Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:13, дипломная работа
Целью дипломной работы является теоретические и практическое исследование деятельности корпоративных структур на рынке ценных бумаг на примере корпораций электроэнергетики, а также разработка основных направлений совершенствования деятельности акционерных обществ в энергетическом секторе.
Задачи дипломной работы:
– охарактеризовать экономико-правовые основы функционирования акционерного общества;
– провести анализ деятельности акционерных обществ в энергетическом секторе России на примере ОАО «Свердловэнергосбыт»;
– разработать основные направления совершенствования деятельности акционерных обществ в энергетическом секторе.
Введение
3
1 Экономико-правовые основы функционирования акционерного общества
6
1.1 Природа, признаки и классификация акционерных обществ
6
1.2 Эмиссионные ценные бумаги акционерных обществ: сущность и классификация
19
2 Анализ деятельности акционерных обществ в энергетическом секторе России (на примере ОАО «Свердловэнергосбыт»)
34
2.1 Становление и развитие акционерных компаний в электроэнергетике
34
2.2 Оценка эффективности результатов деятельности ОАО «Свердловэнергосбыт»
52
3 Основные направления совершенствования деятельности акционерных обществ в энергетическом секторе
66
Заключение
88
Список использованных источников
93
Приложения
99
Таблица 28 – Матрица определения стадии развития компании электроэнергетики (составлено автором)
Показатель деятельности |
Стадии развития предприятия | |||
Начальная |
Активного расширения |
Стабильного роста |
Зрелости | |
Объем выручки, млн. руб. в год |
менее 500 |
500 - 1500 |
1500-5000 |
более 5000 |
Наличие кредитного рейтинга |
не обязательно |
не обязательно |
не ниже ruBBB от S&P, Baa3(rus) от Moody’s или B++ от Эксперт РА |
не ниже ruA от S&P’s, A3(rus) от Moody’s или A от Эксперт РА |
Срок деятельности предприятия |
менее 5 лет |
5 – 10 лет |
10 – 20 лет |
более 15 лет |
Доля собственного капитала |
более 60% |
50 – 70% |
40 – 60% |
30 – 50% |
Выручка/заемные средства |
менее 1,5 |
1,5 – 2 |
2 – 3 |
более 2 |
Рентабельность продаж |
более 10% |
10 – 15% |
15 – 20% |
более 12% |
Представленные в матрице
После установления стадии развития предприятия предлагаемая схема позволяет определить основные этапы стратегии финансирования на рынке долгового капитала.
I этап. Начальная стадия. Привлечение кредитов и займов.
На начальном этапе своего развития большинство предприятий для финансирования оборотного капитала и первых инвестиционных проектов, как правило, использует банковские кредиты, выдаваемые на срок до 1 года. Однако привлечение таких краткосрочных кредитов позволяет предприятиям в основном погашать только лишь текущие обязательства, главным образом кредиторскую задолженность перед поставщиками и подрядчиками. Данный источник долгового финансирования помогает предприятию в основном сбалансировать текущие активы и текущие обязательства, но не позволяет активно развиваться и расширять свою производственную и инвестиционную деятельность. Недостатками данной формы финансирования для заемщика является зависимость от одного кредитора, необходимость проводить все расчеты с покупателями по счетам в банке-кредиторе и довольно высокая процентная ставка кредитования (12% – 18% годовых). Однако по мере развития предприятия и расширения его инвестиционной программы возникает необходимость выхода на публичный рынок долговых инструментов, то есть рынок векселей и облигаций.
II этап. Стадия активного расширения. Выпуск векселей и реализация вексельных программ.
На втором этапе предприятие выпускает векселя либо размещает вексельные программы. При этом предприятию необходимо учитывать, что затраты по привлечению средств могут быть сопоставимы с процентами по кредиту, который можно было бы получить на такой же срок и в таком же размере. Однако благодаря вексельной программе предприятие диверсифицирует свои финансовые источники и уже не зависит от одного кредитора, как при получении банковского кредита. Векселя по-прежнему остаются единственно возможным инструментом публичного заимствования для предприятий с небольшим объемом бизнеса (с годовой выручкой до 1,0–1,5 млрд. рублей), но имеющим хорошие перспективы дальнейшего роста и развития. В рамках предложенной схемы освоения долгового рынка выпуск векселей выступает в качестве первого шага на пути к облигационному займу.
По мере развития предприятия, роста объема продаж и увеличения доли на рынке появляется необходимость в расширении производственных мощностей предприятия электроэнергетики и реализации крупных инвестиционных проектов, которые требуют больших и долгосрочных финансовых вложений. Для активно развивающегося российского предприятия выпуск облигаций представляет собой следующую эволюционную ступень в процессе привлечения долгового финансирования и является мощным стратегическим шагом на рынке капитала.
Согласно представленной схеме, на третьем этапе предприятию рекомендуется осуществить эмиссию дебютного («пилотного») облигационного займа с небольшим объемом выпуска (300 – 500 млн. рублей) на короткий срок (2–3 года) с полугодовой или годовой офертой. Своевременное обслуживание купонных выплат, исполнение обязательств по оферте и проведение политики информационной прозрачности по отношению к инвесторам позволит предприятию сформировать положительную публичную кредитную историю, приобрести достаточную известность на финансовом рынке, расширить круг инвесторов и в дальнейшем привлекать заемные средства на более выгодных условиях.
После удачного размещения, обслуживания
и погашения дебютного
IV этап. Стадия зрелости. Выход на
внешний долговой рынок (
На заключительном IV этапе освоения долгового рынка предприятие достигает такого уровня развития, когда оно имеет возможность выхода на международный рынок капитала, позволяющий привлекать заемные средства посредством таких долговых инструментов, как кредитные ноты и еврооблигации. Данный этап отражает стадию зрелости предприятия, когда объем годовой выручки, как правило, превышает 5 млрд. рублей, и когда финансовое состояние эмитента и выпускаемых им долговых ценных бумаг имеет рейтинговую оценку от ведущих рейтинговых агентств.
Согласно предложенной схеме кредитные
ноты среди доступных источников
долгового финансирования занимают
промежуточное место между
Таким образом, использование предложенной
схемы позволяет российским предприятиям
электроэнергетики расширить
Присутствие в структуре капитала
того или иного долгового
Таким образом, оптимальная стратегия выхода предприятия электроэнергетики на рынок публичных заимствований – индуктивное поэтапное освоение всех инструментов привлечения инвестиционного финансирования. Российскому рынку предстоит этап длительного и интенсивного развития, и компании электроэнергетики, формирующие его стратегическую основу, небезосновательно могут рассчитывать на значительные преференции при определении справедливой ставки привлечения рыночных финансовых ресурсов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе рассмотрена сущность и
классификация эмиссионных
Ценная бумага, как специфическая фиктивная форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной форм, характеризуется тем, что может вноситься в уставный капитал акционерного общества и отдаваться в залог, обращаться на рынке как товар и приносить доход, а в отдельных случаях заменять деньги. Суть фиктивного капитала состоит в том, что у владельца капитала сам капитал отсутствует, но имеются права на него, которые зафиксированы в форме ценной бумаги как специфического финансового актива.
Ценные бумаги как экономическ
Эмиссионная ценная бумага характеризуется одновременно следующими признаками: закрепляет совокупность определенных законом имущественных и неимущественных прав; размещается выпусками; имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
Эмиссионные ценные бумаги - основа рынка ценных бумаг. Эмиссионные ценные бумаги могут быть именными и на предъявителя, а также иметь документарную и бездокументарную форму. Основными видами эмиссионных ценных бумаг акционерных обществ являются акции и облигации.
В современных российских условиях, когда традиционные для плановой экономики источники финансирования перестали обеспечивать необходимые потребности в инвестициях, эмиссия ценных бумаг акционерных обществ становятся важнейшим источником привлечения средств потенциальных инвесторов (инвестиционных банков, страховых компаний, инвестиционных и пенсионных фондов, акционерных предприятий, населения).
При оценке стоимости корпоративных ценных бумаг учитываются инвестиционные качества (надежность, безопасность, ликвидность, доходность, степень инвестиционного риска и др.) и управленческие возможности ценных бумаг ценных бумаг (мера контроля, набор определенных прав по владению, распоряжению, управлению активами, которые лежат в основе конкретной ценной бумаги).
Проведен обзор становления и развития акционерных компаний в электроэнергетике, которая начиная с 2003г. претерпевает стадию очередного реформирования.
Изменилась структура отрасли: было осуществлено разделение естественно монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций; вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.
В настоящее время на территории Российской Федерации действуют оптовый и розничные рынки электроэнергии, цены которых не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения.
Активы генерации в процессе реформы объединились в межрегиональные компании двух видов: генерирующие компании оптового рынка (ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК).
Одной из важнейших целей реформы являлось создание благоприятных условий для привлечения в отрасль частных инвестиций. В ходе реализации программ IPO и продажи пакетов акций генерирующих, сбытовых и ремонтных компаний, принадлежавших ОАО РАО «ЕЭС России», эта задача начала решаться.
Сделан вывод, что в российской электроэнергетике была создана организационная база для решения ключевых задач реформы – за счет создания рынка электроэнергии, в котором его участники конкурируют, снижая издержки, и реструктуризации отрасли, были сформированы условия для повышения эффективности энергокомпаний, обеспечения их финансовой «прозрачности» и инвестиционной привлекательности, а также модернизации отрасли в целом.
ОАО «Свердловэнергосбыт» является компанией электроэнергетики, входящей в состав КЭС-холдинга. ОАО «Свердловэнергосбыт» имеет статус Гарантирующего Поставщика электроэнергии в Свердловской области, как организация, созданная в результате реорганизации АО-энерго, является крупнейшей энергоснабжающей организацией, контролирующая около 50% регионального рынка электроэнергии. Основные тенденции развития компании определяются проводимой Правительством РФ реформой энергетики.
Снижение объемов выручки в 2008-2009гг. объясняются выходом потребителей на оптовый рынок, а также последствиями мирового финансово-экономического кризиса.
Финансовое положение ОАО «
С декабря 2006г. акции предприятия обращаются на фондовом рынке, в 2008г. произошел спад рыночной капитализации компании, в 2009-2010г. стоимость акций в обращении увеличивалась, капитализация компании вновь выросла. В 2005-2008гг. общество выплачивало дивиденды по собственным акциям. Наибольшие суммы дивидендов были выплачены акционерам за 2006г. Доходность по обыкновенным акциям в 2008г. составила 2,23%, по привилегированным 4,66%.
Выделены проблемы в финансово-хозяйственной деятельности компании: снижение доли основных средств в активах и уменьшение их стоимости; рост дебиторской и кредиторской задолженности.
Информация о работе Исследование деятельности корпорации на РЦБ