Государственный кредит, его виды и влияния на состояние экономики страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Развитие государственной формы кредита имеет длительную историю. Такая форма кредита возникла с появлением государства, которая начала использовать полученные таким образом средства на покрытие военных и других чрезвычайных расходов. Особенно широкое распространение государственный кредит получил в середине ХХ в., когда финансовая политика многих государств формировалась под непосредственным влиянием экономической теории Кейнса и его последователей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..…..3
1. Понятия государственного кредита…………………………..5
1.1Функции государственного кредита………………………...
1.2 Формы и виды кредита…………………………….….…
1.3 Принципы кредитных отношений
2. Государственный долг РФ………………………………….…
2.1 Государственный долг: сущность и основные формы……………
2.2 Государственный внутренний долг……………………………………….…
2.3 Государственный внешний долг…………………………………..
2.4 Доля расходов по обслуживанию государственного долга в ВВП….
3. Влияние на экономику страны………………………………………..….
3.1 Объективная способность воздействия кредита на экономику……….
3.2 Тенденции в развитии кредитных отношений т их особенности в России…………………………………………………………………..
Заключение………………………..
Список используемой литературы…………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам.docx

— 54.31 Кб (Скачать)

Но последствия государственных  займов могут быть и другими. Если привлекаемые государством кредиты  расходуются на покрытие непроизводительных расходов (военные расходы, неумеренное  раздувание штатов госаппарата без  повышения эффективности его  функционирования т.п.), то государственные  заимствования будут прямым вычетом из валового национального продукта. А их погашение будет производиться за счет дополнительных налогов. В этом как раз и проявляется неразрывная связь государственного кредита с налогами.

Именно поэтому государственный  кредит нередко называют будущими налогами. Разумеется, нельзя делать категорический вывод о бесполезности или  отрицательном воздействии госкредита на развитии экономики страны. Мировая  практика свидетельствует о широком  использовании государственного кредита  для финансирования государственных расходов бюджета. Это в целом закономерный и необходимый процесс. Дело в другом. Каждое новое государственное заимствование должно быть экономически и социально обосновано. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства, т.е. способствует росту цены кредита. В некоторых случаях возможно абсолютное сокращение объема кредитных ресурсов для экономики. Ну, а если государственные заимствования берутся под проценты, превышающие норму прибыли в производящих отраслях, то происходит огромный переток капитала из «реальной экономики» (сферы производства) в спекулятивный рынок. В конечном итоге происходит перекачивание налоговых доходов государства в пользу отечественных и зарубежных кредитных организаций.

Внешние заимствования в  момент поступления средств приводят к увеличению объема финансовых ресурсов страны и позволяют увеличить  суммарный спрос государства  на товары и услуги национального  производства, если средства расходуются  на эти цели. Вместе с тем займы  у иностранных государств, международных организаций и зарубежных банков могут использоваться для оплаты непроизводительных государственных закупок за рубежом (связанные кредиты), возврата полученные ранее кредитов и т.д.

Как отмечалось, государство  выступает на кредитном рынке  не только в качестве заемщика и  гаранта, но и в качестве кредитора. Государственное кредитование используется как инструмент регулирования экономики  с целью поддержания либо ускорения  развития тех или иных секторов и  отраслей экономики, регионов, а в  некоторых случаях отдельных  крупных фирм. Особенно широко развита  система государственного гарантирования кредитов, выдаваемые частным банкам экспортерам, а также малых и средних предприятий. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам. Так поощряется завоевание и расширение внешних рынков сбыта отечественными товаропроизводителями. Кроме того, система государственных гарантий широко развита в ряде стран в ипотечном кредитовании жилья.

Важную роль в стимулировании развития производства и занятости  играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территории или внебюджетных государственных фондов. Довольно часто  практикуется кредитование кассовых разрывов нижестоящих бюджетов.

2.2 Государственный внутренний долг

Согласно определению, данному  в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ внутренний долг – это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  перед Российской Федерацией, возникающие  в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных  кредитов (заимствований).

Внутренний государственный  долг РФ включает в себя задолженность  по ГКО (государственным краткосрочным  обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную  задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного  займа), а также просроченную задолженность  по централизованным кредитам сельскому  хозяйству и северным регионам.

В объем внутреннего государственного долга включаются:

1) номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в валюте  Российской Федерации;

2) объем основного долга  по кредитам, которые получены  Российской Федерацией и обязательства  по которым выражены в валюте  Российской Федерации;

3) объем основного долга  по бюджетным кредитам, полученным  Российской Федерацией;

4) объем обязательств  по государственным гарантиям,  выраженным в валюте Российской  Федерации;

5) объем иных (за исключением  указанных) долговых обязательств  Российской Федерации, оплата  которых в валюте Российской  Федерации предусмотрена федеральными  законами до введения в действие  настоящего Кодекса.

Статья 98.1 БК РФ, введенная  Законом 2007 г. №63-ФЗ, содержит новые  положения, предусматривающие списание с государственного внутреннего  долга России долговых обязательств, не предъявленных к погашению  кредитором в течение срока исковой  давности, установленного законодательством  РФ Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой  давности устанавливается в три  года.

Соответственно, в случае если кредитор в течение данного  срока не предъявит к погашению  долговое обязательство России, т.е. не совершит определенные условиями  обязательства и нормативными правовыми  актами действия, то долговое обязательство  считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ. Такое долговое обязательство России, как государственная  гарантия России, считается полностью  прекращенным и списывается с  государственного внутреннего долга  РФ по истечении срока данной гарантии.

Статьей 119 Бюджетного кодекса  Российской Федерации определен  порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга  субъекта Российской Федерации, муниципального долга.

Затраты по размещению, выплате  доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации  осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации  производится Банком России и его  учреждениями, если иное не предусмотрено  Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате  доходов в виде процентов по ним  или в иной форме.

Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации  по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению  и выплате доходов в виде процентов  по ним осуществляется на основе специальных  соглашений, заключаемых с федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации  выполнять функции эмитента государственных  ценных бумаг.

Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга  безвозмездно.

Долговые обязательства  России подлежат учету и регистрации  в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга  РФ (в Кодексе указанные книги  обозначены единым понятием – Государственная  долговая книга РФ). Государственную  долговую книгу РФ ведет Минфин России. Приказом Минфина России от 23 августа 2006 г. №107н утвержден Порядок ведения  Государственной долговой книги  Российской Федерации в Министерстве финансов Российской Федерации, который  разработан с целью определения  процедуры ведения Государственной  долговой книги РФ, обеспечения контроля за полнотой учета, своевременностью обслуживания и исполнения долговых обязательств и устанавливает требования по структуре Долговой книги, а также по порядку ведения и хранения Долговой книги.

Правительство Российской Федерации  вправе определять объемы выпуска, формы  и методы эмиссии государственных  ценных бумаг, являющихся долговыми  обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего  долга Российской Федерации.

Размеры и структура государственного внутреннего долга даны в программе  государственных внутренних заимствований  Российской Федерации, субъектов Федерации  и муниципальных образований. Программа  входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета  на очередной финансовый год.

Предельные объемы внутреннего  долга утверждаются законом о  бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом  субъекта федерации или местным  органом власти). Предельный объем  может быть превышен правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных  средств, направляемых Россией, субъектами Федерации или муниципальными образованиями  на финансирование бюджета соответствующего уровня.

Для субъекта Федерации этот предел не должен превышать 30% доходов  бюджета на текущий финансовый год  без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных  образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без  участия финансовой помощи вышестоящих  бюджетов и заемных средств в  текущем году.

Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга  субъекта РФ или муниципального долга  не должно превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы превышают 15%, то могут быть применены следующие санкции: ревизия бюджета субъекта Федерации; передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль министерства финансов, или местного бюджета под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта; иные меры.

В России действует единая система учета и регистрации  государственного долга. Субъекты Федерации  и муниципальные образования  регистрируют свои долговые обязательства  в Министерстве финансов РФ, которое  ведет государственную долговую книгу.

Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы: рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, и др.); нерыночные, выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед Банком России).

Федеральным законом «О федеральном  бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24.07.07 г. №198-ФЗ установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации  на 1 января 2009 г. в сумме 1804189605,1 тыс. руб., на 1 января 2010 г. и на 1 января 2011 г. – 2249062621,8 тыс. руб. и 2817409429,4 тыс. рублей соответственно (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 №122-ФЗ).

Однако Бюджетный кодекс Российской Федерации (п. 5 ст. 103 БК РФ) предоставляет Правительству Российской Федерации право осуществлять внутренние заимствования с превышением  установленного федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год предельного объема государственного внутреннего долга, но вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга).

 

2.3 Государственный внешний  долг

В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса внешний долг – это  обязательства, возникающие в иностранной  валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  перед Российской Федерацией, возникающих  в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных  кредитов (заимствований).

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации  включаются:

1) номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте;

2) объем основного долга  по кредитам, которые получены  Российской Федерацией и обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте, в том числе по целевым  иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные  гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств  по государственным гарантиям  Российской Федерации, выраженным  в иностранной валюте.

Федеральным законом «О федеральном  бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24.07.07 г. №198-ФЗ установлен верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации  на 1 января 2009 года в сумме 41,9 млрд. долларов США, или 27,2 млрд. евро; верхний  предел государственного внешнего долга  Российской Федерации на 1 января 2010 года в сумме 42,0 млрд. долларов США, или 28,2 млрд. евро, и на 1 января 2011 года в сумме 42,2 млрд. долларов США, или 29,5 млрд. евро (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 №122-ФЗ).

Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации  понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных  ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных  государств, включая целевые иностранные  кредиты (заимствования), международных  финансовых организаций, иных субъектов  международного права, иностранных  юридических лиц, по которым возникают  долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной  валюте.

Государственные внешние  заимствования Российской Федерации  осуществляются в целях финансирования дефицита (ненефтегазового дефицита) федерального бюджета, а также для  погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

Право осуществления государственных  внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров  о предоставлении государственных  гарантий для привлечения внешних  кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации  осуществлять внешние заимствования  может Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации.

Информация о работе Государственный кредит, его виды и влияния на состояние экономики страны