Муниципальные финансы в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является анализ современной системы управления муниципальными финансами в РФ на примере г.о. Самара.
В работе мною поставлены следующие задачи:
1. изучение нормативно-правовой базы, которая регулирует муниципальное управление, а также научную и учебную литературу по данному вопросу;
2. изучение практики использования административно-распорядительных метода муниципального управления.
3. по результатам исследования сделать выводы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы организации муниципальных финансов…6
1.1. Сущность и роль муниципальных финансов в финансовой системе Российской Федерации……………………………………………………….6
1.2. Местный бюджет, как основа финансов муниципальных образований12
Глава II. Анализ современной системы управления муниципальными финансами в РФ на примере г.о. Самара…………………………………….17
2.1. Формирование и использование финансовых ресурсов в г.о. Самара..17
2.2. Проблемы и пути совершенствования управления финансами г.о. Самара…………………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………….27
Список используемой литературы…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Оригинал.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАПНИЯ

«Международный  институт рынка»

 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВОВОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

 

 

 

дисциплина «Государственные и муниципальные финансы»

 

Курсовая работа

на тему:

 

 «Муниципальные финансы в Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           Выполнил:

                                                                                                     студент 5 курса

                                                                                           группы  52

                                                                                                Чеданов  Д. С.

                                  

                                                                                                      Проверил:

                                                                                               Кравченко О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2012

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

3

Глава I. Теоретические основы организации муниципальных финансов…

6

1.1. Сущность и роль муниципальных финансов в финансовой системе Российской Федерации……………………………………………………….

6

1.2. Местный бюджет, как основа финансов муниципальных образований

12

Глава II. Анализ современной системы управления муниципальными финансами в РФ на примере г.о. Самара…………………………………….

17

2.1. Формирование и использование финансовых ресурсов в г.о. Самара..

17

2.2. Проблемы и пути совершенствования управления финансами г.о. Самара…………………………………………………………………………

22

Заключение…………………………………………………………………….

27

Список используемой литературы…………………………………………...

30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В XX столетии во всем мире ускорился процесс развития           демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательным компонентом демократического государственного строя является местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения возложенных на них функций территориальные представительные и исполнительные органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориалъные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты (в Российской Федерации — это бюджеты субъектов РФ и бюджеты МО, т.е бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей. Местные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.

Таким образом, территориальные  финансы — это система экономических  отношений, посредством которой  распределяется и перераспределяется национальный доход; фонд денежных средств, используемых на экономическое и  социальное развитие территорий.

Переход от административно-командных  методов управления к рыночным методам  хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы  России и ее основного звена —  бюджетной системы. В настоящее  время новая бюджетная система  России находится в стадии становления, отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенции между федеральным и территориальными уровнями власти.

Существует серьезное  отставание теоретических разработок в области государственных финансов от условий их практического применения в современной России. Естественно, что это вызывает и чисто практические трудности, возникающие в ходе осуществления бюджетного процесса в принципиально новых для России условиях.

Тема местного сообщества и государства в последнее время становится все более актуальной, что связано, прежде всего, с формированием в России необходимых условий для структурирования населения страны в систему местных сообществ. В связи с этим, чрезвычайно актуальна задача выстраивания отношений между локальными социумами (местными сообществами) и государством:

Необходимым условием обеспечения  устойчивости государственного строя  является наличие в политической системе государства института  местного самоуправления.

Сложная социально-экономическая обстановка в России по сути является следствием именно длительного отсутствия в стране института местного самоуправления.

Становление местного самоуправления без участия и поддержки государства  практически невозможно (в силу отсутствия у местных сообществ необходимого опыта в решении вопросов местного значения). Поэтому государство в собственных интересах обязано обеспечить необходимую поддержку процесса становления и развития местного самоуправления и, прежде всего, в решении вопроса подготовки кадров для местного самоуправления.

Одной из основных задач  государства является выработка  идеологии (концепции) государственного строительства, в которой реально  обеспечиваются гарантии местного самоуправления

Актуальность темы настоящей работы связана с   проблемой  связанной с формированием и использованием бюджетов всех уровней, во многом обеспечивает снятие социальной напряженности в стране.

Предметом работы является роль муниципальных финансов в финансовой системе Российской Федерации, объектом – муниципальное управление.

Целью моей работы является анализ современной системы управления муниципальными финансами в РФ на примере г.о. Самара.

В работе мною поставлены следующие задачи:

1. изучение нормативно-правовой базы, которая регулирует муниципальное управление, а также научную и учебную литературу по данному вопросу;

2. изучение практики  использования административно-распорядительных  метода муниципального управления.

3.     по результатам  исследования сделать выводы.

При проведении исследования использовались такие методы как исторический, сравнительный, социологический, статистический и другие 
         Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключения и использованной литературы.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов.

В главе второй рассмотрены  содержание и современные методы  муниципального управления  на примере г.о.Самара. Отмечена эффективность  муниципального управления.

В результате работы был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме.

Источниками информации для написания работы послужили нормативно-правовые документы, периодические издания, учебная литература.

 

Глава I. Теоретические основы организации муниципальных финансов

 

1.1. Сущность и роль муниципальных финансов в финансовой системе Российской Федерации

 

 

В последние десятилетия  во многих государствах наблюдается  регионизация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов  переходят от центральных уровней  государственной власти к местным. В связи с этим роль муниципальных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Величина муниципальных финансов растет, и во многих странах это превалирующая часть финансовых ресурсов государства.

Через муниципальные  финансы государство активно  проводит социальную политику. На основе предоставления местным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств местных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

С помощью муниципальных  финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом местным бюджетам выделяются отчисления от определенных налогов, а также субвенции, дотации, субсидии т. е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих: бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, образования, культуры, дорожное строительство, содержание коммунальные объекты и др.).

Принципы организации  местных финансов:

* самостоятельность; 

* сбалансированность;

* государственная финансовая поддержка (целевая и нецелевая финансовая помощь из федерального бюджета);

* прозрачность;

* гласность. 

Главным направлением использования  муниципальных финансов является финансовое обеспечение социальной и, частично, производственной инфраструктуры. Кроме  бюджетных ассигнований, для этого привлекаются и средства субъектов хозяйствования (предприятий, организаций).

На современном этапе  в РФ неуклонно повышается роль региональных органов власти в хозяйственном  и культурном строительстве. Они  получили большие права в области руководства жилищным строительством, коммунальным хозяйством, народным образованием, здравоохранением, проводят мероприятия по благоустройству сел и городов, организуют работу в области дорожного строительства.

Муниципальные финансы  можно охарактеризовать и как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятия, организации).1

Средства субъектов  хозяйствования — также составная  часть муниципальных финансов. К  таким средствам относятся:

1) финансовые ресурсы  предприятий, находящиеся в муниципальной  собственности (как правило, это  коммунальные предприятия);

2) финансовые ресурсы  предприятий, фирм, организаций,                    используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. Субъекты хозяйствования для социальной поддержки своих работников строят и приобретают жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объекты для отдыха. В нашей стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном подчинении. Поэтому нередко в общем объеме территориальных финансов превалируют средства предприятия, направляемые на социальное развитие.

Территориальные внебюджетные фонды — третий компонент территориальных  финансов. Источниками формирования таких фондов служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.

По каждому муниципальному образованию применяются индивидуальные нормативы зачисления в местные  бюджеты регулирующих доходов с целью наиболее полного обеспечения минимально необходимых расходов местных бюджетов собственными источниками доходов (однако, рассчитываемые по единой методике в целом по субъекту РФ)1.

Информация о работе Муниципальные финансы в Российской Федерации