Государственные доходы и методы их мобилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности федеральных доходов государства. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие федеральных доходов государства а также их
место в финансово-бюджетной системе Российской Федерации;
- рассмотреть источники формирования федеральных доходов государства.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы понятия федеральных доходов государства
1.1 Финансовая система Российского государства 5
1.2 Федеральные доходы как элемент финансовой политики Российского государства 11
2 Источники формирования доходов федерального бюджета
2.1 Доходы федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 года 14
2.2 Прогноз доходов федерального бюджета в 2012 году 18
2.3 Прогноз доходов федерального бюджета в 2013 году 20
2.4 Прогноз доходов федерального бюджета в 2014 году 22
2.5 Федеральные государственные доходы и методы их мобилизации 24
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Приложение А 32
Приложение Б 33

Файлы: 1 файл

курсовая22.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

    Централизованные  финансы используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Децентрализованные зачастую используются на микроуровне, а в современных условиях они также все больше применяются и на макроуровне.

    Необходимо  заметить, что основу финансовой системы  составляют децентрализованные финансы, так как с их помощью в сфере материального производства формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. Финансы предприятий участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны - национального дохода. От состояния децентрализованных фондов денежных средств зависит общее финансовое положение страны, ведущая роль в обеспечении темпов развития отраслей национального хозяйства.

    Финансы   домашнего  хозяйства   лишь   недавно   включены   в систему

децентрализованных финансов как одно из его звеньев. Финансовые отношения населения по формированию семейного бюджета и его использованию имеют исключительно важное значение по регулированию платежеспособного спроса страны. Нельзя забывать, что определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятия.

     В формировании децентрализованных финансовых ресурсов, создаваемых на микроуровне, есть достаточно схожие черты как при их формировании на предприятии, так и при формировании семейного бюджета. На предприятиях происходит процесс вычленения из состава валового дохода конкретных форм первичного дохода (прибыли, оплаты труда), тем самым осуществляется процесс накопления капитала в форме амортизационного фонда. В домашнем же хозяйстве происходит процесс обособления конкретных целевых фондов для потребления, отдыха, приобретения товаров длительного пользования и т.д.

     Таким образом, основу современной финансовой системы в первую очередь составляют финансы предприятий и финансы  домашних хозяйств, использующиеся для  формирования национального дохода страны.

     Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Важную роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы.

     Таким образом, можно говорить о второй сфере финансовой системы, которую составляют централизованные финансы, включающие бюджетную систему и внебюджетно-социальные фонды.

     Бюджетная система состоит из федерального бюджета, региональных бюджетов (88), и местных бюджетов (около 29 тыс.). При этом бюджет любого уровня функционирует автономно. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет - статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы. Как отмечают некоторые авторы, государственные финансы, осуществляемые за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, должны обеспечивать структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе способствовать росту жизненного уровня населения.

     Таким образом, в составе централизованных финансов можно выделить следующие подсистемы:

     1) государственный бюджет;

     2) внебюджетные фонды;

     3) государственный кредит.

    Состояние  централизованных финансов — один из основных показателей

устойчивости  экономики и совершенства социальной системы.  
С помощью бюджетного регулирования государством обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр. При этом, централизованные финансы ориентированы на следующие основные принципы:

      1) единства законодательной и нормативной базы;

      2) открытости и прозрачности;

      3) разграничения полномочий и предметов ведения;

      4) целевой ориентированности;

      5) научного подхода к реализации намеченных целей;

      6) экономичности и рациональности;

      7) управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

     Таким образом, централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач.

     Несмотря  на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система — единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. 

      1.2 Федеральные доходы как элемент финансовой системы Российского государства 

      Федеральные доходы – это доходы, получаемые правительством. Являются важной частью фискальной политики государства.

      Бюджет  государства – основной документ, предусматривающий перечень доходов государства на очередной финансовый год.2

     Государственная политика доходов заключается в  перераспределении доходов через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат населению. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

     Государство, организуя через бюджет перераспределение  доходов, решает проблему повышения  доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

     Возможности государства в перераспределении  доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание доли социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета даже в пределах полученных доходов ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

     Экономическая сущность бюджета любого государства определяется экономическим строем общества и соответствующими производственными отношениями. С развитием общества изменяется способ производства и распределения материальных благ, меняется экономическая сущность бюджета и характер его доходов и расходов. Это объективные факторы, влияющие на содержание бюджета.

     Бюджет  государства, а государство выражает интересы общества, в силу необходимости  является как бы связывающим звеном всех финансовых отношений, в значительной мере и общества в целом. Он – управляющая и управляемая система в масштабах всего общества.

     К объективным факторам сущности бюджета  можно отнести природные, экономические  и социальные особенности каждой страны, ее традиций, специфику развития на данном историческом этапе. Вместе с тем бюджет любой страны имеет свои национальные особенности.

     К субъективным факторам сущности бюджета  относятся тип государства, политика правительства в соответствующем  периоде, приоритеты развития, внешняя  и внутренняя экономические ситуации и др.

     По  своей экономической сущности государственный  бюджет отражает денежные отношения, которые  складываются у государства с  юридическими лицами и населением и  заключается в перераспределении  национального дохода в связи  с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.

     Доходы  государства - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти.

    Доходы  государства имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты. Но вместе с тем, они отличаются единством, так как преследуют одну цель - формирование доходной части федерального бюджета. Им свойственна денежная форма и обезличенность.

    Доходы  государства могут носить налоговый и неналоговый характер. Основной источник налоговой части доходов государства - вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыли, заработной платы, добавленной стоимости, ссудного процента, ренты, дивиденда).

    Неналоговые доходы государства образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ  ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 

     2.1 Доходы федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов 

     При расчете объема доходов федерального бюджета учитывались положения  одобренных 7 июля 2011 года Правительством Российской Федерации основных направлений  налоговой политики на 2012 год и  на плановый период 2013 и 2014 годов и, соответственно, предполагаемые к принятию в 2011 году изменения и дополнения в налоговое и бюджетное законодательство, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся внешнеэкономической деятельности и вступившие в силу с 1 января 2012 года:

     1) индексация специфических ставок акцизов на подакцизную продукцию, в том числе установление ставок акцизов:

     на  табачную продукцию с 1 июля 2012 г. в  размере 390 руб. за 1 тыс. штук, (увеличение против 2011 г. на 110 руб.), с 1 января 2013 г. – 550 руб., с 1 января 2014 г. – 800 руб.;

     на  алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов  с 1 июля 2012 г. в размере 300 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося  в подакцизной продукции (увеличение против 2011 г. на 69 руб.), с 1 января 2013 г. – 400 руб., с 1 января 2014 г. – 500 руб.;

     на  спирт этиловый из всех видов сырья  с 1 июля 2012 г. в размере 44 руб. за 1 литр безводного этилового спирта (увеличение против 2011 г. на 10 руб.), с 1 января 2013 г. – 59 руб., с 1 января 2014 г. – 74 руб.;

     на  автомобили легковые: с мощностью  двигателя свыше 67,5 КВт (90 л.с.) и до 112,5 КВт (150 л.с.) с 1 января 2014 г. в размере 34 руб. за 1 л.с., с мощностью двигателя  свыше 112,5 КВт (150 л.с.) – 332 руб. с увеличением против 2013 г. на 3 руб. и 30 руб. соответственно;

     на  автомобильный бензин: не соответствующий  классу 3, или классу 4 или классу 5 с 1 января 2014 г. в размере 10 462 руб. за 1 тонну, класса 3 – 10 066 руб., класса 4 и  класса 5 – 9 416 руб. с увеличением против 2013 г. на 951 руб., 915 руб. и 856 руб. соответственно;

     на  дизельное топливо: не соответствующее  классу 3, или классу 4 или классу 5 с 1 января 2014 г. в размере 6 050 руб. за 1 тонну, класса 3 – 5 719 руб., класса 4 и  класса 5 – 5 427 руб. с увеличением против 2013 г. на 550 руб., 520 руб. и 493 руб. соответственно;

     на  масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей с 1 января 2014 г. в размере 8 260 руб. за 1 тонну с  увеличением против 2013 г. на 751 руб.;

     на  прямогонный бензин с 1 января 2014 г. в размере 10 579 руб. за 1 тонну с увеличением против 2013 г. на 962 руб.;

     2) установление ставок налога на  добычу полезных ископаемых на  газ горючий природный для  налогоплательщиков, являющихся собственниками  объектов Единой системы газоснабжения, с 1 января 2012 г. в размере 509 руб. за 1 тыс. куб. м (увеличение против 2011 г. на 272 руб.), с 1 января 2013 г. – 582 руб., с 1 января 2014 г. – 622 руб.;

     3) установление норматива зачисления  в доходы федерального бюджета  акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в размере 60 процентов (в рамках сбалансированного предложения в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета);

Информация о работе Государственные доходы и методы их мобилизации