Фискальная политика в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства.
Основными задачами данной курсовой работы являются изучение:
- сущностной характеристики фискальной политики,
- видов фискальной политики,
- инструментов фискальной политики,
- роли фискальной политики в развитии государства и ее особенности в Казахстане.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность фискальной политики, ее виды 5
2. Инструменты фискальной политики 12
3. Особенности фискальной политики в Казахстане 19
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

фискполитика.docx

— 61.57 Кб (Скачать)

В настоящее  время проделана работа по реформированию и либерализации финансового  рынка, непрерывно пересматривается и  расширяется перечень финансовых инструментов, с которыми могут работать финансовые институты и в которые могут инвестироваться активы. Так, в соответствии с постановлением Агентства, пенсионным фондам разрешено приобретать инструменты хеджирования для защиты от возможных рисков изменений стоимости или денежных потоков по пенсионным активам.  

Совершенствование налогообложения  эмитентов акций  

Текущее состояние

Современное состояние  фондового рынка Казахстана характеризуется  неразвитостью рынка акций. Контрольные  пакеты акций находятся в руках  стратегических инвесторов, которые  не заинтересованы в продаже акций  миноритарным акционерам. Объем свободно обращающихся на рынке акций (free-float) не превышает 1 %. Кроме того, более половины сделок с акциями, совершаемых на KASE проходят в режиме прямых сделок.  

Основные  меры

Для стимулирования публичного предложения акций на рынке ценных бумаг и в целях  обеспечения необходимой обращаемости и ликвидности акций предлагается, с учетом международного опыта, рассмотреть  возможность целесообразности введения льгот для эмитентов, акции которых  обращаются на KASE и/или специальной  торговой площадке Регионального Финансового  Центра города Алматы и отвечают критериям  публичных компаний.  

Налогообложение доходов физических лиц по депозитам  и долговым ценным бумагам  

Текущее состояние

В настоящее  время вознаграждение по вкладам  в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, и вознаграждение по долговым ценным бумагам, выплачиваемым физическим лицам, освобождаются от налогообложения. Это было сделано с целью стимулирования вложений населения в банковскую систему при отсутствии других возможностей привлечения средств населения  в финансовую систему.  

Основные  меры

При условии  появления на рынке новых финансовых инструментов для населения, целесообразным является рассмотрение вопроса об оптимизации  налогообложения доходов физических лиц по депозитам и долговым ценным бумагам.  
 
 
 

Налогообложение вознаграждения по государственным  и агентским ценным бумагам  

Текущее состояние

В настоящее  время освобождены от налогообложения  операции с государственными ценными  бумагами (ГЦБ) и вознаграждение по ним. Это делает инвестирование в  данный финансовый инструмент более  привлекательным. Также одним из новых финансовых инструментов для  финансового сектора Казахстана, требующим льготного режима налогообложения  для стимулирования обращения, являются агентские ценные бумаги финансовых агентств. Порядок налогообложения  агентских ценных бумаг с 1 января 2003 года является идентичным порядку, применяемому в отношении ГЦБ.  

Основные  меры

В перспективе  возможным представляется, что вознаграждение по ГЦБ и агентским ценным бумагам, по мере становления их рынка, будет  облагаться подоходным налогом у  источника выплаты, что характерно для многих развитых стран, включая  практически все страны Европейского Союза, США, Канаду. Это позволит уравнять условия для различных эмитентов, будь то Правительство, агентства или  негосударственные эмитенты.

По мере становления  вторичного рынка следует рассмотреть  возможность введения налогообложения  на прирост стоимости при операциях  с ГЦБ и агентскими ценными  бумагами, за исключением операций Национального Банка по регулированию  ликвидности банков второго уровня.   

Развитие  платежных систем  

Текущая ситуация

В настоящее  время платежные системы Казахстана обеспечивают потребности реального  сектора экономики, банков и других участников финансового рынка в  своевременном проведении платежей и переводов денег, а также  способствует эффективной реализации денежно-кредитной политики государства  и исполнению государственного бюджета. На сегодняшний день платежные системы  Казахстана отвечают всем требованиям, предъявляемым международными финансовыми  организациями к платежным системам развитых стран. При этом, нормативная база и технологии, используемые в платежных системах, постоянно совершенствуются.

Следует отметить, что с момента создания платежных  систем сохраняется тенденция роста  количества и объемов платежей, обрабатываемых системами. Так, в 2005 году по сравнению  с 2002 годом, количество и объемы безналичных  платежей увеличились в 2 раза и в 3,3 раза соответственно. При этом, учитывая, что весь объем безналичных платежей в стране проходит через платежные системы Казахстана следует отметить их важную роль для эффективного развития экономики Казахстана.

Наряду с планомерным  ростом потоков платежей в платежных  системах наблюдалось также значительное увеличение количества и объемов  платежей по платежным карточкам, являющихся наиболее распространенным и удобным  инструментом для осуществления  безналичных платежей населением страны. Так, в 2005 году по сравнению с 2002 годом, прирост количества и объемов  транзакций по платежным карточкам  составил в 2,4 раза и в 3,4 раза соответственно. При этом рынок платежных карточек является одним из наиболее динамично  развивающихся сегментов финансового  рынка страны. Ежегодно растут количество карточек в обращении, держателей карточек, расширяется инфраструктура рынка  платежных карточек. Важно отметить, что на сегодняшний день 45 % от экономически активного населения страны уже  вовлечены в рынок платежных  карточек, тогда как 3 года назад  данное соотношение составляло 20,4 %.

Но вместе с  тем, в настоящее время существуют и определенные проблемы, связанные  с преобладанием налично-денежного  оборота в сфере розничной  торговли, а также недостаточной  развитостью инфраструктуры для  обслуживания платежных карточек. Кроме  того, одним из вопросов, требующих  решения в рамках принятия мер  по дальнейшему повышению операционной надежности и безопасности платежных  систем, является построение нового Резервного центра платежных систем, что связано  с недостаточной отдаленностью  месторасположения основного и  резервного центров платежных систем (в городе Алматы).  

Основные  задачи на 2007-2011 годы

Основной задачей  Национального Банка в области  развития платежных систем на среднесрочный  период остается поддержание работы платежных систем на высоком технологическом  уровне, обеспечивающем безопасное и  своевременное проведение платежей и переводов денег между различными субъектами экономики Казахстана.

При этом на период с 2007 года по 2011 годы Национальный Банк развитие платежных систем предполагает осуществлять по следующим основным направлениям.

Дальнейшее совершенствование  и модернизация технической инфраструктуры действующих платежных систем. В  рамках этой политики будет проведена  работа по созданию нового Резервного центра платежных систем. Одной из основных задач Национального Банка  по обеспечению функционирования платежных  систем является поддержание его  непрерывной и эффективной работы. В этих условиях вопрос создания нового Резервного центра платежных систем, который будет обеспечивать функционирование платежных систем в условиях возникновения  чрезвычайных ситуаций в районе расположения основного центра платежных систем, имеет исключительно важное значение для эффективного выполнения Национальным Банком задачи по обеспечению бесперебойного их функционирования.

Также будут  продолжены работы по дальнейшему расширению розничных безналичных платежей. Особое внимание будет уделено созданию необходимых условий для развития инфраструктуры и широкого применения платежных карточек в расчетах за товары и услуги.

Приоритетными направлениями в сфере развития розничных безналичных платежей должны стать:

расширение спектра  и повышение качества розничных  банковских услуг населению;

устранение правовых препятствий для развития рынка  платежных услуг и внедрения  инновационных технологий;

поощрение конкурентных рыночных условий;

развитие необходимой  инфраструктуры и создание соответствующих  условий для использования платежных  карточек.

С целью развития розничных безналичных платежей будет продолжена работа по совершенствованию  нормативной базы, способствующей внедрению  и расширению безналичных платежей на основе применения современных технологий - платежных карточек, Интернет-банкинга, мобильного банкинга, и т.д.

Расширение сферы  розничных безналичных платежей и развитие новых прогрессивных  видов банковских продуктов зависит  от активной деятельности банков в  этом направлении. В этой связи для выхода на принципиально новый уровень предоставления розничных банковских услуг, банкам необходимо сосредоточить усилия по построению развитой инфраструктуры рынка платежных карточек, расширению сервиса услуг, предоставляемых держателям платежных карточек, внедрению и развитию инновационных технологий и систем удаленного доступа на основе банкоматов и информационных киосков самообслуживания, средств мобильной связи и других инноваций.

Вместе с тем, в рамках дальнейшего развития рынка  карточек предполагается реализация проекта  «платежного шлюза», обеспечивающей интеграцию банковской системы с  создаваемой системой «электронного  правительства» для решения следующих  задач:

реализация безналичной  on-line оплаты услуг «электронного правительства» за счет средств населения и юридических лиц, размещенных на счетах в банках второго уровня;

использование терминальной сети банков по обслуживанию платежных карточек для доступа  к услугам «электронного правительства».

В рамках общих  тенденций по интеграции финансовой системы Казахстана с финансовыми  системами других стран будет  продолжено участие в работе по построению общей платежной системы среди  стран ЕврАзЭС, основанной на национальных валовых системах расчета в режиме реального времени. Национальным Банком также будут изучены возможные пути интеграции системы SWIFT с платежными системами Казахстана для предоставления пользователям дополнительных каналов приема и передачи сообщений в платежную систему через систему SWIFT. Предполагается дальнейшее развитие SWIFT сервисного бюро с подключением новых финансовых институтов.

Для популяризации  платежных систем Казахстана предполагается дальнейшее развитие отношений с  международными институтами в области  Инициативы Мирового Банка по платежным  системам и системам расчетов ценных бумаг стран СНГ (CISPI) и обмена опытом в построении платежных систем.     
 
 

Углубление  международных отношений  финансового сектора  Казахстана в рамках ЕврАзЭС и других интеграционных союзов  

Последовательное  проведение экономических реформ создало  предпосылки для дальнейшего  углубления многостороннего экономического сотрудничества и усиления интеграционных процессов среди стран Содружества  независимых государств.

Ускорение формирования единого экономического пространства и интеграции финансовых систем ориентировано  на использование новых, перспективных  форм и механизмов взаимодействия, реализацию совместными усилиями общих  выгод и национальных интересов  его участников.

Основными целями для Казахстана на предстоящий среднесрочный  период будут являться продолжение  начатых экономических интеграционных инициатив, продолжение проведения согласованной политики со странами региона для развития национальных экономик, ускорение гармонизации законодательства стран региона и продолжение  работы по снятию всевозможных барьеров на пути продвижения людей и капитала.

Эффективное экономическое  взаимоотношение стран бывшего  Союза развивается в рамках функционирования таких интеграционных объединений, как Содружество независимых  государств (СНГ); Евразийское экономическое  сообщество (ЕврАзЭС); Единое экономическое пространство (ЕЭП); Центрально-Азиатское сотрудничество, куда входят Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан; альянс Грузии, Азербайджана, Украины, Узбекистана и Молдовы (ГУУАМ).

Начало новому этапу экономической интеграции было положено Заявлением президентов  Белоруссии, Казахстана, России и Украины  от 23 февраля 2003 года о подготовке к  формированию ЕЭП.

Многие трудности  на пути регионального взаимодействия связаны с неразвитостью его  «финансовой составляющей».

В современных  условиях усиление взаимодействия в  сфере валютных отношений приобретает  все большее значение как фактор развития национальной экономики государств-участников СНГ и снижения степени их уязвимости к внешним финансовым потрясениям. При этом укрепление взаимодействия в валютно-финансовой сфере базируется на принципе поэтапности.

Информация о работе Фискальная политика в Казахстане