Монетарная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:45, контрольная работа

Краткое описание

Целями денежно-кредитной политики являются:
1) Экономические цели, направленные на поддержание экономической активности и сокращение безработицы: - регулирование темпов экономического роста; - увеличение ВВП; - смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы;

Файлы: 1 файл

Монетарная политика и ее макроэкономические последствия..docx

— 36.76 Кб (Скачать)

Введение

Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег  в обращении с целью обеспечения  стабильности цен, полной занятости  населения и роста реального  объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.         Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.         Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.            Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. 

Целями денежно-кредитной  политики являются:

1) Экономические цели, направленные  на поддержание экономической  активности и сокращение безработицы:        - регулирование темпов экономического роста;      - увеличение ВВП;          - смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы;            - сдерживание инфляции;          - стимулировать рост объема денежно-кредитных операций;   - достижение сбалансированности платежного баланса и другие.

2) Социальные задачи:          - повысить уровень жизни населения;       - сделать различные услуги более доступными и другие.     Методы, используемые в денежно-кредитной политике, разнообразны, но наиболее распространенными из них являются:      - Изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки народного банка (учетная, или дисконтная политика);    - Изменение норм обязательных резервов банков;     - Операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-сбыту векселей, облигаций займа и других ценных бумаг.         Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм ссуды (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной продажи).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды монетарных политик

Жесткая — направлена на поддержание определенного размера денежной массы.            Гибкая — направлена на регулирование процентной ставки.  Различают виды монетарной политики:    Стимулирующая — проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.       Сдерживающая — проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.  Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:          -снижение учетной ставки процента       -покупка центральным банком государственных ценных бумаг.  Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:            -повышение учетной ставки процента       -продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

Основные инструменты  монетарной политики

Почти во всех странах Запада главную ответственность за денежно - кредитную политику несет Центробанк, который стремится воздействовать на макроэкономические процессы различными, достаточно гибкими, косвенными методами:           -регулирование количества денег в обращении;     -регулирование банковских резервов;       -регулирование размеров ссуд и кредитов, предоставляемых коммерческим банкам;           -регулирование ставки процента и т.д.     Кредитно-денежная политика в зависимости от состояния экономики направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия) либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается ростом цен и наращиванием диспропорций в экономике.

Методы денежно-кредитной  политики

Методы денежно-кредитной  политики — совокупность приемов  и операций, посредством которых  субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.  Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.  Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.       Так же различают общие и селективные методы:     Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.   Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях. Селективными методами регулирования являются: 1. Контроль по отдельным видам кредитов. Этот контроль часто применяется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, ипотечного кредита, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку. Здесь центральный банк может дать указание финансовым учреждениям делать специальные депозиты в центральный банк в случае увеличения названных видов кредита.         2. Регулирование риска и ликвидности банковских предприятий. Существует множество правительственных положений, регулирующих операционную деятельность банков. Основное внимание в этих положениях уделяется риску и ликвидности банковских операций. Риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.           3. Предписываемая законом маржа. Фондовая биржа — необходимый институт рыночных экономических отношений. Фондовые биржи представляют собой рынки ценных бумаг компаний. Однако безудержная спекуляция на финансовом рынке доставляет экономике серьезные проблемы. Падение курса акций может привести к разорению как предприятий, так и частных лиц, что, в свою очередь, приведет к сокращению инвестиций и потребительского спроса и подтолкнет экономику к спаду. В качестве меры против излишней спекуляции на фондовой бирже исполь­зуют предписываемую законом маржу. Маржа — минимальная пропорция стоимости покупаемых ценных бумаг, которая оплачивается из собственных средств покупателя. Например, при марже в 60 %, приобретая пакет ценных бумаг на сумму в 1 млн долл., покупатель должен своими деньгами заплатить 600 тыс. долл. и только 400 тыс. долл. могут составлять средства, полученные в кредит. Маржа повышается, когда желательно ограничить спекулятивную скупку акций, и понижается — для оживления рынка.             4. Увещевания. Руководящие кредитно-денежные институты могут «настоятельно рекомендовать» коммерческим банкам следовать определенной политике. Например, ограничить ежегодное расширение кредита, поскольку это может иметь негативные последствия для банковской системы и экономики в целом.

Операции на открытых рынках.

Продажа (покупка) ЦБ государственных  ценных бумаг на открытых рынках коммерческими  банками уменьшает (увеличивает) резервы  банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

Изменение минимальной резервной  нормы.

Увеличение резервной  нормы центральным банком уменьшает  избыточные резервы (которые можно  отдать в ссуду), тем самым способность  банка расширять денежную массу  путем кредитования снижается. Это  средство регулирования денежной массы  обычно применяют в долгосрочном периоде. Центральный банк изменяет объем денежного предложения путем регулирования избыточных резервов коммерческих банков. Резервы коммерческих банков — денежный капитал, конторы й может быть отдан в кредит. Обязательные резервы коммерческих банков — часть резервов, которую коммерческие банки должны хранить на специальных счетах центрального банка. От размеров избыточных резервов зависит способность коммерческих банков создавать деньги и увеличивать денежное предложение. Норма обязательных резервов— процент обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются в зависимости от видов вкладов и размеров банка. Эти деньги не могут использоваться для проведения активных операций, и прежде всего кредитования. Обязательные резервы представляют собой минимальный размер резервов, которые должны иметь коммерческие банки. Они, во-первых, должны обеспечивать необходимый уровень ликвидности, наличия денежных ресурсов коммерческих банков для выполнения платежных обязательств, а во-вторых, являются инструментом центрального банка для регулирования объема денежной массы. Банки могут хранить и избыточные резервы, например для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Избыточные резервы коммерческих банков — резервы банка минус обязательные резервы. Чем выше устанавливает центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы.

Изменение учетной ставки.

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос  коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы  коммерческих банков и их способность  давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент  за кредит. Предложение денежной массы  в стране возрастает. Наоборот, когда  нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную  ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с  инфляцией. В зависимости от экономической  ситуации центральный банк прибегает  к политике «дешёвых» и «дорогих»  денег.

Политика дешёвых денег

Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает  предложение денег путём покупки  государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной  нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег

Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить  денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа  государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная  резервная норма, увеличивается учётная ставка.        Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины.             

Монетарная политика ЦБ

 

 

Политика «дешевых денег»

Политика «дорогих денег»

Цели

Увеличение денежной массы  для

стимулирования экономического

роста и сокращения безработицы

Уменьшение денежной массы

для борьбы с инфляцией

Инструменты

-Покупка иностранной валюты;

-Покупка государственных

ценных бумаг;

-Уменьшение обязательной

резервной нормы;

-Уменьшение процентной

ставки по депозитам

коммерческих банков в  ЦБ;

-Уменьшение ставки

рефинансирования.

-Продажа иностранной валюты;

-Продажа государственных

ценных бумаг;

-Увеличение обязательной

резервной нормы;

-Увеличение процентной ставки по депозитам коммерческих банков в ЦБ;

-Увеличение ставки

рефинансирования.


 

 

Преимущества и недостатки монетарной политики

К преимуществам монетарной политики относятся следующие.  Отсутствие эффекта вытеснения. В отличие от стимулирующей фискальной политики, стимулирующая денежно-кредитная политика приводит к снижению процентной ставки, а это не вытесняет, а стимулирует инвестиции и другие автономные расходы, чувствительные к изменению ставки процента, что ведет к мультипликативному росту выпуска.  Эффект мультипликатора. Денежно-кредитная политика имеет мультипликативный эффект воздействия на экономику. Действует банковский мультипликатор (он обеспечивает процесс депозитного расширения или мультипликативное увеличение денежной массы). Что приводит к росту предложения денег и соответственно совокупного выпуска. Отсутствие внутреннего лага. Внутренний лаг - это период времени между моментом осознания экономической ситуации в стране и моментом принятия мер по ее улучшению. Решение о покупке или продаже государственных ценных бумаг Центральным банком принимается быстро. Эти бумаги являются высоколиквидными, надежными (даже безрисковыми), поэтому у Центрального банка не возникает проблем с их реализацией домашним хозяйствам, фирмам и банкам.     Конечно же, кроме преимуществ у кредитно-денежной или монетарной политики имеются существенные  недостатки.     Большая вероятность инфляции. Необходимо отметить, что к инфляции приводит только стимулирующая денежно-кредитная политика: Рост предложения денег ведет к инфляционным процессам как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.      Противоречивость целей монетарной политики. Центральный банк не может одновременно регулировать предложение денег и процентную ставку. Если целью Центрального банка является поддержание ставки процента на определенном неизменном уровне, то при повышении спроса на деньги он должен увеличивать предложение денег, т. е. фактически он теряет контроль над денежной массой (а, соответственно, и над уровнем цен). Наоборот, если целью является контроль денежной массы (уровня инфляции), то теряется контроль над процентной ставкой. В результате денежно-кредитная политика может привести к дестабилизации экономики.      Наличие внешнего лага в связи со сложностью и возможными сбоями в механизме денежной трансмиссии. Внешний лаг представляет собой период времени от момента принятия мер по стабилизации экономики (принятия решения Центральным банком по изменению величины предложения денег) до момента появления результата их воздействия на экономику (выражаемого в изменении величины выпуска). Покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг осуществляется быстро (быстро изменяются кредитные возможности коммерческих банков). Однако механизм денежной трансмиссии является долгим процессом, состоящим из нескольких ступеней, на каждой из которых возможен сбой. Например, стимулирующая денежно-кредитная политика может обеспечить коммерческие банки дополнительными резервами, что расширяет кредитные возможности банков, однако банки могут не воспользоваться этим и не увеличить объемы кредитов или домашние хозяйства и фирмы решат не брать кредиты (допустим, ожидая еще большего их удешевления), соответственно, денежная масса не увеличится. Или, снижение ставки процента в результате роста предложения денег может не привести к серьезному увеличению инвестиционных расходов, в результате чего домашние хозяйства и фирмы решат не брать кредиты. Нарушения в любом звене передаточного механизма могут существенно ослабить воздействие монетарной политики на экономику.      Наличие побочных эффектов, вызываемых изменением предложения денег, которые также снижают эффективность монетарной политики. Если Центральный банк увеличивает денежную массу, то ставка процента падает, таким образом происходит снижение альтернативных издержек хранения наличных денег. В этих условиях население может предпочесть перевести средства с депозитов в наличность. Падение же ставки процента приводит к уменьшению заинтересованности коммерческих банков в выдаче кредитов, что приводит к увеличению избыточных резервов (т. е. превышающих обязательную норму резервирования), а это ослабляет эффект воздействия монетарного импульса на экономику.       Потеря Центральным банком контроля над предложением денег в условиях зависимости денежно-кредитной политики правительства от фискальной. Если деятельность Центрального банка направлена на обеспечение финансирования роста государственных расходов (при проведении правительством стимулирующей фискальной политики) или финансирования дефицита государственного бюджета, то денежно-кредитная политика становится полностью подчиненной решению проблем фискальной политики. Увеличение государственных расходов и дефицит государственного бюджета могут финансироваться за счет эмиссии денег, покупки государственных ценных бумаг Центральным банком, домашними хозяйствами и фирмами, займов у иностранного сектора. Если невозможно обеспечить финансирование роста государственных расходов или дефицита государственного бюджета посредством долгового финансирования, то приходится решать эту проблему при помощи дополнительной эмиссии. Это провоцирует инфляционные процессы, а также лишает Центральный банк самостоятельности в определении направлений монетарной политики. Таким образом, денежно-кредитная политика может быть зависимой от фискальной политики.

 

 

 

 

Эффективность кредитно-денежной политики.

Опыт проведения кредитно-денежной политики в различных странах  позволил выявить ее сильные и  слабые стороны, а также факторы  повышения ее эффективности.         Сильной стороной кредитно-денежной политики является то, что центральные банки развитых стран, имея определенную независимость от правительства, могут оперативно принимать решения по корректировке кредитно-денежной политики в зависимости от экономической ситуации. Проведение центральными банками текущих мероприятий в денежно-кредитной системе не требует продолжительных процедур согласования и при­нятия специальных решений органов государственной власти. Самостоятельность центральных банков в проведении кредитно-денежной политики позволяет успешно противостоять давлению со стороны политиков накануне предстоящих выборов и принятии государственного бюджета.  Слабой стороной кредитно-денежной политики является то, что один и те же мероприятия, проводимые денежными властями, обеспечивая положительный эффект на одних рынках, могут вызвать отрицательные последствия на других. Например, политика дорогих денег; снижая объемы инвестиций и темпы инфляции, может привести к значительному падению темпов экономического роста и усилению безработицы. В этой связи при проведении кредитно-денежной политики важно уметь предвидеть возможные негативные последствия и принять меры по их нейтрализации.  При проведении кредитно-денежной политики и выборе ее целей необходимо учитывать побочные эффекты, обусловленные самим механизмом изменения денежной массы в экономике. Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег, так как в этом участвуют коммерческие банки и небанковский сектор.  Эффективность кредитно-денежной политики в целом зависит от работы всех звеньев так называемого передаточного механизма. Передаточный механизм кредитно-денежной политики — механизм, посредством которого кредитно-денежная политика влияет на уровень расходов бизнеса, населения и государства. В кейнсианской экономической модели выделяют четыре его основные ступени:      • изменение величины предложения денег в экономике в результате проведения центральным банком соответствующей политики;    • изменение процентной ставки на денежном рынке;     • изменение совокупных расходов;        • изменение объема национального производства.   Необходимое условие для проведения эффективной кредитно-денежной политики — наличие современной банковской системы во внешней торговле.        Отличительная черта монетарной политики – незначительный внутренний лаг. Внутренний лаг – это промежуток времени между изменением в экономике и принятием ответных мер экономической политики. Меры по регулированию денежной массы ЦБ может предпринимать самостоятельно. Здесь не требуется длительная процедура согласования с Государственной Думой как в случае бюджетно-налоговой политики. В то же время монетарная политика характеризуется относительно продолжительным внешним лагом. Внешний лаг – промежуток времени между принятием экономических решений и временем, когда они начнут давать результаты. Изменение денежной базы Центральным банком сказывается на экономике не сразу, но лишь по прошествии определенного времени. Это обусловлено сложным передаточным механизмом монетарной политики. Продолжительность внешнего лага затрудняет монетарную политику.

Информация о работе Монетарная политика