Монетарная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование возможности использования мирового опыта проведения денежно – кредитной политики применительно к экономике Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЁ ЦЕНЛИ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ 5
2 ПОЛИТИКА «ДЕШЁВЫХ» И «ДОРОГИХ» ДЕНЕГ:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 11
3 МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Файлы: 1 файл

монетарная политика.docx

— 217.48 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ           3

1 СУЩНОСТЬ МОНЕТАРНОЙ  ПОЛИТИКИ, ЕЁ ЦЕНЛИ И СПОСОБЫ  РЕАЛИЗАЦИИ           5

2 ПОЛИТИКА «ДЕШЁВЫХ» И  «ДОРОГИХ» ДЕНЕГ: 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ           11

3 МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ                       19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                  26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ            28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Роль денежного обращения, его правильная организация проявляются через устойчивость хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы, способность республиканских органов государственного управления обеспечить сбалансированность спроса и предложения на товарном рынке, через характер и степень влияния денежной массы на рост цен и инфляцию.

Оценка пропорций наличного  и безналичного оборота денег, анализ соотношения между ними остаются одной из ключевых задач в организации наличного денежного обращения. Очевидна необходимость проведения реформ, акционирования, приватизации. Когда правительство заимствует, оно может безгранично создавать дополнительное предложение денег, но по законам денежного обращения этим оно ослабляет каждую обращающуюся единицу своей национальной валюты, если только прирост денежной массы не сопровождается ростом предложения товаров и услуг.

Поддержание устойчивости национальной валюты является в современных условиях одной из важнейших экономических  задач государства. Государственные  регулирующие мероприятия практически  направлены на обеспечение сбалансированности платежеспособного спроса и товарного  предложения, соблюдение экономически обоснованных товарно-денежных пропорций  и воздействуют прямо или косвенно на динамику воспроизводственных процессов, размеры инвестиций, уровень цен, заработной платы и т.д. При этом объектом государственного регулирования выступают главным образом денежные отношения, процессы, протекающие в денежно-кредитной сфере, так как возникающие здесь дисбалансы дают первичный толчок развитию инфляции, а зачастую являются и основными ее причинами.

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение  денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-кредитной  политики на основные переменные народнохозяйственного  комплекса, а также результат  корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики  по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.

В качестве проводника денежно-кредитной  политики выступает Центральный  Эмиссионный Банк государства. Такими банками, например, являются центральный  банк Российской Федерации, Банк Англии, Банк Японии, национальный банк Республики Беларусь. В некоторых странах  функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например - Федеральная  Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган  играет одну из ведущих ролей в  государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный Банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.

Регулирующая деятельность Центрального Банка основана на анализе  динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального  продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного  фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля над состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное  управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный  компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.

Денежно-кредитная политика на макроуровне - это совокупность мер, проводимых Центральным Банком в  области денежного обращения  и кредитных отношений для  придания макроэкономическим процессам  нужного государству направления  развития.

Главной целью денежно-кредитной  политики является помощь экономике  в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В  Республике Беларусь в 2011 году имело  место увеличение темпов инфляции.

Поэтому тема данной курсовой работы: «Монетарная политика государства», является актуальной.

Целью курсовой работы является исследование возможности использования  мирового опыта проведения денежно  – кредитной политики применительно  к экономике Республики Беларусь.

Задачами исследования являются следующие:

- изучение сущности, целей,  инструментов монетарной политики;

- изучение вариантов денежно  - кредитной политики;

          - исследование монетарной политики  в Республике Беларусь.

Среди использованных источников следует выделить статью  Зеленкевич, М. Денежно – кредитная политика как элемент макроэкономической стабилизации, в которой анализируется воздействие денежно – кредитных инструментов на экономику.

  Также следует отметить статью А.С. Головачева Денежно – кредитный механизм регулирования экономики, в которой проводится анализ воздействия денежно – кредитного механизма на экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СУЩНОСТЬ МОНЕТАРНОЙ  ПОЛИТИКИ, ЕЁ ЦЕНЛИ И СПОСОБЫ  РЕАЛИЗАЦИИ

 

 

Одним из распространенных определений монетарной или кредитно - денежной политики (далее — КДП) является представление ее как совокупности (системы, набора) государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита. При этом авторы дополнительно называют общую экономическую или монетарную цель либо их совокупность, например, регулирование экономической активности и борьба с инфляцией [10, с. 249].

Объектом в системе  КДП выступают, прежде всего, денежные средства (финансовые активы), обеспечивающие воспроизводство товаров и неденежных услуг и характеризуемые комплексом количественных и качественных параметров: объем, форма, цена, направление движения и т.д.

Кроме того, к объектам можно  отнести институты денежно-кредитного сектора (сектора финансовых корпораций) экономики страны.

Субъектами КДП являются государственные структуры, которые в соответствии с законодательством страны уполномочены осуществлять государственное регулирование денежных потоков и деятельности институтов денежно-кредитного сектора. Даже в странах с развитой рыночной экономикой государство активно участвует в регулировании денежно-кредитных процессов ввиду их весьма значительного и многопланового воздействия на все сектора экономики. Кроме центрального банка страны, который может состоять из нескольких национальных финансовых учреждений (в зависимости от распределения его функций), в управлении денежными потоками со стороны государства участвуют в первую очередь министерство финансов, основная задача которого — регулирование значительных денежных средств при формировании и использовании государственного бюджета, а также общеэкономические органы (например, министерство экономики), выполняющие целеустанавливающую функцию с макроэкономических позиций.

Конечными целями денежно-кредитной  политики являются общие цели развития экономики, — удовлетворение потребностей, максимизация благосостояния.

Для достижения поставленных целей субъекты КДП используют имеющиеся  у них инструменты.

Существует три основных средства кредитно-денежной политики:

1.  Операции на открытом  рынке.

2.  Изменение резервной  нормы.

3.  Изменение учетной  ставки [8, с. 6].

Операции на открытом рынке  наиболее важное средство контроля денежного  предложения. Термин "операции на открытом рынке" относится к покупке  и продаже государственных облигаций  федеральными резервными банками на открытом рынке — то есть к покупке  и продаже облигаций коммерческим банкам и населению в целом. Рассмотрим как эти покупки и продажи государственных ценных бумаг влияют на избыточные резервы коммерческих банков.

Покупка ценных бумаг. Предположим, Национальный банк покупает  государственные  облигации на открытом рынке у  коммерческих банков и населения. В любом случае конечный результат, по существу, один и тот же — резервы коммерческого банка увеличиваются.

Продажа ценных бумаг. Создается  впечатление, что продажа Национальным банком государственных облигаций понижает резервы коммерческого банка.  Цель – увеличение предложения денег.

Изменение резервной нормы  — прием, обладающий мощным потенциалом, на самом деле он используется не часто.

Коль скоро для поддержания  ссуд, полученных у федеральных резервных  банков, не требуется обязательных резервов, все новые резервы, приобретенные в результате займа у центрального банка, представляют собой избыточные резервы. Эти изменения отражены в балансовых отчетах коммерческих банков и банков банкиров, приведенных ниже.

Разумеется, важно, что коммерческий банк, берущий в Национальном банке ссуды, увеличивает резервы коммерческих банков, расширяя тем самым возможность предоставления кредита населению.

Национальный банк имеет  полномочия устанавливать и изменять учетную ставку, по которой коммерческие банки могут брать займы в Национальном банке. С точки зрения коммерческих банков, учетная ставка представляет собой издержки, вызванные приобретением резервов. Следовательно, падение учетной ставки поощряет коммерческие банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у Национального банка. Кредиты коммерческих банков, опирающиеся на эти новые резервы, увеличивают денежное предложение, и наоборот. Среди трех видов инструментов кредитно – денежной политики наиболее важным регулирующим механизмом являются, конечно, операции на открытом рынке [9, с. 302]. 

% ставка % ставка инвестиции

 S S





i1



 

 I


i


D

 I1



 I1       I   


Спрос и предложение денег    инвестиции                     ЧНП

Рисунок 1.1— Влияние роста  ставки рефинансирования на макроэкономическое равновесие [9, с. 303].

Рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы  и сокращая равновесный национальный продукт. Данная ситуация отражена на рисунке 1.

Рассмотрим спрос на деньги со стороны активов. Этот спрос объясняется  тем, что часть своих доходов  население сберегает. Есть три варианта сбережения: сохранять их в виде денег; покупать ценные бумаги; приобретать недвижимость и другие материальные ценности с целью их накопления, а не потребления.

Повышение уровня процентной ставки приводит к росту спроса на облигации и соответственно (при фиксированном объеме сбережений) сокращению спроса на деньги. И наоборот, снижение уровня процентной ставки сопровождается сокращением спроса на облигации и ростом - на деньги. Таким образом, существует обратная зависимость между спросом на деньги (как средство сохранения богатства) и движением процентной ставки. Графически спрос будет изображаться нисходящей кривой Da.

i                                                                              i



 

 

 

 

Dt Dn

 i min



          а)      Количество денег                                           б)  Количество денег 

Рисунок 1.2— Спрос на деньги для сделок (а) и со стороны активов (б)

i



 

 

 

 

 

Dm

 

Количество денег 


Рисунок 1.3— Совокупный спрос  на деньги

Она никогда не будет касаться оси абсцисс, так как существует некоторая минимальная ставка процента imin, при которой неудобства хранения сбережений в форме облигаций не будут компенсироваться доходом на них, и никто не будет предъявлять спрос на облигации.

Совокупный спрос на деньги можно получить, суммировав спрос  на деньги для сделок Dt и спрос на деньги  со стороны активов Da.

Кривая общего спроса Dm (рис. 3) не касается оси абсцисс, ибо норма процента не может упасть ниже минимальной предельной ставки imia . Она не касается и оси ординат, так как составляющая спроса на деньги Dt не зависит от ставки процента [9, с. 303].

В современной рыночной экономике предложение денег создается банковской системой: центральным и коммерческими банками страны. Центральный банк выпускает в обращение монеты, бумажные деньги в форме банкнот различного достоинства. Коммерческие банки создают деньги путем предоставления ссуд бизнесменам, населению.

Информация о работе Монетарная политика