Макро и микроэкономические факторы определяющие разработку и реализацию инвестиционной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 08:18, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Понятие инвестиция прочно вошло в нашу общественно-экономическую жизнь. Оно используется политиками, учеными, банкирами, руководителями, специалистами предприятий и организаций. Инвестиционную деятельность и ее состояние в Республике Казахстан освещают все средства массовой информации. Интерес к проблемам инвестиций неуклонно возрастает.
Развитие общества требует постоянного роста производительных сил в количественном и качественном смысле. Воспроизводственный процесс поддерживается стабильным притоком новых основных и оборотных средств, использованием достижений научно-технического прогресса, дающих неуклонное возрастание эффективности общественного производства. Благосостояние людей строится на создании и реализации социальных программ. Решение всего комплекса таких задач невозможно без привлечения инвестиций. Этим самым и подчеркивается актуальность данной темы в наше время.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАКРО- И МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Инвестиции, сущность, виды, факторы определяющие объем инвестиций 6
1.2 Роль инвестиций в неоклассической и кейнсианской моделях функционирования экономики8
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА МАКРО- И МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 14
2.1 Анализ тенденции и роль инвестиций в национальной экономике Республики Казахстан 14
2.2 Анализ привлечения и эффективное использование иностранных инвестиций17
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ КАЗАХСТАНА 22
3.1 Методы привлечения иностранных инвестиций 22
3.2 Меры на среднесрочную и долгосрочную перспективу24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

МАКРО- И МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗРАБОТКУ И РЕАЛИЗАЦИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ.docx

— 148.26 Кб (Скачать)

В рамках реализации этих мер в конце 2008-го – начале 2009 г. принят ряд Декретов и Указов Президента Республики Казахстан.

В частности, Декретом Президента Республики Казахстан от 26 ноября 2008 года №7 упрощен порядок лицензирования деятельности юридических лиц. Декрет Президента Республики Казахстан от 20 декабря 2008 г. №9 ввел ряд льгот для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в сельских населенных пунктах. Декрет Президента Республики Казахстан от 28 января 2009 г. №1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)» предусматривает льготы для вновь создаваемых предприятий, в том числе с иностранными инвестициями, производящих товары (работы, услуги) в населенных пунктах с численностью населения до 50 тыс. человек.

Один из последних  документов, направленных на активизацию  инновационной деятельности, стимулирования производства высокотехнологичных  товаров (работ, услуг) в Республике Казахстан – Указ Президента Республики Казахстан от 12 марта 2009 года №123 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Казахстан» [19].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ  ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ  КАЗАХСТАНА

 

3.1 Методы привлечения иностранных инвестиций

 

1. Налоги. Представляется, что простая, понятная система налогообложения удовлетворяла бы налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы.

  • верхнюю ставку подоходного налога надо понизить хотя бы до 30%; в более длительном периоде до 20%.
  • необходимо существенно уменьшить ставку совокупных отчислений в социальные фонды хотя бы до 30%;
  • для того чтобы, налоговые каникулы действительно использовались на инвестиции в перевооружение производства, положение о предоставлении этой льготы должно быть конкретизировано;
  • требуется реальная жесткая регламентация перечня налогов, а также ограничение суммарного налогового бремени по этим налогам;
  • важно прекратить практику хаотичного внесения поправок в налоговое законодательство, увеличив период действия стабильных правил хотя бы до года. Поправки, ухудшающие положение налогоплательщиков, должны вноситься строго в соответствии с регламентом, предписанным законодательством;
  • улучшить информирование налогоплательщиков, сократить возможности сотрудников фискальных служб произвольно толковать неопределенные положения налогового законодательства[19].

2. Банки и финансовая система. В кратчайшие сроки нужно реализовать программу реструктуризации банковской системы:

  • банкротство несостоятельных коммерческих банков, недопущение их деятельности после отзыва лицензии, до тех пор, пока эти банки не осуществят выплаты по долгам;
  • создание благоприятных условий для увеличения присутствия в Казахстане иностранных банков;
  • повышение прозрачности банковской системы, совершенствование системы банковского надзора, предупреждения банкротств банков, стимулирование повышения квалификации банковских менеджеров, завершение введения новой системы бухгалтерского учета, базирующейся на международных принципах;
  • ускорить принятие закона о гарантиях вкладов граждан[20].

3. Внешнеэкономическая и таможенная политика.

  • активизировать усилия по вступлению в ВТО. Новые акты, затрагивающие сферу внешней торговли и таможенного режима, следует разрабатывать с учетом требований ВТО;
  • ускорить создание зоны свободной торговли со странами СНГ.

4.Защита прав собственности.

  • необходимо создать прецеденты пресечения действий мажоритарных инвесторов и менеджеров компаний по ущемлению прав собственности в отношении меньшинства акционеров (особенно в вопросах доступа к информации, организации собраний акционеров и представительства в совете директоров), а также внести соответствующие изменения в закон «Об акционерных обществах», исключающие злоупотребления со стороны большинства инвесторов и совета директоров;
  • необходимо ввести дополнительные меры защиты добросовестных приобретателей ценных бумаг от действий органов власти. Недопустимо признавать ценные бумаги недействительными, если отчет об итогах выпуска данных бумаг прошел в установленном порядке регистрацию в соответствующем регистрирующем органе. Недопустимо налагать арест на ценные бумаги, приобретенные добросовестным приобретателем, даже если один из предыдущих переходов прав собственности произошел с нарушением законодательства, иначе за ошибки регистрирующих органов будут нести ответственность инвесторы;
  • стимулировать создание компенсационных фондов профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями, за счет средств которых компенсировались бы потери инвесторов, возникшие по вине инфраструктурных институтов;
  • срочно доработать правовые основы мероприятий, связанных с банкротством предприятий;
  • ужесточить уголовную и административную ответственность за действия (или бездействия), приводящие к нарушению интересов инвесторов, в первую очередь прямых иностранных инвесторов. Практика показывает, что во многих случаях неотвратимость - более действенная угроза, чем степень тяжести возможного наказания;
  • уделить особое внимание защите прав интеллектуальной собственности. Требуется не только защищать зарегистрированные торговые марки, выданные патенты, осуществлять защиту от подделки продукции, но и ввести преследование за подражание названию, цвету, дизайну, как это предусмотрено законодательством. Требуется повысить эффективность деятельности правоохранительных органов в этой сфере[21].

5. Свобода входа на рынок.

Необходимо  упростить процедуры по организации  бизнеса.  
Надо создать технологию, базирующуюся на принципе «одного окна», когда предпринимателю достаточно обратиться в одну инстанцию и за относительно короткий отрезок времени, исчисляемый несколькими днями, получить разрешение или четко аргументированный отказ. Одновременно требуется создание независимого института для апелляций. Конечно, для внедрения подобной процедуры потребуется изменение местных законодательных актов. Барьеры входа на рынок должны быть прозрачны, предприниматель должен точно представлять, сколько ему потребуется инвестировать для того, чтобы открыть дело. В частности, требуется принятие закона о регистрации юридических лиц.

6. Борьба с коррупцией.

В условиях Казахстана наиболее эффектным путем сокращения масштабов коррупции является дальнейшая либерализация, ограничение возможностей вмешательства чиновников в хозяйственные процессы, сокращение сфер администрирования и регулирования. Там же, где они необходимы, должны быть разработаны предельно простые и прозрачные процедуры исполнения административных функций, а также контроля над их исполнителями. Необходимо последовательно устранять неопределенность и противоречивость в законодательстве, оставляющие возможности разных толкований и связанных с ними злоупотреблений.

Следует рассмотреть  вопрос о законодательном введении запрета на профессии в отношении  руководителей и сотрудников  органов власти, уличенных в коррупции.

7. Бухгалтерский  учет.

Надо стремиться говорить с миром на понятном языке. Для бизнеса - это язык финансовых стандартов, где уровень прозрачности, полноты и достоверности отчетности, а также оперативность ее предоставления влияют на степень доверия инвесторов. Необходимо принимать срочные меры как в плане повышения качества работы над стандартами учета, так  и в плане организации контроля над процессом разработки и принятия стандартов. В этой связи необходимо:

  • пересмотреть состав и полномочия Межведомственной комиссии по реформе бухгалтерского учета и финансовой отчетности (далее - Комиссия);
  • предложить Международному центру по реформе системы бухгалтерского учета провести срочную экспертизу принятых нормативных документов с целью выявления несоответствия данных документов международным стандартам;
  • повысить роль института профессиональных бухгалтеров.

 

 

3.2 Меры на среднесрочную и долгосрочную  перспективу

 

1. Структурные реформы.

По сути, важнейшими составляющими структурных реформ являются:

  • защита прав собственности;
  • укрепление корпоративного управления;
  • усиление дисциплины исполнения контрактов;
  • развитие банковской системы и институтов финансового рынка;
  • реформирование естественных монополий;
  • проведение земельной реформы[22].

Дальнейшие  структурные реформы потребуют  существенного совершенствования  законодательного обеспечения. На сегодняшний  день законопослушное поведение  для инвестора нерационально, поэтому, несмотря на очевидные достижения, законодательство следует менять.

Следует устранить  противоречивость и дублирование трех основных законов – «Об инвестиционной деятельности в Республике Казахстан», «Об иностранных инвестициях в РК», «Об осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений», регламентирующих инвестиции, для чего, может быть, следует принять единый закон об инвестициях. Также следует устранить противоречия между законодательными актами, регламентирующими различные аспекты хозяйственной деятельности. В частности, необходимо гармонизировать положения федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и положения Налогового кодекса[23].

Необходимо  содействовать развитию различных  форм организаций производителей (ассоциаций, союзов), вырабатывающих стандарты  и правила корпоративного поведения. Требуется разработка законодательства, полностью регулирующего создание и деятельность холдинговых компаний. Необходимо привести в соответствие с мировыми стандартами систему  налогообложения внутри холдингов. Необходимо создать полноценную  инвестиционную инфраструктуру, прежде всего распределительную и накопительную  системы: банки, страховые компании, паевые и пенсионные фонды, фондовый рынок и т.д.

2. Укрепление институтов государственной власти.

Важнейшее направление  перспективных действий по улучшению  инвестиционного климата - преодоление  слабости государства. Тут необходимы следующие меры:

  • осуществление судебной реформы с целью обеспечения независимости судов, увеличения эффективности и пропускной способности судебной системы; укрепление федерализма путем более четкого разграничения прав и ответственности между республиканским центром и регионами, обеспечения исполнения республиканских законов;
  • необходимо произвести разделение государственного аппарата по функциональному принципу: структуры, занимающиеся производством благ (оказанием услуг), должны быть отделены от регулятивных органов, а политические подразделения - от технологических. Во всех естественных монополиях должны быть выделены в независимые компании те технологические сегменты, которые позволяют организовать конкурентную среду, и те хозяйственные подразделения, которые не связаны непосредственно с производством. Производство услуг, для которых участие государства не является обязательным фактором, должно передаваться в частный сектор, где производитель определяется на открытом конкурсе;
  • Правительство должно демонстрировать готовность решать проблемы, наиболее привлекающие внимание инвесторов: защиту прав собственности (в том числе и интеллектуальной), выполнение контрактных обязательств. Следует рассмотреть вопрос о территориях тех субъектов Республики, которые противодействуют исполнению федеральных законов, вводят в действие местные законы[24].

3. Среди мероприятий,  направленных на борьбу с коррупцией, в среднесрочной перспективе следует выделить следующие:

  • формирование межведомственной антикоррупционной структуры;
  • разработка антикоррупционных программ на муниципальном и региональном уровнях, объединяя их в федеральную программу;
  • взаимодействие с предпринимательским сообществом Казахстана, профессиональными организациями и международными антикоррупционными структурами и разработка акций при их участии;
  • подписание международных антикоррупционных конвенций;

4. Финансы и государственный долг.

Долгосрочная  бюджетная политика должна строиться  исходя из того, что для достижения высоких темпов развития экономики  государственные расходы не должны превышать 25-30% ВВП. Прежде всего, необходимо достигнуть всеобъемлющего урегулирования государственного долга. Требуется  срочное создание современной системы  управления государственным долгом, которая учитывала бы временную  структуру обязательств, возможные  источники их покрытия, способность  экономики обслуживать долг, текущую  конъюнктуру рынка, а также оптимизацию  соотношения между внутренним и  внешним долгом. Необходима законодательная  конкретизация правовых норм, регламентирующих заимствования государства. Требуется  установить более жесткие и конкретные, чем в Бюджетном кодексе и  законах о бюджете, ограничения  по заимствованиям государством, в  том числе.

Одновременно  следует повысить уровень обеспечения  государственных ценных бумаг, снизив тем самым риск инвестиций. В этом направлении, во-первых, необходимо осуществить  переход функций эмитента государственных  ценных бумаг от Министерства финансов РК к Казначейству, ценные бумаги которого были бы обеспечены конкретным имуществом Казначейства; во-вторых, необходимо создать  четкую и эффективную систему  обращения взысканий на государственное  имущество в случае неисполнения государством своих обязательств по займам.

Для стабилизации экономики и улучшения  инвестиционного климата требуется  принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих  условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к  решению задачи привлечения иностранных инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать: достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными  группами, политическими партиями и  прочими общественными организациями; ускорение работы Парламента над  Гражданским кодексом и уголовным законодательством, создание в стране некриминального рынка;

Информация о работе Макро и микроэкономические факторы определяющие разработку и реализацию инвестиционной политики