Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:26, реферат
Финансы выполняют 4 основные функции:
• Распределительная
• Контрольная
• Регулирующая
• Стабилизирующая
Их характеристика.
Финансы
представляют собой отношения по
созданию и перераспределению
Функции финансов
Если
говорить о финансах в целом, то следует считать, что они
выполняют две основные функции: распределительную
и контрольную. Та часть финансов, которая
функционирует в сфере материального
производства и участвует в процессе создания
денежных доходов и накоплений, выполняет
не
только распределительную и контрольную,
но и функцию формирования денежных доходов
(регулирующая).
Распределительная и контрольная функции
осуществляются финансами одновременно.
Каждая финансовая операция означает
распределение ВВП и НД и контроль за этим
распределением.
Финансы выполняют 4 основные функции:
Рассмотрим эти функции подробней:
Распределительная функция. Распределительная функция - осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения. Субъектами распределения на микроуровне выступают хозяйствующие субъекты и домашние хозяйства, а на макроуровне государство. Объектами распределения служат ВВП и НД в денежной форме. Три ступени распределения:
· формирование фондов денежных средств;
· распределение денежных фондов через финансовые инструменты (расходы, налоги, кредит, цены);
· использование денежных фондов.
Распределение денежных фондов происходит на микроуровне, а на макроуровне происходит перераспределение национального дохода. Необходимость перераспределения национального дохода связано:
· с наличием двух сфер: производственной и непроизводственной (просвещение, управление, здравоохранение, социальное обеспечение, то есть там, где не создается НД);
· с существованием различных социальных групп населения;
· с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов.
В результате формируются общегосударственные фонды - бюджеты всех уровней и внебюджетные социальные фонды.
Финансы выполняют также контрольную функцию.
Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов.
С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного производства.
Финансы осуществляют контроль на всех
стадиях создания, распределения
и использования общественного
продукта и НД. Контроль рублем ведется
за производственными и
Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:
¨ общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль (осуществляют органы государственной власти и управления);
¨ внутрихозяйственный финансовый контроль (проводится финансовыми службами предприятия);
¨ общественный финансовый контроль;
¨ независимый финансовый контроль (осуществляют аудиторы).
Государственный финансовый контроль в РФ осуществляют высшие органы государственной власти и управления – Федеральное Собрание и его 2 палаты (Государственная Дума и Совет Федераций). Федеральное Собрание образует Счетную палату как постоянно действующий орган государственного финансового контроля. Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в ЦБ РФ и иных финансово-кредитных учреждениях РФ.
На региональном уровне финансовый контроль осуществляется как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.
Контроль за состоянием республиканского бюджета и его исполнением осуществляет комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ.
Министерство финансов РФ осуществляет контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием.
Задача контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложена на органы Федерального казначейства Минфина РФ.
По срокам проведения финансовый контроль делится на:
а) предварительный (производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, проектов бюджетов. Призван не допустить нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов);
б) текущий (осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, его задачей является своевременный контроль правильности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов);
в) последующий (организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами являются выявление недостатков и упущений в использовании ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины).
Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы (налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Финансы могут как стимулировать производство, так и угнетать его. В результате действия этой функции происходит формирование бюджетных фондов - аккумуляция доходов в бюджеты и внебюджетные фонды, обеспечивающих цели функционирования государства, происходит обеспечение финансирования расходов, принятых к бюджетному финансированию.
Стабилизирующая функция. В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизационную функцию, т.е. обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, т.к. без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов.