Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:33, курсовая работа
Целью моей работы является анализ современной системы управления муниципальными финансами в РФ на примере г.о. Самара.
В работе мною поставлены следующие задачи:
1. изучение нормативно-правовой базы, которая регулирует муниципальное управление, а также научную и учебную литературу по данному вопросу;
2. изучение практики использования административно-распорядительных метода муниципального управления.
3. по результатам исследования сделать выводы.
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы организации муниципальных финансов…6
1.1. Сущность и роль муниципальных финансов в финансовой системе Российской Федерации……………………………………………………….6
1.2. Местный бюджет, как основа финансов муниципальных образований12
Глава II. Анализ современной системы управления муниципальными финансами в РФ на примере г.о. Самара…………………………………….17
2.1. Формирование и использование финансовых ресурсов в г.о. Самара..17
2.2. Проблемы и пути совершенствования управления финансами г.о. Самара…………………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………….27
Список используемой литературы…………………………………………...30
Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами власти, органами государственной власти субъекта РФ. В доходной и расходной частях местных бюджетов предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, полномочий субъектов РФ.
Местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
Если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование средств производится по соответствующим статьям истекшего финансового года ежемесячно в размере 1/12 суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.
Контроль за исполнением местного бюджета осуществляется представительными органами.
Итак, местный бюджет является механизмом социального управления территорией, поскольку устанавливает взаимосвязь между организациями плательщиками в бюджет и организациями-получателями средств в муниципальном образовании, принимает активное участие в межотраслевом перераспределении денежных средств.
Исходя из актуальности
вышеизложенного материала в
следующей главе будет
Глава II. Анализ современной системы управления муниципальными финансами в РФ на примере г.о. Самара
2.1. Формирование и использование финансовых ресурсов в г.о. Самара
Анализ формирования и исполнения финансовых ресурсов городского округа Самара целесообразно провести, опираясь на данные приведенные в отчетах по исполнению бюджетов г.о. Самара за 2009 - 2011 года.
Таблица 1. Общие показатели бюджета г.о. Самара за 2009-2011 гг. (млн. руб.)
Показатели / Год |
2009 (факт.) |
2010 (факт.) |
2011 (план.) |
Доходная часть |
12 913, 62 |
11 861, 12 |
12 819, 57 |
Расходная часть |
14 571, 05 |
13 164, 17 |
14 041, 14 |
Дефицит |
1 657, 38 |
1 463, 19 |
1 221, 57 |
В таблице 1 представлены плановые показатели доходных и расходных частей бюджета г.о. Самара. Доходы бюджета на 2011 г. были запланированы в размере 12 913,62 млн. руб., что 8,75 % больше чем в предыдущем году, но меньше чем в 2009 на 0,73%.
Аналогично доходной части бюджета Самары в 2011 году возросли плановые показатели расходной части на 6,25% по отношению к 2010 году и составили 14 041,14 млн. рублей. Однако не превысили показатели 2009 года.
По итогам сравнительного анализа можно сделать вывод, что бюджет города за последние 3 года является дефицитным, однако с каждым годом наблюдается сокращение дефицитности бюджета в связи со стабилизацией экономического положения в г.о. Самара после кризиса. Так дефицит в 2011 году составил 1 221,57 млн. руб., что на 35,68% меньше чем в 2009 г. и на 19,78% меньше дефицита в 2010 г.
В таблице 2 предоставлены показатели структуры доходов бюджета г.о. Самара.
Таблица 2. Доходы бюджета г.о. Самара по видам (млн. руб.)
Наименование показателя |
Исполнено |
Исполнено |
Утверждено |
Общая сумма доходов |
12 913,62 |
11 861,12 |
12 819,57 |
Налоги на доходы физических лиц |
5 991,33 |
5 796,75 |
5 920,34 |
Налоги на совокупный доход |
822,32 |
716,96 |
794,22 |
Налоги на имущество |
2 099,84 |
1 801,37 |
1 984,65 |
Государственная пошлина |
353,45 |
361,66 |
368,32 |
Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности |
909,12 |
958,52 |
994,47 |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
29,60 |
30,32 |
32,14 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
227,00 |
254,60 |
269,32 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
326,15 |
348,17 |
373,91 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
270,44 |
288,38 |
290,76 |
Безвозмездные поступления |
1 917,84 |
1 622,32 |
1 928,42 |
Как видно из таблицы 2 основными доходными источниками бюджета городского округа Самара являются налоги на доходы физических лиц, их доля в общей структуре в 2009 составила 46,39%, в 2010 – 48,86. Из таблицы наблюдается также незначительная динамика его снижения в 2010 году на 3,25%.
Вторым по значимости
источником доходов является налог
на имущество, доля доходов по данному
виду в общей структуре равна
15,83%. Для данного источника также
наблюдается тенденция
Безвозмездные
поступления из бюджетов других уровней
бюджетной системы также
Безвозмездные поступления в бюджет г.о. Самара были привлечены в результате заключения городским округом Самара соглашений с отраслевыми министерствами Самарской области на реализацию переданных государственных полномочий, субсидий на решение вопросов местного значения. Основными направлениями, на которые были направлены полученные финансовые ресурсы, стали: обеспечение жильем различных категорий граждан, мероприятия в области социальной политики, мероприятия в области здравоохранения, капитальный ремонт многоквартирных домов, капитальный ремонт и содержание улично-дорожной сети.
Таким образом, сокращение по вышерассмотренным видам доходных источников следует связывать с последствиями экономического кризиса, однако по показателям 2011 года видно, что объем доходов по этим источникам возвращается к докризисным показателям и в дальнейшем ожидается динамика его роста.
Таблица 3. Эффективность исполнения доходных поступлений в бюджет г.о. Самара (млн. рублей)
Виды доходов / год |
Утверждено в 2009 |
Исполнено в 2009 |
Утверждено в 2010 |
Исполнено в 2010 |
Налоговые |
9724,32 |
9566,98 |
9582,17 |
9378,56 |
Неналоговые |
3244,45 |
3379,12 |
3129,55 |
3183,61 |
Как видно из таблицы 3 фактические показатели поступлений от налоговых доходных источников ниже плановых, так в 2009 году разница составила 157,34 млн. рублей или 1,65%, в 2010 – 203,61 млн. рублей или 2,17%. Неналоговые поступления наоборот превышаю плановые показатели. Таким образом, налицо проблема низкой собираемости налогов.
Стоит отметить, что при снижении основных доходных источников Администрацией городского округа Самара проделана работа для увеличения доходов по источникам указанным в таблице 3.
Таблица 4. Увеличение поступлений в бюджет г.о. Самара по доходным источникам за 2009 – 2011 гг.
Виды источников |
Прирост за период с 2009 по 2011 | |
В абсолютном выражении (млн. руб.) |
В процентном выражении | |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
47,76 |
16,64% |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
42,32 |
18,66% |
Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности |
85,35 |
9,38% |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
2,54 |
8,5% |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
20,32 |
7,51% |
Что же касается расходной части бюджета г.о. Самара, то ее структура предоставлена в таблице 5.
Таблица 5. Структура расходов бюджета г.о. Самара (млн. рублей)
Наименование показателя / год |
2009 |
2010 | ||
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено | |
Общегосударственные вопросы |
1479,55 |
1411,19 |
1302,43 |
1329,30 |
Образование |
4183,21 |
4225,54 |
3912,34 |
4003,60 |
Здравоохранение |
1890,16 |
1748,23 |
2098,22 |
2156,51 |
Национальная экономика |
1701,21 |
1615,29 |
1420,07 |
1405,59 |
Социальная политика |
220,15 |
221,58 |
197,97 |
199,40 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
235,29 |
236,08 |
241,02 |
242,31 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
3814,47 |
3788,61 |
3620,99 |
3636,47 |
Охрана окружающей среды |
309,36 |
328,17 |
290,77 |
294,60 |
Культура, кинематография, СМИ |
262,91 |
263,02 |
241,10 |
238,50 |
Защита от чрезвычайных ситуаций, гражданская оборона |
440,60 |
441,73 |
416,20 |
416,50 |
Национальная оборона |
199,20 |
201,49 |
179,80 |
180,70 |
Другие расходы |
258,44 |
251,38 |
245,30 |
242,40 |
Всего расходов |
14996,23 |
14 571,95 |
13645,56 |
13919,77 |
Как видно из таблицы 5 в структуре расходов бюджетов г.о. Самара за 2009-2010 гг. наиболее затратными стали следующие направления:
В 2010 году по отношению к 2009 наблюдается сокращение расходов практически по всем направлениям. Так, например, сокращение по статье «Образование» составило 179,61 млн. рублей или 4,5%, по статье «ЖКХ» – 178,27 млн. рублей.
Рост расходов наблюдается только по двум направлениям:
Исполнение бюджета в 2010 году также было направлено на погашение кредиторской задолженности, так по состоянию на 01.01.2011 года данный показатель составил 258,9 млн. рублей, а по состоянию на 01.01.2010 года – 496,17 млн. рублей. Сокращение кредиторской задолженности объясняется тем, что получателями бюджетных средств была проведена работа по постановке на учет бюджетных обязательств и оплате по ним.
Таким образом, можно сделать выводы, что за наблюдаемый период (2009-2011гг.) бюджеты г.о. Самара формировались и были исполнены в условиях, когда экономика городского округа преодолевала последствия экономического кризиса.
2.2. Проблемы и пути совершенствования управления финансами г.о. Самара
Проведенный анализ формирования и исполнения финансовых ресурсов г.о. Самара позволил выявить существующие проблемы в эффективности управления финансами г.о. Самара, об этом свидетельствует дефицитность бюджета городского округа, а также постоянное вливание средств из вышестоящих бюджетов, в частности из областного.
Необходимо отметить, что недостаточность финансовой базы функционирования местной власти в г.о. Самара является широко распространенным явлением на территории Российской Федерации. Связано это с тем, что налоги разделены на федеральные, региональные и местные. Причем, чем выше уровень управления, тем надежнее источники налоговых поступлений. За муниципалитетами же закреплены наименее собираемые налоги с малым потенциалом сборов. В результате игнорируется принцип демократизации межбюджетных отношений, без чего невозможна децентрализация управления.
Информация о работе Муниципальные финансы в Российской Федерации