Муниципальные финансы в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является анализ современной системы управления муниципальными финансами в РФ на примере г.о. Самара.
В работе мною поставлены следующие задачи:
1. изучение нормативно-правовой базы, которая регулирует муниципальное управление, а также научную и учебную литературу по данному вопросу;
2. изучение практики использования административно-распорядительных метода муниципального управления.
3. по результатам исследования сделать выводы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы организации муниципальных финансов…6
1.1. Сущность и роль муниципальных финансов в финансовой системе Российской Федерации……………………………………………………….6
1.2. Местный бюджет, как основа финансов муниципальных образований12
Глава II. Анализ современной системы управления муниципальными финансами в РФ на примере г.о. Самара…………………………………….17
2.1. Формирование и использование финансовых ресурсов в г.о. Самара..17
2.2. Проблемы и пути совершенствования управления финансами г.о. Самара…………………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………….27
Список используемой литературы…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Оригинал.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

Расходы бюджета разделяются  на бюджет текущих расходов и бюджет развития, в который зачисляются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, затраты на капитальные вложения и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством. Расходы проекта бюджета определяются по единой методике расчета для бюджетов всех уровней, исходя из:

- прогноза по сети, штатам и контингентам учреждений  бюджетной сферы на начало  планируемого года и прогноза  их изменений; 

- действующих цен на  товары, работы, услуги материальной  сферы и потребительского рынка, а также прогнозируемых индексов их изменений.

Рассчитанные по единой методике расходы принимаются для  включения в проекты областного и местных бюджетов.

Администрация района вносит в районную Думу перечень расходов на объекты и мероприятия, финансирование которых должно быть произведено из бюджета, но не обеспечено соответствующими доходами.

Администрация представляет районной Думе предложения по привлечению  в бюджет дополнительных источников финансирования дефицита, как внутренних, так и внешних. Также вносятся сметы доходов и расходов целевых фондов денежных средств, консолидируемых в областном бюджете. В проекте закона производится расшифровка долга области по формам областных обязательств; учреждениями; областные гарантии и т.д. Отдельной статьей определяется перечень областных целевых программ социально-экономического развития с указанием объемов финансирования каждой программы.

Исполняется местный  бюджет через областное Министерство финансов.

Финансы субъекта РФ зависят  от совокупности факторов социально-экономического развития и достигнутого уровня жизни населения, что отражается на финансовом потенциале региона и его возможностях по формированию бюджета и внебюджетных фондов.

Финансовая помощь из бюджета субъекта РФ местному бюджету  может быть оказана в следующих формах:

* на выравнивание уровня  минимальной бюджетной обеспеченности  муниципальных образований с  целью финансирования минимальных  государственных социальных стандартов, ответственность за обеспечение  которых возложена на органы  местного самоуправления;

* субвенции на финансирование  отдельных целевых расходов;

* другие формы, предусмотренные  бюджетным законодательством. 

Местному бюджету могут  быть представлены бюджетные ссуды  из регионального бюджета на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета. Порядок предоставления и расчет всех видов финансовой помощи определяется законом субъекта РФ. Уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ имеет право на проведение ревизии местного бюджета, получающего финансовую помощь.

Федеральным законом  может быть предусмотрена финансовая помощь местным бюджетам на финансирование расходов по федеральным целевым  программам.

Регулирование межбюджетных отношений на территории осуществляется путем:

- нормативов отчислений из регулирующих доходов;

- дотаций и субвенций  из областного бюджета; 

- средств, выделяемых  из фонда финансовой поддержки  областного бюджета; 

- средств, поступающих  по взаимным расчетом из федерального  бюджета и бюджетов субъектов РФ;

социальных норм и  финансовых нормативов, выступающих  основой расходов муниципальных  образований.

Бюджетное регулирование  на территории осуществляется высшими  органами государственной власти области, которые для обеспечения минимальных  местных бюджетов необходимыми доходами определяют источники финансирования, связанные с экономическим и социальным развитием муниципальных образований, а также расходы местного самоуправления на осуществление отдельных государственных полномочий.

Бюджетное регулирование, в конечном счете, состоит в перераспределении средств между бюджетами субъектов федерации и местными бюджетами.

Итак, регулирование межбюджетных отношений процесс распределения  доходов и перераспределения  средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов. Субъектами регулирования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и исполнения бюджетов разных уровней на территории, которые определяют определенную систему экономических отношений. Нельзя при этом не учитывать опосредование бюджетов функционированием всех звеньев кредитно-финансовой системы.

Межбюджетные отношения, влияющие на доходы местных бюджетов, включают:

- определение нормативов  по регулирующим доходам (налог  на прибыль, акцизы, налог на  доходы физических лиц и т.д.);

- расчет средней бюджетной  обеспеченности;

- поддержание минимальной  границы бюджетов;

- местные налоги;

- метод распределения трансфертных фондов: дотации, субвенции, трансферты.

Отношения, опосредующие формирование расходов бюджетов, включают в себя социальные нормы и нормативы, идущие на содержание (текущие расходы) объектов социальной сферы на территории: культуры; образования; здравоохранения; управления и др. Это нормативы финансовых затрат, обеспечивающие предоставление государственных услуг по социальным стандартам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Местный бюджет, как основа финансов муниципальных образований

 

 

В состав муниципальных финансовых ресурсов включаются средства бюджета МО, целевые бюджетные фонды местного бюджета. Вопрос об источниках формирования финансовых ресурсов, их объеме и выборе эффективных направлений их использования имеет первостепенное значение, т.к. от решения этих вопросов в первую очередь зависит финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления по комплексному развитию территорий.

Итак, финансовые ресурсы  или финансы местной администрации  это денежные средства, находящиеся  в распоряжении органов местного самоуправления и использующиеся на удовлетворение социально-экономических потребностей МО. Можно утверждать, что основным источником финансовых ресурсов МО является национальный доход, а налоговые и неналоговые платежи, поступления и отчисления по характеру предоставления они могут быть обязательными и добровольными. К обязательным относятся законодательно установленные налоги и сборы в бюджет, и внебюджетные фонды, к добровольным отдельные поступления во внебюджетные фонд МО и некоторые поступления в бюджет.

Прежде, чем привести структуру доходов бюджета, обсудим  типы МО в РФ: 1) В большинстве субъектов  РФ статус МО имеют бывшие города областного подчинения и административные районы с бюджетами. Внутри последних имеются  более мелкие административные единицы районные города, поселки, сельские администрации с назначенными или выборными властями и квазибюджетами (сметами расходов);

2) В отдельных субъектах  РФ статус МО (и бюджет) имеют  сотни населенных пунктов, а  над ними созданы территориальные единицы (те же бывшие районы). Как правило, с назначенными сверху главами и тоже со своими квазибюджетами;

3) Встречаются и более  сложные схемы с муниципалитетами  двух уровней, один из которых  в той или иной степени лишен  своих полномочий.

Таким образом, доходы МО могут быть поделены в соответствии:

* с требованиями единой  бюджетной классификации; 

* с учетом источника  поступления дохода.

Отчисления от регулирующих доходов: федеральные и региональные налоги и сборы.

Финансовая помощь: дотации, субвенции, ассигнования из Фонда Финансовой поддержки МО и т.д.

Заемные средства: бюджетные  ссуды, кредиты коммерческих банков и т.д.

Местные бюджеты могут  составляться в полном соответствии с бюджетной классификации РФ.

Существенным различием  в источниках доходов местных бюджетов является то, что к:

- собственным доходам  относятся налоговые и неналоговые  платежи, закрепленные полностью  или частично на постоянной  или долговременной основе федеральным,  региональным законодательством  или вводимые органами местного самоуправления и направляемые в местный бюджет;

отчислениям от регулирующих доходов можно отнести федеральные  и региональные налоги и сборы, по которым устанавливаются нормативы  отчислений в местные бюджеты  на предстоящий финансовый год на долговременной основе (не менее чем 3 года по законодательству: ежегодно на практике);

финансовая помощь может  поступать в виде дотации, общие  трансферты, взаимные расчеты. Также  в виде целевых ассигнований субвенции, целевые трансферты; в составе  заемных средств выделяются процентные и беспроцентные бюджетные ссуды, кредиты коммерческих банков, займы у юридических и физических лиц под выпущенные ценные бумаги. Такие средства используются по решению представительных органов власти как источник покрытия дефицита местного бюджета на начальном этапе или в процессе его исполнения, по ним утверждается предельный лимит, который не должен превышать 10% от объема расходов.

Местные налоги перечислены  в Налоговом кодексе РФ и иных нормативных документах, вводятся органами местного самоуправления и полностью поступают в местный бюджет. В частности, представительные органы МС вводят местные налоги и сборы, устанавливаются размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ. Такие правовые акты вступают в силу с начала финансового года и принимаются до утверждения местного бюджета. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, согласно ст.41 Бюджетного кодекса РФ, а также за счет безвозмездных перечислений.

Стоит отметить, что неналоговые  поступления - составная часть доходов  местных бюджетов. В отдельных  случаях их удельный вес в структуре  доходов местных бюджетов может  составлять значительную часть.

От того, как муниципальное  образование распорядится муниципальной собственностью зависит во многом и размер поступаемых в доходы местных бюджетов, неналоговых доходов, т.к. действия органов местного самоуправления носят инициативный характер и их можно охарактеризовать как предпринимательские. С этой точки зрения законодательство дает возможность органам местного самоуправления, а именно представительным, самим определять порядок и условия управления муниципальной собственностью, т.к. перечень возможных неналоговых доходов не является закрытым.

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской  деятельности, полностью учитываются  в его смете доходов и расходов.

Расходы бюджета представляют собой процесс выделения и  использования финансовых ресурсов, аккумулируемых в местном бюджете, в соответствии с законом о бюджете на соответствующий финансовый год.

Формирование расходов базируется на:

* единых методологических основах; 

* нормативах минимальной бюджетной  обеспеченности 

*финансовых затратах на оказание  государственных услуг, устанавливаемых правительством РФ.

Традиционными для России видами финансовой помощи, основанными на принципах  социальной справедливости, выступают  дотации, субвенции, средства ФФПМО, а  также суммы поступающие по взаимным расчетам, иные безвозмездные перечисления.

Цель реализации целевых комплексных  программ на территории, увеличение бюджетной  обеспеченности МО с учетом государственных  минимальных социальных стандартов (ГМСС). Условия предоставления сроки  или тендер инвестиционных проектов.

Также местные бюджеты могут получать финансовую помощь из федерального бюджета на финансирование целевых расходов, предусмотренных федеральными целевыми программами, либо федеральными законами.

Органы местного самоуправления обеспечивают уровень удовлетворения основных жизненных потребностей населения не ниже установленных минимальными государственными стандартами и несут ответственность перед местным населением за их соблюдением.

Основные функции бюджета связаны  с решением вопросов местного значения (содержание органов местного самоуправления, формирование муниципальной собственности и управление ими: благоустройство территории, муниципальное дорожное хозяйство и т.д.). Сюда же следует отнести выполнение отдельных государственных полномочий, передаваемых на местный уровень, обслуживание и погашение долга по муниципальным займам, страхование муниципальных служащих, объектов собственности, гражданской ответственности и предпринимательских рисков.

Груз разнообразных и насущных расходов, так как они связаны  с жизнеобеспечением населения, лежащий на российских муниципалитетах и хронический дефицит их бюджетов привели сейчас к колоссальному росту кредиторской задолженности органов местного самоуправления. Долги местных бюджетов предназначены энергетикам, угольщикам, газовикам, связистам и т.д. Долги существуют также перед субъектами, у которых местная власть получала ресурсы и услуги без полной оплаты, с кем проводили разорительные взаимозачеты и занимались бартером.

Информация о работе Муниципальные финансы в Российской Федерации