Функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование сущности и функций финансов в современной экономике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ------------------------------------------------------------------------------------------------- 3
1. ФИНАНСЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ------------------------------------ 4
2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ И ИХ РОЛЬ В
ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ--------------------------------------------------------- 12
2.1. Распределительная функция финансов--------------------------------------------------- 12
2.2. Контрольная функция финансов----------------------------------------------------------- 14
2.3. Финансы в общественном воспроизводстве--------------------------------------------- 18
3. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА, ЕЕ ЗВЕНЬЯ--------------------------------------------------- 24
4. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ------------------------ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------------------------- 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ--------------------------------------------------- 32

Файлы: 1 файл

Финансы и и хфункции 2.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

Организуя финансовые отношения, государство исхо­дит из определенной государственной финансовой поли­тики, т.к. между этими экономическими составляющими существует довольно тесная взаимосвязь. Первоначально даже наука о финансах развивалась в едином комплексе с наукой о финансовой политике государства. Последняя выступала при этом как прикладная составная часть фи­нансовой науки. Выразителем определенной государствен­ной финансовой политики финансы становятся в первую очередь в процессе формирования доходов и расходов го­сударства. Посредством своей финансовой политики госу­дарство может активно влиять на экономическое развитие страны, оказывая на него как позитивное, так и негатив­ное воздействие.

Следует, однако, подчеркнуть, что государственная политика не формирует финансовые отношения и не рас­сматривает их экономическое содержание, а лишь опреде­ляет цели и задачи финансового развития страны, направ­ленные на достижение предусмотренной эффективности экономики в краткосрочном или долгосрочном периоде. Иными словами, выстраивая определенную финансовую политику, государство рассматривает систему сложивших­ся финансовых отношений между экономическими субъек­тами как базовую исходную составляющую, воздействуя лишь на механизм реализации этих отношений.

Выступая организатором финансовых отношений, го­сударство всегда обладает особыми полномочиями в их реализации со своими экономическими партнерами, в пер­вую очередь, с предприятиями (объединениями) и населе­нием. В результате этого указанные экономические субъек­ты финансовых отношений имеют разные права, т.е. яв­ляются неравноположенными. Проявлением этой нерав­ноправности, т.е. неравностоимостных экономических отношений является то, что созданная предприятиями или населением, занятом в производственной сфере, добавоч­ная стоимость перераспределяется в пользу государства.

6. Категория "финансы" характеризует экономические отношения отдельных субъектов по поводу формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов. Формирование денежных фондов субъектами финансовых отношений изначально рассматривалось как одна из ос­новных характеристик финансов как экономической кате­гории. На первоначальном этапе развития финансов речь шла лишь о государственных денежных фондах; позднее категория финансов включила в свой состав и разнообраз­ные денежные фонды, формируемые другими экономичес­кими субъектами — местными органами государственного управления, хозяйственными объединениями, предприяти­ями и т.п.

Под денежными фондами следует понимать обособлен­ную часть денежных средств и их эквивалентов, имеющую целевое предназначение и самостоятельную форму функцио­нирования. Как видно из этого определения понятие "де­нежные фонды" не тождественно понятию "денежные средства", находящиеся в распоряжении экономического субъекта. В состав денежных средств, наряду с денежными фондами, входит и та их часть, которая не связана целе­выми ограничениями и расходуется экономическими субъектами свободно на любые нужды в законодательно предусмотренном порядке.

Система денежных фондов, формируемых экономи­ческими субъектами в процессе финансовых отношений, весьма многообразна. Основу классификации этих денеж­ных фондов составляет уровень их формирования. По это­му признаку денежные фонды подразделяются на центра­лизованные (общегосударственные) и децентрализованные (местных органов управления, хозяйственных объедине­ний, предприятий и т.п.). Источником формирования как централизованных, так и децентрализованных денежных фондов экономических субъектов являются валовой внут­ренний продукт и национальный доход.

Таким образом, формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов отдельными эконо­мическими субъектами является одной из важнейших ха­рактеристик финансов как экономической категории.

7. Категория "финансы" характеризует экономические отношения отдельных субъектов по поводу использования централизованных и децентрализованных денежных фондов. Сформированные различными экономическими субъекта­ми денежные фонды подлежат использованию в предстоя­щем периоде. Необходимость использования денежных фондов предопределена уже их целевым характером и яв­ляется логическим следствием процесса их формирования. Финансовые отношения в процессе использования цент­рализованных и децентрализованных денежных фондов тесно связаны с задачами и направлениями расходования сформированных денежных авуаров.

Так, использование централизованных денежных фон­дов, сформированных на общегосударственном уровне, на­правлено на обеспечение решения макроэкономических задач общественного развития. К числу основных из этих задач относятся обеспечение обороны страны, содержание центральных органов государственного управления, под­держка стратегически важных для страны отраслей эко­номики, выравнивание уровня экономического и социаль­ного развития отдельных регионов, развитие фундамен­тальных научных исследований, охрана окружающей среды.

Использование денежных фондов, сформированных на уровне местных органов государственного управления, направлено на обеспечение решения задач экономическо­го и социального развития отдельных регионов страны. Основными из этих задач являются: поддержка муници­пальных предприятий, развитие жилищного строительства и коммунальных служб, решение экономических проблем регионального масштаба, социальная помощь населению.

Использование денежных фондов, сформированных отдельными хозяйственными структурами — предприяти­ями, объединениями и т.п., направлено на расширение и модернизацию основных средств, внедрение новых техно­логий, пополнение собственных оборотных активов, до­полнительное стимулирование персонала и другие цели, обеспечивающие их текущее и стратегическое развитие.

В процессе использования денежных фондов различ­ными экономическими субъектами важнейшей задачей яв­ляется обеспечение экономного расходования и высокой отдачи денежных средств.

8. Категория "финансы" характеризует экономические отношения, направленные на обеспечение условий эффектив­ного осуществления процесса расширенного воспроизводства. Финансовые отношения возникают в процессе распределе­ния и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, с одной стороны, и направлены на обеспечение условий их воспроизводства в предстоящем периоде, с другой. Эффективность финансовых отношений в обществе определяется тем, в какой мере они способ­ствуют возрастанию темпов воспроизводства общественно­го продукта. Поэтому обеспечение условий эффективного осуществления процесса расширенного воспроизводства следует рассматривать как основную цель функциониро­вания финансов.

Важнейшим условием обеспечения процесса расши­ренного воспроизводства является рост объема финансо­вых ресурсов, направляемых на экономическое и социаль­ное развитие страны. Это предполагает, что формирование и использование денежных фондов всеми субъектами фи­нансовых отношений должно осуществляться на расширен­ной основе с каждым новым экономическим (хозяйствен­ным) циклом. Обеспечение такой динамики не только создает базу постоянного прироста объема валового внут­реннего продукта и национального дохода, но и позволяет расширять охватываемую финансами сферу распредели­тельных и перераспределительных денежных отношений между экономическими субъектами.

Таким образом, можно сделать вывод, что обеспече­ние условий эффективного осуществления процесса рас­ширенного воспроизводства является не только главной целью финансов, но и важнейшей предпосылкой расши­рения сферы финансовых отношений в стране.

Рассмотрение наиболее важных сущностных характе­ристик категории финансов позволяет следующим образом сформулировать ее содержание: "Финансы представляют собой объективную экономическую категорию, характеризу­ющую организуемую государством совокупность распределительных и перераспределительных денежных отношений между отдельными экономическим субъектами, возникающих в про­цессе формирования и использования ими централизованных и децентрализованных денежных фондов с целью обеспече­ния условий эффективного осуществления процесса расши­ренного воспроизводства".[3]

 

 

 

 

 

 

2. Функции финансов и их роль в общественном производстве

 

Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуще­ствляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение обществен­ного продукта и национального дохода, а с другой — контроль за этим распределением.

Продукция, произведенная за определенный период времени внутри страны, представляет собой валовой внутренний продукт. Если мы вычтем из валового внутреннего продукта в стоимостном выражении ту его часть, которая возмещает затраченные средства производства, то получим национальный доход, обеспечивающий все потребности общества (осуществление расширенного воспро­изводства, развитие непроизводственной сферы, оплата труда каждого работника). В чистом продукте общества воплощается вновь созданная в материальном производстве стоимость.

Объем национального дохода, создаваемого всеми отраслями материального производства, и его отдельных частей — фонда по­требления и фонда накопления — определяет темпы и пропорции, развития экономики, ее структуру.

 

2.1. Распределительная функция финансов

 

Распределительная функция финансов связана с распределением валового внутреннего продукта и его основной части — нацио­нального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен[4].

Финансовые отношения возникают, на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распреде­ление осуществляется по месту создания национального дохода, т.е. в сфере материального производства. Например, предприятие получило выручку от реализации. Это обезличенная денежная сумма, из которой отнюдь не вытекает порядок ее распределения на составные элементы (возмещение израсходованных средств производства, заработная плата, прибыль и т.д.). Распределение

происходит посредством финансов на основе ряда параметров, ус­танавливаемых государством: ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д. В результате первичного распределения нацио­нального дохода среди участников материального производства образуются следующие виды доходов: зарплата рабочих, служа­щих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства, а также доходы предприятий сферы материального производства.

Однако доходы, образуемые в результате первичного распреде­ления, не образуют общественных денежных фондов, необходи­мых для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения мате­риальных и культурных потребностей населения. Поэтому необхо­димо дальнейшее распределение или перераспределение нацио­нального дохода, связанное с наличием непроизводственной сфе­ры, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование, управление), с меж­отраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием наименее обеспеченных слоев населения — пенсио­неров, студентов, одиноких и многодетных матерей и т.п.

Пример. Предприятие реализовало определенный объем про­дукции. Выручка поступила на расчетный счет, но из этой суммы предприятие должно перечислить в бюджет установленные нало­ги, например, налог на добавленную стоимость по определенной ставке. Из оставшейся суммы предприятие должно выделить часть, возмещающую потребленные средства производства, обес­печивая тем самым непрерывность процесса производства. Она определяется исходя из установленной нормы амортизационных отчислений, стоимости основных фондов, норм расхода предме­тов труда и их стоимости. Далее вычитается часть, связанная с оп­латой труда (ФОТ), опять-таки через нормы затраченного труда и систему его оплаты. По нормативам, установленным к ФОТ, вы­деляется часть стоимости созданного продукта для перечисления в пенсионный фонд, фонд занятости и др., в итоге остается при­быль. Таким образом, произошло как бы первичное распределе­ние созданного продукта в стоимостном выражении. Но ФОТ и прибыль подлежат дальнейшему распределению, т.е. распределе­нию второго порядка. ФОТ делится между трудящимися, бюдже­том и пенсионным фондом по законодательно закрепленным ставкам. Прибыль делится между предприятием, его вышестоящей организацией и бюджетами различных уровней.[5]

Этот пример наглядно показывает, что без движения стоимос­ти (в данном случае выручки от реализации) ни бюджет, ни пен­сионный фонд, ни рабочий не получили бы своей доли. А это движение обеспечивают только финансы.

Распределительные процессы имеют место и внутри предприя­тия. Например, прибыль, являясь источником формирования таких децентрализованных фондов, как фонд производственного и социального развития, резервный фонд и др., выступает объектом распределения третьего порядка. На этом уровне можно говорить о снижении роли государства в распределительных отношениях (но ни в коем случае не об их отмене). Предприятие самостоя­тельно распределяет прибыль по децентрализованным фондам, однако формирование резервного фонда регулируется через раз­мер уставного капитала, минимальных и максимальных значений прибыли, перечисляемой в данный фонд. Выбор пропорций от­числений в фонды накопления и потребления предприятия жест­ко регулируют законы рыночной экономики.

В различных общественно-экономических формациях, различ­ных государствах действуют различные финансовые системы, в одних случаях более удачно выражающие объективно функциони­рующие экономические отношения, в других — менее удачно, од­нако финансы всегда выполняют распределительную функцию, так как она связана с их содержанием и потому органически им присуща.

 

2.2. Контрольная функция финансов

Информация о работе Функции финансов