Муниципальные финансы в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является анализ современной системы управления муниципальными финансами в РФ на примере г.о. Самара.
В работе мною поставлены следующие задачи:
1. изучение нормативно-правовой базы, которая регулирует муниципальное управление, а также научную и учебную литературу по данному вопросу;
2. изучение практики использования административно-распорядительных метода муниципального управления.
3. по результатам исследования сделать выводы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы организации муниципальных финансов…6
1.1. Сущность и роль муниципальных финансов в финансовой системе Российской Федерации……………………………………………………….6
1.2. Местный бюджет, как основа финансов муниципальных образований12
Глава II. Анализ современной системы управления муниципальными финансами в РФ на примере г.о. Самара…………………………………….17
2.1. Формирование и использование финансовых ресурсов в г.о. Самара..17
2.2. Проблемы и пути совершенствования управления финансами г.о. Самара…………………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………….27
Список используемой литературы…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Оригинал.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

Повышению эффективности межбюджетных отношений будет способствовать объединение налоговых интересов всех уровней власти. Подобное совмещение вектора интересов приведет к тому, что вышестоящие органы власти будут заинтересованы в успехе нижестоящих и наоборот. Из этого следует, что одним из главных направлений по совершенствованию управления финансами г.о. Самара должно стать развитие межбюджетных отношений.

Однако сложившаяся  в России действительность  все  больше наталкивает на мнение, к  которому придерживаются многие эксперты, что  проблема необеспеченности муниципальных  бюджетов, включая бюджет г.о. Самара, может быть решена только при передаче части налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных образований, а также в укреплении налоговой базы бюджетов муниципальных образований по земельному налогу путем усиления взаимодействия между регистрирующими и налоговыми органами, проверке и уточнении государственного земельного кадастра.

Также на сегодняшний  день в г.о. Самара очевидна проблема низкой собираемости налогов. Одной из важнейших причин низкой собираемости налогов является слабая налоговая дисциплина налогоплательщиков, вызванная множеством причин как объективного, так и субъективного характера. В проблеме собираемости налогов следует различать факторы, которые вызваны воспроизводимой кризисной ситуацией, и факторы, связанные с поведенческими мотивами налогоплательщиков. Снижение собираемости налогов порождаются кризисом реальной экономики, что ставит под удар  исполнение бюджета  городского округа.

Следующая проблема в  управлении финансами г.о. Самара –  это контроль за эффективным использованием средств бюджета. В настоящее время она является одной из основных задач совершенствования муниципального управления финансами. Это, прежде всего, связано со значительным увеличением объемов и разнообразием форм использования бюджетного финансирования и укреплением демократических основ местного самоуправления.

Муниципальный финансовый контроль базируется на реализации контрольной функции финансов и функции управления на основе единства государственных финансов и единства бюджетной системы Российской Федерации; имеет общие цели, задачи, функции и принципы организации, свойственные государственному финансовому контролю.

Отсутствие единой для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации правовой, организационной и методической базы государственного (муниципального) финансового контроля сдерживает его развитие, препятствует эффективному выполнению задач и функций органом внешнего финансового контроля.

В целях обеспечения  действенности и эффективности  предложенной системы муниципального финансового контроля необходима реформа системы правового регулирования ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. В частности, необходимо увязать все основания применения мер принуждения с конкретными бюджетно-правовыми мерами принуждения и установить отсылку к применению административно-правовых мер принуждения, уточнить перечень мер принуждения, применяемых к  нарушителям бюджетного законодательства и установить административные наказания за все нарушения бюджетного законодательства.

В итоге следует сказать, что оптимизация управления финансами  г.о. Самара может быть достигнута с  помощью следующих мероприятий:

  • принятие мер по мобилизации доходов в бюджет городского округа, в первую очередь решение проблемы собираемости налогов;
  • усиление механизмов финансового администрирования, повышение сбалансированности бюджета;
  • обеспечение режима экономного и рационального использования бюджетных средств, оптимизация расходов на содержание органов местного самоуправления;
  • инвентаризация, анализ финансового обеспечения и оптимизация публичных обязательств;
  • ответственный подход к принятию новых расходных обязательств;
  • повышение качества бюджетного планирования, отказ от второстепенных и менее значимых расходов;
  • ограничение внешних заимствований, уменьшение дефицита бюджета.

Реализация  выше  предложенных  рекомендаций  будет способствовать  сбалансированности  объемов финансовых ресурсов, сформированных с помощью  налогов с их расходами,  что  обеспечит  условия  для  удовлетворения потребностей городского округа Самара, а следовательно, более полную реализацию его экономических интересов.

В итоге необходимо отметить, что недостаточность финансовой базы функционирования местной власти является широко распространенным явлением на территории нашей страны. В этих целях целесообразно осуществить следующий комплекс изменений бюджетно-налоговой системы.

Усилить роль местных  налогов в формировании доходной части бюджетов муниципальных образований. Практически консенсусным сегодня является предложение о введении местного налога на недвижимость, закрепленного за поселениями и городскими округами, при условии установления системы налоговых вычетов в целях сохранения налогового бремени в отношении малообеспеченных граждан.

Необходимо вернуться  к обсуждению вопроса о степени самостоятельности муниципальных образования в части регулирования местных налогов; рассмотреть вопрос о возможности передачи местным администрациям части полномочий по их администрированию.

Возможно рассмотрение вопроса о придании статуса местных некоторым другим налогам (например, транспортному).

Транспортный налог  наиболее часто упоминался на проведенных Институтом современного развития экспертных группах в регионах на предмет передачи его полностью или частью в местный бюджет. Представляется логичными 3 варианта переопределения судьбы этого налога:

  • предоставления ему статуса местного налога поселений и городских округов, чему способствует и его поимущественный характер, и тот общеизвестный факт, что основной километраж автомобили наезжают в рамках населенного пункта, где проживает их владелец;
  • полного перечисления поселениям  и городским округам поступлений от этого налога со стороны физических лиц, учитывая то, что автотранспорт организаций обычно имеет более широкий диапазон разъездов;
  • распределение налога между всеми уровнями публичной власти (кроме федеральной), за которыми закреплено управление дорогами (регион, район, поселение), примерно пропорционально километражу их дорог.

Учитывая, что даже реализация обозначенных выше предложений не исключает наличия финансово несамодостаточных городских округов, а также крупных и с высокой плотностью населения районов и поселений, в формуле выравнивания бюджетной обеспеченности необходимо учесть проявления эффекта масштаба.

Кроме того, заслуживает рассмотрения  вопрос о нормировании федеральным законодательством минимальной доли консолидированных местных бюджетов в общем объеме консолидированного регионального бюджета, а также доли субсидий в общем объеме межбюджетных трансфертов.

Рассмотренный комплекс мероприятий, как представляется, способен повысить уровень фискальной автономии муниципальных образований, укрепить их доходную базу и обеспечить рост эффективности бюджетных расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
          Резюмируя данную работу, можно сделать следующие выводы: 
проанализировав бюджет городского округа Самара, можно отметить, что бюджет г.о. Самара на данный момент является дефицитным, однако за последние три года наблюдается рост доходной части и сокращение дефицитности бюджета во многом благодаря межбюджетным отношениям с региональной властью.

Подводя итоги проведенного анализа, необходимо сделать вывод  о том, что в расходной части бюджета преобладают расходы на ЖКХ и благоустройство, значительна доля расходов на содержание органов муниципального управления. В связи с ростом бюджетного дефицита необходимо принять меры по минимизации расходов, направленных на обеспечение деятельности местных органов власти.

Основными проблемами, препятствующие эффективному управлению муниципальными финансами на территории г.о. Самара являются:

– низкая собираемость налогов;

– слабая эффективность  межбюджетных отношений;

– проблемы финансового  контроля;

– неэффективность финансового  планирования и др.

Оптимизация управления финансами г.о. Самара может быть достигнута с помощью следующих мероприятий:

  • принятие мер по мобилизации доходов в бюджет городского округа, в первую очередь решение проблемы собираемости налогов;
  • усиление механизмов финансового администрирования, повышение сбалансированности бюджета;
  • обеспечение режима экономного и рационального использования бюджетных средств, оптимизация расходов на содержание органов местного самоуправления;
  • инвентаризация, анализ финансового обеспечения и оптимизация публичных обязательств;
  • ответственный подход к принятию новых расходных обязательств;
  • повышение качества бюджетного планирования, отказ от второстепенных и менее значимых расходов;
  • ограничение внешних заимствований, уменьшение дефицита бюджета.

Таким образом, главной задачей перед органами муниципального управления в г.о. Самара является обеспечение сбалансированности бюджета в процессе исполнения, в частности повышение результативности бюджетных расходов и оптимизация управления бюджетными средствами.

Формирование городского бюджета ежегодно осуществляется на основании постановления Главы города, с учетом мнения отраслевых комитетов, управлений и служб администрации города, глав администраций районов города. Нормативно-правовую базу этого процесса составляют положения Бюджетного кодекса РФ, закон субъекта РФ «Об областном бюджете», положение «О бюджетном процессе в городе», Устав муниципального образования.

Ежегодно рассматривая бюджет, район сталкивается с острыми проблемами, связанными с межбюджетными отношениями, в первую очередь, с распределением налогов, расходов и расходных полномочий между всеми уровнями бюджетной системы.

Методика распределения  доходов между субъектами Федерации  по остаточному принципу даже при  росте объемов собираемых в области  налогов, обеспечит финансирование основных отраслей социально-культурной сферы, жилищно-коммунального хозяйства в 2005 г. не более чем на 53 % к потребности, на 13-21 % - по основным федеральным законам о социальной защите ветеранов, инвалидов, военнослужащих и других категорий.

Анализ существующих направлений оказания финансовой помощи бюджетам муниципальных образований показывает, что большая часть субъектов Российской Федерации слабо использует механизмы новых прогрессивных технологий, продолжая распределять финансовую помощь муниципальным образованиям, исходя из оценок бюджетных доходов и бюджетных потребностей муниципальных образований на планируемый год.

В связи с этим мы считаем, что необходимо отметить недостаточность финансовой базы функционирования местной власти является широко распространенным явлением на территории Российской Федерации. В этих целях целесообразно осуществить комплекс изменений бюджетно-налоговой системы.

Среди новых направлений  особо следует выделить положительную  роль, которую играет применение конкурсных процедур при отборе муниципальных образований для получения дополнительной финансовой помощи, нацеленной на экономический рост, через фонды реформирования (оздоровления) муниципальных финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.06.2011).
  2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  3. Положение «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе городского округа Самара», утвержденное решением Думы городского округа Самара от 27.12.2007 г. № 516.
  4. Решение Думы г.о. Самара № 828 от 08 декабря 2009 года «О бюджете городского округа Самара Самарской области» на 2010 год.
  5. Решение Думы г.о. Самара №50 от 07 декабря 2010 года «О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2011 год».
  6. Отчет Главы городского округа Самара перед Думой городского округа Самара за 2009 год // http://www.city.samara.ru/node/11083.
  7. Отчет Главы городского округа Самара перед Думой городского округа Самара за 2010 год // http://www.city.samara.ru/node/11543.
  8. Агапова Т.А. Современная финансовая система РФ // Государство и право. – №6, 2008.
  9. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов.– М.: «Юнити-Дана», 2009.
  10. Баранова Л.Г. Бюджетный  процесс  в    Российской  Федерации. – М.: «ИНФРА-М», 2008.
  11. Боровикова Е.В. Управление муниципальными финансами  // Финансовый менеджмент. – №5, 2009.
  12. Володина, А.Ю. Об эффективности управления государственными и муниципальными финансами // Финансовые исследования. – № 13, 2008.
  13. Зотов В. Б.  Система муниципального управления: Учебник для вузов. – СПб.: «Лидер», 2009.
  14. Каплина А.В. Приоритетные направления реформирования муниципальных финансов // Финансовые исследования. – № 22, 2009.
  15. Лебеденко Е.Ю. Проблемы финансового контроля на уровне муниципального образования // Государство и право. –  № 6, 2009.
  16. Маркина Е. В. Финансы: Учебник – М.: «Финансы и статистика», 2008.
  17. Поляк Г.Б., Государственные и муниципальные финансы. – М.: «Юнити-Дана», 2009.
  18. Сидорина И.Ф. Финансы муниципальных образований в современных условиях развития бюджетной системы России // Наука и экономика. 2010. №1.
  19. Славгородская М., Летунова Т., Хрусталев А. Анализ финансовых аспектов реализации реформы местного самоуправления. М.: 2008.
  20. Уткин В.А. Межбюджетные отношения в России: проблемы и перспективы развития // Государство и право. – № 4, 2010.

Информация о работе Муниципальные финансы в Российской Федерации