Камеральная налоговая проверка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:39, реферат

Краткое описание

Камеральная налоговая проверка - одна из форм налогового контроля. В отличие от выездной налоговой проверки, камеральная проверка проходит в стенах налогового органа и скрыта от глаз налогоплательщика, а порядок ее проведения, оформления и реализации результатов не очень четко определены в НК РФ. Налоговые органы имеют свои внутренние документы регламентирующие порядок проверки, но они не носят нормативного характера и налогоплательщику недоступны.

Файлы: 1 файл

Камеральная налоговая проверка.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Камеральная налоговая проверка 

     Камеральная налоговая проверка - одна из форм налогового контроля. В отличие от выездной налоговой проверки, камеральная проверка проходит в стенах налогового органа и скрыта от глаз налогоплательщика, а порядок ее проведения, оформления и реализации результатов не очень четко определены в НК РФ. Налоговые органы имеют свои внутренние документы регламентирующие порядок проверки, но они не носят нормативного характера и налогоплательщику недоступны.  

     Итак, рассмотрим порядок проведения камеральной проверки по налогу на добавленную стоимость:  

     Проверка проводится на основе налоговых деклараций по НДС, представляемых 20 числа месяца или квартала, следующего за отчетным месяцем или кварталом cоответственно. День фактического представления декларации в налоговый орган или день ее отправления по почте — это день начала течения срока проверки. Срок, отведенный на проверку — 3 месяца. О начале проверки налогоплательщику не сообщается. Узнает он о ее результатах только в случае обнаружения налоговым органом ошибок и противоречий в сданной декларации.  

     Итак, как проводится проверка: 

     Не позднее шести рабочих дней с момента истечения срока представления налоговой отчетности декларации попадают в отделы, ответственные за проведения камеральных проверок. Никакого специального разрешения руководителя налогового органа для осуществления проверки не требуется.  

     Основными этапами камеральной проверки декларации по НДС являются:  

— проверка своевременности  представления декларации. Если декларации представлена после 20 числа, налогоплательщику грозит ответственность по ст. 119 НК РФ. Она применяется даже в случае, если налог к доплате по декларации равен нулю. Кроме того, за просрочку предоставления декларации должностные лица организации несут административную ответственность по ст. 15.5 КоАП РФ. В случае, если налогоплательщик не представил декларацию в течение двух недель по истечении установленного срока или отказался от ее предоставления, руководитель налогового органа или его заместитель вправе принять решение о приостановлении операций по счетам в банке.  

— проверка полноты  представления налогоплательщиком деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Например, в случае предоставления экспортной декларации, необходимо предъявить документы, исчерпывающий перечень которых содержится с ст. 165 НК РФ. В случае если комплект документов будет неполным, налоговые органы вправе отказать в возмещении налога.  

-визуальная  проверка правильности оформления декларации. Например, отсутствие необходимых реквизитов ИНН или налогового периода, за который представлена декларация, наличие исправлений, не подтвержденных подписью налогоплательщика, нечеткие записи и т.д.. В этом случае налоговый орган сообщает налогоплательщику о необходимости представить правильно оформленную декларацию.  

-проверка правильности  арифметического подсчета итоговых  сумм налога.  

-проверка обоснованности  примененных ставок налога и  льгот.  

проверка правильности исчисления налоговой базы. На этом этапе осуществляется камеральный анализ, включающий в себя: проверку логической связи между отчетными и расчетными показателями, сопоставимость отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода, взаимоувязку показателей декларации по НДС с бухгалтерской отчетностью. Если в результате всех вышеперечисленных контрольных процедур замечаний у налогового органа нет, то проверка на этом заканчивается, о чем налогоплательщика не информируют. Если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении документов, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в пятидневный срок. Если исправления не будут внесены в установленный срок, налоговый орган может предположить, что допущены налоговые правонарушения и рекомендовать для включения в план проведения выездных проверок.  

     Все вышеперечисленные требования налогового органа к налогоплательщику достаточно конкретны и справедливы, чего нельзя сказать о праве налогового органа на основании ст.88 НК РФ истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность и своевременность уплаты налога. Согласно ст. 93 НК РФ налогоплательщик должен направить истребуемые документы в налоговый орган в пятидневный срок. Кодекс не содержит точного перечня документов, которые могут быть истребованы дополнительно. Порядок затребования, процедура, сроки и форма их предоставления в НК РФ не определены. Количество рабочего времени потраченного на подбор, изготовление копий, транспортировку большого объема документов, затребованного должностным лицом по своему усмотрению, может негативно сказаться на работе организации. По моему мнению, истребование дополнительных документов должно производиться в определенных случаях, например: при выявлении ошибок и противоречий между сведениями, содержащимися в представленных декларациях, при необходимости подтвердить положения декларации для принятия соответствующих расходов, вычетов, льгот в целях уменьшения налоговой базы, при необходимости подтвердить наличие у налогоплательщика права на возмещение НДС и т. д.. Кроме того, требование должно определять точный состав и объем дополнительных документов, в противном случае на налогоплательщика не может быть наложена ответственность за непредоставление требуемых документов в соответствии с п.1 ст.126 НК РФ. Подтверждение данной позиции можно найти в судебно-арбитражной практике. В случае непредоставления таких документов налогоплательщику при наличии на то оснований может быть отказано в принятии вычетов, льгот и возмещению из бюджета, но он не должен быть привлечен к налоговой ответственности за непредоставление дополнительных документов в соответствии с п.1 ст. 126 НК РФ. Кроме того, в данном случае налоговый орган не вправе проводить выемку согласно ст.94 НК РФ, положения которой регулируют производство выемки документов, возможной только в случае выездной налоговой проверки. Теперь рассмотрим самый неприятный для налогоплательщика вариант завершения проверки, когда налоговым органом выявлены нарушения правил составления деклараций, которые привели к занижению сумм налогов, подлежащих уплате, и этот факт, по мнению налогового органа, достоверно установлен и не требует подтверждения при выездной налоговой проверке. Без рассмотрения письменных возражений налогоплательщика, если таковые имеются, в десятидневный срок со дня проведения камеральной проверки руководителем налогового органа выносится решение, которое оформляется в виде постановления о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. На основании постановления налоговый орган направляет требование об уплате соответветствующей суммы налога и пени, что является законным, а также об уплате налоговых санкций, что, по моему мнению, является неправомерным, также как и вынесение постановления о привлечении к ответственности. Упрощенная процедура привлечения к налоговой ответственности, применяемой налоговыми органам по результатам камеральной проверки не определена в Налоговом Кодексе и она препятствует осуществлению законных прав налогоплательщика, в частности, представлять свои пояснения и возражения по результатам проверок.  

     В ст. 101 НК РФ, регулирующей производство по делам о налоговых правонарушениях для всех видов налоговых проверок, прямо указано на возможность налогоплательщика представить письменные объяснения и возражения по акту налоговой проверки, участвовать в рассмотрении материалов по делу.  

     Таким образом, процесс привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по итогам камеральной проверки достаточно сложен. Наличие возражений со стороны налогоплательщика является основанием для рассмотрения налоговым органом материалов камеральной проверки по аналогии с порядком рассмотрения материалов выездной налоговой проверки. Возражения необходимо направить в двухнедельный срок с момента получения требования об уплате суммы налогов и пеней в налоговый орган.  

     И только по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки, с учетом обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения налоговый орган должен решить вопрос о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. 

Выездная  налоговая проверка 

     Выездная  налоговая проверка – это форма  налогового контроля, позволяющая проверить правильность уплаты налогов и сборов, а также исполнение налогоплательщиком иных обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах.

     Общие  требования к выездным проверкам: 

а) место проведения – на территории налогоплательщика. Если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проверки, то она проводится по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ);

б) основание  – решение1 руководителя (заместителя  руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ);

в) срок проведения проверки2 – не более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен3 до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ);

г) проверяемый  период не превышает трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ);

д) предмет проверки – правильность исчисления и своевременность  уплаты налогов (п. 4 ст. 89 НК РФ). 

     Вместе  с тем налоговые органы не  вправе (п. 5 ст. 89 НК РФ):

—  проводить  более одной выездной налоговой  проверки по одним и тем же налогам  за один и тот же период;

—  более двух выездных налоговых проверок в течение  календарного года. 

     Независимо  от темы налоговой проверки  в первую очередь проверяющих привлекают следующие виды сделок:  

- сделки между  взаимозависимыми лицами;  

- сделки, в совершении  которых отсутствует очевидный  экономический смысл;  

- сделки, имеющие  необычный характер для профиля  деятельности предприятия;  

- сделки, не разрешенные  уставными документами предприятия;  

- нетипичные  сделки, произошедшие в конце  отчетного периода, особенно на  значительные для предприятия  суммы;  

- сделки, содержание  которых противоречит их правовой  форме;  

- запутанные  сделки;  

- сделки с  низкой рентабельностью, особенно  убыточные сделки;  

- сделки с  участием оффшорных фирм;  

- сделки, в которых  цена заметно отличается от  рыночной цены в сторону повышения  или понижения. 

     Выездные  проверки бывают: 

• комплексные  и выборочные (тематические); 

• контрольные; 

• плановые и  внеплановые; 

• встречные. 

     Основанием  для проведения выездной налоговой  проверки является решение налогового органа. 

     Пример 1. Налоговые инспекторы  пришли с проверкой в 000 «Актив». Руководителю фирмы они предъявили решение о проведении проверки, в котором написано: «проверка по вопросам правильности исчисления, удержания и уплаты налога на добавленную стоимость за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2002 года». Это значит, что инспекторы будут проверять расчеты именно по этому налогу за 2002 год, то есть проведут выборочную проверку. 

     Если  проверяющие напишут в решении:  «проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2002 года», значит, они намерены проверить расчеты по всем налогам за 2002 год, то есть провести комплексную проверку. 

     При  проведении выездной налоговой  проверки по НДС налоговые  органы проводят проверку: 

- договоров с  поставщиками с бухгалтерской  и юридической точек зрения;

- договоров с  покупателями с бухгалтерской  и юридической точек зрения;

- правильности  оформления полученных счетов-фактур  и обоснованность принятия по  ним НДС к вычету;

- выданных счетов-фактур  и полноты начисления НДС к  уплате по ним;

- соответствия  книги покупок и книги продаж  декларации по налогу на добавленную стоимость. 

На правильность определения и расчета: 

- НДС, начисленного  с реализации товаров (работ,  услуг);  

- НДС, исчисленного  с авансов, поступивших в оплату  за реализованные товары (работы, услуги);  

- вычетов по  НДС при приобретении товаров  (работ, услуг);  

- НДС, удерживаемого  и уплачиваемого налоговым агентом.  

Правомерность применения:  

- ставки 0 процентов;  

- других налоговых  ставок, раздельного учета в случае применения различных ставок;  

- налоговых льгот.  

Наличие и соответствие законодательству оформления документов, подтверждающих право налогоплательщика на освобождение от уплаты налога или применение налоговых вычетов.  

Соблюдение порядка  и сроков уплаты налога в бюджет.  

Выявление сделок с фирмами-"однодневками".  
 

Вопросы, пристально изучаемые налоговыми инспекторами:  

1. Экспортные, импортные  операции.  

2. Использование  организацией неденежных форм  расчетов (зачет взаимных требований, бартерные операции, оплата векселями и др.)  

3. Восстановление  сумм НДС при выбытии товара  по иным основаниям (недостача, порча, передача для собственных непроизводственных нужд и т. д.).  

4. Факторинговые  операции.  

5. Предъявление  к вычету сумм налога по  строительно-монтажным работам при строительстве хозспособом.  

6. Правильность  учета в целях налогообложения:  

- лицензионных  платежей;  

Информация о работе Камеральная налоговая проверка