Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 22:10, реферат
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в настоящее время камеральные проверки - приоритетное направление контрольной работы налоговых органов. Необходимым условием функционирования налоговой системы любого государства является эффективный налоговый контроль. При его отсутствии или низкой результативности трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ПРИЗНАКИ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ. 2
1.1 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ЗНАЧЕНИЕ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ 2
1.2 СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ 2
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ. 2
2.1 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ 2
2.2 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ 2
2.3 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ 2
2.4 ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
При представлении отчетных документов в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи бумажные экземпляры налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности могут не представляться.
При непредставлении в
- 5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб. - при представлении декларации не позднее 180 дней после установленного срока (п. 1 ст. 119 НК РФ);
- 30% от суммы налога, подлежащей
уплате на основе этой
После уточнения даты представления налоговой декларации начинается ее непосредственная проверка. Вначале проверяется правильность заполнения декларации в соответствии с утвержденным распорядительным документом (порядком, инструкцией, рекомендациями и т.д.) по ее заполнению.
Следующий же шаг - проверка арифметического подсчета итоговых сумм налога. При этом проверяется правильность:
- исчисления налоговой базы;
- арифметического подсчета
- правильность примененных
Если по налогу предусмотрены налоговые вычеты, то проверяется их обоснованность.
На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы проводится:
- анализ логической связи между
отдельными отчетными и
- сопоставление отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;
- взаимоувязка показателей
- сопоставление данных
Так, при использовании метода начисления при исчислении налога на прибыль величина доходов может коррелироваться с суммой выручки, отраженной в отчете о прибылях и убытках.
Как было сказано выше, налоговым ведомством разработаны методические рекомендации по проведению камеральных проверок налоговых деклараций по различным налогам. В них обычно и указываются коррелируемые параметры различных деклараций.
Если камеральной проверкой выявляются ошибки в расчетах или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо приведенные налогоплательщиком данные не коррелируются с теми, которые имеются у налогового органа (отчетность за предыдущие периоды, результаты налоговых проверок и др.), то об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления8. На выполнение предлагаемых действий налогоплательщику дается пять рабочих дней.
Если в ходе камеральной проверки выявляются ошибки или противоречия в заполненной декларации, то налоговый орган должен проинформировать об этом налогоплательщика и предложить внести ему соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую отчетность.
Учитывая приведенный выше порядок проведения камеральных налоговых проверок, можно сделать вывод, что целью последних является:
1) проверка правильности
исчисления соответствующих
2) проверка своевременности уплаты налогов.
Таким образом, проверка правомерности хозяйственной деятельности налогоплательщиков с точки зрения соблюдения законодательства о налогах и сборах по большому счету не является предметом камеральной проверки. Предметом камеральной проверки скорее является арифметический контроль предоставляемых налогоплательщиками данных, проводимый в процессе текущей деятельности налоговых органов по мере поступления к ним документов, связанных с исчислением и уплатой налогов (как правило, налоговых деклараций). Необходимо отметить, что прямое упоминание в ст. 88 НК РФ только камеральных налоговых проверок налогоплательщиков не лишает налоговые органы права проводить налоговые проверки налоговых агентов и плательщиков сборов, т.к. на то есть указание в ст. 87 НК РФ.
В п. 5 ст. 88 НК РФ закреплена норма, согласно которой лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.
До 1 января 2007 года НК РФ не обязывал составлять акты камеральных налоговых проверок, но и не запрещал этого. Так, в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 29.03.2006 N Ф03-А80/06-2/431 суд указывал, что ст. 100 НК РФ предусмотрено оформление акта только по результатам выездной налоговой проверки. НК РФ не устанавливает обязанностей налогового органа составлять акт по результатам камеральной налоговой проверки и получать от налогоплательщика объяснения по поводу выявленных нарушений налогового законодательства.
Теперь одним из основных нововведений
в процедуре камеральной
Согласно п. 2 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть подписан лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).
Об отказе лица, в отношении которого
проводилась налоговая проверка
НК РФ устанавливает перечень обязательных реквизитов, которые должны быть указаны в акте камеральной налоговой проверки (п. 3 ст. 100 НК РФ).
Необходимо отметить, что ранее НК РФ не предъявлял требований к структуре акта налоговой проверки.
Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (далее - Приказ N САЭ-3-06/892@), применяемым при проведении и оформлении результатов налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, начатых после 31 декабря 2006 года, утверждены формы актов камеральной и выездной (повторной выездной) налоговой проверки (Приложения 4, 5 к Приказу N САЭ-3-06/892@), а также требования к составлению акта налоговой проверки (Приложение 6 к Приказу N САЭ-3-06/892@).
В п. 5 ст. 100 НК РФ установлено, что акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
В п. 6 ст. 100 НК РФ закреплено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность его возражений.
Если письменные возражения по акту не представлены, то это не лишает налогоплательщика права давать свои пояснения уже на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налоговой инспекции или его заместитель выносит решение:
о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
об отказе в привлечении к ответственности за его совершение.
Ссылки выше на отдельные нормы статьи 101 НК РФ объясняются тем, что дела о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе камеральной налоговой проверки, рассматриваются в порядке, предусмотренном этой статьей (п. 1 ст. 100.1 НК РФ).
О времени и месте рассмотрения
материалов проверки руководитель (заместитель
руководителя) налогового органа извещает
налогоплательщика
Если нужно получить дополнительные
доказательства, то налоговый орган
на стадии рассмотрения материалов проверки
может вынести решение о
Решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов проверки, вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения налогоплательщику. Если же налогоплательщик обжалует это решение в вышестоящий налоговый орган, то оно вступает в силу со дня его утверждения данным органом (п. 9 ст. 101 НК РФ). При этом установлено, что лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе его исполнить (полностью или в части) и до вступления решения в силу, это не влияет на право подать апелляционную жалобу. Решение подлежит обязательной отмене (вышестоящим налоговым органом или в суде) в случае нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов10. Таковыми признаются обеспечение возможности проверяемого лица:
участвовать в процессе рассмотрения материалов и представить объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Остальные нарушения в процедуре
рассмотрения материалов могут быть
основанием для отмены решения только
в том случае, если они привели
или могли привести к принятию
налоговым органом
После вынесения решения налоговый орган вправе принять обеспечительные меры (п. 10 ст. 101 НК РФ). Этими мерами могут быть:
запрет на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 НК РФ.
В решении указывается срок, в
течение которого налогоплательщик
вправе обжаловать решение, порядок
обжалования в вышестоящий
Лицу, в отношении которого вынесено указанное решение (его представителю), может быть вручена копия решения:
о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
об отказе в привлечении к такой ответственности;
о принятии обеспечительных мер;
об отмене обеспечительных мер.
Копия решения передается под расписку или иным способом, который может свидетельствовать о дате по лучения документа.
По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые должностные лица организации подлежат привлечению к административной ответственности, проводившее проверку должностное лицо налоговой инспекции составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции11. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении лиц, виновных в их совершении, производится в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
После вступления в силу решения налоговых органов о взыскании недоимки по налогу, сбору, пеней, штрафа с налогоплательщика этому лицу направляется требование об уплате соответствующих сумм в порядке и в сроки, установленные статьями 69, 101.3 НК РФ. В соответствии со статьей 45 НК РФ взыскание налога (сбора), пеней и штрафа с организаций (за исключением организаций, у которых открыт лицевой счет) и индивидуальных предпринимателей в полном объеме осуществляется по решению налогового органа.
2.4 Правовые и организационные
проблемы проведения камеральны
Согласно ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Предусмотренные в ст. 88 НК РФ правомочия, осуществляемые налоговыми органами в процессе камеральных проверок (возможность затребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и дополнительные документы и т.д.), позволяют им в рамках данной формы налогового контроля выявить те проблемные моменты в деятельности налогоплательщика, более глубокий анализ которых может привести к столь желаемому для любого налогового инспектора результату, а именно доначислению в бюджет налогов и взысканию штрафных санкций12.