Государственный кредит, его виды и влияния на состояние экономики страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Развитие государственной формы кредита имеет длительную историю. Такая форма кредита возникла с появлением государства, которая начала использовать полученные таким образом средства на покрытие военных и других чрезвычайных расходов. Особенно широкое распространение государственный кредит получил в середине ХХ в., когда финансовая политика многих государств формировалась под непосредственным влиянием экономической теории Кейнса и его последователей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..…..3
1. Понятия государственного кредита…………………………..5
1.1Функции государственного кредита………………………...
1.2 Формы и виды кредита…………………………….….…
1.3 Принципы кредитных отношений
2. Государственный долг РФ………………………………….…
2.1 Государственный долг: сущность и основные формы……………
2.2 Государственный внутренний долг……………………………………….…
2.3 Государственный внешний долг…………………………………..
2.4 Доля расходов по обслуживанию государственного долга в ВВП….
3. Влияние на экономику страны………………………………………..….
3.1 Объективная способность воздействия кредита на экономику……….
3.2 Тенденции в развитии кредитных отношений т их особенности в России…………………………………………………………………..
Заключение………………………..
Список используемой литературы…………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам.docx

— 54.31 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Байкальский государственный  университет экономики и права

Финансово – экономический  факультет

Кафедра экономической теории и институциональной экономики

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине « Финансы»

На тему: «Государственный кредит, его виды и влияния на состояние экономики страны»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    Выполнила: Ф-10-3

                                                                                                       Дорошенко Е.А.

Проверила:

Винокурова В.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2012 г.

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………..…..3

1. Понятия государственного кредита…………………………..5

1.1Функции государственного  кредита………………………...

1.2  Формы и виды кредита…………………………….….…

1.3 Принципы кредитных отношений

2. Государственный долг  РФ………………………………….…

2.1 Государственный долг: сущность и основные формы……………….

2.2 Государственный внутренний долг……………………………………….…

2.3 Государственный внешний  долг…………………………………..

2.4 Доля расходов по  обслуживанию государственного  долга в ВВП….

3. Влияние на экономику страны………………………………………..….

3.1 Объективная способность воздействия кредита на экономику……….

3.2 Тенденции в развитии  кредитных отношений т их особенности  в России…………………………………………………………………..

Заключение………………………..

Список используемой  литературы…………………..

 

 

 

Введение

В структуре финансовой политики государства особая роль принадлежит  механизмам ее реализации. Под финансовым механизмом понимают систему установленных  государством способов, методов, инструментов и рычагов воздействия на экономические  и социальные процессы, реализуемую  при распределении и перераспределении  финансовых ресурсов. Одним из способов реализации финансовой политики является кредит - экономические отношения, возникающие  между кредитором и заемщиком  по поводу ссужаемой стоимости, передаваемой во временное пользование на условиях срочности, платности и возвратности.

Государство, для покрытия своих расходов, связанных с бесперебойным  финансированием потребностей обществ, привлекает свободные финансовые ресурсы  хозяйственных структур и средства населения. Основным способом их получения  является государственный кредит –  являющийся одной из форм кредита, при  котором государство выступает  в роли кредитора, заемщика и гаранта.

Развитие государственной  формы кредита имеет длительную историю. Такая форма кредита  возникла с появлением государства, которая начала использовать полученные таким образом средства на покрытие военных и других чрезвычайных расходов. Особенно широкое распространение  государственный кредит получил  в середине ХХ в., когда финансовая политика многих государств формировалась  под непосредственным влиянием экономической  теории Кейнса и его последователей. Необходимость получения займов государством тесно связана с  состоянием государственных финансов, наличием и расходованием финансовых средств в стране, т.е. с бюджетным  дефицитом. Кейнс считал бюджетный  дефицит меньшим злом, чем катастрофическое падение производства в период экономического кризиса и предлагал увеличить государственные расходы за пределы текущих доходов государства, чтобы вывести экономику из кризиса. С установлением международных связей между различными странами рядом с внутренним государственным кредитом начинает развиваться система международного государственного кредитования.

Целью данной курсовой работы - рассмотреть сущность и значение государственного кредита и влияние  на состояние экономики страны.

Принимая во внимание сложившиеся  в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный  кредит  играет  чрезвычайно  важную роль   в  нашей  экономике.   От  состояния  в  этой  отрасли  кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели  государственного бюджета, темпы роста  экономической  стабилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятия государственного  кредита

Государственный кредит выражает совокупность кредитных отношений  государства с юридических и физических лицами. В этих отношениях государство выступает в роли либо заемщика, либо гаранта, либо кредитора. Там, где государство выступает в качестве заемщика и гаранта – это госкредит в узком смысле слова (или государственные заимствования). Отношения, в которых государство выступает кредитором юридических и физических лиц имеются государственным кредитованием.

Государственный кредит в  узком смысле слова как экономическая  категория находится на стыке  двух видов денежных отношений –  финансов и кредита, интегрируя их черты. Ведь в данном случае по своему целевому назначению, госкредит является инструментом формирования денежных фондов государства, а значит – и звеном государственной  финансовой системы. Но по методам мобилизации  средств. Он представляет собой одну из форм кредита. Государственный кредит выделен в самостоятельную категорию потому, что он существенно отличается от таких классических финансовых категорий, как налоги, акцизы, пошлины. Так, в отличие от последних он носит возвратный платный характер. Государство должно не просто вернуть позаимствованную сумму, но и уплатить проценты за пользование ею. К тому же госкредит, как и кредит вообще. Ограничен конкретным сроком, заранее известным участвующим сторонам. Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. Далее в отличие от налогов и сборов, госкредит носит сугубо добровольный и к тому же дискретный, разовый характер. Он может повторяться, а может и не повторяться. Налоги же и сборы носят постоянный и регулярный характер. Наконец. Государственный кредит в силу его добровольности имеет селективный, избирательный характер, а налоги и сборы взимаются со всех налогообязанных субъектов экономики.

Вместе с тем государственный  кредит в узком смысле слова отличается от других форм кредита. Во – первых, обычный кредит в отличии от государственного кредита, как правило, носит строго целевой характер. Основное же назначение последнего – покрывать дефицит государственного бюджета. Во – вторых, обычный кредит выдается под конкретно материальное обеспечение (производственные или товарные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, недвижимость, ценные бумаги и др.). Обеспечением же государственного кредита является не какой – то конкретный вид ценностей, а все имущество государства или его административно – территориально подразделения. В – третьих, обычный кредит в большинстве случаев выдается для обеспечения непрерывности (бесперебойности) процесса производства, т.е. носит производительный характер. Государственный кредит, особенно на высшем уровне, как правило, служит для покрытия бюджетного дефицита и является непроизводительным.

 

1.1Функции государственного  кредита

Любая функция кредита  отражает степень развития кредитных  отношений в рыночной экономике  и выражает сущность кредита, при  котором происходит восполнение  временного недостатка собственных  оборотных денежных средств.

Перераспределительная функция  – передача временно свободных финансовых ресурсов из одних сфер хозяйственной  деятельности в другие для обеспечения  более высокой прибыли, при этом происходит перераспределение временно высвободившейся стоимости на условиях возврата. Важнейшей задачей государства является определение экономических приоритетов и стимулирование с помощью привлечения финансовых ресурсов тех отраслей экономики, ускоренное развитие которых объективно необходимо с позиции национальных интересов.

Функция замещения заключается  в замещении наличных денег кредитными знаками стоимости и обращения  в виде векселей, чеков, кредитных  карточек и безналичных расчетов. Использование безналичных расчетов по денежным обязательствам и зачет  взаимной задолженности значительно  сокращает налично – денежный оборот и уменьшает издержки наличного  денежного обращения.

Функция аккумуляции и  концентрации денежного капитала выполняет  следующую роль. Источниками капитала могут быть собственные средства в виде прибыли и заемных средств  в виде кредита. Получение прибыли  требует длительного времени, а  получение кредита в банке  возможно в течении нескольких дней, поэтому денежные средства, взятые в кредит, сокращают время для  накопления капитала.

Капиталотворческая функция  – способность кредита превращать временно свободные денежные средства в функционирующий, работающий капитал, когда ссужаемая сумма денег  является капиталом не только в руках  кредитора (получающего ссудный  процент), но и в руках заемщика (получающего предпринимательский  доход).

Регулирующая функция государственного кредита проявляется в воздействии государства на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег капиталов и занятость. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов, когда выделение  денежных средств на безвозмездной  основе не всегда оправдано, наиболее эффективно использовать их на возвратной и платной основе.

Регулирующая функция  проявляется при получении Россией  внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных  реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового  рынка и т.п. С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное использование бюджетных  ссуд.

Мобилизуемые с помощью  государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный  кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет и свои специфические особенности, порождаемые особенность этой категории:

  • очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
  • охватывает движения стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
  • осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Контроль осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие  институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Контроль осуществляется за:

  • движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
  • соблюдением условий кредитного договора;
  • целевым использованием заемщиком выделенных средств;
  • выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и т.д.

 

1.2  Формы и виды кредита

Структура государственного кредита образуется из различных  взаимосвязанных компонентов и  видов. В зависимости от статуса  заемщика различают, такие виды государственных кредитов, как централизованный и децентрализованных государственный кредит. В первом случае государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов), во втором - местными органами власти. Местные займы являются важной составной финансов регионального самоуправления. Они позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства для нужд развития конкретных регионов. Децентрализованных государственный кредит и местные займы в перспективе могут стать важным финансовым инструментом развития народного хозяйства.

В зависимости от места  размещения различают такие формы государственных кредитов, как внутренние государственные займы (размещаются в данном государстве в национальной валюте) и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте). Однако в процессе размещения внутренних государственных займов могут принимать активное участие и нерезиденты. Либерализация порядка инвестирования средств нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг расширяет его финансовые возможности.

Основная доля государственных  расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита, осуществляемого в иностранной валюте. В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

Внутренний государственный  кредит может выступать в следующих  формах:

- заимствование средств  общегосударственного ссудного  фонда. ЦБ РФ предоставляет  часть своих кредитных ресурсов  на покрытие расходов правительства,  не опосредуя операцию покупкой  государственных ценных бумаг;

- обращение части вкладов  населения в государственные  займы. Посредником в этой операции  выступает уполномоченный коммерческий  банк, который передает средства  без ведома реальных владельцев  через покупку особо ценных  бумаг - сберегательных сертификатов, казначейских обязательств и  др. В качестве примера можно  привести Сберегательный банк  РФ.;

Информация о работе Государственный кредит, его виды и влияния на состояние экономики страны