ожидаемых  выгод и как следствие - максимальная стоимость. Имущественные права  могут быть различными способами  распределены во времени и пространстве.

3. Принципы, обуславливаемые  действием рыночной среды.

Принцип соответствия. Полезность определена во времени и пространстве. Рынок учитывает эту определенность, прежде всего через цену. Если предприятие соответствует рыночным стандартам, характерным в конкретное время для данной местности, то цена на него будет колебаться вокруг среднерыночного значения с рыночной стоимости, если же объект не соответствует требованиям рынка, то это, как правило, отражается через более низкую цену на данное предприятие.

Принцип регрессии и прогрессии. Регрессия имеет место, когда  предприятие характеризуется излишними  применительно к данным рыночным условиям улучшениями. Рыночная стоимость  такого предприятия, вероятно будет  ниже реальных затрат на его формирование. Прогрессия имеет место, когда в  результате функционирования не зависимых  от предприятия объектов, например объектов, обеспечивающих улучшенную инфраструктуру, рыночная стоимость  данного предприятия оказывается  выше затрат на его создание. Эффект регрессии может проявляться  в случае, когда оцениваемый объект существенно отличается в лучшую сторону от окружающих его по назначению и масштабу. Эффект прогрессии - это  положительное воздействие несоответствия на стоимость.

Принцип конкуренции. Если отрасль, в которой действует предприятие, приносит избыточную прибыль, то в свободной  рыночной экономике в эту область  пытаются проникнуть и другие предприниматели. Это увеличит предложение в будущем  и снизит норму прибыли. Предприятия  могут получать сверхприбыль только в результате своего монополистического положения, и по мере обострения конкуренции  их доходы будут заметно сокращаться. Принципы наилучшего и наиболее эффективного использования, обусловленные состоянием и изменением внешней среды бизнеса.

Принципы учета экономической  и политической стабильности. Стоимость  бизнеса определяется не только внутренними  факторами, но во многом – внешними. Стоимость предприятия, его имущества. Выбор продолжительности прогнозного  периода, уровень рисков в значительной мере зависит от состояния внешней  среды, степени политической и экономической  стабильности в стране.

Принцип изменения стоимости. Изменение политических, экономических и социальных сил влияет на конъюнктуру рынка и уровень цен. Стоимость предприятия изменяется. Следовательно, оценка стоимости предприятия должна проводиться на определенную дату.

Принцип экономического разделения. Спрос на рынке, возможности развития бизнеса, местоположение предприятия  и другие факторы определяют альтернативные способы использования данного  предприятия. При рассмотрении альтернатив  развития может возникнуть вопрос об экономическом разделении имущественных  прав на собственность, если таково позволит увеличить общую стоимость. Экономическое  разделение имеет место, если права  на объект можно разделить на два  или более имущественных интересов, в результате чего общая стоимость  объекта возрастает. Принцип экономического разделения гласит, что имущественные  права следует разделить и  соединить таким образом, чтобы  увеличить общую стоимость объекта.

Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования. Определение  рыночной стоимости осуществляется на основе анализа, позволяющего определить наилучшее и наиболее эффективное  использование бизнеса, обеспечивающее собственнику максимальную стоимость  оцениваемого предприятия. Данный принцип  применяется, если оценка проводится в  целях реструктурирования. Если целью  является определение стоимости  действующего предприятия без учета  возможных измерений, то данный принцип  не применяется. Наилучшим и наиболее эффективным использованием (ННЭИ) называется вариант, который: отвечает всем правовым требованиям и ограничениям; физически осуществим; экономически эффективен; максимально продуктивен.

 

 

 

 

 

 

3. Этапы процесса оценки стоимости предприятия (бизнеса)

Оценка стоимости предприятия - сложный и трудоемкий процесс, состоящий  из следующих стадий:

а) заключение договора на проведение оценки, включающего задание на оценку;

б) сбор и анализ информации, необходимой  для проведения оценки;

в) применение подходов к оценке, включая  выбор методов оценки и осуществление  необходимых расчетов;

г) согласование (обобщение) результатов  применения подходов к оценке и определение  итоговой величины стоимости объекта  оценки;

д) составление отчета об оценке.

Каждая стадия в свою очередь  состоит из нескольких этапов: идентификация  предприятия, выявление предмета оценки, определение даты оценки, формировка целей и функций оценки, определение  вида стоимости, ознакомление заказчика  с ограничительными условиями.

При идентификации предприятия  указывается его полное и сокращенное  название, организационно-правовая форма, место его регистрации, местоположение, отрасль производства, основные виды выпускаемой продукции и пр.

Предмет оценки - это вид имущественных  прав, которые оцениваются: права  собственности на предприятие, права  на материальные активы предприятия, права  на акционерный капитал акционерного общества, долю участника в уставном капитале предприятия, права на пакет  акций предприятия или какой-либо интерес иной.

Определение даты оценки, или момента времени на который выполняется оценка. Это может быть дата продажи предприятия, дата его осмотра, дата судебного разбирательства, связанная с разделением имущественного комплекса, и другие случаи.

Определение цели оценки и вида стоимости - важный этап от которого зависит выбор методики проведения оценки. Например, методы, используемые для оценки предприятия в целях налогообложения, могут значительно отличаться от тех, которые применяются в целях его ликвидации.

Этапы процесса оценки бизнеса.

В процессе оценки стоимости бизнеса  можно выделить три основных этапа (и семь более мелких):

  1. Подготовительный этап.
    1. Выбор вида стоимости и методов оценки.

Первым этапом проведения оценки бизнеса  является определение искомой стоимости  в соответствии с существующими  видом стоимости бизнеса. Затем, когда определен необходимый видов стоимости бизнеса, определяются необходимые для оценки компании методы, наиболее подходящие в данном конкретном случае.

    1. Подготовка информации для проведения оценки.

В соответствии с определенными  методами оценки определяется набор  и объем необходимой информации. Информация может черпаться из нескольких источников, как то: оцениваемая  компания, фондовый рынок, различная  статистическая информация, маркетинговые  исследования и т.д.

    1. Приведение финансовой отчетности к единой основе.

В пределах государственной системы  бухгалтерского учета компания всегда имеет свободу выбора методов  ведения бухгалтерского учета. Этот выбор закрепляется в приказе «Об учетной политике предприятия» сроком на один год и может изменяться в течение ряда лет. Принцип составления бухгалтерской отчетности не требует отражения реальной рыночной стоимости тех или иных активов предприятия.

    1. Корректировка используемой информации на инфляцию.

Оценка предприятия должна базироваться на реальных (очищенных от влияния  инфляции) значениях используемых показателей. В условиях значительного изменения  цен учетные значения стоимостных  показателей существенно отличаются от их реальных значений. Таким образом, использование учетных данных требует их корректировки с учетом динамики цен, т.е. инфляции (или дефляции) и структурного изменения цен. Однако в современных условиях экономики РФ основным является искажающее влияние инфляции.

    1. Оценка финансового положения компании.

В процессе оценки бизнеса возникает  необходимость предварительной  проверки его финансового положения. Такая проверка позволяет получить важные справочные сведения об оцениваемой  компании и выполнить расчет значений корректировочных показателей, необходимых  для нахождения конечной стоимости  бизнеса.

    1. Оценка рисков компании

Для целей оценки бизнеса риск следует  определить как степень неопределенности, связанной с получением ожидаемых  в будущем доходов, иными словами, это опасность недостижения (отклонения) планируемого объема ожидаемых будущих доходов или риск нереализации прогноза.

  1. Оценочный этап.

Проводится выполнение необходимых  расчетных процедур, предусмотренных  избранными методами оценки бизнеса

  1. Заключительный этап.

Вынесение итоговых поправок.

В любом случае, вне зависимости  от того, предпринимается ли попытка  составить прогноз на будущее, или  же за основу берутся ретроспективные  данные, оценка бизнеса опирается  на ряд ключевых переменных. Их относительная  важность может быть различной в  зависимости от конкретной ситуации, но во многих случаях на заключение о стоимости влияет такие внутренние переменные как:

    • размер оцениваемой доли (мажоритарная или миноритарная);
    • наличие голосующих прав;
    • ликвидность компании (пакета);
    • положения, ограничивающие права собственности;
    • специальные привилегии;
    • финансовое положение оцениваемого объекта.

Более того, следует учесть, что  сумма стоимостей всех отдельных  пакетов акций может отличаться от стоимости предприятия, взятого  как целое. В большинстве случаев  сумма стоимостей отдельных пакетов  меньше стоимости всего бизнеса, как если бы оно было приобретено  одним покупателем. Компания, оцениваемая  как единое целое, имеет иную стоимость, поскольку последняя сопряжена  с иными правами и интересами, чем сумма всех интересов, взятых на миноритарной основе.

    1. Составление отчета об оценке бизнеса.

При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих  принципов:

  • в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности);
  • информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности);
  • содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности);
  • состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости)
  • отчет об оценке не должен содержать информацию, не использующуюся при проведении оценки при определении промежуточных и итоговых результатов, если она не является обязательной согласно требованиям федеральных стандартов оценки и стандартов и правил оценочной деятельности.

Информация о работе Оценка стоимости предприятия (бизнеса) с применением методов сравнительного подхода