Понятие финансов и их функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 17:54, контрольная работа

Краткое описание

Финансы - экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом.
Признаки финансов:
-денежное отношение;
-распределительное отношение;
-безэквивалентное отношение.
Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах:
экономический аспект.

Файлы: 1 файл

№1.docx

— 31.28 Кб (Скачать)
  1. Понятие финансов и их функции

Финансы - экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом.

Признаки финансов:

-денежное отношение;

-распределительное отношение;

-безэквивалентное отношение.

Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах:

экономический аспект.

Финансы - экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреждений;

материальный аспект.

Финансы - денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения. Финансы - денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.

Денежные фонды - обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования.

Содержание финансов - денежные отношения, благодаря которым образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.

Виды финансов:

централизованные - используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. Централизованные финансы включают денежные средства, которые аккумулированы:

а) в бюджете государства;

б) в государственных внебюджетных фондах; в)в государственном и банковском кредитовании;

г) в личном и имущественном государственном страховании;

децентрализованные - денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах.

К децентрализованным финансам относятся денежные средства предприятий и организаций всех форм собственности, учреждений и общественных организаций, отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды;

местные финансы - совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов на территории муниципальных образований.

Функции финансов:

распределительная - способствует организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход;

контрольная - заключается в том, что государство, используя финансы и финансовые категории, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

Финансы как целостная экономическая категория имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности.

Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны.

  1. Финансовая система РФ и её структура.

Финансовая система представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений. Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру:

 1. централизованные финансы –

- государственный бюджет;

- внебюджетные фонды;

- государственный кредит;

- фонды имущественного и личного страхования;

- фондовый рынок;

2. децентрализованные финансы  – 

- финансы коммерческих предприятий и организаций;

- финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);

- некоммерческих организаций;

3. финансы домашних хозяйств.

 Каждое звено этой  системы характеризуется особыми  методами формирования и использования  фондов денежных средств.

 Каждое звено играет  различную роль в общественном воспроизводстве.

 Так, централизованные  финансы используются в качестве  инструмента регулирования национальной  экономики в целом. С помощью  централизованных финансов мобилизуются  ресурсы в бюджетную систему и происходит их распределение и перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Децентрализованные финансы используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Финансы домохозяйств – это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличие от семьи домохозяйство может включать, кроме родственников, людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять из одного человека, обеспечивающего себя материально.

 Финансы выражают экономические  отношения, связанные с обеспечением  источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов  экономики, сфер производства, обращения  и домашних хозяйств.

 В последующих главах  будет дана детальная характеристика  некоторых обозначенных звеньев  финансовой системы. Пока же приведем  самую общую их характеристику.

 Сформировавшаяся к настоящему  времени государственная бюджетная  система РФ состоит из трех самостоятельных звеньев:

 • республиканского (федерального) бюджета РФ;

 • бюджетов национально-государственных  и административно-территориальных  образований (республиканских бюджетов  республик в составе РФ, краевых, oбластных бюджетов, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга);

 • бюджетов муниципальных  образований (местных бюджетов).

 Бюджетная система  РФ является типичной для стран, имеющих федеративное устройство.

 Государственный бюджет – главное звено всей финансовой системы. Бюджет состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета содержатся источники поступления средств и их количественные параметры.

 В расходной части  определяются направления, сферы, в  которых расходуются деньги, их количественные параметры.

 Размер и структура  государственного бюджета характеризуют  уровень социально-экономического  развития страны. Основным источником  формирования бюджета служат  налоги с физических и юридических  лиц. Остальная доходная часть  бюджета пополняется за счет  неналоговых источников. Собранные  доходы используются на решение  многочисленных задач, принятых  на себя государством: развитие  здравоохранения, образования, жилищного  строительства, поддержку пожилых  граждан и т.д.

 

 Внебюджетные фонды – это средства Правительства РФ и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Они создаются во всех странах на определенный срок или действуют постоянно. Их создание обосновывается необходимостью иметь источники средств, не зависящие от одобрения или неодобрения государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – мобилизация средств для пенсионного обеспечения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и т.д. Мобилизация и использование средств фондов осуществляются в специфических формах и особыми методами. Отсюда их выделение в самостоятельное звено государственных финансов.

 Формирование внебюджетных  фондов осуществляется за счет  обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные  фонды, как правило, включаются в  состав себестоимости и устанавливаются  в процентах к фонду оплаты  труда. Внебюджетные фонды отделены  от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

 В настоящее время  в РФ насчитывается более 30 внебюджетных  фондов социального и экономического  назначения. В этих фондах концентрируются  огромные средства – свыше 60% доходов государственного бюджета.

 Основными по размерам  и значению являются социальные  фонды – Пенсионный фонд, Фонд  социального страхования, Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования.

 К экономическим относятся Российский фонд технического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др.

 Государственный кредит  – еще одно самостоятельное  звено государственных финансов, поскольку ему присущи не свойственные  другим звеньям формы финансово-кредитных  отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами. Главная форма экономических отношений в его рамках – когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно является кредитором, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, оно выступает как гарант.

 Государственный кредит  находится на стыке двух видов  денежных отношений – финансов  и кредита и несет черты  как тех, так и других. В качестве  звена финансовой системы он  обслуживает формирование и использование  централизованных денежных фондов  государства и выполняет две  функции – фискальную и регулирующую.

 Объективная необходимость  государственного кредита обусловлена  опережающими темпами роста государственных  расходов над возможностями расширения  собственной доходной базы, что  позволяет обеспечить покрытие  запланированных расходов бюджета  в условиях его дефицита. Государство  постоянно испытывает потребность  в финансовых ресурсах. Доходы, предусмотренные  бюджетом, как правило, далеко не  покрывают сумм запланированных  расходов. На покрытие бюджетного  дефицита необходимы дополнительные  средства. Для этого государство  прибегает к заимствованиям. Кредиторами  выступают физические и юридические  лица, заемщиком – государство  в лице его органов. Дополнительные  финансовые ресурсы государство  привлекает путем продажи на  финансовом рынке облигаций, казначейских  обязательств и других видов  государственных ценных бумаг.

 Фонды имущественного  и личного страхования предназначены  для возмещения ущерба, нанесенного  стихийными бедствиями предприятиям  и населению, а также для выплаты  застрахованному лицу или его  семье материального обеспечения  при наступлении страхового случая.

 Рыночная экономика – это среда риска. Поэтому главная функция страхования – это формирование фонда денежных средств, осуществляемое как плата за риски, которые принимают на себя коммерческие организации специальной компетенции – страховые компании. Страхование делится на добровольное и обязательное.

 Важнейшая функция страхования – возмещение ущерба юридическим лицам, возмещение ущерба и материальное обеспечение граждан. Поэтому страховые организации вынуждены осуществлять и сопряженную функцию страхования – предупреждение страхового случая и минимизация возможного страхового ущерба.

 Страховые фонды являются  крупным резервом инвестиционных  затрат. Действительно, страховой денежный  фонд страховщиков – это временно  свободные деньги, которые можно  инвестировать по разным направлениям. К основным видам страхования  относятся социальное, имущественное и личное страхование.

 Составным и наиболее  динамично развивающимся звеном  финансовой системы выступает  фондовый рынок, на котором происходит обращение капиталов.

 Фондовый рынок обеспечивает  перемещение капитала в отрасли  с высоким уровнем дохода, служит  мобилизации и эффективному использованию  временно свободных денежных средств.

 Участники фондового  рынка ориентируются на получение  более высокого дохода по сравнению  с вложением средств в банки. Однако следует иметь в виду прямую связь между уровнем доходности и степенью риска.

 В РФ он получил  развитие с начала 1990-х годов, когда стала складываться разветвленная  инфраструктура финансового сектора: банковская система, инвестиционные  и пенсионные фонды, биржи и  страховые компании. Первоначально  на развитие финансового сектора  определяющее влияние оказал  процесс приватизации, который способствовал  развитию рыночной инфраструктуры, совершенствованию соответствующей  законодательной базы, вовлечению  населения в операции на фондовом  рынке и формированию у людей рыночного сознания.

 Ныне сложилась достаточно  сложная структура фондового  рынка, в состав которого входят  следующие относительно самостоятельные  сегменты: рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты.

 До сих пор речь  шла о звеньях финансовой системы, объединенных в блок централизованных  финансов. Второй блок финансовой  системы составляют децентрализованные  финансы, и, прежде всего финансы  коммерческих предприятий и организаций.

 Финансы предприятий  представлены совокупностью экономических  отношений, возникающих в реальном  денежном обороте при формировании, распределении и использовании  децентрализованных фондов финансовых  ресурсов предприятий, организаций, учреждений. Это относительно самостоятельное  звено финансов, оно обслуживает  материальное производство,

Информация о работе Понятие финансов и их функции