Функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:26, реферат

Краткое описание

Финансы выполняют 4 основные функции:
• Распределительная
• Контрольная
• Регулирующая
• Стабилизирующая
Их характеристика.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ.функции финансов.docx

— 17.34 Кб (Скачать)

Финансы представляют собой отношения по созданию и перераспределению общественных благ и богатств. В этом смысле они  тесным образом связаны с денежным обращением и сферой кредита. Вместе с тем, деньги выполняют различные  функции, основной из которых можно  назвать функцию всеобщего эквивалента, товара, который служит измерителем  ценности и стоимости других товаров, работ и услуг. В отличие от них, финансы представляют собой отношения, т.е. являются инструментом накопления и распределения богатства, что осуществляется, в том числе, при помощи денежных средств.

Функции финансов

Если  говорить о финансах в целом, то следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не 
только распределительную и контрольную, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая). 
 
Распределительная и контрольная функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение ВВП и НД и контроль за этим распределением.

Финансы выполняют 4 основные функции:

  • Распределительная
  • Контрольная
  • Регулирующая
  • Стабилизирующая

Рассмотрим эти функции  подробней:

Распределительная функция. Распределительная функция - осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения. Субъектами распределения на микроуровне выступают хозяйствующие субъекты и домашние хозяйства, а на макроуровне государство. Объектами распределения служат ВВП и НД в денежной форме. Три ступени распределения:

·  формирование фондов денежных средств;

·  распределение денежных фондов через финансовые инструменты (расходы, налоги, кредит, цены);

·  использование денежных фондов.

Распределение денежных фондов происходит на микроуровне, а на макроуровне происходит перераспределение национального дохода. Необходимость перераспределения национального дохода связано:

·  с наличием двух сфер: производственной и непроизводственной (просвещение, управление, здравоохранение, социальное обеспечение, то есть там, где не создается НД);

·  с существованием различных социальных групп населения;

·  с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов.

В результате формируются  общегосударственные фонды - бюджеты  всех уровней и внебюджетные социальные фонды.

 

Финансы выполняют также контрольную  функцию.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов.

С помощью финансов государство  осуществляет распределение общественного  продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи  с этим становится возможным и  необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного производства.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения  и использования общественного  продукта и НД. Контроль рублем ведется  за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств.

Объектом контрольной  функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

¨      общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль (осуществляют органы государственной власти и управления);

¨      внутрихозяйственный финансовый контроль (проводится финансовыми службами предприятия);

¨      общественный финансовый контроль;

¨      независимый финансовый контроль (осуществляют аудиторы).

Государственный финансовый контроль в РФ осуществляют высшие органы государственной  власти и управления – Федеральное  Собрание и его 2 палаты (Государственная  Дума и Совет Федераций). Федеральное  Собрание образует Счетную палату как  постоянно действующий орган  государственного финансового контроля. Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в ЦБ РФ и иных финансово-кредитных учреждениях РФ.

На региональном уровне финансовый контроль осуществляется как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.

Контроль за состоянием республиканского бюджета и его исполнением осуществляет комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ.

Министерство финансов РФ осуществляет контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным  обеспечением федерального бюджета  финансовыми ресурсами, рациональным их использованием.

Задача контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложена на органы Федерального казначейства Минфина РФ.

По срокам проведения финансовый контроль делится на:

а) предварительный (производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, проектов бюджетов. Призван не допустить нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов);

б) текущий (осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, его  задачей является своевременный  контроль правильности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов);

в) последующий (организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами являются выявление недостатков и упущений в использовании ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины).

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы (налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Финансы могут как стимулировать производство, так и угнетать его. В результате действия этой функции происходит формирование бюджетных фондов - аккумуляция доходов в бюджеты и внебюджетные фонды, обеспечивающих цели функционирования государства, происходит обеспечение финансирования расходов, принятых к бюджетному финансированию.

Стабилизирующая функция. В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизационную функцию, т.е. обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, т.к. без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов.


Информация о работе Функции финансов