Монетарная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование возможности использования мирового опыта проведения денежно – кредитной политики применительно к экономике Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЁ ЦЕНЛИ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ 5
2 ПОЛИТИКА «ДЕШЁВЫХ» И «ДОРОГИХ» ДЕНЕГ:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 11
3 МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Файлы: 1 файл

монетарная политика.docx

— 217.48 Кб (Скачать)

Основными факторами увеличения денежного агрегата М2* в июле явились наличные деньги в обороте и переводные депозиты физических лиц (их удельный вес в приросте рублевой денежной массы составил 40,8 и 30,9 процента соответственно).

Скорость обращения денежного  агрегата М2* в среднегодовом исчислении c 1 августа 2010 г. по 1 августа 2011 г. снизилась на 0,5 процента. Уровень монетизации экономики, рассчитанный по среднегодовой рублевой денежной массе, в июле 2011 г. составил 13,6 процента против 13,5 процента в июле 2010 г.

Активная рублевая денежная масса за январь-июль 2011 г. увеличилась на

29 процентов, или на 3,96 трлн. рублей (за январь-июль 2010 г.  она увеличилась на 12,2 процента). Ее удельный вес в структуре  денежного агрегата М2* на 1 августа 2011 г. составил 51,4 процента, снизившись относительно начала года на 0,3 процентного пункта.

Переводные депозиты юридических  лиц в белорусских рублях на 1 августа составили 6,58 трлн. рублей и  за январь-июль 2011 г. увеличились на 3,9 процента (на 0,24 трлн. рублей), а их удельный вес в структуре денежного  агрегата М1 по состоянию на 1 августа 2011 г. уменьшился по сравнению с началом года на 9 процентных пунктов [16].

Широкая денежная масса30 за январь-июль 2011 г. увеличилась на 36,3 процента31 (за январь-июль 2010 г. - на 6,2 процента). В годовом выражении широкая денежная масса увеличилась на 54,7 процента. За июль она увеличилась на 1,9 процента.

Скорость обращения широкой  денежной массы в среднегодовом  исчислении с 1 августа 2010 г. по 1 августа 2011 г. снизилась на 1,3 процента. Уровень  монетизации экономики, рассчитанный по среднегодовой широкой денежной массе, в июле 2011 г. составил 25,6 процента против 25,3 процента в июле 2010 г.

Депозиты в иностранной  валюте в долларовом эквиваленте  на 1 августа 2011 г. сформировались в  объеме 6,44 млрд. долларов США и за январь-июль 2011 г. снизились на 12,7 процента.

Основной удельный вес (55,1 процента) в общем объеме депозитов  в иностранной валюте на 1 августа 2011 г. по-прежнему занимали сбережения населения (59,4 процента на 1 января 2011 г.) [16].

Рассмотрим инструменты  денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

На фоне ускорения инфляционных процессов с начала 2011 года Национальным банком были приняты меры по ужесточению  монетарных условий, включая повышение  ставки рефинансирования и ставок по операциям Национального банка, и как следствие, процентных ставок на денежном рынке.

В целях оперативного реагирования на изменение текущей экономической  ситуации в стране и усиления защиты рублевых вкладов в банках в условиях ускорения инфляционных процессов, в январе-июле 2011 г. ставка рефинансирования поэтапно повышалась (с 10,5 процента годовых  до 20 процентов годовых), с 17 августа 2011 г. - до 22 процентов годовых.

Одновременно с увеличением  ставки рефинансирования в январе-июле 2011 г. уровень процентных ставок по постоянно доступным операциям  регулирования ликвидности, формирующий  верхнюю границу колебаний процентных ставок на однодневном межбанковском  рынке, был увеличен на 14 процентных пунктов (по кредиту овернайт и сделкам  СВОП овернайт - с 16 до 30 процентов годовых). Процентные ставки по постоянно доступным  операциям изъятия ликвидности, формирующие нижнюю границу, в январе-июле 2011 г. возросли на 8 процентных пунктов (по депозитам овернайт - с 7 до 15 процентов  годовых) [16].

Проводимыми операциями на открытом рынке на аукционной основе Национальный банк поддерживал ставки на однодневном межбанковском рынке  на уровне выше, чем ставка рефинансирования, приближая их к значению верхней  границы коридора - ставке по кредиту  овернайт. В течение первого полугодия 2011 г. процентные ставки по операциям  предоставления ликвидности на открытом рынке планомерно повышались: уровень  процентных ставок по ломбардным аукционам  был увеличен с 11 процентов годовых до 30 процентов годовых, процентные ставки по двусторонним сделкам СВОП были установлены на уровне ставок по постоянно доступным опе рациям поддержки ликвидности, что увеличило их уровень с 11 процентов годовых до 30 процентов годовых.

Среднее значение процентной ставки на однодневном межбанковском  рынке в июле 2011 г. составило 27,2 процента годовых, увеличившись относительно ее декабрьского уровня на 16,7 процентного пункта.

  Ситуация на денежных рынках в январе-июле 2011 г. характеризовалась существенными колебаниями ликвидности. В течение января 2011 г. в банковской системе наблюдался умеренный дефицит ликвидности. К середине февраля сформировался избыток ликвидности, который сохранялся и в течение первой половины марта. Во второй половине марта ситуация на денежных рынках изменилась и стала характеризоваться дефицитом ликвидности. В течение апреля наблюдалось увеличение ликвидности. На протяжении 1-17 мая ликвидность в банковской системе продолжала нарастать, что обусловило необходимость возобновления проведения аукционов по стерилизации избыточных средств. Вместе с тем, с началом нового периода выполнения резервных требований (с 18 мая), периодом налоговых платежей ликвидность банковской системы сократилась и до конца мая текущего года ситуация характеризовалась дефицитом ликвидности. В течение июня-июля 2011 г. на денежных рынках наблюдался дефицит ликвидности [16].

В периоды дефицита ликвидности, в целях обеспечения нормального  платежного процесса, недопущения неплатежей, сглаживания колебаний процентных ставок на рынке межбанковских кредитов Национальный банк оказывал необходимую  ресурсную поддержку. При этом с 1 июня 2011 г. Национальный банк осуществляет рефинансирование банков с помощью  стандартных инструментов и на рыночных условиях. Среднедневной остаток  задолженности по операциям поддержания  текущей ликвидности банковской системы за семь месяцев 2011 г. составил 1 188,4 млрд. рублей. Среднедневной остаток  средств банков по операциям изъятия  ликвидности Национального банка  за указанный период текущего года составил 154,2 млрд. рублей.

Средняя полная процентная ставка по новым кредитам банков в  белорусских рублях в июле 2011 г. сложилась  на уровне 24,9 процента годовых, увеличившись на 11 процентных пунктов по сравнению  с январем 2011 г., в том числе  для  юридических лиц - 24,9 процента годовых и на 11,7 процентного пункта, для физических лиц - 24,8 процента годовых  и на 6,3 процентного пункта.

Средняя полная процентная ставка по вновь выданным кредитам юридическим лицам в СКВ в  июле 2011 г. по сравнению с январем 2011 г. увеличилась на 1,1 процентного  пункта и составила 9,1 процента годовых.

В июле 2011 г. ставка по новым  срочным депозитам в рублях сложилась  на уровне 21,7 процента годовых, увеличившись по сравнению с январем 2011 г. на 10,7 процентного пункта. При этом ставка по вновь привлеченным срочным депозитам физических лиц в июле составила 25,6 процента годовых против 15,5 процента годовых в январе 2011 г. Ставка по вновь привлеченным срочным депозитам юридических лиц увеличилась с 9,4 процента годовых в январе 2011 г. до 21,1 процента годовых в июле [16].

Процентная ставка по вновь  привлеченным срочным депозитам  физических лиц в иностранной  валюте в июле 2011 г. увеличилась на 1,5 процентного пункта по сравнению  с январем 2011 г. и составила 8,2 процента годовых, по депозитам юридических  лиц - на 1,3 процентного пункта до 5,5 процента годовых.

Вывод: резюмируя данную главу можно отметить, что в  современных условиях финансовый аспект становится приоритетным в достижении цели устойчивого развитии государства  и региона как его  части. Ключевым фактором, способствующим социально-экономическому развитию региона, является использование  ресурсов финансово-кредитной сферы.

В 2010 году в денежно кредитной  сфере Республики Беларусь начали формироваться  тенденции опережающего роста денежной массы, повышенного спроса на иностранную  валюту, что и привело к негативным последствиям в 2011 году.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Денежно - кредитная (монетарная) политика  является одним из основных инструментов регулирования экономики. Под этим термином понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Осуществляет денежно – кредитную политику центральный банк. Процесс денежно-кредитного регулирования включает два этапа. На первом центральный банк воздействует на параметры денежно-кредитной сферы. На втором изменения данных параметров передаются в сферу производства. Соответственно различают промежуточные и конечные цели денежно-кредитной политики. Конечными целями являются: устойчивые темпы экономического роста, высокий уровень занятости, относительно стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса страны.  Различают виды денежно-кредитной политики в зависимости от её конечных целей. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на сокращение предложения денег путем ужесточения условий и ограничения объема кредитных операций коммерческих банков.

Среди мероприятий, осуществляемых центральными банками по регулированию  деятельности кредитных организаций, можно выделить несколько основных направлений:

- создание нормативно-правовой  базы функционирования коммерческих  банков и специализированных  кредитно-финансовых институтов;

-   осуществление регистрации  кредитных организаций;

-   выдача и отзыв  лицензий кредитным организациям;

- установление экономических  нормативов с целью обеспечения необходимого уровня ликвидности банков и снижения банковских рисков;

-   надзор за деятельностью  кредитных организаций.

регулирование в различных  странах предполагает, в частности, установление обязательных экономических нормативов деятельности коммерческих банков. Среди важнейших показателей практически во всех странах фигурируют объем наличности, коэффициенты ликвидности, объем капитала, отношение собственного и заемного капитала. Государство в лице ЦБ может официально требовать от банков поддержания определенного уровня наличности, ликвидных активов (их круг также устанавливается властями), соотношения собственного и заемного капитала. Принципиальное значение имеет определение минимального размера капитала банка. Важным и эффективным средством надзора являются регулярные проверки и ревизии, анализ финансовых отчетов коммерческих банков.

В целом денежно-кредитная  политика в Беларуси должна быть сориентирована на достижение конкретных целей с усилением акцентов ее проведения по следующим направлениям:

- первое и постоянно  действующее направление - борьба с инфляцией;

- второе направление - адаптация банковской и производственной сфер к работе в рыночных условиях, определяемая ориентацией на проведение наиболее эффективных банковских операций и способностью банков функционировать в изменяющейся среде;

- третье направление - переориентация кредитных потоков прежде всего на цели развития реального сектора экономики.

В Республике Беларусь необходимо ускорить рассмотрение не только тех  нормативных документов, которые  предполагается принять на уровне государства. Следует пересмотреть и нормативную  базу, разрабатываемую и принимаемую на уровне Национального банка и непосредственно банков. Первоочередная задача в этом направлении — переориентация нормативной базы на улучшение работы с клиентами банков, предприятиями и населением.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1 Богданкевич, С. Денежно – кредитная политика: уроки и пути стабилизации / С. Богданкевич // Весник ассоциации белорусских банков. – 2009. — № 14-15. – С. 25.

2 Богданкевич, С.А. Денежное обращение и стабилизация экономики / С. Богданкевич // Веснiк БДЭУ. — 2009. — №1. – С. 53.

3 Борчагин, О. Модели трансмиссионного механизма денежно - кредитной политики / О. Борчагин // Банкаускi веснiк.— 2009. — №31. – С. 40-44.

4 Бриштелев, А. Принципы организации денежно – кредитного регулирования в РБ / А. Бриштелев // Банкаускi веснiк.— 2009. — №31. – С. 34-40.

5 Головачев, А.С. Денежно  – кредитный механизм регулирования  экономики / А.С. Головачёв // БЭЖ.  – 2011. — №3. – С. 12.

6 Григорьева, Н. Региональные  аспекты формирования сбалансированости налично-денежного обращения / Н. Григорьева // Банкаускi веснiк- 2009. - №10 – с. 31

7 Зеленкевич, М. Денежно – кредитная политика как элемент макроэкономической стабилизации / М. Зеленкевич // Весник БДЭУ. — 2011. — №3. – С. 56.

8 Комков, В. Монетарная  политика и денежная масса:итоги десятилетней эволюции / В. Комков // Банкаускi веснiк. – 2007. — №16. – С. 6-7.

9 Макконнелл, К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. В 2-х томах, Том 1 – М.: Республика, 1994г.

10 Макроэкономика: Учебник / Под ред. Плотницкого М.И. – Мн.: Мисанта, 2000.— 480 с.

11 Петренко, С. Обзор современных  моделей трансмиссионного механизма  денежно – кредитной политики / С. Петренко // Банковское дело. –  2009. —  №10. – С. 12.

12 Прокопович, П. Об итогах  выполнения основных направлений  денежно – кредитной политики  за 2008 год и задачах банковской  системы на 2009 год / П. Прокопович // Банкаускi веснiк.— 2009. — № 1 – С. 4-6.

13 Рыкова, Л. Регулирование  денежно – кредитной сферы  / Л. Рыкова // Весник БДЭУ. – 2011. - № 5. – С. 22-25.

14 Соколова, Н. Подходы  к денежно – кредитной политике / Н. Соколова // Дентги и кредит. — 2010. — №4. — С. 25-27.

15 Фишер, С. Экономика  – Пер. с англ. – М: Дело, 1995.—715 с.

16 Интернет – ресурс  Официальный сайт национального  банка Республики Беларусь. Режим  доступа: http://www.nbrb.by/publications/EcTendencies/

17 Интернет – ресурс  Официальный сайт национального  статистического комитета Республики  Беларусь. Режим доступа http://belstat.gov.by/ 


Информация о работе Монетарная политика