Функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование сущности и функций финансов в современной экономике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ------------------------------------------------------------------------------------------------- 3
1. ФИНАНСЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ------------------------------------ 4
2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ И ИХ РОЛЬ В
ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ--------------------------------------------------------- 12
2.1. Распределительная функция финансов--------------------------------------------------- 12
2.2. Контрольная функция финансов----------------------------------------------------------- 14
2.3. Финансы в общественном воспроизводстве--------------------------------------------- 18
3. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА, ЕЕ ЗВЕНЬЯ--------------------------------------------------- 24
4. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ------------------------ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-------------------------------------------------------------------------------------------- 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ--------------------------------------------------- 32

Файлы: 1 файл

Финансы и и хфункции 2.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

Другой важнейшей функцией финансов является контрольная, которая тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использовани­ем денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых от­ношений, которым была бы присуща только функция контроля.

С помощью финансов государство осуществляет распределе­ние общественного продукта не только в натурально-веществен­ной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится воз­можным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Контрольная функция финансов — это, прежде всего, контроль в процессе объективно существующих денежных отноше­ний, который пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостный контроль. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денеж­ного оборота, то контроль рублем как функция финансов пред­ставляет собой только контроль реального денежного оборота[6].

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и нацио­нального дохода. Его главное назначение состоит в том, чтобы способствовать наиболее рациональному использованию центра­лизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства.

Контрольная функция финансов проявляется во всей хозяй­ственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответ­ствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех ста­диях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюд­жетом и другими звеньями финансовой системы. С помощью контроля рублем воздействуют на процесс реализации продукции, выполнение договоров поставок, рентабельность, прибыль, фондоотдачу, оборачиваемость оборотных средств.

Таким образом, контроль рублем стимулирует рост доходов, рациональное и бережливое расходование средств и материальных ценностей, побуждает предприятия устранять недостатки, улуч­шать хозяйственную деятельность, повышать ее эффективность, принимать меры против бесхозяйственности и расточительства. Особенность контроля рублем заключается в том, что он воздей­ствует непрерывно в процессе поступления и расходования средств и не связан со специальными проверками и обследовани­ями.

Объектом контрольной функции финансов являются финансо­вые показатели деятельности предприятий, организаций, учрежде­ний. Повышение эффективности финансового контроля во мно­гом зависит от постановки дела на предприятии главными бухгал­терами, работниками финансовых отделов, достоверности финансовой информации, соблюдения финансовой дисциплины, правильнос­ти ведения бухгалтерского учета и отчетности. Только при таких условиях результаты финансового контроля позволяют проанали­зировать и объективно оценить положение дел и принять реше­ния, направленные на корректировку хода воспроизводственного процесса.

Финансовый контроль является деятельностью особых контро­лирующих органов. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведом­ственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления (Пре­зидент и Правительство, Федеральное Собрание, Министерство финансов. Министерство по налогам и сборам и др.). Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненнос­ти. Общегосударственный финансовый контроль также проводят законодательные органы власти, финансовые, налоговые, кредит­ные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, расходовани­ем государственных средств.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют конт­рольно-ревизионные отделы министерств и ведомств. Они прове­ряют финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансо­вые службы предприятий, учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы). В их функции входит проверка производственной и фи­нансовой деятельности предприятия и его структурных подразде­лений.         

Общественный финансовый контроль осуществляют неправи­тельственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов. К необходимости создания независи­мого финансового контроля — аудита — привело развитие ры­ночных отношений и создание акционерных форм собственности. Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ фи­нансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью определе­ния ее достоверности, полноты и реальности, соответствия дей­ствующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности. Аудиторство — это принципиально новая форма контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций в на­шей стране.

Цель аудита — установление достоверности финансовой отчет­ности предприятий и организаций и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций действующим норма­тивным актам. Аудитор — не государственный служащий, а неза­висимый ревизор. Это профессионал, прошедший соответствую­щую аттестацию и получивший лицензию на право осуществле­ния аудиторской деятельности. Он должен быть честным и объективным, а его мнение и заключение — непредвзятыми и беспристрастными.

Следует различать собственно аудит как контроль и деятель­ность аудиторских фирм, которая обычно состоит не только из проверок, но и консультационных услуг в области финансов для всех предприятий и организаций по договорам на платной основе. В зависимости от целей и задач выделяются два вида аудита: вне­шний и внутренний.

Внешний аудит осуществляется на платной основе специализи­рованными аудиторскими организациями, обладающими соответ­ствующей лицензией и компетенцией, по договору с государ­ственными налоговыми или другими органами, предприятиями, пользователями — банками, иностранными партнерами, акцио­нерами, страховыми обществами и т.д. В целях обеспечения еди­ного подхода к качеству проверок и подготовки квалифицирован­ных кадров создаются различные объединения аудиторских орга­низаций: ассоциации, палаты и т.п.

Основные цели внешних аудиторских проверок таковы: про­верка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности, экс­пертиза финансово-хозяйственного состояния, оценка платежес­пособности, разработка рекомендаций по хозяйственной деятель­ности, финансовой стратегии, налоговому планированию и т.п.

Для реализации указанных целей аудиторы проверяют состоя­ние бухгалтерского учета и внутреннего контроля, устанавливают соответствие финансово-хозяйственных операций законодатель­ству, достоверность отчетности, а также оказывают услуги по ана­лизу финансово-хозяйственной деятельности, проводят консуль­тации и дают рекомендации по вопросам финансового, налогово­го, банковского и иного законодательства.

По результатам проверок аудиторы составляют заключение о достоверности финансовой отчетности. Это заключение подтвер­ждает, с одной стороны, точность и надежность представленной клиентом информации, а с другой — благополучное (или нет) по­ложение дел.

Аудиторы несут ответственность за правильность выдаваемых заключений. Кроме того, они обязаны сохранять в тайне все све­дения, полученные ими в ходе исполнения своих обязанностей, разглашение которых может нанести клиенту материальный ущерб.

Аудиторская деятельность связана с большой ответственностью как перед клиентами, так и перед государством. В своей деятель­ности аудитор руководствуется законодательством и собственны­ми хозрасчетными интересами. В условиях конкуренции в ауди­торском бизнесе это способствует повышению уровня проведения ревизий и проверок.

Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контро­ля фирм, филиалов, дочерних компаний и т.д. Они нацелены на проведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятий. Внутренний аудит должен проводиться постоянно. Только таким образом можно активно и своевременно воздействовать на ход коммерческих и финансо­вых операций, вовремя устранять недостатки в работе. Он дол­жен охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер, быть результатив­ным.

По срокам проведения финансовый контроль делится на пред­варительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, кредитных и кассо­вых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, проектов бюд­жетов и т.д. Он предшествует осуществлению хозяйственных опе­раций и призван не допускать нерационального расходования ма­териальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба дея­тельности предприятия.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе вы­полнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финан­совых операций. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности расходов, доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он произво­дится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевре­менно обнаружить и установить допущенные ошибки. Оператив­ность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Последующий финансовый контроль проводится в форме прове­рок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основные его задачи со­стоят в выявлении недостатков и упущении в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возмещении на­несенного ущерба, привлечении к административной и матери­альной ответственности виновных лиц, принятии мер по предотв­ращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисцип­лины.

Механизм финансового контроля совершенствуется и развива­ется. Перед ним ставятся новые задачи, направленные на финан­совое оздоровление экономики и совершенствование системы фи­нансовых взаимосвязей в стране[7].

 

2.3. Финансы в общественном воспроизводстве

Какова роль финансов в общественном воспроизводстве, или эко­номическом процессе, который, как известно, включает четыре стадии: производство, обмен, распределение и потребление? В воспроизвод­стве, как едином экономическом процессе, действуют различные эко­номические субъекты (экономические единицы):

1) домашние хозяйства;

2) хозяйствующие субъекты (фирмы);

3)государство.

Все они потребляют множество экономических (материальных и денежных) ресурсов, получают доходы и несут определенные расхо­ды, т.е. имеют определенные бюджетные ограничения. Основными доходами домашних хозяйств является оплата труда в форме заработной платы и ряд других доходов (процентный, от сдачи имущества в аренду, дивиденды и т.д.). Эти средства расходуются на приобретение потребительских товаров и услуг, оплату жилья, отдых и, частично, лечение. Хозяйствующие субъекты (фирмы) получают доход от про­дажи продукции и услуг как домашним хозяйствам, так и другим фир­мам, получая определенную экономическую выгоду в результате по­ступления активов и погашения обязательств, приводящую к росту собственного капитала. Одновременно они несут определенные рас­ходы, уменьшающие их экономические выгоды в результате выбытия определенных активов (денежных средств, иного имущества).

Разница между всеми доходами и всеми расходами предприятия формирует прибыль до налогообложения, а после уплаты налогов со­здается нераспределенная прибыль, которая может использоваться на накопление и потребление. Соответственно государство как экономи­ческий субъект в силу своих властных полномочий устанавливает нало­ги, формирует свои доходы за счет налоговых платежей, сборов, отчис­лений и расходует их для создания общественных благ, т.е. несет опре­деленное бремя расходов для удовлетворения общественных нужд — содержания армии, служб общественного порядка, администрации, судов, оказания медицинских услуг и социальной помощи и т.д.[8]

Таким образом, доходы и расходы имеются у всех экономических субъектов воспроизводственного процесса, т.е. все они имеют своеоб­разные «бюджеты», состоящие из доходной и расходной части. При этом у одних участников возникает «профицит» этих бюджетов, у дру­гих — «дефицит»; это создает объективную необходимость перерасп­ределения сформировавшихся денежных средств, что и осуществля­ется с помощью финансов в широком понимании этого термина.

Все доходы субъектов экономических отноше­ний в процессе воспроизводства делятся на первичные и вторичные, получаемые уже после перераспределения первичных Доходов. Они образуются:

—> у предприятий в форме прибыли, остающейся в их распоряже­нии, и амортизационных отчислений (чистый денежный поток);

—> у работников (домохозяйств) в форме чистой оплаты труда, ос­тающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда «бюджетни­кам», выплат из внебюджетных фондов социального направления;

Информация о работе Функции финансов