Функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование сущности и функций финансов в современной экономике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ------------------------------------------------------------------------------------------------- 3
1. ФИНАНСЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ------------------------------------ 4
2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ И ИХ РОЛЬ В
ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ--------------------------------------------------------- 12
2.1. Распределительная функция финансов--------------------------------------------------- 12
2.2. Контрольная функция финансов----------------------------------------------------------- 14
2.3. Финансы в общественном воспроизводстве--------------------------------------------- 18
3. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА, ЕЕ ЗВЕНЬЯ--------------------------------------------------- 24
4. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ------------------------ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------------------------- 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ--------------------------------------------------- 32

Файлы: 1 файл

Финансы и и хфункции 2.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

—> у государства в форме перераспределенных доходов предприя­тий в бюджет и внебюджетные фонды.

Процессы формирования и использования доходов субъектов вос­производственного процесса сопровождаются процессами распреде­ления и перераспределения этих доходов, необходимыми для регули­рования экономики в условиях рыночных отношений при помощи финансов в широком понимании этого слова. Упомянутый выше «про­фицит бюджетов», возникающий у отдельных экономических субъек­тов, перераспределяются с помощью[9]:

• государственных финансов (часть доходов аккумулируется в бюд­жете и внебюджетных фондах в форме налогов и сборов);

• финансовых посредников (коммерческих и сберегательных банков, кредитных союзов, частных пенсионных фондов, инвестиционных фондов и компаний, страховых компаний и т.д.) на основе доброволь­ного взаимовыгодного перераспределения средств;

• финансового рынка, на котором осуществляется обмен свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств на активы (финансовые требования и ценные бумаги), приносящие до­ход.

Таким образом, в процессе перераспределения участвуют как госу­дарственные финансы, финансрвые посредники, так и непосредствен­но хозяйствующие субъекты, вкладывая свои свободные денежные средства в ценные бумаги или предоставляя их взаймы другим хозяй­ствующим субъектам, испытывающим «дефицит бюджета». В воспроизводственном процессе, процессе распределения и перераспреде­ления денежные, кредитные и финансовые отношения тесно перепле­таются. При этом на макроуровне процесс властного перераспределе­ния осуществляется с помощью государственных финансов, поэтому они и являются перераспределительной категорией.

На микроуровне финансы участвуют как в процессе распределе­ния, так и в процессе перераспределения. Проанализируем финансо­вый аспект распределения совокупного общественного продукта на уровне предприятия. В условиях «идеального рынка» (отсутствие на­логов и других форм вмешательства государства, наличие большого числа продавцов и покупателей, равный доступ на рынок и к инфор­мации всех потенциальных участников и т.п.) распределение внутри предприятия на материальные затраты, оплату труда, прочие затраты и прибыль происходило бы без вмешательства государства, по зако­нам рыночной конкуренции. Оно определялось бы рыночной стоимо­стью отдельных видов ресурсов, соотношением спроса, предложения и цен, решениями собственников. В реальности таких «идеальных рын­ков» не бывает. Государство в той или иной степени вмешивается в этот процесс, т.е. осуществляет его регламентацию. В бывшем СССР такое вмешательство было глобальным. Действовали прейскурантные цены на оборудование и материалы, осуществлялись их централизо­ванное нормирование и распределение, устанавливались жесткие нор­мы амортизационных отчислений, лимитировался и ряд других эле­ментов затрат, централизованно определялись страховые платежи, тарифы оплаты труда и оклады, плановая величина прибыли и про­порции ее распределения внутри предприятия и в бюджет.

Итак, все распределение ВВП и национального дохода в условиях i командно-административной экономики жестко регламентировалось государством. Это порождало широкий круг финансовых отношений предприятий уже на стадии первичного распределения ВВП, что поз­воляло безоговорочно включать их финансы в общую систему госу­дарственных финансов (90% предприятий были государственными). В современных условиях России деятельность предприятий регламен­тирована значительно меньше. Так, при создании и распределении сто­имости совокупного общественного продукта (СОП) и ВВП в рамках конкретного предприятия государство сегодня регулирует[10]:

1) состав затрат, относимых на себестоимость продукции;

2) размер некоторых видов затрат, относимых на себестоимость продукции в целях начисления 'налогооблагаемой прибыли (расходы на командировки, представительские, рекламу, образование, оплату процентов за банковский кредит);

3) методы применения амортизационных отчислений основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашиваю­щихся предметов, а также сроки полезного использования амортизи­руемых основных фондов в целях исчисления налогооблагаемой при­были;

4) объекты и ставки налогообложения, включая социальный налог;

5) сроки и порядок списания с баланса обязательств предприятия;

6) состав внереализационных расходов, принимаемых в расчет на­логооблагаемой прибыли[11].

Значительная часть финансовых отношений предприятий регламен­тирована гражданским законодательством: величина и порядок форми­рования уставного и резервного капитала для предприятий различных организационно-правовых форм; порядок размещения и выкупа акций, приватизация, ликвидация, слияние и разделение предприятий; поря­док очередности списания средств с расчетного счета и др.

Определенные денежные доходы и фонды образуются на предприя­тии уже на стадии создания и распределения произведенного продук­та (применительно к предприятию). Так, часть выручки от продаж дол­жна быть направлена на возмещение материальных затрат и оплату труда. Но уже за счет полученной выручки у предприятия аккумули­руются денежные средства (фонды) в виде амортизационных отчис­лений по основным средствам, малоценным и быстроизнашивающим­ся предметам и нематериальным активам. Хотя они предназначены для приобретения нового соответствующего имущества, но до его приоб­ретения они находятся в обороте предприятия. Кроме того, за счет полученной выручки от реализации продукции образуются денежные резервы предстоящих расходов и платежей, состав которых регламен­тируется соответствующим нормативным документом в области бух­галтерского учета и учетной политикой предприятия. У предприятий может образовываться также и ремонтный фонд, предназначенный для равномерного пополнения затрат на особо сложные виды ремонта ос­новных производственных фондов в себестоимости продукции. Вели­чина перечисленных выше денежных фондов включается в состав се­бестоимости продукции, а формирование их идет в процессе распре­деления выручки от реализации продукции.

Процесс распределения сопровождается и процессом перераспреде­ления. Так, при выплате заработной платы происходит удержание по­доходного и социального налога. В общей величине оплаченной выручки предприятие получает и доход в форме прибыли. Определенная часть прибыли перераспределяется в форме налоговых платежей в бюджетную систему. В результате в обороте предприятия остается нераспреде­ленная прибыль (прошлых лет и отчетного года), представляющая со­бой сумму нетто прибыли (чистой прибыли), т.е. разницу между конеч­ным финансовым результатом (валовой прибылью) и суммой прибыли, направленной на уплату налогов и других платежей в бюджет.

В свою очередь, чистая прибыль может направляться (распреде­ляться) в фонд накопления, который служит источником финансирования капитальных вложений, и фонд потребления, предназначенный для удовлетворения различных социальных потребностей и матери­альных поощрений (оба этих фонда формируются в соответствии с уч­редительными документами, решениями общего собрания акционеров или учетной политикой предприятия). За счет чистой прибыли может быть образован и ряд других фондов. В процессе перераспределений также формируется ряд денежных источников средств предприятия, имеющих характер фондов:                                

• уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд) образуется при создании предприятия за счет взносов учредителей (участ­ников) или за счет имущества, закрепленного собственником за пред­приятием. Порядок его формирования (минимальная величина, сро­ки взносов, дополнительное привлечение средств) регламентируется законодательством. Уставный капитал предназначен для авансирова­ния средств во внеоборотные и оборотные активы;

• целевое финансирование и поступления из бюджета в случаях, предусмотренных соответствующими законами;

• целевое финансирование и поступления из отраслевых и межот­раслевых внебюджетных фондов и от других предприятий и физичес­ких лиц — для осуществления мероприятий целевого назначения.

Кроме того, в кругообороте средств предприятия могут участвовать денежные источники средств .в виде эмиссионного дохода и безвоз­мездных поступлений, составляющие денежную часть добавочного капитала, а также носящие характер специальных резервов, т.е. резер­вов предстоящих расходов и платежей. В процессе осуществления хо­зяйственной деятельности в индивидуальный кругооборот средств предприятия вовлекаются и другие денежные источники (привлечен­ный капитал) в форме долгосрочных и краткосрочных кредитов и про­чих займов, а также в форме кредиторской задолженности. Финансы предприятий участвуют как в процессе распределения, так и в процес­се перераспределения стоимости общественного продукта.

Таким образом, финансы (в широком понимании этого термина охватывают все стадии воспроизводственного процесса — производ­ство/обмен, распределение, потребление — и могут оказывать регули­рующее воздействие на все его составляющие[12]:

— создавая для всех хозяйствующих субъектов условия для само­финансирования и регулируя частично структуру расходов и цен пред­приятий с помощью налогов, регламентации амортизационной поли­тики, налоговых вычетов и льгот, ограничения минимального уровня

оплаты труда и собственного капитала;

— обеспечивая заинтересованность всех хозяйствующих субъектов в осуществлении инвестиционной и инновационной деятельности пу­тем соответствующих налоговых вычетов;

— создавая условия доверия всех экономических субъектов к госу­дарству и кредитной системе для обеспечения аккумуляции временно свободных денежных средств и их перераспределения.

Эти ключевые моменты воздействия финансов на воспроизвод­ственный процесс должны отражаться в финансовой политике.

 

 

 

 

 

3. Финансовая система, ее звенья

 

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.[13]

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.

Информация о работе Функции финансов