Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 14:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности федеральных доходов государства. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие федеральных доходов государства а также их
место в финансово-бюджетной системе Российской Федерации;
- рассмотреть источники формирования федеральных доходов государства.
Введение 3
1 Теоретические основы понятия федеральных доходов государства
1.1 Финансовая система Российского государства 5
1.2 Федеральные доходы как элемент финансовой политики Российского государства 11
2 Источники формирования доходов федерального бюджета
2.1 Доходы федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 года 14
2.2 Прогноз доходов федерального бюджета в 2012 году 18
2.3 Прогноз доходов федерального бюджета в 2013 году 20
2.4 Прогноз доходов федерального бюджета в 2014 году 22
2.5 Федеральные государственные доходы и методы их мобилизации 24
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Приложение А 32
Приложение Б 33
Нефтегазовые доходы федерального бюджета прогнозируются в 2014 году в сумме 6 127,2 млрд. рублей (8,4% к ВВП).
Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в 2014 году прогнозируются в сумме 7 964,6 млрд. рублей (11,0% к ВВП).
В структуре доходов федерального бюджета прогнозируется поступление налоговых доходов в сумме 8 485,0 млрд. рублей (11,7% к ВВП), неналоговых доходов с учетом безвозмездных поступлений – в сумме 5 606,8 млрд. рублей (7,7% к ВВП).
По
сравнению с прогнозом доходов
федерального бюджета на 2013 год прогнозируемые
в 2014 году доходы увеличатся на 1 385,9 млрд.
рублей (таблица 5).
Таблица
5 – Сравнение прогноза доходов
федерального бюджета на 2014 год с
прогнозом федерального бюджета
на 2013 год
Показатель | Прогноз 2013 года | Прогноз 2014 года | Отклонение |
1 | 2 | 3 | 4=3-2 |
Доходы,
всего (млрд.рублей)
в %% к ВВП Нефтегазовые доходы, млрд.рублей в %% к ВВП Доходы без учета нефтегазовых доходов, млрд.рублей в %% к ВВП |
12705,9
19,6 5645,8 8,7 7060,1 10,9 |
14091,8
19,4 6127,2 8,4 7964,6 11,0 |
1385,9
-0,2 481,4 -0,3 904,5 0,1 |
Основные
факторы, повлиявшие на увеличение прогноза
доходов федерального бюджета на
2014 год, приведены в таблице 6.
Таблица
6 - Факторный анализ отклонения прогноза
доходов федерального бюджета на 2014 год
по сравнению с прогнозом доходов федерального
бюджета на 2013 год.
Показатель | Млрд.рублей |
1 | 2 |
Прогноз
доходов федерального бюджета на
2013 год
Прогноз доходов федерального бюджета на 2014 год Отклонение Из них: Макроэкономические показатели (всего) в том числе: Изменение ВВП Изменение мировых цен на нефть марки «Юралс» Изменение курса доллара США Изменение объемов импорта
Изменение прочих объемных Изменение экспортных цен на газ Изменение объемов экспорта Прочие Факторы,
не связанные с В том числе: Изменение законодательства Прочие |
12705,9
14091,8 1385,9 1179,8 566,3 221,2 195,5 141,5 92,3 10,5 -48,5 1,0 206,1 192,2 13,9 |
2.5
Федеральные государственные
доходы и методы
их мобилизации
При функционировании государственных финансов возникают два тесно взаимосвязанных процесса:
1)
мобилизация финансовых
2) использование их на различные государственные потребности.
Первый
из этих процессов находит свое выражение
в понятии федеральных
Федеральные государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства (в лице различных его структур0 и государственных предприятий. При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий – децентрализованных.
Централизованные федеральные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения. Децентрализованные образуются из денежных доходов и накопления самих предприятий. Деление федеральных доходов на централизованные и децентрализованные призвано показать соотношение источников удовлетворения общегосударственных и коллективных интересов. Важной задачей является оптимизация пропорций в распределении федеральных доходов с целью обеспечения наиболее полной реализации интересов государства и активизация влияния федеральных доходов на эффективность хозяйствования
В составе централизованных федеральных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Централизация значительной части федеральных доходов в бюджетах разного уровня дает возможность проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение средств в пользу прогрессивных отраслей народного хозяйства, удовлетворять в примерно одинаковых пределах потребности непроизводственной сферы, на какой бы территории ни функционировали ее учреждения.
К централизованным федеральным доходам помимо бюджетных относят ресурсы государственных внебюджетных фондов – социального страхования, пенсионного, фонда занятости, фонда медицинского страхования.
Объектом денежных отношений, составляющих содержание понятия федеральных доходов, выступает стоимость общественного продукта (частично – национального богатства), которая на разных этапах и стадиях распределения предстает в разных финансовых формах. Так, объектом распределения на государственных предприятиях выступает выручка от реализации продукции и такие ее составные части, как прибыль, заработная плата, отчисления на социальное страхование, амортизационные отчисления и др. в качестве объекта бюджетных отношений могут рассматриваться такие формы, как прибыль и заработная плата, налоговые платежи, которые являются источником формирования бюджетных доходов. В свою очередь объектом госкредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.
Главным источником формирования федеральных доходов является национальный доход.
Но иногда, особенно в периоды наступления чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий и т.п.), в качестве источника федеральных доходов может выступать ранее накопленное национальное богатство. Аккумуляция федеральных доходов в этом случае осуществляется через использование переходящих остатков бюджетных средств, направляемых на покрытие расходов, продажу золотого запаса, платную приватизацию государственного имущества и т.п.
Все источники федеральных доходов можно разделить на две группы: внутренние и внешние.
К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций.
К внешним относится национальный доход, а в исключительных случаях и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репационных платежей.
Состав федеральных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства.
В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации федеральных доходов являются налоги (в разных формах), займы и эмиссия.
Соотношение между этими методами неодинаково в разные исторические периоды и определяется множеством факторов:
1) содержанием финансовой политики, хозяйственной конъюктурой;
2)
конкретной экономической и
3) степенью остроты возникающих социальных противоречий и т.д.
Совокупность всех видов федеральных доходов, формируемых разными методами, образует систему государственных доходов.
Система федеральных доходов призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи – стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса. Выполняя фискальную функцию, система государственных доходов не должна подрывать финансовую устойчивость основного звена хозяйствования – предприятий (объединений, организаций).
Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение. Обеспечивая органы государственной власти необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Вместе с тем механизм исчисления налогов, применяемые налоговые льготы могут положительно влиять на развитие общественного производства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. и, наконец, с помощью налогов решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от налогообложения лица, находящиеся за чертой бедности, устанавливаются налоговые льготы исходя из требований демографической политики и т.п.
Вторым по фискальному значению доходом являются государственные займы. Они используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики. Существенно возрастает значение займов в периоды кризисного состояния экономики. Рост займов в период экономического кризиса может даже опережать увеличение налогов, поскольку последние в силу недостаточной эластичности не способны быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы.
Займы
находят применение в разных звеньях
государственных финансов: федеральном,
республиканском и местном
Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги. Растущие расходы государства, связанные с погашением займов и выплатой процентов по ним, обуславливают необходимость повышения налогов. Последнее может быть обеспечено как за счет повышения ставок действующих налогов, так и путем введения новых видов платежей. Существует и обратное влияние налогов на займы. Например, рост налогов неизбежно наталкивается на сопротивление налогоплательщиков, и правительство, не желая допустить обострения социальной напряженности, идет по пути выпуска все новых и новых займов. Единственным барьером на этом пути является платежеспособный спрос населения и предприятий на государственные ценные бумаги, который имеет определенный предел.
Третьим
методом мобилизации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной курсовой работы была рассмотрена сущность федеральных доходов государства.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
1)
дано понятие федеральных
2)
рассмотрены источники
В состав федеральных доходов входят доходы от фискальных монополий, налоги и сборы, доходы от использования имущества (включая доходы, получаемые от государственного сектора), доходы от продажи государственной собственности и поступления от займов. В каждой отдельной стране состав государственных доходов обусловлен уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства. Основная масса государственных доходов развитых стран сосредоточена в государственных бюджетах.
Современная финансовая система включает бюджеты центрального правительства, региональных органов и органов местного самоуправления. С момента возникновения федеральные доходы претерпели значительную эволюцию. Различного рода натуральные повинности и сборы, существовавшие с древнейших времен, с развитием товарно-денежных отношений постепенно уступали место денежным податям, налогам и сборам.
Главной формой мобилизации федеральных доходов выступают налоги. В бюджете центрального правительства они составляют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля налогов достигает половины.
К важнейшим налогам центральных правительств (федеральным налогам) относятся подоходный налог, корпорационный налог, НДС, акцизы и таможенные пошлины. В местные бюджеты поступают местные налоги, доходы от муниципального хозяйства, доходы от займов местных органов власти, субсидии центрального правительства. К основным региональным и местным налогам относятся поимущественные и поземельные налоги, а также в некоторых странах акцизы. Доходы государственных предприятий складываются из прибыли, займов, правительственных субсидий и кредитов.
Информация о работе Государственные доходы и методы их мобилизации