Сравнительный подход к оценке бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 07:31, реферат

Краткое описание

Особенностью сравнительного подхода к оценке собственности является ориентация итоговой величины стоимости, с одной стороны, на рыночные цены купли-продажи акций, принадлежащих сходным компаниям; с другой стороны, на фактически достигнутые финансовые результаты.

Оглавление

1. Общая характеристика сравнительного подхода …………………………..3
2. Основные принципы отбора предприятий-аналогов ………………………7
3. Характеристика ценовых мультипликаторов…………………………….....9
4. Формирование итоговой величины стоимости……………………………..13
Список литературы……………………………………………………………....16

Файлы: 1 файл

Оценка бизнеса реферат.doc

— 103.50 Кб (Скачать)
Мультипликаторы «цена/прибыль», « цена/денежный поток».

Данная группа мультипликаторов является самым распространенным способом оценки, т.к. информация о прибыли оцениваемой компании и предприятий-аналогов является наиболее доступной. Для расчета мультипликатора может использоваться любой показатель прибыли, который может быть получен аналитиком в процессе ее распределения.  
 
Мультипликатор «цена/прибыль» существенно зависит от методов ведения бухгалтерского учета, поэтому, если в качестве аналога выступает зарубежная компания, необходимо привести систему распределения прибыли к единым стандартам.  
 
В качестве базы для расчета мультипликатора можно использовать не только сумму прибыли, полученную в последний год перед датой оценки. Оценщик может использовать среднегодовую величину прибыли, исчисленную за последние пять лет.  
 
Базой расчета мультипликатора «Цена/денежный поток» может служить любой показатель прибыли, увеличенный на сумму начисленной амортизации. Следовательно, аналитик может использовать несколько вариантов данного мультипликатора. 
 
Наиболее распространенной ситуацией применения мультипликатора «Цена/денежный поток» является убыточность либо незначительная величина прибыли, а также несоответствие фактического полезного срока службы основных фондов предприятия периоду амортизации, принятому в финансовом учете.

Мультипликатор «Цена/дивиденды».

Данный мультипликатор может рассчитываться как на базе фактически выплаченных дивидендов, так и на основе потенциальных дивидендных выплат. Под потенциальными дивидендами понимаются типичные дивидендные выплаты, рассчитанные по группе сходных предприятий на основе сравнения их фактических дивидендных выплат и чистой прибыли. 
 
Мультипликатор «Цена/дивиденды» на практике используется достаточно редко, несмотря на доступность необходимой для расчета информации. Это связано с тем, что порядок выплаты дохода инвесторам в открытых и закрытых компаниях существенно различается.  
Мультипликатор «Цена/дивиденды» целесообразно использовать, если дивиденды выплачиваются достаточно стабильно, как в аналогах, так и в оцениваемой компании, либо способность компании платить дивиденды может быть обоснованно спрогнозирована.

Мультипликатор «Цена/выручка от реализации» «Цена/физический объем».

Данный мультипликатор используется довольно редко, в основном для проверки объективности результатов, получаемых другими способами. 
 
Хорошие результаты мультипликатор «Цена/выручка от реализации» дает при оценке предприятий сферы услуг (реклама, страхование, ритуальные услуги и т. д.). Мультипликатор «Цена/выручка от реализации» не зависит от методов ведения бухгалтерского учета. 
 
 
Особенность применения мультипликатора «Цена/выручка от реализации« заключается в том, что оценщик должен обязательно учитывать структуру капитала оцениваемой компании и аналогов.

Мультипликатор  «цена/балансовая стоимость»

Для расчета  мультипликатора «цена/балансовая стоимость» в качестве финансовой базы используется балансовая стоимость либо всех, либо чистых активов аналогичных компаний на дату оценки или на последнюю отчетную дату. Данный мультипликатор относится к так называемым моментным показателям, поскольку используется информация о состоянии на конкретную дату, а не за определенный отрезок времени. 
 
Оптимальная сфера применения данного мультипликатора — оценка холдинговых компаний, либо оценка в случае необходимости срочной продажи крупного пакета акций, входящего в состав портфеля ценных бумаг оцениваемой компании.  
 
Финансовой базой для расчета является либо величина чистых активов, либо полная стоимость активов оцениваемой компании и компаний-аналогов.

 
Мультипликатор «цена/чистая стоимость активов» можно применять в том случае, если соблюдаются все следующие условия: 
 
а) оцениваемая компания имеет значительные вложения в собственность: недвижимость, ценные бумаги, газовое или нефтяное оборудование; 
 
б) основной деятельностью компании является хранение, покупка и продажа такой собственности. Управленческий и рабочий персонал добавляет к продукции в этом случае незначительную стоимость. 

4. Формирование  итоговой величины стоимости

Процесс формирования итоговой величины стоимости состоит из трех основных этапов:

  • выбор величины мультипликатора, которую целесообразно использовать для оцениваемой компании;
  • согласование предварительных результатов рыночной стоимости, полученных в результате использования различных видов ценовых мультипликаторов;
  • внесение итоговых корректировок.

Выбор величины мультипликатора является наиболее сложным и ответственным этапом, требующим особенно тщательного обоснования, зафиксированного впоследствии в отчете об оценке, представляемом заказчику. 
 
Поскольку одинаковых компаний не существует, диапазон величины одного и того же вида ценового мультипликатора, рассчитанного по всему списку компаний-аналогов, может быть достаточно широким. Аналитик, прежде всего, отсекает экстремальные величины мультипликатора и рассчитывает его среднюю и медианную величину по аналогам.  
 
Выбор величины ценового мультипликатора производится на основе анализа фактических средних и медианных значений по каждому финансовому коэффициенту, а также позиции оцениваемой компании по элементу сравнения. Методика поиска аналогов сводится к отбору компаний, чьи показатели наиболее близки к оцениваемой по таким критериям, как:

  • структура балансового отчета,
  • отчеты о финансовых результатах,
  • значения финансовых коэффициентов.

Для отбора аналогов можно предложить математическое обоснование: отбираются компании-аналоги, показатели которых не превышают заданного отклонения по всему диапазону значений от показателя оцениваемой компании, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. В этом случае перечень сопоставимых компаний уменьшается, однако экономическая логика не всегда совпадает с математическим расчетом и в этом случае всем элементам сравнения придается равное значение. 
 
Затем к оценке привлекаются результаты финансового анализа, сосредоточенные в так называемой «Сводной таблице финансовых коэффициентов» Для выбора величины конкретного вида ценового мультипликатора аналитик использует финансовые коэффициенты, наиболее тесно с ним связанные. 
 
На основе сопоставления величин финансового коэффициента определяется положение (ранг) оцениваемой фирмы среди аналогичных компаний. Выбор значения ценового мультипликатора для оцениваемой компании с использованием данных «Сводной таблицы финансовых коэффициентов» производится обычно экспертным путем. 
 
Для этих целей можно применять методику графического сравнения значений финансовых коэффициентов оцениваемой компании с адекватными финансовыми показателями компаний-аналогов с целью определения места занимаемого оцениваемой компанией. Анализируются минимальное и максимальное значение коэффициента по всему списку аналогов, а также рассчитанное среднее и медианное значение. 
 
Затем оценщик проводит графическое сравнение значений мультипликаторов по аналогам с наиболее близкими значениями рассчитанных минимальных, максимальных и медианных величин финансовых коэффициентов. Обычно выбирается не конкретная величина ценового мультипликатора, а диапазон наиболее объективных значений.  
 
Например, если диапазон значений финансовых коэффициентов оцениваемой компании по сравнению с аналогами — ниже среднего, итоговое значение мультипликатора будет определяться в диапазоне: среднее или ниже среднего. 
 
Метод компании-аналога предполагает использование ценовой информации с фондового рынка по открытым акционерным обществам, поэтому выбранную величину ценового мультипликатора рекомендуется скорректировать (уменьшить) в связи с более низким уровнем капитализации оцениваемой компании. 
 
Согласование предварительных результатов рыночной стоимости.
Сравнительный подход позволяет использовать аналитику максимального числа всех возможных видов мультипликаторов, следовательно, в процессе расчета будет получено столько же вариантов стоимости. Если аналитик в качестве итоговой величины предложит простую среднюю всех полученных величин рыночной стоимости собственного капитала, то это будет означать, что он одинаково доверяет всем мультипликаторам.  
 
Наиболее объективным приемом определения итоговой величины рыночной стоимости является метод взвешивания. Оценщик в зависимости от конкретных условий, целей и объекта оценки, степени доверия к той или иной информации придает каждому мультипликатору и, соответственно, варианту стоимости свой вес. На основе такого взвешивания получается итоговая величина стоимости, которая может быть взята за основу для проведения последующих корректировок.

Внесение итоговых корректировок.

Итоговая величина стоимости, полученная в результате применения все совокупности ценовых мультипликаторов, должна быть откорректирована в соответствии с конкретными условиями оценки бизнеса. Наиболее типичным являются следующие поправки. 
 
Портфельная скидка представляется при наличии непривлекательного для покупателя характера диверсификации активов.  
 
Аналитик при определении окончательного варианта стоимости должен учесть имеющиеся нефункционирующие активы, например непроизводственного назначения.  
 
Если в процессе финансового анализа выявлена либо недостаточность собственного оборотного капитала, либо экстренная потребность в капитальных вложениях, полученную величину необходимо вычесть.  
 
Возможно применение скидки на низкую ликвидность.  
 
В некоторых случаях вносится поправка в виде премии за предоставляемые инвестору элементы контроля. Данная поправка обеспечивает универсальность метода компании-аналога, так как позволяет применять его для оценки контрольной доли собственного капитала. 
 
Сравнительный подход, несмотря на достаточную сложность и трудоемкость расчетов и анализа, является неотъемлемым приемом определения обоснованной рыночной стоимости. 
 
Результаты, полученные данным способом, имеют наиболее объективную рыночную основу, качество которой зависит от возможности привлечения широкого круга компаний-аналогов. 
 
Следовательно, основным фактором, сдерживающим применение в российской практике метода компании-аналога и метода сделок, является отсутствие достаточной и достоверной ценовой и финансовой информации по отечественным компаниям-аналогам.  
 

 
 

Список  используемой литературы

1. Х.АлексановД.С,  Кошелев В.М. Экономическая оценка  инвестиций.М. Колос-пресс, 2007.

2. Антикризисное  управление учебник под ред.  Э.М. Короткова. М. ИНФРА-М, 2006.

3. Булычева Г.В  Демшин В.В. Практические аспекты применения доходного подхода к оценке российских предприятий учеб. пособие. М. Финансовая академия, 2007.

4. Валдайцев  СВ. Оценка бизнеса и управление  стоимостью предприятия учеб. пособие.М. ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

5. ГрязноваА.Г  Федотова М.А Ленская С.А. и др. Оценка бизнеса учебник под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. М. Финансы и статистика, 2004.

6. Десмонд Г.М  Келли Р.Э. Руководство по оценке  бизнеса. М. РОО, 2003.

7. Есипов В.Е  Маховикова Г.А Терехова В.В.  Оценка бизнеса. СПб. Питер, 2005.

8. Федеральный закон от 29.07.2006 135-ФЗ Об оценочной деятельности в Российской Федерации .

9. Козырь Ю.В.  Стоимость компании оценка и  управленческие решения. М. Альфа-пресс, 2004.

10. Колайко Н.А  Севастьянов А.В Артеменко Т.В  Абдулаев Н.А. Стоимость предприятия Теоретические подходы и практика оценки учеб. пособие Высш. шк. приватизации и предпринимательства. М 2007.

11. Коупленд Т.  Стоимость компаний оценка и  управление Т. Коупленд, Т. Коллер, Дж. Муррин. 2-е изд. пер. с англ.М.  Олимп-Бизнес, 2006. Сер. Мастерство .


Информация о работе Сравнительный подход к оценке бизнеса