Налоги РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно- технического прогресса.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие налогов и их назначение…………………………………………....6
2 .Виды налогов. Анализ основных видов налогов…………………………..12
3. Основные функции налогов……...………………………………………….39
4. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ…..………………43
5. Принципы налогообложения………..………………………………………47
Заключение……..……………………………………………………………….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….51

Файлы: 1 файл

курсак фин и кредит 2.docx

— 82.48 Кб (Скачать)

жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения  и сооружения;

     Ставки  налога на строения, помещения и  сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в  зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и  по иным критериям. Ставки налога устанавливаются  в следующих пределах:

     Стоимость имущества. Ставка налога

До 300 тыс. рублей  До 0,1 процента

От 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей От 0,1 до 0,3 процента

Свыше 500 тыс. рублей  От 0,3 до 2,0 процента  

Раскладочные  и количественные налоги

     Раскладочные (репартиционные) налоги исходят  из  потребности  покрыть конкретный  расход  (например,   целевой   сбор   на   содержание   милиции, благоустройство  территории  и  другие   цели),   количественные   (долевые, квотативные) налоги  устанавливаются   из   возможности   налогоплательщика заплатить налог.

Закрепленные  и регулирующие налоги

     В зависимости от того закреплен ли налог на длительный период за каким- то конкретным бюджетом (бюджетами)  или  ежегодно  перераспределяется  между бюджетами  с  целью  покрыть  дефицит,  налоги  делятся  на  закрепленные  и регулирующие соответственно.

Общие и целевые налоги

     Целевые налоги могут вводиться по ряду причин.

     Во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик  с  большей готовностью уплачивает налог,  в  чьей  пользе  он  непосредственно  уверен. Однако,  такие налоги  побуждают каждого контролировать   государственные органы, расходующие уплаченные налогоплательщиками суммы. 

     Во-вторых, целевые налоги придают  большую  независимость  конкретному государственному органу.

     В-третьих,  целевой  характер  налога  может  оправдываться  тем,  что необходимость определенных затрат вызвана получением определенных доходов.

      Анализ  основных видов налогов

     Подоходные  налоги. Практика подоходного налогообложения  различает валовой доход, вычеты и облагаемый доход. Валовой доход - это общая сумма доходов, полученных из различных источников. Законодательно из валового дохода разрешается вычесть  производственные, транспортные, командировочные, рекламные издержки. Кроме того, к вычетам относятся различные налоговые льготы - необлагаемый минимум (определенная величина дохода, свободная от налога), скидка с дохода лиц, имеющих на иждивении детей (в РФ - каждому из родителей на всех детей, находящихся на иждивении), для инвалидов, льготы предприятиям, фирмам в виде ускоренной амортизации, освобождения от налогов сумм, направленных на благотворительные цели и т.п.

     Таким образом, Облагаемый доход = Валовой доход - Вычеты

     При подоходном налогообложении чрезвычайно  важно рассчитать оптимальные ставки налогов. Если ставки чрезмерно высоки, то подрывается стимул к нововведениям, рискованным проектам, в высоких  ставках налога таится опасность  снижения трудовой активности людей.

     Американские  эксперты во главе с профессором  Лаффером теоретически доказали, что при ставке подоходного налога более 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом.

     Трудно  рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу налогообложения  доходов. Она должна быть откорректирована на практике. Немаловажное значение в  оценке её справедливости имеют национальные, психологические и культурные факторы. Американцы, например, считают, что  при такой шкале налогообложения, которая существует в Швеции - 75% , в США никто не стал бы вкладывать капитал в производство. Так, рост производственной активности в США после налоговой реформы 1986 года в значительной степени был связан со снижением предельных ставок налогообложения.

     Высшая  ставка налога должна находиться в  пределах 50 - 70% налога.

     В подоходном налогообложении различают  подоходный налог с населения  и подоходный налог с предприятий, организаций корпораций.

     Подоходный  налог с населения относится  к прямым, в большинстве стран прогрессивным налогом.

     Действующие системы личного подоходного  налогообложения несколько сглаживают неравенство в доходах после  вычета налогов.

     Подоходный  налог (налог на прибыль) предприятий, объединений, организаций, корпораций и т.д. Подоходным налогом облагается балансовая прибыль. Ставки налогообложения  устанавливаются законодательным  путем.

    В США налогообложение  прибыли корпораций регулируется Законом  о налоговой реформе 1986 г. В соответствии с этим законом существенно снижена  максимальная ставка налога на прибыль  корпораций и уменьшена степень  прогрессивности налогообложения. Максимальная ставка понизилась с июля 1987 г. с 46% до 40%, а с июля 1988 г. - до 34%.

     Вместо  четырехразрядной шкалы ставок на доходы до 100 тыс. долл., действовавшей ранее, с 1988 г. вводятся лишь две ставки - в 15% на первые 50 тыс. долл. и 25% на следующие 25 тыс. долл. Сверх этой суммы действует  максимальная ставка - 34%. Эти изменения  уменьшили объем выплачиваемых  корпорациями налогов за 1987-1991 гг. на 116.7 млрд. долл.

     Реформой 1986 г. сохранен ряд важных налоговых  преференций корпорациям, но отменена, например, социальная налоговая льгота на новые инвестиции, действующая  в той или иной форме почти  во всех развитых капиталистических  странах.

     Акцизы - вид косвенных налогов, аналогичный  налогу с продаж, но распространяется на избранные товары (сигареты, спиртные напитки, косметика, услуги по путешествиям, на театральные билеты и т.д.).

     Налог на добавленную стоимость. Впервые  введен во Франции в 1954 г. Используется в США, Великобритании и др. Налог  на добавленную стоимость взимается  с разницы между отпускной  ценой и издержками производства до данной стадии движения товара, таким  образом, в исчислении продажной  цены исключается так называемый “двойной счет”. Добавленная стоимость  включает заработную плату, амортизационные  отчисления, процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергию, рекламу, транспорт.

     Многие  страны используют НДС в качестве важного источника дохода. Следует  отметить, что НДС сдерживает потребление. Можно избежать уплаты НДС, направляя  большую часть средств в сбережения, а не на потребление. Известно также, что сбережения (средства высвобождаемые из потребления) будут высвобождать ресурсы из производства потребительских товаров и, таким образом, сделают их доступными для производства товаров производственного назначения.

     С 1992 года в РФ, вместо налога с оборота, введен налог на добавленную стоимость, который составлял 28% , а с 1993 года он равен 20% от стоимости реализованных  товаров и услуг.

     В 1994 году, кроме налога на добавленную  стоимость, введен специальный налог  с предприятий, учреждений, организаций  для финансовой поддержки и обеспечения  устойчивой работы предприятий важнейших отраслей в размере 3% от налогооблагаемой базы, установленной для налога на добавленную стоимость. 
3.Основные функции налогов. 

     Налоги  выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую  и контролирующую.

     Фискальная  функция — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счет налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

     Распределительная (социальная) функция налогообложения  — состоит в перераспределении  общественных доходов(происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

     Регулирующая  функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых  механизмов тех или иных задач  экономической политики государства. По мнению выдающегося английского  экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

     Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или  иных экономических процессов.

     Она реализуется через систему льгот  и освобождений. Нынешняя система  налогообложения предоставляет  широкий набор налоговых льгот  малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные  вложения в производство и благотворительную  деятельность, и т. д.

     Дестимулирующая функция налогообложения — Направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Налоговая нагрузка, налоговое  бремя

     Под фактической налоговой нагрузкой  на экономику понимают долю реально  выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны. Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая налоговая нагрузка (доходившая в Швеции до 60 % ВВП в отдельные годы). Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где налоговая нагрузка относительно невысока. В России налоговая нагрузка составляет около 55 %[источник не указан 597 дней], что немного ниже среднего уровня развитых стран (выше, чем в США, но ниже чем в Германии).

     Различают фактическую и номинальную налоговую  нагрузку. Номинальная налоговая  нагрузка — доля обязательных платежей в ВВП, которую налогоплательщики  должны выплатить в случае полного  выполнения ими налогового законодательства. Разница между номинальной и  фактической нагрузкой характеризует  степень уклонения от налогов. Чем  выше номинальная нагрузка — тем  выше уклонение. При превышении номинальной  нагрузки определённого уровня уклонение  становится массовым и фактическая  нагрузка снижается. Точка, в которой  фактическая нагрузка максимальна, называется точкой Лаффера. Считается, что номинальная налоговая нагрузка должна быть несколько ниже точки Лаффера, так как более высокие значения вынуждают налогоплательщиков нарушать налоговое законодательство[источник не указан 203 дня].

Влияние налогов на экономику

     Государство может устанавливать налоги по разным причинам: от перераспределения доходов населения до устранения внешних экономических эффектов. Воздействие налогов можно рассматривать как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях. 

С точки зрения микроэкономики

     Налоги  рассматриваются фирмами как  очередные затраты на дополнительную единицу продукции. Таким образом, фирмы сокращают предложение  своих товаров и услуг, что, в  свою очередь, ведет к повышению  цен на продукцию и, соответственно, снижению объема ее производства (количество товара становится меньше). При этом, налоговое бремя распределяется между покупателями и продавцами. Само распределение налога между производителем и потребителем в экономической теории зависит от ценовой эластичности спроса на товар или услугу.

     Если  спрос эластичен, тогда, при прочих равных условиях, большую часть налога платят производители.

     Если  же спрос не эластичен, то, при прочих равных условиях, потребители платят большую часть налогового бремени.

С точки зрения макроэкономики

     Снижение  налогов стимулирует рост как совокупного спроса, так и совокупного предложения.

     Чем меньше налогов нужно платить, тем  больше располагаемого дохода у домохозяйств для потребления. Таким образом, растет совокупное потребление, а следовательно, и совокупный спрос. Поэтому, правительства снижают налоги, когда проводят стимулирующую экономическую политику, то есть когда целью государства является вывести страну из дна экономического цикла. Соответственно, сдерживающая экономическая политика подразумевает повышение налогов, с целью устранения «перегрева экономики».

     Фирмы воспринимают повышение налогов  как дополнительные издержки, что  приводит к тому, что они сокращают предложение своего товара. В общем, сокращение предложений фирм ведет к сокращению совокупного предложения. Таким образом, размер налога обратно пропорционален величине совокупного предложения. Зависимость между внедрением налогов и состоянием совокупного предложения подробно описал в своих работах экономический советник Президента США Рональда Рейгана Артур Лаффер, ставший основателем теории «экономики предложения» («supply-side economics»). 

Упоминания  о налогах в  искусстве

     В советском мультипликационном фильме Чиполлино принц Лимон сообщил о том, что после введения налога на воздух, жители этого сказочного города стали меньше дышать. Поэтому он приказывает ввести еще налог на осадки. Налоговая ставка равняется: за обыкновенный дождь — 100 лир, за проливной дождь — 200 лир, дождь с громом и молнией — 300 лир. 
 

Информация о работе Налоги РФ