Монетарная политика и государственные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 08:19, реферат

Краткое описание

Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той ее части, которая относится к централизованным финансам. Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.
Любое государство, которое стремится к экономической стабильности, как внутренней, так и внешней, особое внимание должно уделять монетарной политике. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Целью работы является изучение и анализ влияния монетарной политики на государственные финансы.

Оглавление

Введение
1 Сущность, типы монетарной политики и государственные финансы
2 Государственные финансы как историческая категория
3 Управление финансами
4 Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса
5 Особенности реализации монетарной политики в РФ
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 50.12 Кб (Скачать)

     В условиях капитализма товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий  характер. Основные средства капиталистических  государств стали концентрироваться в государственном бюджете.

     Возникновение государства предполагает, кроме  всего прочего, установление определенных взаимоотношений по распределению  и перераспределению создаваемых  экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отношения и определялись понятием «финансы». Финансы выражают экономические отношения в связи  с образованием, распределением и  использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

     Слово «финансы» происходит от латинского «finis», обозначающего – конец, окончание, финиш в денежных отношениях, складывающихся между населением и государством. Это слово обозначало завершение платежа, окончательный расчет. Позднее, в XIII – XV вв. в торговых городах Италии от термина «finis» произошло слово «finansia», обозначающее любой денежный платеж.

     Существует  предположение, что термин «финансы»  пришел из Древней Греции, т.к. одной  из первых работ, посвященных государственным  финансам, дошедших до нашего времени, является трактат Ксенофонта(430-355гг. до н.э.) «О доходах Афинской республики », а также работа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) «Афинское государственное устройство».

     В Европе исследованиями финансовых отношений  начал заниматься Фома Аквинский (1225-1274 гг.), однако, в его работах финансы  рассматриваются только непосредственно  в отношении к государству. Наиболее плодотворными в исследовании финансов государства являются XVII – XVIII века. Именно в это время зарождается  финансовая наука в Англии и Германии.

     Следует отметить, что термин «финансы» в  этих трудах использовался только в  сочетании с государственными денежными  отношениями, и только Лоренц фон  Штейн впервые включил в финансы  и местные денежные отношения.

     Финансы как наука оформились в XIX . Именно тогда был издан первый курс финансовой науки, автором которого был Поль Лерца-Болье. Наибольший вклад в развитие теории государственных финансов внес Карл Генрих Рау, который в 1826 -1832 гг. издал курс политической экономики, третий раздел которого был полностью посвящен исследованиям финансов.

     В дальнейшем термин получил международное  распространение и стал употребляться  как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования  государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражает:  

     1) денежные отношения между двумя  субъектами, т.е. деньги, выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); 

     2) субъекты обладают разными правами  в процессе этих отношений:  один из них (государство) обладает  особыми полномочиями; 

     3) в процессе этих отношений  формируется общегосударственный  фонд денежных средств - бюджет (следовательно, можно сказать,  что эти отношения носят фондовый  характер); 

     4) регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата. 

     Так как, несомненно, финансы являются исторической категорией (и имеют стадии возникновения), то можно выделить два основных этапа  развития финансов:

     Первый  этап - неразвитая форма финансов. Она  характеризуется непроизводительным характером финансов; т. е. основная масса  денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась  на военные цели и практически  не оказывала воздействия на экономику.

       Второй характерной чертой этого  периода была узость финансовой  системы, так как она состояла  из одного звена — бюджетного, и количество финансовых отношений  было ограничено. Все они были  связаны сформированием и использованием  бюджета. По мере развития товарно-денежных  отношений, государственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования. 

      
 
 
 

  1. Управление  финансами
 

     Управление - это совокупность приемов и методов  целенаправленного воздействия  на объект для достижения определенного  результата.

     Финансы - это система экономических (денежных) отношений, с помощью которой  создаются и расходуются фонды  денежных средств.

     Управление  финансами - это деятельность, связанная  с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей финансовой системы.

     Управление  государственными финансами осуществляют органы государственной власти, в первую очередь законодательные (Федеральное собрание, принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Президент, Правительство, Центральный банк, Министерство финансов и др.)

     В их задачи входит:

  1. рассмотрение и утверждение федерального бюджета России и утверждение отчета о его исполнении;
  2. рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах;
  3. установление предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга.

     Оперативное управление финансами осуществляет Министерство финансов Российской Федерации  и его органы на местах.

     Министерство  финансов организует и обеспечивает:

  1. разработку и реализацию стратегических направлений финансовой политики;
  2. составление проекта и исполнение федерального бюджета;
  3. разработку предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, страховой деятельности, формированию и развитию рынка ценных бумаг;
  4. осуществляет выпуск государственных внутренних и внешних займов;
  5. осуществляет контроль над бюджетными учреждениями;
  6. разрабатывает методологическое обеспечение финансовой отчетности в стране;
  7. финансирует сферы деятельности.

     Управление  финансами осуществляется специальным  аппаратом с помощью особых приемов  и методов, в том числе используя  разнообразные стимулы и санкции.

     В управлении финансами выделяются объекты  и субъекты управления. В качестве объектов управления  выступают разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых  отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий (организаций, учреждений), страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

     Объектом  финансового планирования является финансовая деятельность субъектов  хозяйствования и государства, а  итоговым результатом - составление  финансовых планов, начиная от сметы  отдельного учреждения до сводного финансового  баланса государства. В каждом плане  определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи в бюджет, плата за банковский кредит и др.).

     Субъекты  управления используют в каждой сфере  и каждом звене финансовых отношений  специфические методы целенаправленного  воздействия на финансы. Вместе с  тем, им присущи и единые приемы и  способы управления. Так, в управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное  управление, контроль.

     Планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

     Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления  сводится  к маневрированию финансовыми ресурсами с целью ликвидации ”узких” мест, решения вновь возникающих задач и т. п.

     Контроль  как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет    сопоставить фактические результаты  от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования. Различают стратегическое, или общее управление финансами, и оперативное. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ.

     Управление  финансами в условиях становления  и развития рыночной экономики требует  усиления научного обоснования управленческих решений по финансам.

     Правильная  организация управления финансами  имеет первостепенное значение для  их использования. В значительной мере эффект оперативного управления финансами  зависит от того, как организована работа субъектов управления - финансовых органов, налоговых инспекций, страховых  структур и многочисленного аппарата финансовых подразделений в отраслях народного хозяйства.

     Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации  к государственным финансам относятся  фонды денежных средств, формируемых  на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации.

     К государственным финансам относятся:

  • Федеральный бюджет;
  • Бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды)
  • Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.

     К категории "государственные финансы" следует также отнести такие  понятия как:

  • государственный кредит:
  • налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды
  • бюджетная система
  • другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

Информация о работе Монетарная политика и государственные финансы