Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:23, курсовая работа
Целью нашей работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства.
Основными задачами данной курсовой работы являются изучение:
- сущностной характеристики фискальной политики,
- видов фискальной политики,
- инструментов фискальной политики,
- роли фискальной политики в развитии государства и ее особенности в Казахстане.
Введение 3
1. Сущность фискальной политики, ее виды 5
2. Инструменты фискальной политики 12
3. Особенности фискальной политики в Казахстане 19
Заключение 27
Список использованной литературы 28
– специальные налоги, имеющие целевое назначение
В зависимости от характера ставок различают налоги [5, с. 394, 395]:
– твердые (фиксированные), устанавливающиеся в абсолютной сумме на единицу налогообложения независимо от различных экономических показателей, связанных с деловой активностью;
– регрессивные, при которых процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода;
– пропорциональные, проявляющиеся в том, что независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки;
– прогрессивные, при которых процент изъятия возрастает по мере увеличения дохода.
Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога.
Налоговые ставки устанавливаются в виде процента, определяющего долю изымаемого дохода. До определенного повышения ставки налога доходы растут, но затем начинают снижаться. По мере роста ставки налога стремление предприятий поддерживать высокие объемы производства начнет уменьшаться, снизятся доходы предприятий, а с ними и налоговые доходы предприятий. Следовательно, существует такое значение налоговой ставки, при котором поступления от налогов в государственный бюджет достигнут максимальной величины. Государству целесообразно установить налоговую ставку на данном значении. Группа Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов. При более высокой ставке налога резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы перетекают в теневую экономику [2, с. 167].
Однако во многих
государствах ставки налогов значительно
выше оптимального уровня, и это
объясняется действием других факторов,
не учитываемых в теоретической
модели. Например, в странах, тяготеющих
к сильному государственному регулированию,
будет преобладать стремление к
увеличению бюджета через доходную
часть. Налоговые ставки в таких
странах высоки. И наоборот, если
страна тяготеет к либеральному рыночному
устройству, к минимальному государственному
вмешательству в экономику, налоговые
ставки будут ниже. Кроме того, стремление
иметь социально
Очевидно, чем
выше налоги, тем меньшим доходом
будет располагать субъект, а
значит меньше покупать и сберегать.
Поэтому разумная налоговая политика
предполагает всесторонний учет тех
факторов, которые могут стимулировать
либо тормозить экономическое
Такой инструмент фискальной политики государства как налоги тесно связан с другим инструментом бюджетно-налоговой политики – государственными расходами. Средства, изымаемые в виде налогов, идут в государственный бюджет, впоследствии расходуясь на различные цели государства. В условиях действующего законодательства РК основная часть бюджета наполняется за счет платежей налогоплательщиков – юридических лиц.
В настоящее время получила распространение точка зрения о необходимости дополнительного существенного сокращения налоговых ставок по основным налогам. В обоснование этого авторы указывают, что несмотря на временное падение объема налоговых поступлений, в долговременной перспективе улучшаются условия инвестирования, увеличится производство товаров и услуг, повысится занятость населения и, вследствие роста налогооблагаемой базы, начнут расти доходы государства [5, с. 347].
Под государственными или правительственными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг.
Государственные закупки товаров и услуг могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.
Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и сокращает во время подъема и инфляции в целях поддержания стабильности производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержания на нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства.
Государственные
расходы играют значительную роль в
социально-экономическом
Государственные расходы выступают в форме:
- государственного заказа, который распределяется на конкурентной основе;
- строительства за счет капитальных вложений;
- расходов на оборону, управление и т.д.
Основная часть государственных расходов проходит через госбюджет, включающий в себя бюджеты правительства и местных властей.
Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия (доходов). В современных условиях бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий.
Государственный
бюджет представляет собой централизованный
фонд денежных ресурсов, которым располагает
правительство страны для содержания
государственного аппарата, вооруженных
сил, а также выполнения необходимых
социально-экономических
Расходы показывают
направление и цели бюджетных
ассигнований и выполняют функции
политического, социального и экономического
регулирования. Они всегда носят
целевой и, как правило, безвозвратный
характер. Безвозвратное предоставление
государственных средств из бюджета
на целевое развитие называется бюджетным
финансированием. Этот режим расходования
финансовых ресурсов отличается от банковского
кредитования, которое предполагает
возвратный характер кредита. Надо заметить,
что безвозвратность
Структура государственных расходов в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.
Государственные трансферты, являясь одним из инструментов фискальной политики, представляют собой выплаты государственных органов, не связанные с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства, полученные от налогоплательщиков, через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию и т.д. [6, с. 671]. Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения. Социальные трансферты (пенсии, стипендии, различные пособия) входят в средний доход, и эти выплаты позволяют увеличить бюджет семьи на 10-12% [6, с. 409].
Инструменты фискальной
политики по-своему влияют на экономическую
ситуацию, помогая достичь целей,
поставленных перед фискальной политикой.
Основными инструментами
3. Особенности фискальной политики в РК
Фискальная политика
оказывает большое влияние на
развитие государства и на складывающуюся
ситуацию в стране. Поэтому очень
важно анализировать
Сбалансированная
денежно-кредитная
и фискальная политика
и повышение эффективности
их основных инструментов
Координация денежно-кредитной и фискальной политик должна осуществляться по нескольким направлениям.
Во-первых, основным
условием при реализации данных политик
является следование единой долгосрочной
цели или ориентиру. Данной целью
может служить вхождение
Во-вторых, для
тесной координации фискальной и
денежно-кредитной политик
Тем не менее, координация
денежно-кредитной и фискальной
политик не предполагает их подчинение
друг другу. Независимость Национального
Банка от органов представительной
и исполнительной власти закреплена
Законом Республики Казахстан от 30 марта
1995 года «О Национальном Банке Республики
Казахстан».
Основные задачи на 2007-2011 годы
В целях проведения сбалансированной денежно-кредитной и фискальной политики предполагается принятие следующих мер:
Совершенствование
налогообложения
участников финансового
рынка и финансовых
инструментов
Цель и задача
Переход к стандартам
Европейского союза предполагает отмену
налоговых льгот и преференций,
которые в настоящее время
существуют по различным финансовым
инструментам. Введение временных льгот
оправдано в целях
Активизация фондового
рынка Республики Казахстан привела
к появлению новых для