Формирование и реализация денежно-кредитной политики Центрального Банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 09:25, реферат

Краткое описание

1 Денежно-кредитная политика Центрального Банка : сущность, цели, правовая база.
2 Методы и инструменты проведения денежно-кредитной политики Центрального банка (Банка России).

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 829.04 Кб (Скачать)
  1. Теоретико-правовые аспекты. Формирование и реализация денежно-кредитной политики Центрального Банка.

 

    1. Денежно-кредитная политика Центрального Банка : сущность, цели, правовая база.

Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации основывается на законодательных и иных нормативных актах Российской Федерации. Основным органом регулирования денежной системы является Центральный Банк РФ.

Важнейшей функцией ЦБ РФ является разработка и осуществление совместно с Правительством РФ единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Анализ различных показателей, характеризующих денежную массу, позволяет ЦБ РФ принимать оптимальные решения в процессе регулирования денежного обращения. Денежное обращение регулируется ЦБ РФ в процессе осуществления кредитной политики, выраженной в кредитной экспансии или кредитной рестрикции. Кредитная экспансия ЦБ РФ увеличивает ресурсы банков, которые в свою очередь в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция ведет за собой ограничения возможностей банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.

Прежде всего базу для построения системы денежного обращения дает Конституция РФ, статья 75, первые два пункта которой гласят следующее:

1. Денежной единицей в  Российской Федерации является  рубль. Денежная эмиссия осуществляется  исключительно Центральным банком  Российской Федерации. Введение  и эмиссия других денег в  Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение  устойчивости рубля - основная функция  Центрального банка Российской  Федерации, которую он осуществляет  независимо от других органов  государственной власти.

Основополагающим законом, предусматривающим нормы регулирования денежного обращения, является Закон РФ "О Центральном Банке РФ (Банке России)" от 2 декабря 1990 года N 394-1, новая редакция которого принята Федеральным законом от 26.04.95 N 65-ФЗ. Данный закон был дополнен отдельными законами, касающимися внесений изменений в закон о ЦБ РФ, от 27.12.95 N 210-ФЗ, от 27.12.95 N 214-ФЗ, от 20.06.96 N 80-ФЗ, от 27.02.97 N 45-ФЗ, от 28.04.97 N 70-ФЗ.

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

 

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

 

Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

 

Особенность организационно-правовой формы Банка России связана с

двойственной природой, присущей всем центральным банкам. Он одновременно выступает в роли государственного органа, проводящего политику в финансовой сфере, и в роли банка – субъекта коммерческой деятельности.

В качестве юридического лица Банк России выступает как участник отношений между экономическими субъектами. Как любое юридическое лицо, имеет печать, определенное местонахождение, капитал и имущество.

Как юридическое лицо Банк России выступает по отношению к другим юридическим лицам органом государственного управления и в этом смысле государственным учреждением.

Государство наделило Банк России властными полномочиями только в области банковской деятельности и в сфере денежно-кредитных отношений. Его распоряжения и приказы обязательны для всех участников денежного оборота, но только в сфере денежных операций.

Властные полномочия Банка России носят ограниченный характер и по

отношению к коммерческим банкам, для которых он является главным банком, но от которого не исходят указания распорядительного характера. Согласно правилам, центральный банк не вправе давать коммерческим банкам указания как вести их деятельность, вмешиваться в их повседневную оперативную деятельность. Выполнять распоряжения центрального банка коммерческие банки должны только в части соблюдения правил ведения денежных операций, установленных норм денежно-кредитного регулирования, стандартов банковской деятельности и допустимых рисков.

Однако обладая определенными властными полномочиями, Центральный

банк РФ не включен в число органов государственной власти.

Согласно Конституции Российской Федерации к органам государственной власти относятся: законодательная, исполнительная и судебная. В перечне органов государственной власти Банк России не значится. В связи с этим, в правовом отношении статус (положение) Банка России пока не определен в полной мере.

Общая характеристика института центрального банка экономистами сводится к тому, что это независимый государственный орган. Иными словами, центральный банк – это государственный орган, структура которого обособляется от остальных государственных органов, и, следовательно, у него есть возможность использовать собственную власть независимо от других государственных органов.Считается, что независимость центрального банка является гарантией эффективности денежной политики, направленной на стабилизацию цен и покупательной способности национальной денежной единицы.

Содержание целей и задач центрального банка определяется его сущностью.

Центральный банк представляет собой общественный денежно-кредитный институт, который регулирует денежный оборот в наличной и безналичной формах в общественных интересах. Это означает, что его целевая ориентация связана со сферой денежно-кредитных отношений. Задачи, которые

он призван решать, лежат не в производстве материального продукта, его распределении и потреблении, а в обеспечении обмена продуктами труда. Центральный банк не может решать задачи, которые возложены на промышленность или другие структуры материального производства, он призван оказывать им свои специфические услуги. Эти услуги предоставляются в денежной форме. Центральный банк, будучи общественным институтом, одновременно выступает как часть единого экономического организма, где каждая часть призвана обеспечивать его целостность. Как часть общей экономической системы и один из ее органов он обязан учитывать сферу деятельности и интересы других экономических структур, содействовать, в меру своей сущности, реализации общих экономических интересов, в том числе интересов других экономических субъектов.

Отсюда главная цель и задачи центрального банка в первую очередь

связаны с денежной системой.

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации

(Банке России)» отмечается, что целями деятельности Банка России являются:

    • защита и обеспечение устойчивости рубля;
    • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
    • обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ);
    • развитие финансового рынка Российской Федерации; (абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ);
    • обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. (Статья 3)

Статья 4. Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством  Российской Федерации разрабатывает  и проводит единую государственную  денежно - кредитную политику, направленную  на защиту и обеспечение устойчивости  рубля;

2) монопольно осуществляет эмиссию  наличных денег и организует  их обращение;

3) является кредитором последней  инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления  расчетов в Российской Федерации;

5) устанавливает правила проведения  банковских операций, бухгалтерского  учета и отчетности для банковской  системы;

6) осуществляет государственную  регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии  кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

7) осуществляет надзор за деятельностью  кредитных организаций;

8) регистрирует эмиссию ценных  бумаг кредитными организациями  в соответствии с федеральными  законами;

9) осуществляет самостоятельно  или по поручению Правительства  Российской Федерации все виды  банковских операций, необходимых  для выполнения основных задач  Банка России;

10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке  и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления  расчетов с иностранными государствами;

11) организует и осуществляет  валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные  банки в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

12) принимает участие в разработке  прогноза платежного баланса  Российской Федерации и организует  составление платежного баланса  Российской Федерации;

13) в целях осуществления указанных  функций проводит анализ и  прогнозирование состояния экономики  Российской Федерации в целом  и по регионам, прежде всего  денежно - кредитных, валютно-финансовых  и ценовых отношений; публикует  соответствующие материалы и  статистические данные;

14) осуществляет иные функции  в соответствии с федеральными  законами.

Статья 7. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно.

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.

Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие:

  • курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • изменение процентных ставок;
  • размер обязательных резервных требований (нормативы обязательных резервов, коэффициент усреднения обязательных резервов); (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ)
  • размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, а также для некредитных финансовых организаций в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами; (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
  • прямые количественные ограничения;
  • отраслевые стандарты бухгалтерского учета для Банка России, план счетов бухгалтерского учета для Банка России и порядок его применения; (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
  • порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

В соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, также могут не подлежать регистрации иные нормативные акты Банка России. (часть шестая в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Часть седьмая утратила силу с 1 сентября 2013 года. - Федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ.

Нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.

 

Задачи, касающиеся экономики, в целом, прежде всего связаны с обеспечением экономического оборота необходимыми денежными средствами, достаточными для совершения обмена продуктами труда. Обладая монопольным правом выпуска наличных денег, храня и учитывая золотовалютные резервы страны, центральный банк должен эмитировать такую массу платежных средств, которые были бы не только достаточными для производства и обращения продукта, но и обеспечивали стабильность национальной денежной единицы во внутреннем и внешнем экономическом обороте. Подобная двуединая задача центрального банка является главной, определяющей всю его деятельность как эмиссионного института страны.

Будучи частью государственного устройства, обеспечивая вместе с правительством развитие экономики, центральный банк предоставляет ему в рамках своей сущности необходимую помощь в реализации экономических программ, при необходимости покрывает сезонные разрывы в накоплениях, размещает государственные ценные бумаги.

Информация о работе Формирование и реализация денежно-кредитной политики Центрального Банка