Сравнительный подход к оценке бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 07:31, реферат

Краткое описание

Особенностью сравнительного подхода к оценке собственности является ориентация итоговой величины стоимости, с одной стороны, на рыночные цены купли-продажи акций, принадлежащих сходным компаниям; с другой стороны, на фактически достигнутые финансовые результаты.

Оглавление

1. Общая характеристика сравнительного подхода …………………………..3
2. Основные принципы отбора предприятий-аналогов ………………………7
3. Характеристика ценовых мультипликаторов…………………………….....9
4. Формирование итоговой величины стоимости……………………………..13
Список литературы……………………………………………………………....16

Файлы: 1 файл

Оценка бизнеса реферат.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

Министерство  транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ФГБОУ ВПО  «Дальневосточный Государственный  Университет Путей Сообщения» 
 
 
 
 

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

На тему:

«Сравнительный подход к оценке бизнеса» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                            Выполнила: студентка 342 гр. Аксенова А.В.

                                                                     Научный руководитель:

Царионова Ю.В. 
 
 
 
 
 

Хабаровск

2012г

Содержание:

 

1. Общая характеристика  сравнительного подхода …………………………..3

2. Основные принципы  отбора предприятий-аналогов ………………………7

3. Характеристика  ценовых мультипликаторов…………………………….....9

4. Формирование  итоговой величины стоимости……………………………..13

Список литературы……………………………………………………………....16

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
1. Общая характеристика сравнительного  подхода

Особенностью сравнительного подхода к оценке собственности является ориентация итоговой величины стоимости, с одной стороны, на рыночные цены купли-продажи акций, принадлежащих сходным компаниям; с другой стороны, на фактически достигнутые финансовые результаты.

Оценка имущества предприятия базируется на использовании трех основных подходов: доходного, затратного и сравнительного. Каждый из этих подходов отражает разные стороны оцениваемой компании, опирается на специфическую информацию, вместе с тем применение того или иного подхода возможно лишь при наличии необходимых условий. 
 
Информация, используемая в том или ином подходе, отражает либо настоящее положение фирмы, либо ее прошлые достижения, либо ожидаемые в будущем доходы. 
 
Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется той суммой, за которую она может быть продана при наличии достаточно сформированного рынка. Другими словами наиболее вероятной ценой стоимости оцениваемого бизнеса может быть реальная цена продажи сходной фирмы, зафиксированная рынком. 
 
Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающей возможность его применения, а также объективность результативной величины, являются следующие базовые положения. 
 
Во-первых, оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на сходные предприятия, либо их акции. При наличии развитого финансового рынка фактическая цена купли-продажи предприятия в целом или одной акции наиболее интегрально учитывает многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия. К таким факторам можно отнести соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития отрасли, конкретные особенности предприятия и многое другое, что, в конечном счете, облегчает работу оценщика, доверяющего рынку. 
 
Во-вторых, сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает, прежде всего, будущий доход. Производственные, технологические и другие особенности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода. Стремление получить максимальный доход на вложенный капитал при адекватном уровне риска и свободном размещении инвестиций обеспечивает выравнивание рыночных цен. 
 
В-третьих, цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, в сходных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала. Отличительной чертой этих финансовых параметров является их определяющая роль в формировании дохода, получаемого инвестором. 
 
Сравнительный подход обладает рядом преимуществ и недостатков, которые должен учитывать профессиональный оценщик.  
 
Основным преимуществом сравнительного подхода является то, что оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи сходных предприятий. В данном случае цена определяется рынком, т. к. оценщик ограничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом. При использовании других подходов, оценщик определяет стоимость предприятия на основе произведенных расчетов. 
 
Сравнительный подход базируется на ретро-информации и, следовательно, отражает фактически достигнутые предприятием результаты производственно-финансовой деятельности, в то время как доходный подход ориентирован на прогнозы относительно будущих доходов. 
 
Другим достоинством сравнительного подхода является реальное отражение спроса и предложения на данный объект инвестирования, поскольку цена фактически совершенной сделки наиболее интегрально учитывает ситуацию на рынке. 
 
Вместе с тем, сравнительный подход имеет ряд существенных недостатков, ограничивающих его использование в оценочной практике.  
 
Во-первых, базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые результаты. Следовательно, метод игнорирует перспективы развития предприятия в будущем. 
 
Во-вторых, оценка бизнеса сравнительным подходом возможна только при наличии самой разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по большому числу сходных фирм, отобранных оценщиком в качестве аналогов. Получение дополнительной информации от предприятий-аналогов является достаточно сложным и дорогостоящим процессом. 
 
В-третьих, оценщик должен делать сложные корректировки, вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие серьезного обоснования. Это связано с тем, что на практике не существует абсолютно одинаковых предприятий. Поэтому оценщик обязан выявить эти различия и определить пути их нивелирования в процессе определения итоговой величины стоимости. 
 
Практическое использование сравнительного подхода, в первую очередь, зависит от наличия активного финансового рынка, поскольку подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках. Второе условие — это открытость рынка или доступность финансовой информации, необходимой оценщику. Третьим необходимым условием является наличие специальных служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию. Формирование соответствующего банка данных облегчит работу оценщика, поскольку сравнительный подход является достаточно трудоемким и дорогостоящим
 
Сравнительный подход предполагает использование трех основных методов, выбор которых зависит от целей, объекта и конкретных условий оценки.

1. Метод компании-аналога. 
2. Метод сделок. 
3. Метод отраслевых коэффициентов.

Рассмотрим  содержание, оптимальную  сферу и необходимые  условия применения каждого метода

Метод компании-аналога или метод рынка капитала основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служит цена одной акции акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций. 
 
Метод сделок или метод продаж ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо его контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода — оценка 100%-го капитала, либо контрольного пакета акций. 
 
Метод отраслевых коэффициентов или метод отраслевых соотношений основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты обычно рассчитываются специальными аналитическими организациями на основе длительных статистических наблюдений за соотношением между ценой собственного капитала предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми показателями.

Суть сравнительного подхода к определению стоимости компании заключается в следующем. Выбирается предприятие, аналогичное оцениваемой фирме, которое было недавно продано. Затем рассчитывается соотношение между рыночной ценой продажи предприятия-аналога и каким-либо его финансовым показателем. Данное соотношение называется ценовым мультипликатором. Для получения рыночной стоимости собственного капитала необходимо умножить аналогичный финансовый показатель оцениваемой компании на расчетную величину ценового мультипликатора. 
 
Например, необходимо оценить предприятие, получившее в последнем финансовом году чистую прибыль в размере 100 млн. руб. Аналитик располагает достоверной информацией о том, что недавно была продана сходная компания за 3000 млн. руб., ее чистая прибыль за аналогичный период составила 300 млн. руб.

1. Рассчитаем по компании-аналогу соотношение рыночной цены и чистой прибыли 
3 000 : 300 = 10. 
2. Определим стоимость оцениваемой компании: 
100 х 10 = 1 000 млн. руб.

Однако, несмотря на кажущуюся простоту, этот метод  требует высокой квалификации и  профессионализма оценщика, т. к. предполагает внесение достаточно сложных корректировок для обеспечения максимальной сопоставимости оцениваемой компании с аналогами. Кроме того, оценщик должен определить приоритетные критерии сопоставимости, исходя из конкретных условий, целей оценки, качества информации.

Основные  этапы оценки предприятия методом компании-аналога

 
I этап. Сбор необходимой  информации.
II этап. Сопоставление списка аналогичных предприятий.
III этап. Финансовый  анализ.
IV этап. Расчет ценовых  мультипликаторов.
V этап. Выбор величины мультипликатора, которую целесообразно применить к оцениваемой компании.
VI этап. Определение итоговой величины стоимости, методом взвешивания  промежуточных результатов.
VII этап. Внесение итоговых корректировок.

 

2. Основные  принципы отбора предприятий-аналогов

Оценка бизнеса  методом компании-аналога основана на использовании двух типов информации. 
 
1. Рыночная (ценовая) информация. 
2. Финансовая информация. 
 
Рыночная информация включает данные о фактических ценах купли-продажи акций компании, сходной с оцениваемой фирмой, а также информацию о количестве акций в обращении.  
 
Финансовая информация, прежде всего, представлена официальной бухгалтерской и финансовой отчетностью, а также дополнительными сведениями, перечень которых определяется непосредственно оценщиком в зависимости от конкретных условий оценки. Дополнительная информация позволит определить степень сходства аналогов с оцениваемой компанией.  
 
Финансовая информация должна быть представлена отчетностью за текущий год и предшествующий период. Ретро-информация собирается обычно за 5 лет. Однако этот период может быть другим, если условия деятельности предприятия будут существенно отличаться от тех, в которых оно работает на момент оценки. 
 
Следует подчеркнуть, что финансовая информация должна быть собрана не только по оцениваемой компании, но и по аналогам.  
 
Финансовая информация, публикуемая одновременно с ценовой, обычно содержит минимальные сведения о компании. Поэтому более подробные данные могут быть получены оценщиком на основании письменного запроса, либо непосредственно на предприятии в ходе собеседования. Состав необходимой финансовой информации зависит от конкретного объекта оценки, стратегии и методологии оценщика, а также стадии отбора аналогов. 

Процесс отбора сопоставимых компаний осуществляется в три этапа.

На первом этапе определяется так называемый круг «подозреваемых». В него входит максимально возможное число предприятий, сходных с оцениваемой фирмой.  
 
На втором этапе составляется список «кандидатов». Поскольку аналитику требуется дополнительная информация сверх официальной отчетности, он должен собрать ее непосредственно на предприятиях-аналогах. 
 
Поэтому первоначальный список может сократиться из-за отказа некоторых фирм в представлении необходимых сведений, а также из-за плохого качества, недостоверности представленной информации.  
 
На третьем этапе составляется окончательный список аналогов, который позволит аналитику определить стоимость оцениваемой фирмы. Включение предприятий в этот список основано на тщательном анализе дополнительно полученной информации. На этом этапе аналитик ужесточает критерии сопоставимости и оценивает такие факторы как уровень диверсификации производства, положение на рынке, характер конкуренции и т. д.

Эксперт должен внимательно изучить конкурентные преимущества и недостатки оцениваемой компании по сравнению с аналогами. 
 
Финансовый риск. Уровень финансового риска оценивается на основании следующих критериев:

 
  • Структура капитала или соотношение собственных  и заемных средств;
  • Уровень ликвидности или возможности оплачивать текущие обязательства текущими активами;
  • Кредитоспособность фирмы или ее способность привлекать заемные средства на выгодных условиях.

Качество менеджмента. Анализ этого фактора является наиболее сложным, так как проводится на основе косвенных данных, таких как качество отчетной документации, возрастной состав, уровень образования, опыт, зарплата управленческого персонала, а также место компании на рынке. 
 
Решение вопроса о возможности использования зарубежных компаний в качестве аналогов осложняется несколькими причинами.  
 
Во-первых, это зачастую несопоставимые объемы реализации и других финансово-производственных показателей отечественных и зарубежных компаний. Данное несоответствие можно частично нивелировать с помощью проведения процедуры логарифмирования показателей для устранения эффекта масштаба. 
 
Во-вторых, это различия в условиях хозяйствования российских и зарубежных компаний, которые, в первую очередь, определяются макроэкономическими параметрами, а также различиями в системе учета хозяйственных операций и результатов финансово-хозяйственной деятельности. 
 
 
Третья проблема связана с неразвитостью российского фондового рынка и другими причинами «недооцененности» российских компаний на отечественном рынке. Здесь практикующие оценщики расходятся во мнениях. Часть экспертов придерживается позиции, которая говорит о необходимости использования информации о зарубежных компаниях для того, чтобы избежать неоправданного занижения стоимости российских предприятий. Практика показывает, что результаты, полученные по зарубежным аналогам, как правило, превышают результаты расчета стоимости по отечественным компаниям в несколько раз. Остальные считают, что данный подход не отражает реальной рыночной стоимости российских компаний на рынке в конкретный момент, так как акции других предприятий продаются и покупаются на отечественном фондовом рынке по более низкой цене. 
 
 
По результатам финансового анализа составляется так называемая «Сводная таблица финансовых коэффициентов».

Таблица составляется в произвольной форме, однако она  должна содержать по оцениваемой  компании и полному списку аналогов расчетную величину наиболее важных финансовых коэффициентов, например таких как:

  • Доля чистой прибыли в выручке от реализации;
  • Доля собственного капитала в суммарных источниках финансирования фирмы;
  • Коэффициенты ликвидности;
  • Коэффициенты оборачиваемости активов;

 
 
Материалы данной таблицы будут  использованы аналитиком на этапе выбора величины ценового мультипликатора  для оцениваемого бизнеса.

3. Характеристика  ценовых мультипликаторов

Основным инструментом определения рыночной стоимости  собственного капитала предприятия  сравнительным подходом являются ценовые мультипликаторы.  
 
Ценовой мультипликатор отражает соотношение между рыночной ценой предприятия и каким-либо его показателем, характеризующим результаты производственной и финансовой деятельности.  
 
Ценовой мультипликатор рассчитывается по всем аналогичным предприятиям. 
Для оценки рыночной стоимости оцениваемой компании выбранная аналитиком величина ценового мультипликатора используется как множитель к ее аналогичному показателю. 
 
Для расчета ценового мультипликатора необходимо: 
 
1. Определить величину капитализации или рыночную стоимость собственного капитала компании-аналога.  
 
2. Вычислить необходимые финансовые показатели: прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и другие. Это даст нам величину знаменателя.  
 
В оценочной практике используется два типа ценовых мультипликаторов: интервальные и моментные. 
 
К первому типу можно отнести мультипликаторы: 
 
1. «Цена/прибыль», 
2. «Цена/денежный поток», 
3. «Цена/ дивидендные выплаты», 
4. «Цена/выручка от реализации». 
 
К моментным мультипликаторам относят: 
 
1. «Цена/балансовая стоимость», 
2. «Цена/ чистая стоимость активов». 
 
Деление ценовых мультипликаторов на интервальные и моментные важно с точки зрения используемого в расчетах числа акций в обращении. Так при расчете интервальных ценовых мультипликаторов необходимо рассчитать среднее число акций в обращении за такой же период, какой использовался при определении конкретного показателя. Например, если чистая прибыль рассчитывалась как средняя величина за три последних года, то необходимо рассчитать среднее число акций в обращении за те же годы. 
 
Рассмотрим порядок расчета, сферу и основные условия применения ценовых мультипликаторов.

Информация о работе Сравнительный подход к оценке бизнеса