Механизм формирования доходов, расходов бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Содержание
Введение………………………………………………………………………...3
1. Бюджетный процесс и его стадии …………………………………………5
Бюджетная система и бюджетное устройство РФ…………………….5
Основные стадии планирования бюджета……………………………16
2. Источники формирования и направления расходования
средств консолидированного бюджета…………………………………..25
Формирование доходов бюджета……………………………………..25
Формирование расходной части бюджета РФ……………………….32
3. Значение бюджета как финансовой базы
Социально – экономического развития общества………………………35
Заключение……………………………………………………………………38
Список используемой литературы…………………………………………..41

Оглавление

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и формирования доходов и расходов бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
- раскрытие содержания бюджета как основы финансовой экономики, его функций;
- рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств бюджета;
- определение роли бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества.

Файлы: 1 файл

Финансы (курсовая).doc

— 262.00 Кб (Скачать)

 

 

 

Таблица 1

Доходы бюджетов РФ

 

Код

Наименование групп

1000000

Налоговые доходы

2000000

Неналоговые доходы

3000000

Безвозмездные перечисления

4000000

Доходы целевых бюджетных  фондов

       Группа 3000000 «Безвозмездные перечисления» подразделяется на подгруппы:

       Код

Наименование подгрупп

3010000

От нерезидентов

3020000

От бюджетов других уровней

3030000

От государственных  внебюджетных фондов

3040000

От государственных  организаций и др.

      Подгруппа 3020000 «От бюджетов других уровней» подразделяется на статьи:

       Код

Наименование статей

3020100

Дотации

3020200

Субвенции

3020300

Средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе  компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной  власти

3020400

Трансферты и др.


 

Доходы бюджета - это  денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные  перечисления, а также обособленно  учитываются доходы целевых бюджетных  фондов. К неналоговым доходам  относятся доходы:

•  от  использования,  продажи    и    иного    возмездного    отчуждение имущества, находящегося  в государственной или муниципальной собственности;

• от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями;

• средства,   полученные   в   результате   применения  мер   гражданско-правовой, административной     и    уголовной    ответственности     (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);

• финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.

Расходы бюджетов в зависимости  от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение  текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост  запасов). Формы расходов бюджетов:

•   ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

•   оплата по государственным (муниципальным) контрактам;

•   трансферты населению;

•  ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;

•   бюджетные кредиты юридическим  лицам;

•   субвенции и субсидии юридическим  и физическим лицам;

•   инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

•   бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;

•   кредиты иностранным государствам;

•   средства на обслуживание и  погашение долговых обязательств.

При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые  бюджету другого уровня на безвозмездной  и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами - должны быть указаны  источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ). Законодательством РФ.

Федеральный бюджет РФ - это форма  образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ. Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ, как правило не допускается.

Под консолидированным  бюджетом РФ, понимается совокупность федерального бюджета России и бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных           государственных           внебюджетных           фондов).

Консолидированный бюджет субъекта РФ — это бюджет субъекта РФ плюс свод бюджетов всех муниципальных  образований, находящихся на территории этого субъекта.

Государственный (муниципальный) внебюджетный фонд - это форма образования  и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, либо вне местных бюджетов.

В бюджетах субъектов  РФ в соответствии с бюджетной  классификацией РФ раздельно предусматриваются  средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ и полномочий по предметам совместного ведения, и расходных обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Бюджет субъекта РФ и  свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без  учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств в расчете на бюджетный год, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения соответствующего муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. При этом каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.

Помимо государственных  внебюджетных фондов и целевых фондов, в Российской Федерации могут создаваться резервные фонды. Основными видами резервных фондов в РФ выступают [7, с.90]:

1. Резервный фонд Президента России. Специальным федеральным законом и, соответственно, федеральным бюджетом на очередной финансовый год может предусматриваться создание Резервного фонда Президента РФ в размере не более 1 процента утвержденных расходов федерального бюджета. Расходование средств этого фонда осуществляется на основании письменного распоряжения Президента РФ на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ. Таким образом, денежные средства их этого фонда могут направляться для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, природных катаклизмов, техногенных аварий, актов терроризма.

2. Резервные фонды органов исполнительной власти и резервные фонды органов местного самоуправления. В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления. При этом запрещается создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов. Распоряжение средствами резервных фондов осуществляется на основе нормативных правовых актов Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления. Из этих фондов финансируются непредвиденные расходы. Например, проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, актов терроризма и других чрезвычайных ситуаций.

3. Федеральный фонд  финансовой поддержки субъектов  РФ. Этот резервный фонд с 2004-2005 г.г. образуется в составе федерального  бюджета.

Объем федерального фонда  финансовой поддержки субъектов  РФ на очередной финансовый году утверждается при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении. Распределение дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ между субъектами РФ утверждается при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении.

4. Стабилизационный резервный фонд России. С 1 января 2004 г. круг резервных фондов России пополнился стабилизационным фондом. Стабилизационный фонд России представляет собой часть средств федерального бюджета, образующихся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию    в    целях    обеспечения    сбалансированности    федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Стабилизационный фонд формируется за счет:

1. Дополнительных    доходов    федерального    бюджета,    образуемых расчетным путем в связи с превышением цены на нефть над базовой ценой, а также

2. Остатков средств федерального бюджета предыдущего года.

В целом управление денежными  средствами фонда осуществляется Министерством  финансов России в порядке, определяемом Правительством РФ. Отдельные полномочия по управлению средствами Стабилизационного фонда могут осуществляться Центральным банком РФ по договору с Правительством РФ.

 

1.2. Основные  стадии планирования бюджета

 

Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового  планирования, подчиненная требованиям  финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др.

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению  и рассмотрению проектов бюджетов.

1. составление проектов  бюджетов;

2. рассмотрение и утверждение  бюджетов;

3. исполнение бюджетов;

4. составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение. Составной     частью     бюджетного     процесса     является     бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, БК РФ включает: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).

Участниками бюджетного процесса являются:

•  Президент Российской Федерации;

•  органы законодательной (представительной) власти;

• органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ,     главы     местного     самоуправления,     финансовые     органы,     органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

•   органы денежно - кредитного регулирования;

•   органы государственного и муниципального финансового контроля;

•   выявление материальных и финансовых резервов государства;

•  максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;

•   максимально  точный расчет расходов бюджетов;

•   обеспечение  максимальной сбалансированности бюджетов;

•   согласование бюджетов с реализуемой экономической  программой;

• осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

Первый этап бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных  образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленных нормативов.

Информация о работе Механизм формирования доходов, расходов бюджета РФ