Формирование и реализация денежно-кредитной политики Центрального Банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 09:25, реферат

Краткое описание

1 Денежно-кредитная политика Центрального Банка : сущность, цели, правовая база.
2 Методы и инструменты проведения денежно-кредитной политики Центрального банка (Банка России).

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 829.04 Кб (Скачать)

Ставка рефинансирования определяет уровень платы за кредитные ресурсы, предоставляемые центральными банками другим банкам, обычно под залог. Как правило, ставка рефинансирования выше учетной ставки (на 0,5-2 процентных пункта), так как ссудные операции банков (например, ломбардный и другие виды кредитов) являются при прочих равных условиях более рискованными, а следовательно, более дорогими, чем торгово-комиссионные (покупка ценных бумаг).

  • Резервные требования

Обязательные резервы (резервные требования) — один из традиционных инструментов денежно-кредитной политики центральных банков, используемый для регулирования общей ликвидности банковской системы. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей банков и недопущения неограниченного роста денежной массы в обращении. Центральный банк устанавливает размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам банков, а также порядок их депонирования на специальных счетах по учету обязательных резервов либо на корреспондентских счетах банков в Центральном банке.

Впервые нормы банковских резервов были введены в США в 1913 г. Первоначально минимальные резервные требования возникли в качестве своего рода обеспечения ликвидных гарантий банковских вкладов клиентов, т.е. фонда страхования депозитов. С течением времени эта цель все более отходила на второй план, так как общие объемы резервируемых средств, как правило, оказываются недостаточными для выполнения этой задачи. С развитием систем гарантирования депозитов, совершенствованием инструментов надзора за банками обязательные резервы используются только как инструмент денежно-кредитной политики: создают условия для текущего регулирования банковской ликвидности, представляя собой инструмент «жесткого регулирования», и одновременно являются ограничителем кредитной экспансии банков, воздействуя на мультипликативный процесс увеличения депозитов и создания кредитных денег банковской системой. Таким образом, повышая или понижая нормы обязательного резервирования, центральные банки способствуют расширению или свертыванию кредитной активности коммерческих банков и тем самым воздействуют на мультипликативный процесс увеличения депозитов и создания денег.

Механизм использования резервных требований достаточно дифференцирован по странам с точки зрения определения круга субъектов обязательного резервирования (банки, другие кредитные организации), состава объектов резервирования (перечень балансовых счетов пассивов, по которым устанавливаются требования), платности резервов (в большинстве стран обязательные резервы хранятся на счетах в центральных банках и проценты на эти средства не начисляются), мер по предотвращению уклонении банков от выполнения обязательных резервных требований. Уровни норм обязательных резервов также различаются по странам.

Обязательные резервы относятся к «грубым» инструментам денежной политики, поскольку лаже небольшое изменение резервных ставок оказывает сильное воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и в конечном счете на размеры денежного предложения. Чтобы не усиливать неопределенность функционирования банков, не осложнять им управление своей ликвидностью, центральные банки развитых стран существенно снизили размеры резервных требований и стали относительно редко прибегать к изменению резервных ставок. В ряде стран (в Великобритании, Канаде, Швеции и др.) этот инструмент признали малоэффективным и устаревшим и полностью отказались от его применения.

В России данный метод денежно-кредитного регулирования стал применяться с 1991 г. Обязанность по выполнению обязательных резервов возникает у кредитных организаций с момента получения лицензии Банка России. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров. Нормативы обязательных резервов могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций, при этом они не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

Обязательные резервы депонируются в рублях (путем перечисления в безналичном порядке) на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, одновременно на корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций в Банке России (при использовании кредитной организацией механизма усреднения обязательных резервов), проценты на них не начисляются.

  • Коридор процентных ставок

При осуществлении процентной политики Банк России исходит из того, что он может оказывать только опосредованное влияние на процентные ставки, формируемые на межбанковском рынке и во взаимоотношениях российских банков со своими клиентами, с помощью регулирования процентных ставок по своим операциям и динамики денежного предложения.

Система процентных ставок Банка России в основном соответствует мировой практике и включает в себя в качестве официальной ставку рефинансирования, ставки по кредитным и депозитным операциям, по операциями на открытом рынке. Изменение ставок в зависимости от экономической ситуации является сигналом, который дает участникам рынка информацию об оценке Центробанком уровня инфляции и перспектив ее развития. Воздействуя на уровень процентных ставок денежного рынка через свои операции, Центральный банк стремится к поддержанию реальных процентных ставок на низком положительном уровне, стимулирующем спрос на заемные средства со стороны реального сектора экономики и соответственно экономический рост.

Управление ликвидностью в банковском секторе и в экономике в целом, как было показано, означает для центрального банка необходимость:

предоставления дополнительной ликвидности при ее недостатке путем рефинансирования банков, включая проведение сделок «валютный своп», покупки ценных бумаг на открытом рынке, в том числе на срок снижения норм обязательных резервов;

связывания (абсорбирования, стерилизации) избыточной ликвидности путем проведения депозитных операций, продажи ценных бумаг на открытом рынке, в том числе на срок выпуска облигаций Центрального банка либо повышения норм обязательных резервов.

Поступление денежных средств в банковский сектор возможно также по бюджетному и валютному каналу. В первом случае рост денежного предложения возможен, например, в условиях финансово-экономического кризиса при финансировании дефицита государственного бюджета за счет использования средств Резервного фонда; кроме того, поступление дополнительной ликвидности банкам возможно при размещении временно свободных средств федерального бюджета на депозиты кредитных организаций. Во втором случае проведение валютных интервенций Банком России (по покупке иностранной валюты на внутреннем рынке) также приводит к росту ликвидности банковского сектора и росту денежного предложения.

В иных экономических условиях бюджетный и валютный каналы могут действовать в обратном направлении. Так, при благоприятной конъюнктуре дополнительные доходы государственного бюджета могут направляться в Резервный фонд, что ограничит возможности роста денежной массы. Аналогичные последствия будут иметь валютные интервенции Центрального банка, направленные на продажу иностранной валюты в целях поддержания курса рубля.

В настоящее время большинство стран (в том числе Россия) стремятся перейти к другому, более современному подходу, когда Центральный банк воздействует на общий объем денег в экономике с помощью своей процентной политики. При этом во главу угла не ставятся количественные индикаторы с их четкой связью с инфляцией. Проводя свою процентную политику, Центральный банк даст свои оценки спроса и предложения, которые возникают на рынках, чтобы прогнозировать возможное изменение общего уровня инфляции.

 

2. Анализ денежно-кредитной  политики Центрального банка  на современном этапе.

2.1 Анализ современного  состояния денежного рынка Российской  Федерации

  • Инфляция и экономический рост

В первом полугодии 2013 года темпы роста ВВП снизились до 1,4% к соответствующему периоду 2012 года. Рост производства товаров и услуг поддерживался за счет повышения потребительского спроса и роста экспорта. Валовое накопление, по оценке, внесло отрицательный вклад в прирост ВВП.

В январе - сентябре объем инвестиций в основной капитал сократился на 1,4% вследствие значительного снижения прибыли нефинансовых организаций, а также неопределенности перспектив экономического развития. Темпы роста расходов населения на покупку товаров и оплату услуг замедлились, по оценке, до 4%.

Подходы различаются набором используемых при оценке разрыва выпуска индикаторов и структурными предпосылками.

По оценкам, в экономике сформировался небольшой отрицательный разрыв выпуска. Ослабление экономической активности сопровождалось некоторым ростом уровня безработицы, который в сентябре с исключением сезонного фактора составил, по оценке, 5,6% (5,3% в январе 2013 года), а также незначительным повышением задолженности по зарплате. Кроме того, несколько снизилась загрузка рабочей силы (за счет расширения неполной занятости, предоставления неоплаченных отпусков) и производственных мощностей. Тем не менее уровень безработицы остается вблизи исторического минимума, а загрузка мощностей близка к предкризисным значениям, что свидетельствует о том, что отклонение совокупного выпуска от потенциального уровня является небольшим.

В январе - сентябре 2013 года инфляция находилась выше целевого диапазона, установленного на 2013 год "Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов" (5 - 6%). Сформировавшиеся темпы инфляции были связаны прежде всего с ускоренным удорожанием продовольственных товаров, обусловленным низким урожаем 2012 года, повышением акцизов на отдельные товары, а также с индексацией цен на услуги естественных монополий.

Структура прироста ВВП по элементам использования (процентных пунктов)

Начиная с июня улучшение ситуации на внутренних рынках продовольствия в условиях поступления нового урожая, а также снижение цен на мировом рынке зерна привело к существенному замедлению роста цен на продовольственные товары и инфляции в целом. Снижению темпов инфляции способствовало отсутствие инфляционного давления со стороны совокупного спроса. В сентябре базовая инфляция снизилась до 5,5% с 5,7% в январе 2013 года. В этих условиях Банк России ожидает дальнейшего замедления инфляции и ее возвращения в целевой диапазон до конца года.

  • Процентные ставки

 

В январе - сентябре 2013 года краткосрочные изменения конъюнктуры денежного рынка были связаны с изменением уровня ликвидности банковского сектора. В январе - феврале под влиянием сезонного повышения объема ликвидности, связанного со значительным ростом бюджетных расходов в декабре 2012 года, процентные ставки денежного рынка находились вблизи середины процентного коридора по операциям Банка России. В последующие месяцы по мере увеличения структурного дефицита ликвидности, обусловленного накоплением средств на счетах расширенного правительства в Банке России, а также чистыми продажами иностранной валюты Банком России на внутреннем валютном рынке, произошел сдвиг рыночных процентных ставок к верхней границе этого коридора: средневзвешенная ставка MIACR по однодневным рублевым кредитам повысилась с 5,4% в январе до 6,2% годовых в сентябре 2013 года.

 

Доходность к погашению рублевых государственных облигаций (% годовых)

В январе - сентябре 2013 года ситуация на денежном рынке не оказывала существенного влияния на состояние рынка государственных и корпоративных долговых ценных бумаг, которое в значительной мере определялось движением средств иностранных инвесторов. Завершение процесса либерализации доступа иностранных инвесторов на рынок облигаций федерального займа (ОФЗ) привело к стабилизации валовой доходности к погашению государственных облигаций (RGBY <1>) в январе - апреле 2013 года после ее существенного снижения во втором полугодии 2012 года. Снижение склонности инвесторов к риску в условиях ожидания сокращения объема покупки активов в рамках программы количественного смягчения Федеральной резервной системой США привело к росту доходности государственных облигаций в мае - июне 2013 года. В июле - сентябре доходность государственных облигаций колебалась в горизонтальном коридоре. Доходность наиболее ликвидных корпоративных облигаций в январе - сентябре 2013 года изменялась незначительно.

Динамика среднемесячных процентных ставок по операциям в рублях (% годовых)

 

Процентные ставки по основным операциям Банка России

и однодневная ставка MIACR (% годовых)

 

Номинальные процентные ставки по кредитам нефинансовым организациям и физическим лицам в рублях (% годовых)

В январе - августе 2013 года наблюдалось снижение процентных ставок по рублевым депозитам физических лиц, а также по долгосрочным кредитам нефинансовым организациям и физическим лицам. В то же время процентные ставки по рублевым краткосрочным кредитам нефинансовым организациям и физическим лицам оставались относительно стабильными.

 

Денежное предложение и его источники

 

В январе - сентябре 2013 года наблюдалось увеличение годовых темпов роста денежного агрегата М2 и широкой денежной массы. Рост кредитной активности оставался основным источником увеличения денежного предложения. Темпы роста кредитов нефинансовым организациям за тот же период существенно не изменились, при этом банки продолжали более активно кредитовать субъекты малого и среднего предпринимательства по сравнению с крупными заемщиками. В то же время наблюдалось замедление темпов кредитования физических лиц, что было в том числе обусловлено влиянием мер Банка России по регулированию рисков на рынке потребительских кредитов посредством ужесточения порядка их резервирования и учета при расчете достаточности капитала. Неценовые условия банковского кредитования для основных категорий заемщиков (население, крупные корпоративные заемщики, малый и средний бизнес) в январе - сентябре 2013 года в целом изменялись незначительно. При этом отдельные банки ужесточали требования к финансовому положению заемщиков, смягчая другие неценовые условия кредитования (максимальный срок и объем кредитов). Российские банки проводили более консервативную политику в сегменте кредитования крупных корпоративных заемщиков.

Информация о работе Формирование и реализация денежно-кредитной политики Центрального Банка